Установка кран буксы на смеситель. Ремонт керамического кран букса: необходимые инструменты и пошаговая инструкция

Если из водопроводного крана в закрытом состоянии капает вода, тогда необходимо заменить буксу. Если вытекает тонкая струйка, то она может значительно увеличить коммунальные расходы, в том случае, если в квартире установлен водяной счетчик.

Виды

Для того чтобы поменять кран буксу, необходимо ознакомится с его наиболее часто употребляемыми типами:

  1. Червячная передача и резиновый уплотнитель;
  2. С керамическими подвижными пластинками, которые перекрывают подачу воды.

Рассмотрим различия:

  • Первый тип имеет шток, который выдвигается при помощи червячного механизма, он перекрывает седло крана резиновым уплотнителем. Если он сотрется, тогда его заменяют. Если букса имеет резиновые манжеты, тогда для полного открытия или закрытия необходимо сделать маховиком от 2 до 4 оборотов. Червячный принцип подразумевает наличие на конце стержня резиновой прокладки. Уплотнитель прижимается к седлу смесителя или крана и перекрывает подачу воды. Если резиновая прокладка сотрется, тогда ее можно достаточно просто заменить новой, так как производитель выпускает большой ассортимент данного товара, при этом в наличие имеются различные модификации, а стоимость любой из них маленькая;
  • Если смонтирован второй тип, тогда для того чтобы открыть кран, нет необходимости вращать ручку, нужно повернуть маховик на половину. Устройство керамической кран буксы простое: одна пластина с отверстием закрепляется на стержне, а вторая — остается неподвижной. Поворачивая кран на пол оборота, совмещают отверстия на обеих пластинках, и этим открывается подача воды.

Если становится необходимо, тогда заменяют керамические пластинки кран буксы, внутри смесителя, хотя они ломаются не часто, а их частичная установка довольно сложный процесс, поэтому легче приобрести новую деталь и смонтировать ее.

На керамическую кран буксу отрицательно влияют: жесткая вода, которая имеет твердые включения и абразивные свойства, поэтому пластины перестают плотно прилегать друг к другу, и пропускают воду.

Также данные типы различаются по длине и количеству шлиц. Например, если деталь импортная, тогда число шлиц, составляет от 20 до 24. А в том случае если она отечественная, тогда под маховиком расположен квадратный крепеж с винтом-фиксатором, а сечение буксы составляет ½ или 3/8 дюйма.

Чтобы при приобретении крана-буксы не ошибиться, нужно демонтированную старую деталь показать продавцу, который подберет вам нужную модель.

Как правильно снять кран буксу?

Вначале перекрывают подачу воды. Если внутри жилого помещения нет вентиля квартиры, тогда необходимо перекрыть центральный стояк, расположенный в подъезде. Перепроверяют, прекратилась подача воды или нет.

  • Снимают маховик. Для этого применяют отвертку, с помощью которой удаляют цветную заглушку, которая выполнена из пластика. Далее отвинчивают винт, которым закреплена кран букса к стержню;
  • Для того чтобы правильно вывинтить кран буксу, нужен 17 ключ, но при этом необходимо учесть, что данные детали имеют контргайки, их отпускают разводным ключом. Если кран букса имеет квадратную головку, тогда применяют 7 ключ, при этом шток поворачивают против часовой стрелки.

Монтаж

Это важно! Установка данной детали происходит так же, как и демонтаж, но в обратном порядке.

При этом нужно помнить, что замена керамической кран буксы производится с осторожностью, так как не следует плотно затягивать винты, иначе могут треснуть керамические пластины. Необходимо установить данную деталь в определенное отверстие смесителя и произвести фиксацию гайкой.

Преимущества и недостатки кран — буксы с резиновым уплотнителем

Начнем с минусов:

  • Маленький срок эксплуатации;
  • Для подачи воды или для закрытия крана нужно производить много оборотов, поэтому вентиль теряет плавность хода, а уплотнитель быстро изнашивается;
  • Появляется скрежет и неприятный для уха шум, вследствие чего может разрушиться водопровод.

