Митрополит фотий. Кондак святителям Киприану, Фотию и Ионе, митрополитам Московским, на перенесение мощей

(впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году , когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана . Выбор Патриарха Матфея пал на Фотия. 2 сентября 1408 года Фотий был хиротонисан. 1 сентября 1409 года прибыл в Киев ; 22 апреля 1410 года торжественно въехал в Москву .

Полгода он жил в Киеве (сентябрь - февраль ), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского . Видя, что престол митрополита не может находиться в Киевской земле, всё более подпадавшей в зависимость от католической Польши , по примеру прежних русских митрополитов, перенёсших своё местопребывание сначала во Владимир , а затем в Москву , митрополит Фотий на Пасху 1410 года прибыл в Москву. Москву застал разорённой недавним нашествием Едигея , а митрополичье хозяйство запущенным за три с половиной года после смерти Киприана и разворованным и принялся за его восстановление.

Фотий был похоронен в кремлёвском Успенском соборе рядом с митрополитом Киприаном .

История почитания

Его останки были извлечены из земли в 1472 году в связи с перестройкой Успенского собора - вместе с гробами святителей Ионы , Феогноста и Киприана; затем вновь преданы земле в том же соборе. 27 мая 1472 года принято считать днём обретения мощей четырёх упомянутых святителей, а 1472 год - годом их прославления ; однако известно, что в 1472 году канонизирован был один митрополит Иона и что вплоть до XVII века не было ни всероссийского, ни местного празднования памяти митрополитов Киприана, Феогноста и Фотия .

В Русской православной церкви память святителя Фотия совершается 2 (15) июля и 27 мая (9 июня).

Напишите отзыв о статье "Фотий (митрополит Киевский)"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1902. - Т. XXXVI. - С. 394-396.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Фотий (митрополит Киевский)

– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.
Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Но добр и кроток он был только с своими полковыми, с Тимохиным и т. п., с людьми совершенно новыми и в чужой среде, с людьми, которые не могли знать и понимать его прошедшего; но как только он сталкивался с кем нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался; делался злобен, насмешлив и презрителен. Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и потому он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг.

Избранный еще при жизни Феогноста, его преемник святой Алексий был из боярского рода Плещеевых, родился в 1300 году и имел своим восприемником Калиту. Лет 20-ти он постригся в московском Богоявленском монастыре. Здесь заметил его митрополит Феогност и сделал своим наместником, а потом епископом владимирским. По смерти Феогноста святой Алексий поехал в Грецию и был посвящен в митрополиты (1354 года). Как видится, неоднократное поставление на митрополию русских людей стало обращать на себя беспокойное внимание греков; собор по случаю его поставления сделал оговорку, что Алексий поставляется митрополитом только как исключение, вследствие личных своих достоинств, но что впредь митрополиты должны посылаться на Русь непременно из греков. В то же время было снова определено отнюдь не разделять Русской митрополии на части, потому что, хотя митрополит и живет не в Киеве, а в Москве, но Киев все-таки остается его престольным местом. Но еще не выехал Алексий из Цареграда, как приехал сюда новый кандидат на митрополию Роман , человек знатного, княжеского рода, родственник второй жены Ольгерда, Юлиании Тверской. Его прислал сам князь Ольгерд, который, желая освободиться от церковного подчинения своей страны московскому митрополиту, захотел иметь своего собственного митрополита. Опасение, как бы в случае отказа Ольгерд не сделал в своей стране какого-либо вреда православию, а более всего богатые дары заставили патриарха Филофея посвятить и Романа, назначив ему в управление Литву и Волынь с кафедрой в Новгородке Литовском. Киев все-таки оставлен был за святым Алексием. Оба митрополита явились на Русь, и “сотворился, по рассказу летописца, мятеж во святительстве”. Алексий покорился определению патриарха и его собора и довольствовался своею областью, но Роман не был доволен, домогался получить под свою власть и Киев с Брянской епархией, тоже уступленной Алексию, делал властные распоряжения в Твери, пользуясь тем, что Михаил Александрович Тверской был родственник и союзник Ольгерда. Церковная смута прекратилась уже в 1368 г. смертью Романа. Патр. Филофей и константинопольский собор опятъ определили, чтобы Литва не отделялась от всероссийского митрополита; но определение это, как увидим, не было приведено в исполнение, едва ли даже было обнародовано. Святой Алексий был вовсе не такой просветитель, которым могли бы быть довольны в княжествах, не ладивших с Москвой. В правление Иоанна // Алексий был главным советником великого князя и во всем ему содействовал, а его содействие было тогда очень важно вследствие особенного благоволения к святителю ордынских ханов. В 1357 году, по случаю глазной болезни ханши Тайдулы , которой никак не могли вылечить волхвы татарские, хан Чанибек писал к князю: “Мы слышали, что Бог не отказывает молитвам главного попа вашего; отпустите его к нам, да исцелеет его молитвами царица моя; а то пойду опустошать землю вашу”. Святитель поехал и исцелил Тайдулу. После этого его еще более стали уважать в Орде. В том же году Чанибек умер; его сын, свирепый Бердибек , потребовал от русских князей новой дани. Алексий снова поехал в Орду ходатайствовать за Русскую землю. При содействии Тайдулы он укротил хана и воротился с новым ярлыком. При малолетнем Дмитрии Иоанновиче Донском митрополит был настоящим правителем государства и выручил Москву из довольно опасных обстоятельств. Он помог Дмитрию удержать великокняжеское достоинство, несмотря на соперничество старшего родича, Димитрия Суздальского. Несколько времени спустя митрополит вступил в ссору суздальских князей Димитрия и Бориса из-за Нижнего и звал их судиться в Москву. Борис было отказался от московского суда, но святой Алексий послал к нему в Нижний преподобного Сергия Радонежского с повелением затворить все церкви в городе и этой сильной мерой смирил его пред московской властью и заставил уступить Нижний брату. При посредстве митрополита заключались все княжеские договоры; он употреблял свою духовную силу и для того, чтобы заставлять князей соблюдать эти договоры, предавал отлучению тех из них, которые вступали против Москвы в союз с Литвой.

