Гласные звуки занятие старше группе. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) «Гласный звук А, буква А, а»

Сценарий образовательной деятельности«Первая буква алфавита»


Описание: Конспект занятия по обучению грамоте для детей дошкольного возраста, предназначен для
воспитателей детских садов,педагогов дополнительного образования.
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А, а, понятием «гласный звук»
Задачи:
Учить определять местонахождение звука А в словах.
Учить делить слова на слоги.
Познакомить с условным обозначением слога.
Развивать внимание и память.
Материал к занятию: предметные картинки, разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные
азбуки.

Ход занятия:

1.Организационный этап :
Приветствие, стихи на организацию внимания.
Игровое упражнение «Настроение»

«Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа,
Обними соседа слева,
Обними соседа справа,
Обними своих друзей,
Вместе жить нам веселей»
2.Подготовительный этап:
Педагог произносит пословицу: «Ученье-свет, а неученье- тьма»
Вместе с детьми выясняет значение пословицы
Немного сведений из истории письменности.
Как вы думаете, дети, для чего нужно уметь читать?
Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»
«Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!»
3.Основной этап:
Анализ звука А.
Слово педагога: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем». Показ разрезной азбуки большого формата
(наборное полотно со всеми буквами)
Загадки
Где живут А Б В Г Д?
Тут живут А Б В Г Д.
Видишь, дома сидят,
Из окошек глядят.
Человечки чёрные,
Умные, учёные
Друг за другом стали в ряд,
Молча с нами говорят.
Тридцать три родных сестрицы-
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

Слово педагога: «Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. Звук А произносится только голосом: рот
открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо».


Вводится термин «гласный звук»
Определение места звука в словах: АИСТ, АСТРА, ЛУНА, МАК.
Педагог загадывает загадки. На ТВ панели демонстрируются иллюстрации с данными словами. Место буквы
показывается во время произнесения слова.
Загадки
Его мы клёкот слышим
И летом, и весной.
И он над нашей крышей
Стоит, как часовой(Аист)


В осеннее небо глядится цветок
Сердцевиной своей золотой.
За лучистый, прямой лепесток
С древнейших времён он назван звездой(Астра)


Вот шершавый стебелёк,
В середине-уголёк,
Лепестки блестят, как лак, -
Распустился красный…(Мак)


В небе круглая лепёшка,
От неё струится свет.
Света может и немножко,
А на весь хватает свет (Луна)


Анализ буквы А.
А-начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко,
Ноги ставит широко.
Дети рассматривают букву. Она состоит из трёх палочек. Пишут большую печатную букву А в воздухе.
Вот два столбика наискосок.
А меж ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Анализ маленькой буквы а
Рассматривают букву. Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка, т.е. из двух частей.
Физкультминутка
Поднимайте плечики
Прыгайте, кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами)
Стоп! Сели.
Травушку покушали. (Приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко! (Прыжки на месте)
Показ схемы слова ЛУ-НА
Два квадрата
Сначала педагог, а затем дети произносят слово Луна по слогам.
Дидактическая игра «Покажи букву»
У каждого ребёнка в руках буква А. Педагог показывает карточку или предметные картинки по любым темам:
«Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Рыбы» и т. д. Можно использовать игрушки. Дети
поднимают карточку с буквой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.
Предложить два-три слова, в которых нет звука А.
4.Итоговый этап:
Вопросы:
Что нового узнали?
С каким звуком познакомились?
Гласный это звук или согласный?
В чём отличие буквы от звука?
Игровое упражнение «Мяч+ настроение»
Дети рассказывают о том, какое у них настроение и перекидывают мяч друг другу.

Знакомство с гласными и согласными.

Учитель говорит:

- Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим «рука», а в старину говорили «длань», мы говорим «глаза», а раньше говорили «очи», «губы – уста», «палец – перст», «голос- глас».

- Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).

- А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).

- В одном царстве жили - были очень интересные жители. У них были волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ. Но когда они надевали шапку - невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они превращались в ЗВУКИ. Жили они дружно .

-Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.

-Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать - СОГЛАСНЫЕ.

-Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

1)Вокально-игровые упражнения.

(Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).

-Сначала, назовите, какие песни вы знаете.

Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.

-Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):

А-А-А-А-А-А-А-А

А-А-А-А-А-А…

Вот поёт эту песню звук О:

О-О-О-О-О-О-О-О

О-О-О-О-О-О-О…

-А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.

(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).

- Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг»

Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.

2) Упражнения в узнавании согласных звуков

- Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:

Б– бухтит; В– ворчит;

Г– гогочет; Д– долбит;

Ж – жужжит; З – звенит;

К – кряхтит; Л– лопочет;

М– мычит; Н– ноет;

П– пыхтит; Р– рычит;

С– свистит; Т– тарахтит;

Ф– фыркает; Х– хрюкает;

Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд);

Ш– шипит;

Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…

Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.

Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.

3)Упражнения в узнавании гласных и согласных звуков.

-Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.

-Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:

«гласные – красные» – 1-й пальчик!

«гласные – красные» – 2-й пальчик!

«гласные – красные» – 3-й пальчик!

«гласные – красные» – 4-й пальчик!

«гласные – красные» – 5-й пальчик!

А теперь вторая, правая рука: …

Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.

Тема: Гласные звуки «А, О, У, И».

Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний о гласных звуках « А, О, У, И».

Коррекционно - образовательные задачи:

создать условия для закрепления у детей знаний о гласных звуках «А, О, У, И»; умения давать сравнительную характеристику звукам, определения места звуков в словах (начало, середина, конец); совершенствования навыков звукового анализа звукосочетаний из 2 гласных звуков.

Коррекционно - развивающие задачи:

создать условия для развития фонематических процессов; зрительного внимания; развития общей моторики, умения координировать речь с движением; развития речевых центров при помощи тренажёров «Су – джок».

Коррекционно - воспитательные задачи:

создать условия для формирования навыков сотрудничества, доброжелательности, выдержки и отзывчивости.

Интеграция: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Оборудование: флэшка со звуковым письмом, письмо от пчёлки, картинки пчелок , почтальона Печкина, поднос, ромашки, предметные картинки на гласные звуки: « А, О, У, И», символы гласных звуков, тренажёры «Су – джок», музыкальная колонка, паровозики, красные фишки, сундучок с запиской медальки, солнышки и тучки, волшебная палочка.

Предварительная работа: знакомство с гласными звуками, знакомство с символами гласных звуков, нахождение места звуков в словах, составление звукового анализа, самомассаж с использованием тренажёров “Су-джок”.

Ход: I . Организационно – мотивационный момент:

а). Вводная часть. Логопед: Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Вячеславовна. Я хочу, с вами познакомится. У меня в руках волшебная коробочка, а в ней карточки с именами, я буду называть имена, если вы услышите своё имя подойдите ко мне.

II . Основная часть:

а). Логопед: - Ребята, я сегодня зашла в кабинет, и увидела на столе письмо, как вы думаете, кто его мог принести? (ответы детей).

А вы знаете почтальона из мультфильма «Простоквашино»? (правильно ребята вы угадали, это почтальон Печкин).

А подскажите мне, как нам узнать от кого это письмо? (ответы детей).

Я вам загадаю загадку, и быть может, когда мы её отгадаем, узнаем от кого оно.

Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Правильно, пчела! Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем (прослушивание звукового письма).

Логопед: - Ну что, поможем пчелке собрать медок?

Ребята, а как мы сможем помочь пчёлке? (ответы детей).

Вы предложили превратиться в пчелок, и я согласна нам будет удобнее, если мы сможем летать?

На месте повернитесь,

И в пчёлок превратитесь!

Приготовились, взлетели и на первый полетели!

б). 1 задание: Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в названии картинки.

Логопед:- А как можно назвать все эти звуки? (ответы детей).

Что у них общего? (ответы детей).

В чем различия? (ответы детей).

в) . Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? - второй).

Логопед: Чтоб задания выполнять,

Нужно пальчики размять, (дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром “Су-джок”)

Прыгал мячик по дорожке, (катаем мячик между ладоней)

И попал в мои ладошки, (спрятали мячик в ладошках)

Будем мы с тобой играть, (перекладываем с одной руки в другую)

Мои ручки развивать.

г). Следующие задание: “Живые звуки.

Логопед: - Ребята, посмотрите на картинку, кто на ней изображён? Как вы думаете, что она кричит? Что с ней случилось?

Повторите, как кричит девочка. (АУ).

Сколько всего звуков вы услышали?

Какой первый?

Какой второй?

Выложите схему из звуков, используя фишки определённого цвета. Какого цвета?

(дети выполняют задания).

Логопед: - Ребята вы не устали? Предложите, как мы можем отдохнуть?

(цветок со скрипичным ключом, какой по счету? - третий).

Динамическое упражнение: «Трудолюбивая пчела».

Пчелка трудится весь день, (руками рисовать перед собой круг).

И работать ей не лень, (покачивание указательными пальцами в знак отрицания).

От цветка летит к цветку, (ритмичные взмахи руками).

Клеит на брюшко пыльцу, (круговые движения ладонью по животу).

Хоботком нектар сосет, (вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться).

За день много соберет, («раскрыть» перед собой все пальцы).

Унесет нектар тот в улей, (изображают полет).

И назад вернется пулей, (резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед).

В сотах утрамбует мед, (топанье ногами).

Будет пчелкам, чем питаться (имитация движения ложкой).

Надо летом им стараться, (имитация накладывания меда в соты).

д). Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – четвёртый).

Задание: «Весёлый паровозик».

Логопед: - Перед вами карточки символов гласных звуков.

Назовите каждый свой звук.

Переверните, рассмотрите, что изображено на картинке?

Какой символ, такой гласный звук вы должны найти в названии картинки и определить, где звук спрятался?

Логопед: - Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!

Давайте превратимся опять в детей.

На месте повернитесь

И снова в ребят превратитесь.

Логопед: - Посмотрите, у меня на подносе тучки и солнышки, если задания вам понравились и были не сложными для вас возьмите солнышко, а если задания вам не понравились и были сложными возьмите тучку.

Итог: Логопед:

Ребята мы были так заняты, что не заметили, как появился сундучок.

Как вы думаете, кто его принёс и что может быть внутри? (ответы детей).

Давайте посмотрим. Тут записка, давайте прочтём. А ещё пчёлка дарит вам медали.

Занятие по обучению грамоте « Дружим с буквами разными, гласными, согласными»

Тема: « Звуки [А] [О] [У]. Гласные буквы А,О,У.

(старшая группа)

Цели:

Коррекционно-образовательные:

    Закрепить понятие «звук» «буква»

    Знакомство с понятиями «слог»,

    проводить звуковой анализ слов.

    различать:

гласные, в начале и конце слова

    упражнять в определении позиции звука в слове.

    закреплять графические образы букв «А», «О», «У».

Коррекционно-развивающие:

    развивать фонематическое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;

    проводить звуковой анализ слова, различать гласные, в начале и конце слова;

    называть слова с заданным звуком.

Коррекционно-воспитательные:

    стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества.

    Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование : Буквы А, О, У. Фишки красного, синего, зеленого цвета. Демонстрационные картинки. Раздаточные картинки. Паровозик с вагончиками. Картинки клоунов с шарами красного, синего и зеленого цвета.

Предварительная работа : Разучивание стихотворений «Аист» и «Слово делится…»

Правило поведения на занятии.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Основная часть.

Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем говорить о буквах, звуках и слогах.

Звук, это то, что мы слышим. Буква, это то, что мы видим, пишем, читаем.

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуется следующие задачи:

    уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

Анализ артикуляции звука [у].
Звучит сигнал паровоза: У-У-У!

- Что это гудит? Давайте поиграем в « Живое зеркало» (дети смотрят друг на друга и произносят звук).

Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [у] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами). Воздух свободно выходит изо рта и не встречает на пути преграду. -

Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук [у] голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Звук получается гласный

А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой вначале слышится звук [у] и поместить ее рядом со звуком и буквой У.

Воспитатель читает стихотворение:

Что везет автомашина?

Все, что есть на букву «А»

Вот арбузы, апельсины,

Ананасы и айва.

Какой звук вы слышите в начале всех этих слов?

Дети смотрят в «живое зеркало» (звук [ a ] выходит изо рта свободно и не встречает преграду)

Его обозначим красным кружком, фишкой:

А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой в начале слышится звук [а] и поместить ее рядом со звуком и буквой А

Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли письмо. Это письмо от Буратино

В письме картинка с изображением аиста

Загадка:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Дети отгадывают загадку и определяют, какой звук слышат в начале этого слова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Очень трудно так стоять.

И не падать, не качаться,

И за столик не держаться.

Дети стоят на одной ноге, руки в стороны

Физкультминутка «Аист»
Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

- Топай - правою ногой (раз, два, три),

Топай - левою ногой (раз, два, три),

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой

Знакомство со звуком [о].

Послушайте стихотворение. Подумайте, какое время года описывает поэт.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В теплые края.

- Какой первый звук в слове осень? Посмотрите, как я его произношу. (Губы округлены и немного выдвинуты вперед,) Произнесите звук [о].(живое зеркало)

Дети анализируют артикуляцию звука [о]. Делают вывод: звук [о] гласный. Обозначают его фишкой.

А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой вначале слышится звук [о] и поместить ее рядом со звуком и буквой О.

Итог занятия.

Логопед: Молодцы ребята, вы славно потрудились и многое сегодня узнали. А давайте ещё раз вспомним, о чем сегодня мы говорили? (ответы и высказывания детей)

В письме Буратино обращается к вам с просьбой. Мальвина задала ему задание, а он не может с ним справится. Поможете ему? Детям раздаются карточки от Буратино.

А О У

Образец : А, О, У

А О У

Образец : А, О, У

о у к м ю щ а н н р ч О х д ы и А м п р в У ц м ж к еО г н л т а н х л ы А д ы н А ц д ж н ц у ц х п д д О и О щ т э У ю я р ж О б и т ч г А

Детям предлагается: обвести буквы красным карандашом.

А –квадратом, О-кругом, У-треугольником.