К преимуществам можно отнести:

  • Цену уплотнителя и кран — буксы;
  • Прокладку можно изготовить самостоятельно, из куска резины.

С керамическими картриджами

Рассмотрим данный тип кран — буксы, который открывается и закрывается с пол оборота, а в самой конструкции имеются две пластинки из керамики, которые имеют одинаковые отверстия.

Одна из пластин неподвижная и крепится к штоку, на котором зафиксирован маховик крана или смесителя. При его повороте совмещаются или смещаются отверстия на керамических пластинках, и соответственно подается или перекрывается напор воды.

Выше мы уже рассмотрели, как поменять буксу в кране, вне зависимости от ее модели. Но отметим, что при неисправности керамической детали, лучше приобрести новую деталь и произвести ее полную замену, а не частичную, потому что не так просто подобрать вставки (пластины) именно для данного элемента.

Плюсы и минусы

Рассмотрим преимущества:

  • Высокий срок эксплуатации;
  • Подача воды возможно при повороте маховика на пол оборота;
  • Поворот ручки осуществляется плавно и бесшумно.

К недостаткам можно отнести:

  • По сравнению с моделью с резиновым уплотнителем, керамическая кран — букса стоит дороже;
  • Нельзя монтировать в том случае, если вода в водопроводе подается с песком. Перед керамическим краном — буксой необходимо установить фильтр предварительной очистки.

Заключение

Смеситель и кран не являются надежным устройством, со временем они начинают протекать, что происходит вследствие изнашивания и потери эластичности резиновой прокладки. О том, как поменять на кране буксу, можно узнать, ознакомившись с данной статьей. Данную работу лучше проводить хотя бы раз в год, но если вода в вашем регионе подается загрязненная (с песком или с примесями), тогда перед краном лучше установить фильтр, иначе уплотнитель придется заменять намного чаще. Если замену не можете произвести самостоятельно, тогда вызовите специалистов.

Снова «капает» кран? Керамика не помогла и вернулись старые проблемы? Давайте тогда посмотрим, что можно сделать. Что такое керамическая кран-букса, мы уже рассматривали .

Как и любой механизм, кран-букса может выйти из строя. Рассмотрим типичные проблемы, которые возникают в кранах и смесителях, где используются керамические кран-буксы.

Как установить или снять кран-буксу

Кран-буксы с рабочей керамической парой пришли на смену вентильным механизмам как более надежный и долговечный запорный элемент. Они прекрасно подходят к уже установленным кранам и смесителям

Разумней всего снять старую буксу и по ее размерам купить в магазине новую. Стоит подобрать диаметр и высоту кран-буксы, также необходимо выбрать такое же посадочное место под барашек крана.

Перед установкой новой кран-буксы следует очистить седло крана от накипи и минеральных отложений. По возможности седло отшлифовать и отполировать.

На резьбу кран-буксы необходимо нанести тонкий слой водостойкой смазки - это упростит задачу снятия изделия через некоторое время для ремонта или замены. Для улучшения изоляции кран-буксы на резьбу также можно намотать один или два слоя уплотнительной фом-ленты.

По возможности кран-буксу вкрутить руками. Зажимать ключом на данном этапе нет необходимости. Открыть воду в стояке. Гаечным ключом дотянуть кран-буксу до состояния, при котором она перестанет пропускать воду. Дальнейшая затяжка не рекомендуется, поскольку можно повредить нижнюю уплотнительную прокладку в седле крана.


При такой установке вы точно не повредите уплотнительную прокладку, но через некоторое время возникнет необходимость «дотянуть» кран-буксу.

В установке декоративной гайки и маховика нет ничего сложного. Замена успешно проведена.

Прокладки - есть или нет

В керамических кран-буксах, как и в вентильных кранах, используется система прокладок. Она видоизменена, но все же присутствует. Больше 90% проблем с протечкой керамических кран-букс вызывает именно износ этих прокладок.