Такая постоянная связь митрополита с Москвой, конечно, должна была возбуждать в нем сильную неприязнь в Литве и Польше. В 1371 году. несмотря на все прежние определения о единстве митрополии, патриарх Филофей должен был уступить сначала настояниям польского короля Казимира и дать Галичу особого митрополита Антония . Потом в том же году пришло к нему настойчивое послание и от Ольгерда литовского, который жаловался, что никогда не бывало такого тяжелого митрополита на Руси, как святой Алексий, что Киева и Литвы он вовсе не посещает и любит одного только князя московского, с благословения его Москва обидела его, Ольгердова, шурина, Михаила Тверского, и зятя, Бориса Нижегородского, с перебежчиков на московскую сторону митрополит снимает крестное целование и проч., и в заключение просил поставить тоже особого митрополита в Киев, Малую Россию, Литву, Смоленск, Тверь и Нижний, т.е. во все местности, враждовавшие с Москвой. Филофей уступил и этой просьбе и в 1376 году поставил митрополитом киевским серба Киприана. В России стало таким образом сразу три митрополита. Для поддержания единства митрополии патриарх определил только, чтобы Киприан снова соединил Русь под одной своей властью после смерти Алексия.

Смуты в митрополии по кончине митрополита Алексия. Митрополит Киприан и его заслуги.

Понятно, что в Москве были очень недовольны поставлением Киприана и назначением его в преемники святителю Алексию без согласия великого князя. Престарелый святитель хотел назначить себе преемником преподобного Сергия, но смиренный подвижник решительно отказался от этой чести. Тогда великий князь наметил на митрополию своего духовника и любимца, священника Митяя (Михаила). Это был человек видной наружности, с громкой и чистой речью, хорошо толковавший силу книжную, знавший все старинные повести, книги и притчи, рассуждавший красноречиво в судах и делах, но вместе с тем гордый и заносчивый. Великий князь уговорил его постричься и в самый же день пострижения сделал архимандритом своего московского Спасского монастыря. Несмотря на то, что Алексий никак не соглашался признать этого монаха - новоука своим преемником, едва только святитель скончался (в 1378 г.), как Митяй вошел на митрополичий двор и начал всем здесь распоряжаться, как настоящий митрополит, править делами и собирать митрополичью дань. Так как он желал быть посвященным русскими епископами, то в Москве, по распоряжению великого князя, собрался для этого собор епископов и высшего духовенства. Но между ними нашлось много людей, особенно из монахов, которые вовсе не желали иметь его митрополитом. Больше других говорил против него епископ Суздальский святой Дионисий . Митяй привязался к нему, запальчиво требуя от него ответа, почему по приезде в Москву он не явился к нему за благословением. “Ты должен был придти ко мне за благословением, а не я к тебе, - отвечал Дионисий, - потому что я епископ, а ты поп”. - “Я тебя и попом не оставлю, - закричал Митяй. - Своими руками спорю свои скрижали”. - Узнав, что Дионисий сам намерен отправиться за митрополичьим саном в Грецию, Митяй с великим князем посадили его под стражу. Дионисий дал слово не ездить в Грецию и выставил в этом поручителем за себя преподобного Сергия, но все-таки уехал не более как через неделю после своего освобождения. Митяй страшно рассердился и на него и на Сергия. А из Киева между тем ехал к Москве другой, еще более опасный кандидат на митрополию, Киприан, который должен был занять теперь всю митрополию в силу соборного определения 1376 г. Против этого кандидата восстал сам великий князь, видевший в нем избранника Ольгерда, и с бесчестием выгнал его из Москвы. После всего этого Митяй решил поторопиться своим посвящением и сам наконец двинулся в Грецию с огромной свитой, с дарами для греков и с несколькими бланками, скрепленными печатью великого князя, на всякий случай, но при самом конце дороги, уже в виду самого Константинополя, внезапно умер в 1379 году.

После его смерти спутники его решились самовольно выбрать в митрополиты одного архимандрита из его свиты, Пимена , и на одном из бланков за великокняжеской печатью написали от имени великого князя прошение об его поставлении. Патриарх Нил и император сначала было отказались исполнить это прошение, ссылаясь на то, что в Россию уже давно посвящен на митрополию Киприан. Но послы, воспользовавшись другим бланком, заняли денег, раздали, кому нужно, до 20 000 рублей и таки достигли своей цели. Узнав об обмане Пимена, великий князь еще до его возвращения пригласил к себе в Москву Киприана, а Пимена по возвращении велел заточить. Но через несколько времени оказалось, что он сделал это единственно под влиянием гнева на Пимена, а не потому, что возымел доверие к Киприану. Во время нашествия Тохтамыша митрополит Киприан удалился из Москвы в Тверь, как известно, союзную с Литвой. После этого великий князь опять прогнал его от себя и пригласил на митрополию Пимена. Но так как и этот митрополит был ему неугоден, то он в то же время отправил в Грецию просьбу о поставлении в митрополиты Дионисия. Дионисий тоже был поставлен, но на обратном пути из Греции был задержан литовцами в Киеве и умер там в 1385 году в тюрьме. Между тем Киприан с Пименом ездили в Грецию тягаться о митрополии перед патриархом. Патриарх решил дело в пользу Киприана. В его же пользу сложились теперь и все другие обстоятельства; в 1389 году умер недоброжелательный к нему великий князь Димитрий; умер и низложенный Пимен. “И перестал, - говорит летописец, - мятеж в митрополии и бысть едина митрополия, Киев и Галич и всея Руси”. Известие это, впрочем, не вполне справедливо; в Галиче все еще оставался особый митрополит Антоний.