Снять кран-буксу и заменить или реставрировать уплотнение не составит большого труда. Отремонтировать кран-буксу проще, чем может показаться на первый взгляд.

Герметизация запорного элемента осуществляется двумя прокладками. Первая герметизирует кран-буксу в седле смесителя. Вторая прижимает верхнюю поворотную керамическую пластину к нижней пластине.

Виды прокладок, способы замены и ремонта

Прокладка в седле крана обеспечивает надежное прилегание и герметизацию кран-буксы. Под давлением воды она может «сесть» или попросту износится с течением времени, что приводит к появлению течи. Следует отметить, что седло крана также должно быть без трещин и больших раковин, иначе прокладка не сможет полностью герметизировать соединение. В некоторых моделях кран-букс для фиксации прокладки используется металлическая кольцевая пружина. Со временем она ржавеет и ломается со всеми последствиями.


Для решения этой проблемы изделие следует выбирать с неметаллическим элементом, например, с использованием пластиковых колец.



Если проблема появилась, в этом месте следует заменить прокладку. При этом кран-буксу разбирать не придется, достаточно только выкрутить из седла крана. Для ремонта «на скорую руку» можно отвинтить кран-буксу, на прокладку нанести тонкий слой силикона. Когда силикон подсохнет, вкрутить кран буксу на место, дополнительная высота прокладки также сможет закрыть небольшие раковины и задиры седла крана. Не рекомендуется наносить слой силикона непосредственно в седло крана, поскольку кран может выйти из строя.

Вторая прокладка, изготовлена из фторопласта, полипропилена или другого похожего по своим свойствам материала, предназначена для улучшения прижима верхней керамической поворотной пластины к нижней. Эта прокладка испытывает максимальные нагрузки в процессе эксплуатации крана, что приводит к выходу ее из строя. В результате она недостаточно поджимает поворотную пластину, в керамической паре образуется зазор, через который начинает течь вода.


В зависимости от изготовителя кран-буксы, толщина этой прокладки составляет 0,5-1мм. Для ее замены необходимо разобрать буксу и осмотреть прокладку на наличие повреждений.

Одним из способов быстрого ремонта есть «наращивание» высоты поворотной керамической пластины. На верхнюю керамическую пластину необходимо наклеить 2 шара изоленты. Этого будет достаточно для хорошего прижима керамической пары.

Керамические пластины - проблемы с ними

В некоторых случаях проблема может возникнуть с самим запорным элементом - керамическими пластинами. Расстояние между пластинами очень незначительное и между ними возникает межмолекулярное взаимодействие. Если между пластинами попадет твердая частица, это приведет к разгерметизации кран-буксы и как следствие - ее протечки.

В таком случае достаточно разобрать кран-буксу, очистить керамические пластины и собрать ее, предварительно смазав пластины водостойкой смазкой с большой вязкостью. У производителей нет конкретных рекомендаций по использованию тех или иных смазочных материалов, по этому можно использовать ту, которая имеется под руками.

При ремонте кран-букси следует учесть, что пластины притерты одной стороной, переворачивать или разворачивать их нельзя, это только усугубит ситуацию, и вместо отремонтированной кран-буксы вам придется перебирать ее снова или покупать новую.

На поверхности пластин могут также образоваться задиры и сколы. В таких случаях для устранения проблемы необходимо купить ремкомплект и заменить сами пластины.


В бюджетном варианте, без замены керамической пары, ее можно пробовать отшлифовать. Самый простой способ - это натереть керамическую пару грифелем от мягкого карандаша и притереть их. Или можно воспользоваться более профессиональным подходом. Для этого вам понадобиться порошок карбида кремния или оксида алюминия(материал из которого изготовляют керамические пары) с размером зерна 1200. Такой материал есть в мастерских, которые специализируются на заточке инструмента.