Единоличное правление Киприана все прошло в мире. Согласие его с новым великим князем Василием Димитриевичем не прерывалось ни разу, а так как великий князь был в постоянном мире с литовским князем Витовтом (своим тестем), то и в Литве перестали хлопотать об особом митрополите. В Орду ему не было уже надобности ездить, потому что после Донского она перестала быть страшной для Руси. С ослаблением силы и власти монголов митрополиты перестали домогаться ханских ярлыков, а стали выпрашивать грамоты у своих великих князей. В 1404 году такая грамота дана была митрополиту Киприану великим князем Василием Димитриевичем. Замечательно, что княжеские грамоты содержали в себе разные ограничения прежних гражданских прав церкви, дарованных ей ярлыками, так как они давались теперь уже от настоящей государственной власти, а не от власти дикой Орды, которая требовала себе от русских только рабского повиновения и не обращала внимания на самый строй и потребности Русского государства. Грамотой 1404 г. люди митрополичьи по-прежнему освобождались от податей и повинностей и от суда княжеских судей, но в том и другом отношении с ограничениями: они обязывались платить ордынский выход, ставить лошадей на ямы и платить тамгу с торга, кроме торга своими собственными произведениями, и участвовать в повинности военной, - на войну митрополит должен был ставить свой полк с воеводой под стяг великого князя. По суду все церковные люди были подчинены митрополиту, но в том случае, когда дело касалось и княжеского и митрополичьего человека вместе, назначался суд общий - митрополита и великого князя; по челобитьям на митрополичьего наместника, десятильника или волостеля должен был судить сам великий князь. Ограничения коснулись и объема церковного ведомства: митрополит не должен был ставить в попы и дьяконы служилых и тяглых людей великого князя - это было одной из важнейших причин, почему на церковные места поступали большей частью дети самого же духовенства; попович, отделившийся от отца, выходил из церковного ведомства и становился человеком великого князя. Так определились отношения между государственным и церковным ведомствами. Великий князъ вошел даже во внутреннее управление митрополичьей епархии и определил в ней количество церковных даней и десятичных сборов, к чему вызван был, вероятно, какими-нибудь злоупотреблениями, обнаружившимися во время долгих церковных смут. Правление митрополита Киприана было замечательно и в чисто церковном отношении. Он много заботился об устранении разных беспорядков, возникших в богослужебном чине Русской церкви, и об исправлении и умножении церковных книг, сам привез с собою много рукописей из Сербии и, живя в уединении в своем подмосковном селе Голенищеве, занимался разными переводами с греческого языка. Святитель скончался в 1406 году и был погребен в Успенском соборе, где после святого Петра погребались все русские митрополиты.

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси

27 мая/9 июня, 2/15 июля, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.

Родился в городе Монемвасии в Морее (Пелопоннес). Чувствуя влечение к уединенной жизни, еще отроком удалился в монастырь к старцу Акакию. В 1397 году старец Акакий был избран в митрополита Монемвасийского, и Фотий последовал за любимым наставником. В 1408 году Константинопольский патриарх получил известие о смерти в России митрополита Киприана и одновременно просьбу великого князя Василия II Дмитриевича о назначении в Россию нового митрополита. В это время Фотий по поручению митрополита Акакия находился в Константинополе и, как питомец всеми уважаемого митрополита Монемвасийского, обратил на себя внимание патриарха Матфея (1397—1410). Вопреки своему горячему желанию остаться в монастыре, Фотий был избран патриархом в митрополита Киевского. 2 сентября 1408 года была совершена архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита. В 1409 г. Фотий прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Фотию удалось примирить его с собою: Витовт признал его митрополитом, и Фотий прожил в Литве около шести месяцев. 22 марта 1410 г. Фотий прибыл в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву. После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия Фотий нашел в своей митрополии много беспорядков. Дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну вел. князя. Фотий начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Фотия к Василию Дмитриевичу, в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к вел. князю видно, что и к самому государю Фотий предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины. Митрополит Фотий сразу озаботился вопросами церковной дисциплины паствы и пастырей. Посланием от 29 августа 1410 года в Новгород он убеждает избегать пьянства и пиров, совершать молебны за православных царей и князей, не позволять сожительствовать мужу и жене невенчанными, четвертые браки расторгать, отучать людей от сквернословия, суеверий, ворожбы, запрещает лицам духовного звания заниматься ростовщичеством, венчать "девок менша двунацати лет", участников поединков ("поля") велит рассматривать как самоубийц и душегубов. То же самое он писал в Псков, добавляя только, что тех, кого крестило светское лицо, должен снова крестить священник. Летом 1411 года митрополит Фотий предпринял поездку во Владимир и едва не был захвачен там напавшими 3 июля на город татарскими отрядами царевича Талыча, действовавшими совместно с отрядом нижегородского князя Даниила Борисовича под руководством воеводы Семена Карамышева. Митрополит Фотий случайно спасся, удалившись накануне набега в митрополичью волость Сенеж на Святом озере и скрывшись затем от погони в лесах. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары подвергли разграблению Владимир, и особенно Успенский кафедральный собор. Спутник владыки Фотия монах Патрикий был замучен во Владимирском Успенском соборе. В ознаменование спасения митрополит Фотий основал на лесном берегу церковь Рождества Богородицы. В 1411 (или 1414) году при посредничестве митрополита Фотия был заключен брак между десятилетней дочерью Московского великого князя Анной и наследником Византийского престола, старшим сыном императора Мануила Иоанном, благодаря чему между Константинополем и Москвой устанавливалась династическая связь. О том, что Церковь придавала этой связи большое значение, свидетельствует шитье на одном из двух сохранившихся саккосов митрополита Фотия (хранится в кремлевской Оружейной палате). На каждом из них вышит по-гречески текст Символа веры; но на одном, кроме того, изображены по одну сторону великие князья и княгиня — Василий Дмитриевич и Софья Витовтовна, по другую — ИоаннУШ Палеолог со своей первой женой, русской княжной Анной (саккос датируется временем до 1417 года, когда Анна в эпидемию умерла), а между ними — трое виленских мучеников: Антоний, Евстафий и Иоанн, убитые в 1347 году князем Ольгердом и канонизированные в 1374 году патриархом Филофеем. Есть на саккосе и шитое изображение самого митрополита Фотия. Очевидно, при посредничестве митрополита Фотия был заключен в 1412 году союз Московского, Тверского и Литовского великих князей. Боярам удалось поссорить Фотия с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него вел. князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Фотию и решил отнять у него литовскую митрополию. Фотий решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки — пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита. Когда Фотий явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак. Фотий разослал окружные послания, в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. После смерти Григория Цамблака обе половины русской церкви опять соединились под властью Фотия. В правление Фотия и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников. После смерти вел. кн. Василия Дмитриевича Фотий крепко стоял за малолетнего сына его, Василия, утверждая этим новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству. Своей духовной властью он успевал предупреждать усобицы во все время своего святительства. Фотий скончался в 1431 г. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до доставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий. Фотий погребен в московском Успенском соборе; в 1472 г. обретены его мощи, но почивают под спудом.

митрополит Киевский и всея России, духовный писатель. Ф. был родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время, когда там находились послы русского великого князя, прибывшие просить себе нового митрополита. Император с патриархом поставили в русские митрополиты Ф. В 1409 г. Ф. прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Ф. удалось примирить его с собою: Витовт признал его митрополитом, и Ф. прожил в Литве около шести месяцев. 22 марта 1410 г. Ф. прибыл в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву. После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия Ф. нашел в своей митрополии много беспорядков. Дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну вел. князя. Ф. начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Ф. к Василию Дмитриевичу (напеч. в "Памятниках древнерусского канонического права" Павлова, 35, I), в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к вел. князю (напеч. в "Памятниках" Павлова, 35, II) видно, что и к самому государю Ф. предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины. Боярам удалось поссорить Ф. с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него вел. князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Ф. и решил отнять у него литовскую митрополию. Ф. решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки - пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита. Когда Ф. явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак (см.). Ф. разослал окружные послания (послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в "Актах Истор.", т. I, 19, и в "Памятниках" Павлова, 39; послание в Киев сокращенно помещено в "Полн. собр. рус. летоп.", IV, 116 и в Никон. Лет., V, 65; послание во Псков - в "Актах истор.", I, 40), в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. После смерти Григория Цамблака обе половины русской церкви опять соединились под властью Ф. В правление Ф. и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников (см.). После смерти вел. кн. Василия Дмитриевича Ф. крепко стоял за малолетнего сына его, Василия, утверждая этим новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству. Своей духовной властью он успевал предупреждать усобицы во все время своего святительства. Ф. скончался в 1431 г. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до доставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий (завещание напечатано в "Полн. собрании рос. летоп.", VI, 144, Никон. Лет., V, 100; "Собран. госуд. грам. и догов.", II, 17). Ф. погребен в московском Успенском соборе; в 1472 г. обретены его мощи, но почивают под спудом. Память 2 июля и 27 мая. До нас сохранилось восемь его церковных слов: сказанное в день Благовещения (напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 182), на Сретение Господне (в "Правосл. собеседн.", 1860, ч. II, стр. 453), в недели - о блудном сыне, мясопустную и православия (ibid., 1860, ч. III, стр. 97, 222, 357 и 481); три слова о казнях Божиих (два напечатаны в "Правосл. собеседн.", 1861, ч. II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, ч. III, стр. 70). Перечисленные поучения Ф., за исключением трех слов "О казнях Божиих", не имеют почти никакого отношения к современной Ф. русской жизни. При своем вступлении на кафедру Ф. адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей (напеч. в "Дополн. к Актам истор.", т. I, 181 и в "Памятниках" Павлова, 60). При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Ф. обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии (напеч. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 183). Известны еще два послания его священникам, монахам и всем мирянам каких-то местностей (отрывок одного в синодальных рукоп. по "Опис." Горского и Невоструева, 330; указание на другое в "Библиографическом словаре" Строева, 1); три учительные послания во Псков, также к священникам, монахам и всем мирянам (напечатаны - первое от 23 сентября 1416 г. в "Актах историч.", т. I, 21, в "Памятниках" Павлова, 42; второе - от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в "Актах историч.", т. I, 30, и у Павлова, 53; третье - от 4-го января неизвестного года в "Актах истор.", т. I. 35, и у Павлова, 58); три послания в киевский Печерский монастырь (два послания напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 180); послание в псковской Снетогорский м-рь (напеч. в "Актах историч.", т. I, 26, и у Павлова, 46); послание к препод. Павлу Обнорскому (в "Актах ист.", т. 2, 57, и у Павлова, 57). Сохранились также семь посланий Ф. в Псков, содержащих в себе наставления и правила относительно богослужения, церковной дисциплины и жизни. Особенную важность для церкви получило впоследствии послание Ф. к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении "аллилуиа" (1419 г.). Церковные слова и учительные послания Ф. не отличаются самостоятельностью и представляют собой простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (напр. слово о бездождии, вторая часть которого - дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Ф. не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Ф. цитуются Василий Велик., Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др. Ср. прот. Горский, "Ф., митрополит Киевский и всея России" ("Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе", ч. XI, М., 1852); А. Вадковский (еп. Антоний), "О поучениях Ф., митрополита Киевского и всея Руси" ("Правосл. собеседник", ч. I и III, и в его же книге "Из истории христианской проповеди" СПб., 1892); епископ Орловский Макарий, "О трудах святителя Ф., митрополита Киевского и всея России" ("Духовная беседа", 1870, №№ 18-20, 23-27); Голубинский, "История русской церкви" (т. II, М., 1900).

  • - крупный богослов и церк. деятель Византии, одна из самых блистательных личностей на патриаршем троне Константинополя. Занимал видные посты при дворе императора Михаила III , участвовал в посольстве к арабам...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - константинопольский патриарх, один из образованнейших людей своего времени. Составил «Лексикон», содержащий ок. 800 статей с объяснением знач. слов, приложением редких синонимов и фразеолог...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - , византийский ученый и полшик, который как Константинопольский патриарх оспаривал примат папства и тем самым способствовал схизме...

    Словарь античности

  • - Фотий – митрополит Киевский и всея Руси, автор поучений, посланий и Духовной грамоты...

    Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • - митрополит, по национальности грек из Амореи, в молодые годы подвизался в пустыне под руководством великого старца Акакия...

    Русская энциклопедия

  • - Photĭus, Φώτιος, жил в 9 в. от Р. X., учитель императора Льва IV, был в 857-867 гг. и потом снова в 877 - 886 гг. константинопольским патриархом и умер в 891 г., человек, одинаково важный и для церкви своими...

    Реальный словарь классических древностей

  • - известный церковный деятель. Род. в 1792 г. в погосте Спасском Новгородского уезда, где его отец был дьячком...
  • - митрополит киевский и всея Руси, духовный писатель. Ф. был родом из Пелопоннеса...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Святые православной церкви: 1) св. мученик, племянник св. муч. Аникиты, пострадал в Никомидии в 305 г., при Диоклетиане. За исповедание себя христианином Ф. после многих пыток был сожжен. Память 12 августа...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - духовный писатель, архимандрит, магистр Киевской дух. академии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - константинопольский патриарх с 858 г. по 867 г. и вторично с 878 г. по 886 г....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - старец Иосифова Успенского Волоколамского м-ря, ученик Кассиана Босого, духовный писатель. До 1500 г. жил в Путивле на службе у кн. Богдана Глинского и занимал должность дядьки сына Богдана, Владимира...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I , византийский церковно-политический деятель, писатель. Патриарх Константинополя в 858–867 и в 877–886...

    Большая Советская энциклопедия

  • - патриарх Константинополя в 858-867, 877-886. Способствовал распространению влияния византийской церкви в славянских землях, что привело к конфликту с папством...
  • - русский митрополит с 1408, из греков. Боролся за подчинение литовской православной церкви московской митрополии. В малолетство великого князя Василия Темного - один из руководителей московского правительства...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ф"...

    Русский орфографический словарь

"Фотий, митрополит" в книгах

3.5.2. Митрополит Макарий и митрополит Колычев

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.5.2. Митрополит Макарий и митрополит Колычев Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Должность занимали одну и ту же, а жизненный финал получился разным.Макарий родился в 1482 г., воспитывался в Пафнутьевском Боровском

Фотий (рус. церк. деятель)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

АРАКЧЕЕВ И ФОТИЙ

Из книги Больная Россия автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

АРАКЧЕЕВ И ФОТИЙ IЧто такое Аракчеев?«Просто фрунтовый солдат», - сказал о нем Пушкин.Но это не так просто. Весь петербургский период русской истории создал Аракчеева, получил в нем то, чего хотел.Без лести предан - в этом гербе целая религия.«Что мне до отечества!

Митрополит Иоанн (Снычев) Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Стояние в Вере

Из книги Стояние в Вере автора Митрополит Иоанн (Снычев)

Митрополит Иоанн (Снычев) Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Стояние в

Мученики Аникита и Фотий (+305)

Мученики Аникита и Фотий (+305) Мученики Аникита и Фотий (его племянник) были родом из Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал императора Диоклитиана (284–305), установившего на городской площади орудия казни, чтобы устрашать христиан. Разгневанный Диоклитиан приказал

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991) Митрополи?т Михаи?л – святой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988 – 991). Предположительно родом из Сирии.Как

II. Фотий

Из книги Византийское миссионерство [Можно ли сделать из «варвара» христианина?] автора Иванов Сергей Аркадьевич

II. Фотий Рубежной фигурой византийского миссионерства неизменно признается патриарх Фотий (годы патриаршества с 858 по 867 и с 877 по 886). Его именем освящены кампании по христианизации Болгарии и Руси. Фотий впервые со времен поздней античности задумался над теоретическими

Фотий (ок. 82O- ок. 891)

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Фотий (ок. 82O- ок. 891) Будучи основной фигурой в религиозной, а также общественно–политической жизни Византии IX в., Фотий был также отцом явления, обычно именуемого византийским «гуманизмом». Его прославленная «Библиотека», оригинальная и неоценимая компиляция

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том I автора

ФОТИЙ, митрополит Киевский и всея России, Грек

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ФОТИЙ, митрополит Киевский и всея России, Грек уроженец Морейский из города Монемвасии; воспитывался в пустыне у благочестивого старца Акакия и с юных лет принял сан монашеский. В звании митрополита Монемвасийского прибыл он раз в Константинополь в то время как получено

ФОТИЙ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ФОТИЙ свт. (ок. 820–ок.891), византийский церк. деятель и богослов, патриарх Константинопольский. Род. в аристократич. семье. Получил разностороннее классич. образование. Занимал при визант. дворе ряд высоких должностей. В результате государств. переворота занял место

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев)

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев) Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. Был такой случай. умер, кажется, архиепископ Гурий и начались перемещения

Митрополит Фотий (1408-1431 гг.)

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 автора Карташев Антон Владимирович

Митрополит Фотий (1408-1431 гг.) Он был грек, присланный к нам из КПля. Такое назначение на первый взгляд может показаться несколько неожиданным. Весь предшествующий ход событий клонился, по-видимому, к тому, чтобы окончательно закрепить практику возведения в митрополиты

III Архимандрит Фотий

Из книги Том 7. Письма автора Брянчанинов Святитель Игнатий

III Архимандрит Фотий «Политический деятель, патриот России» - так называли знаменитого архимандрита Новгородского Юрьева монастыря Фотия благорасположенные к нему церковные историки.Архимандрит Фотий (в миру Петр Никитич Спасский, 1792- 1838) родился в бедной семье, его

Святитель Фотий Московский, митрополит Киевский и Владимирский (+ 1431)

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святитель Фотий Московский, митрополит Киевский и Владимирский (+ 1431) Память его празднуется 2 июля в день преставления, 27 мая в день обретения мощей и во 2-ю Неделю Великого поста с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявшихСвятитель Фотий

Митрополит Фотий

Митрополит Киевский и всея Руси – 1408 – 1431 гг.