Кран букса смесителя – вещь, вроде бы и незаметная, но если она выйдет из строя, то последствия будут самые неприятные – кран будет шуметь, плохо открываться и протекать. Протечка закрытого крана – самый первый признак того, что кран букса износилась, и пора бы ее починить или заменить полностью. Кроме этого, кран может издавать характерные хрипящие и «тарахтящие» звуки. Неисправная кран букса способна доставить много неприятностей, от которых, впрочем, можно быстро и просто избавиться, заменив или починив деталь. Прежде чем рассказать о том, как снять кран буксу и как ее можно отремонтировать, мы рассмотрим особенности этой детали, ее разновидности, преимущества и недостатки.

Кран букса керамическая, устройство, назначение

Главное отличие этой детали от «классической» червячной кран буксы заключается в том, что она, как понятно из названия, содержит специальные вставки из керамики. Эти элементы непосредственно отвечают за подачу воды и ее перекрытие. Изготавливаются из металлокерамики – оксида алюминия. Механизм довольно простой – состоит из двух пластин из керамики с отверстиями. Оксид алюминия, из которого сделаны пластины – очень крепкий материал, благодаря чему в процессе работы на рабочей поверхности элементов не остается царапин.
Когда кран поворачивают, пластины сходятся в одной плоскости, при этом образуется отверстие, через которое поступает поток воды, который можно регулировать по мере надобности. Кран с червячной буксой при открытии/закрытии нужно несколько раз проворачивать в ту или иную сторону, керамическая букса позволяет пускать и перекрывать воду одним легким движением.

Основной недостаток кранов с резиновой прокладкой заключается в частых поломках, так как закручиваются они за несколько оборотов с применением силы. Как результат – резина быстро изнашивается кран, начинает «кашлять», шипеть и течь. Принцип работы керамической кран буксы заключается в смещении керамических пластин относительно друг друга. Кран букса содержит две пластины – одна плотно зафиксирована в корпусе, вторая, подвижная пластина расположена внутри штока, который соединен с ручкой смесителя. При повороте ручки шток с пластиной смещается, образуя отверстие. При закрытии пластины расходятся, и вода перестает течь.



Срок службы кран буксы большой, однако стоит она на порядок дороже обычной, с резиновой прокладкой. Кроме того, керамика очень не любит жесткую воду с примесями, поэтому желательно установить на подачу воды фильтр грубой очистки.
Смеситель с керамической буксой работает совершенно бесшумно, что добавляет комфорта в эксплуатации. Пластины внутри крана могут смещаться на 90 или 45 градусов – в зависимости от того, какой силы нужен напор.

Как работает кран букса

Чтобы лучше представить все преимущества кран буксы по сравнению с традиционными червячными кранами, нужно ознакомиться с ее устройством и принципом работы.

Основные конструктивные элементы керамической кран буксы:

Корпус.
Фиксатор штока.
Поворотник.
Верхняя пластина.
Нижняя пластина.
Прокладка.


Корпус производится с использованием сплавов цветных металлов. Внутри корпуса находится резиновая прокладка для обеспечения герметичности. По обеим сторонам корпуса размещены небольшие щели для поступления воды. Покупая кран буксу, обязательно обращайте внимание на длину ее корпуса – размеры могут не подойти к вашему смесителю. В продаже чаще всего встречается кран букса керамическая, размеры которой составляют 3 4, 3/8, 1/2 дюйма. Корпус буксы крепится к штоку стальным фиксатором – при разборке его легко разъединить обычной отверткой.


Поворотник отвечает за работу рукоятки смесителя, он довольно хрупкий, при сильном нажатии может сломаться. Верхняя пластина имеет отверстие для соединения с поворотником, а также отверстия для воды. В более старых моделях крана буксы пластина поворачивалась на фиксированное расстояние, в новых моделях она поворачивается без ограничений. Как уже упоминалось выше, нижняя пластина должна абсолютно точно совпадать с верхней – от этого зависит правильная подача воды. Для этого на нижней пластине размещены несколько дополнительных фиксаторов. Обе пластины обрабатывают специальной силиконовой смазкой во избежание преждевременного износа.