Родился в Греции в городе Монемвасия. «Измлада», согласно его Духовной грамоте, он отказался от светского пути жизни и отдал себя под духовное руководство старца Акакия (впоследствии митрополита Монемвасийского).
В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана. Выбор Патриарха Матфея пал на Фотия. 2 сентября 1408 года Фотий был хиротонисан.
1 сентября 1409 года прибыл в Киев.
Полгода он жил в Киеве (сентябрь 1409 - февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского. Видя, что престол митрополита не может находиться в Киевской земле, всё более подпадавшей в зависимость от католической Польши, по примеру прежних русских митрополитов, перенёсших своё местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий на Пасху 1410 года прибыл в Москву. Москву застал разорённой недавним нашествием Едигея, а митрополичье хозяйство запущенным за три с половиной года после смерти Киприана и разворованным и принялся за его восстановление.

Большой саккос митрополита Фотия, Оружейная палата

Весной 1411 года хан Едигей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход. Отряды во главе с царевичем Талычой внезапно взяли Владимир. Но Фотия в городе не было: накануне он выехал в загородный Святоозерский монастырь. Когда татары устремились в погоню, он укрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньге. Захватчики предали разграблению Владимир и особенно Успенский кафедральный собор. Ключарь собора претерпел страшные пытки и принял мученическую кончину, но не открыл место, где спрятал церковные святыни и сокровища.

Фотию удалось восстановить единство Русской Церкви: Литовская митрополия, учреждённая по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, была упразднена в 1420 году. В том же году Фотий посещает возвращённые епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием.

В летописи содержится повесть о видении, бывшем Фотию за год и около четырёх месяцев до его смерти, - видении ангела, который сообщил ему, что ему дается «седмица» для рассмотрения жизни и «управления паствы». После этого Фотий написал Духовную грамоту, взяв за образец - это отмечает и летопись - Духовную грамоту митрополита Киприана: «…написа такоже грамоту преже преставлениа к Богу чюдну, по образу преждь сего бывшаго Киприана митрополита».

Фотий был похоронен в кремлёвском Успенском соборе рядом с митрополитом Киприаном.

Почитание

Его останки были извлечены из земли в 1472 году в связи с перестройки Успенского собора - вместе с гробами святителей Ионы, Феогноста и Киприана; затем вновь преданы земле в том же соборе. 27 мая 1472 года принято считать днём обретения мощей четырёх упомянутых святителей, а 1472 год - годом их прославления; однако известно, что в 1472 году канонизирован был один митрополит Иона и что вплоть до XVII века не было ни всероссийского, ни местного празднования памяти митрополитов Киприана, Феогноста и Фотия.


Святители Фотий, Феогност и Киприан

В Русской православной церкви память святителя Фотия совершается 2 июля и 27 мая (по юлианскому календарю).

Митрополит Киевский Герасим

Митрополит Киевский и всея Руси - 1433 - 1435 гг.

В приписке к сборнику «Слова постнические» сообщается, что Герасим был «родом москвитин, Титов сын, Болванов внук».

В 1414 году Киевский митрополит Фотий со «священным Сбором священнейших архиепископ и епископ» выдал иеромонаху Герасиму, настольную грамоту на Владимирскую и Берестейскую кафедру.

Ранее 1428 года Герасим по желанию Витовта и благословению митрополита Фотия был переведён с Владимиро-Волынской кафедры на Смоленскую.
С 1417 по 1433 год - епископ Смоленский.


В том же году в Великом Новгороде избранный владыка Евфимий пошел ставиться к митрополиту Герасиму в Смоленск месяца мая в 26 день. Тогда после преставления Фотия, митрополита Киевского и всея Руси, не было в Москве митрополита.

Воспользовавшись тем, что после смерти митрополита Фотия на Руси не было митрополита, Герасим, по собственной ли воле или по воле литовского князя Свидригайло, под властью которого находился тогда Смоленск, осенью 1433 года отправился в Константинополь просить себе сан митрополита.

Осенью следующего года он уже возвратился в митрополичьем сане. Как упоминается, он был поставлен не для одной Литвы, а «на русскую землю» и ему приписывали титул митрополита Киевского и всея Руси, а впоследствии даже Московского и всея Руси.

Новый митрополит остановился в Смоленске, не решаясь идти в Москву, так как там продолжались княжеские междоусобия. Из иерархических его действий известно только, что в 1434 году он поставил архипастыря в Новгород.

Сначала преосвященный Герасим пользовался благосклонностью князя Свидригайло, вместе с которым он замышлял принять участие в начинавшемся тогда установлении унии. Князь с особенною похвалою отзывался о своем митрополите перед папой Евгением IV и подчеркивал его усердие в намечавшемся деле. Но через некоторое время князь Свидригайло разгневался на митрополита Герасима, заподозрив его в тайной и враждебной ему переписке с другим литовским князем Сигизмундом. В результате этого Герасим был закован в тяжкие оковы и сослан в Витебск, где через четыре месяца 26 июля 1435 года был сожжён.

Исидор Киевский митрополит

Митрополит Киевский и всея Руси - ок. 1436 - 1439 гг.

Исидор (1380/1390? г., Монемвасия) по происхождению грек. В нач. XV в. учился в Константинополе, был знаком с Мануилом Хрисолорой, Гуарино да Верона, встречался с Николаем Кузанским. Переписывал книги и делал выписки из сочинений античных авторов, интересовался различными сторонами гуманитарного и естественнонаучного знания: трудами античных философов и историков, риториками, пособиями по древнегреческому языку и грамматике, сочинениями по астрономии, прикладной химии и медицине. Письменно благодарил Мануила II Палеолога за его возвращение из поездки по Европе, за возобновление деятельности школ, закрытых во время первой осады Константинополя турками (1396-1402), сообщал о нехватке преподавателей.

Ок. 1410 года уехал из Константинополя в Монемвасию, принял монашество в монастыре Архистратига Михаила и всех ангелов.
В Мистре познакомился с выдающимся учёным того времени Георгием Гемистом Плифоном. С Пелопоннеса писал письма императору Мануилу II Палеологу, деспоту Феодору II Палеологу, митрополитам Фотию Киевскому и Неофиту Мидийскому, итальянскому гуманисту Гуарино да Верона и др.
В 1420-х гг. произносил речи в честь молодого императора Иоанна Палеолога.
На основе исторических свидетельств составил 2 записки о сущности спора Монемвасийской митрополии с Коринфом. Эти записки помогли императорскому суду прекратить спор и подтвердить прежние привилегии Монемвасии.


Исидор

В 1429 г. в Константинополе произнес перед императором Иоанном VIII Палеологом свой знаменитый панегирик.
Осенью 1429 г. был в Сиракузах на Сицилии.
В апреле 1430 г. был опять на Пелопоннесе, затем переехал в Константинополь. Стал одним из членов круга придворных политиков, в 1433 г. именовался кафигуменом императорского монастыря великомученика Димитрия Солунского. Считался одним из наиболее учёных представителей столичного духовенства.

15 октября 1433 г. назначен членом дипломатического представительства Иоанна VIII Палеолога на Базельский собор, куда отправился в январе 1434 г. через Валахию и Венгрию. Недалеко от Тисы послы были ограблены вооружёнными людьми бана Яноша Мароти. Летом 1434 г. прибыл в Буду, нанёс визит Эстергомскому архиепископу. 24 июня прибыл в Ульм, передал императору Священной Римской империи Сигизмунду два письма от византийского императора и произнёс приветственную речь, в которой призвал Сигизмунда приложить все силы для объединения христиан против мусульманской агрессии.


Ватиканский служебник Исидора

12 июля 1434 прибыл в Базель, 24 июля на официальном приёме византийских послов, выслушав речь кардинала Джулиано Чезарини, произнёс ответную речь, в которой тоже коснулся ряда проблем в отношениях между церквями, напомнил о единстве «священного Тела Церкви» и сказал о возможности сохранить здоровье этого тела, ещё не имеющего столь глубокой раны, чтобы члены отпадали от тела.

Руководство Киевской митрополией


Василий II Темный принимает Исидора в Москве

После возвращения с Базельского собора и получения известия о смерти митрополита Герасима (1435), был рукоположен в епископский сан и поставлен на Киевский престол для руководства епископами Черниговской, Полоцкой, Владимирской, Турово-Пинской, Смоленской, Галицкой, Перемышльской, Холмской, Луцкой и Брянской епархий (в Польше и Литве), Новгородской, Тверской и Рязанской епархий (в Новгородской республике, Великом княжестве Тверском и Великом княжестве Рязанском), Ростовской, Владимиро-Суздальской, Коломенской, Пермской епархий (в Великом княжестве Московском).
2 апреля 1437 г. с ближайшим помощником монахом Григорием и двадцатью девятью родственниками в сопровождении Николая Гуделиса (императорского посла и посла великого князя) и рязанского епископа Ионы прибыл в Москву.

Избранный Московским князем кандидат в митрополиты епископ Рязанский Иона был вынужден довольствоваться обещанием, что будет поставлен на престол после Исидора. Причиной поспешного поставления Исидора была необходимость обеспечить поддержку Киевской Митрополии и Московского князя проведению Флорентийского собора.

В Москве был неприязненно встречен великим князем московским , как поставленный против его воли. Будучи опытным дипломатом, сумел убедить великого князя в необходимости созыва нового Вселенского собора, на котором бы православные убедили католиков (латинян) отказаться от догматических нововведений, что послужило бы спасению Византии и Греческой Церкви.

Получив от Василия II деньги и 100 человек свиты, 8 сентября 1437 г. выехал из Москвы на Собор в Западную Европу.
14-23 сентября был в Твери (где с честью был встречен князем Борисом Александровичем и епископом Илиёй).
7-14 октября в Новгороде (был ещё перед Новгородом встречен с великой честью архиепископом Евфимием и посадниками).
6 декабря - 24 января в Пскове (где почтён и служил обедню в Троицком соборе), затем в Юрьеве (где наряду с католическими храмами были две православные церкви), Володимере (где встречался с архиепископом Тимофеем и архимандритом Захарией).
4 февраля 1438 г. прибыл в Ригу.
7 мая отплыл на корабле в Любек вместе с епископом Суздальским Авраамием, тверским послом Фомой Матвеевичем, архимандритом Вассианом и неизвестным по имени автором Хождения на Флорентийский собор (митрополичий конный обоз ехал из Риги в Любек через Куршскую, Жемойтскую, Прусскую, Поморскую, Штральзундскую и Висмарскую земли). Греческая делегация 20 дней находилась в Венеции и в конце февраля приняла решение проводить Вселенский собор не в Базеле (500 км от Венеции), а в Ферраре (100 км от Венеции).
Исидор 6 июня во главе русской делегации выехал из Любека и 18 августа прибыл в Феррару. Подарил Евгению IV саккос со сценами из византийской иконографии (хранится в сокровищнице Святого Петра в Ватикане).


Саккос Исидора, дар папе Евгению IV

На Ферраро-Флорентийском соборе активно способствовал заключению унии с Римом. 5 июля 1439 года поставил свою подпись митрополита Киевского и всея Руси и местоблюстителя апостольского престола святейшего патриарха Антиохийского под Соборным определением после автократора ромеев Иоанна Палеолога и двух представителей патриарха Александрийского.

Греческое духовенство признавало главенство Римского папы и основные латинские догматы, император и духовенство надеялись получить от Запада сохраняло право на автономное самоуправление и проведение богослужений по византийскому обряду. Митрополит Исидор был одним из главных участников собора и сторонников унии, которая оказалась впоследствии малорезультативной: простой народ и духовенство не приняли её. В Византии сторонниками унии, по политическим мотивам, оставались только двор императора и назначенный им Патриарх.

Другой причиной безрезультатности унии было то, что её провозгласил Флорентийский собор под руководством папы Евгения IV, власть которого не признавали многие государи Европы, сторонники Базельского собора и избранного им антипапы Феликса V. Не признавали власти Евгения и в Речи Посполитой, в состав которой входила западная часть Киевской Митрополии.