Изоляционная прокладка для кран буксы изготовлена из резины. Ее главное предназначение – обеспечить ход воды только между пластинами. Прокладка не подвергается нагрузкам, поэтому срок ее службы достаточно долгий, при условии, что вода в водопроводе не будет содержать никаких агрессивных примесей.

Итак, при повороте ручки смесителя шток и поворотник смещают верхнюю пластину – вода начинает поступать в смесительную камеру, а оттуда через кран наружу. При повороте ручки в обратную сторону пластины сходятся, и вода прекращает поступать.


Покупая смеситель, можно выбрать уже готовую конструкцию, или купить керамическую буксу и вставить ее в старый смеситель. В продаже есть модели, специально разработанные для кранов старой, еще советской конструкции. Такие буксы имеют четырехгранный оголовок на поворотном штоке. Самые распространенные модели кранов на сегодняшний день – с оголовком-звездочкой, имеющем 12 или 16 граней, без ограничения поворота.

Как поменять кран буксу


Сделать это очень просто – из инструментов понадобятся только плоская отвертка и разводной ключ нулевого размера.

Порядок работ следующий:

Снимаем с кран буксы маховик. Для этого отверткой поддеваем пластиковую заглушку, откручиваем крепежный винт, после чего получаем доступ непосредственно к буксе.

Для того, чтобы открутить буксу, в большинстве случаев достаточно ключа на «17». Очень часто керамические кран буксы снабжают контргайками, которые придется ослабить с помощью разводного ключа. Кран буксу с квадратным оголовком можно открутить ключом на «7», вращая шток против часовой стрелки. Все работы по сборке выполняются в обратном порядке.

замена прокладки кран буксы


Необходимо отметить, что в некоторых случаях поможет только полная замена кран буксы, однако при желании и наличии кое-какого опыта можно попытаться ее отремонтировать, если повреждения не критические.

Для ремонта понадобится только разводной гаечный ключ и отвертка. С их помощью не составит особого труда снять керамическую кран буксу со смесителя, полностью разобрать ее, и произвести замену вышедших из строя деталей. В процессе работы может понадобиться уплотнительная лента, или пакля с герметиком (рекомендуется Unipak).

В подавляющем числе случаев из строя выходит прокладка кран буксы – как результат, кран начинает подтекать. Для устранения проблемы придется приобрести ремкомплект кран буксы, его можно найти практически на любом рынке или в специализированном магазине сантехнического оборудования. Важный момент: к смесителям импортного и отечественного производителя идут разные наборы ремкомплектов.


Прокладка обеспечивает надежную изоляцию буксы в смесителе, она имеет форму кольца, и одевается на наружную часть корпуса. Для замены прокладки нет необходимости даже снимать саму буксу. Для быстрого ремонта «на скорую руку» достаточно герметизировать конструкцию герметиком, но это временная мера.

Чтобы заменить вышедшую из строя прокладку, выполняем следующие действия:

Обязательно отключаем подачу воды на смеситель.
Плоской отверткой подцепляем пластиковую крышку вентиля.
Выкручиваем винт, снимаем маховик.
Выкручиваем из гнезда верхнюю часть буксы.

У вас в руках должен оказаться патрубок, на верхнюю часть которого надето резиновое кольцо. Его необходимо снять и поставить на его место новую прокладку из ремкомплекта, после чего собрать конструкцию в обратном порядке. Однако, перед тем, как начинать сборку, обязательно убедитесь, что полость смесителя не имеет сколов, трещин, раковин и прочих повреждений, иначе замена прокладки окажется бесполезной, и придется заменить смеситель.

замена прокладки керамической пластины


Если прохудилась прокладка керамической пластины, смеситель начинает гудеть. Еще один признак неисправной прокладки – вода постоянно подтекает непосредственно из смесителя, а не из-под вентиля. Чтобы заменить прокладку, понадобится полностью разобрать буксу. Сложного тут ничего нет, нужно в точности повторить все шаги из предыдущего пункта, за исключением последнего – на этом этапе работ гаечным ключом выкручиваем буксу из смесителя полностью. Разбираем ее на две части – верхнюю и нижнюю, чтобы получить доступ к керамическим дискам. Прокладка размещается между верхней пластинкой и диском, обычно она белого цвета, но не всегда. Эту прокладку нам и придется заменить. После замены сборка производится в обратном порядке.

меняем керамические диски

Если диски со временем истерлись, можно попробовать убрать неровности, затерев их обычным простым карандашом. Иногда проблема состоит в другом – сами по себе керамические диски идеально отшлифованы и подогнаны друг к другу, благодаря чему не пропускают воду. Однако если между ними попадет какой-либо мусор или песчинка, герметизация может нарушиться. Поэтому после разборки нужно убедиться, что поверхности дисков чистые. При обратной сборке нельзя закручивать гайки чересчур туго – это чревато повреждением резьбы и прокладок.


Еще одна серьезная проблема – царапины и борозды на поверхности дисков. В этом случае понадобится полная замена керамического диска – они продаются в виде ремкомплекта. Устранив все неполадки, выполните сборку смесителя и проверьте ег на работоспособность.

о самом сложном: прикипела кран букса


Причиной того, что кран букса не извлекается из гнезда, могут быть известняковые отложения, которые намертво приклеивают деталь к стенкам смесителя. Как разобрать кран буксу, если она, как говорят, «прикипела»? Домашние «мастера» часто используют метод «где не помогает гаечный ключ, поможет большой гаечный ключ и молоток».


Метод, скажем прямо, сомнительный, даже если попытаться выкрутить кран буксу «враскачку» — поворачивая ключ в разные стороны. С таким подходом можно запросто разломать весь смеситель, и на этом ремонт будет окончен. Ниже мы рассмотрим несколько реально работающих способов решения этой проблемы:

Метод №1 – химический.
Попробуйте смочить резьбу жидкостью для очистки сантехники Sillit. Она довольно неплохо справляется с ржавчиной и известковым налетом. Аналогично работает препарат WD-40 (вд-шка). Его можно приобрести в любом магазине автозапчастей.


После использования WD-40 смеситель нужно тщательно вымыть – препарат токсичен.
Если вышеуказанные химикаты не решили проблему сразу, попробуйте соорудить вокруг проблемного места некое подобие ванночки, например, из пластилина, налейте в нее химикат, оставьте на ночь.

Метод №2 – термический.
Если с химикатами не получилось можно попробовать прогреть резьбовое соединение. Этот метод придется использовать на свой страх и риск, и надеяться на то, что материалы, из которых сделан корпус смесителя и букса, имеют разное термическое расширение.


Для прогрева лучше всего использовать строительный фен. Особо радикальные «мастера» умудряются пользоваться даже паяльной лампой.

Метод №3 – механический.
Если смеситель – китаец, то с вероятностью в 99% он сделан из низкокачественного, слабого и легко деформирующегося материала. В этом случае можно аккуратно обстукивать небольшим молоточком корпус смесителя вокруг резьбы. Эту операцию нужно проделать неоднократно – есть небольшой шанс, что корпус смесителя немного деформируется, ржавчина и известковый налет ослабят свою хватку, и кран буксу таки получится выкрутить. Однако китайский смеситель проще заменить, чем ремонтировать, так что этот метод, как говорится, на любителя.

В самом крайнем случае, если все вышеописанные методы не сработали, кран буксу можно попытаться высверлить. Для этого нужно срезать выступающую часть детали и высверлить сверлом нужного диаметра часть буксы, которая «прикипела» к резьбе. Или же попытаться удалить ее фрезой.


При этом есть большой шанс, что после такой радикальной операции резьбу в смесителе придется нарезать заново.