Деятельность в католической церкви

6 сентября 1439 г. во главе русской делегации покинул Флоренцию, 15 сентября был в Венеции, 16 сентября назначен легатом Евгения IV для Польши, Литвы и Ливонии.

За заслуги в деле унии папой Евгением IV 18 декабря 1439 года Исидор был возведён в сан кардинала Римской Церкви с титулом Святых Марцеллина и Пьетро с присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции).

22 декабря с охранной грамотой Евгения IV отплыл из Венеции в Полу.
8 января 1440 г. ему был присвоен кардинальский титул Святых Марцеллина и Пьетро. От Полы поехал на конях через Хорватию и в начале весны 1440 г. прибыл в Буду, где 5 марта написал христианам Польши, Литвы и Ливонии окружное послание, в котором сообщил о восстановлении единства Церкви и равноправии католического и православного обрядов. В конце марта прибыл в Краков. Встречался с сыновьями Софьи Гольшанской - польским королём Владиславом III и его братом Казимиром (после этой встречи 12-летний Казимир 29 июня был объявлен Великим князем Литовским, а 15-летний Владислав 17 июля стал и венгерским королём, вскоре начав борьбу с Османской империей). Был любезно принят епископом Збигневом Олесницким, возведённым в кардинальский сан, как и Исидор, 18 декабря 1439 года. В Краковском университете выслушал речь Яна Эльгота (доверенного представителя Збигнева Олесницкого), приветствовавшего заключённый с греками союз. Из Кракова через Перемышль и Львов приехал в Галич, затем вернулся во Львов и через Белз прибыл в Холм, где написал Послание правителям западнорусского города Холма в защиту земельных интересов священника Вавилы. Из Холма через Брест, Волковыск и Тракай 14 августа прибыл в Вильну, где постарался поддержать православных, но католический епископ Виленский Матей не разрешил легату папы Евгения IV предпринимать какие-либо действия в своём диоцезе.

19 марта 1441 г. приехал в Москву и передал Василию II послание Евгения IV, содержавшее просьбу помогать митрополиту в воссоединении Католической и Русской Церквей. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе митрополит помянул предстоятелей в соответствии с порядком церковной пентархии - папу Римского Евгения, патриарха Константинопольского Митрофана, папу Александрийского Филофея, патриархов Антиохийского Дорофея и Иерусалимского Иоакима. Затем Исидор прочёл с амвона Соборное Определение Ферраро-Флорентийского собора.

Через три дня был взят под стражу по указу великого князя и заключён в Чудов монастырь. Осуждён на соборе русского духовенства, при этом отказался от покаяния и отречения от унии.
В сентябре 1441 г., очевидно с ведома Василия II, бежал в Тверь, в начале 1442 г. прибыл в Литву, к 22 марта 1443 г. перебрался в Буду, где 23 марта молодой король Польши и Венгрии Владислав III Варненьчик издал привилей с подтверждением равенства прав и свобод православных и католических церквей в королевских владениях.

В кон. 1445 г. был в Риме, 22 декабря уехал в Византию, в мае-октябре 1446 г. находился в Константинополе, где, будучи митрополитом Киевским и всея Руси, поставил Даниила в епископа Владимирского.
12 февраля 1448 г. вернулся в Рим. В течение года (1450-1451) управлял всей собственностью, сборами, средствами и доходами Священной Коллегии Кардиналов.

7 февраля 1451 г. удостоен сана кардинала-епископа Сабины. С июня 1451 г. был Апостольским администратором епархии Червиа. 27 октября 1451 г. участвовал в тайной консистории. В мае 1452 г. как легат папы Николая V отбыл в Константинополь. Во главе отряда в 200 солдат в ноябре прибыл в окружённый турками город, 12 декабря в соборе Святой Софии напомнил о союзе Римско-католической и Православной церквей.
В мае 1453 г. участвовал в обороне Константинополя, был пленён, но избежал смерти, так как султану были представлены останки чужого трупа в кардинальском облачении. Оставаясь неопознанным был отправлен в Малую Азию со многими незначащими заключенными. Смог бежать, достиг Пелопоннеса, в ноябре 1454 г. прибыл в Венецию, затем в Рим.
В 1455 г. участвовал в выборах папы римского. В марте 1455 г. ушёл в отставку с должности Апостольского администратора Червии, в мае 1456 г. стал архиепископом Никосии на Кипре. 20 апреля 1458 г. получил титулярный сан патриарха Константинопольского. В августе 1458 г. снова участвовал в выборах папы римского, а в октябре передал власть над митрополией Киевской и всея Руси своему ученику Григорию (Болгарину), впоследствии отрекшемуся от унии и вернувшемуся в подчинение Константинопольскому Патриарху.
8 октября 1461 г. стал деканом Священной Коллегии кардиналов.

Действия Исидора, направленные на утверждение неприемлемой для Московского княжества Флорентийской унии, стали одной из основных причин фактического провозглашения в 1448 году автокефалии Московской митрополии .

Историография

Биография Исидора описана в научных и публицистических работах. «В российской историографической литературе митрополит Исидор не пользуется почётом ни с точки зрения общественной популярности, ни с точки зрения положительного оценивания его короткой деятельности в Московском государстве. Большинство сочинений о нём носят тенденциозный характер и написаны его противниками». Оценки Исидора и результатов его деятельности связаны с конфессиональным отношением к Ферраро-Флорентийскому собору. Сторонники католической Церкви признают этот собор Вселенским, а сторонники православной Церкви пренебрежительно называют его униатским.

«Рассказы о пребывании Исидора на Руси, составленные при его преемнике митрополите Ионе, отражают тенденции более позднего периода, когда русская церковь порвала связи с Константинополем. Судя по новгородским, псковским и наиболее ранним общерусским летописным сводам назначение Исидора не вызвало первоначально никаких возражений со стороны Василия II и других русских князей».

Много исследований посвящено библиотеке Исидора. До нашего времени дошло около 160 рукописных сборников, которые читал Исидор: 74 из них были частью его личной библиотеки, 5 рукописей он приобрел в Москве, 52 греческие рукописи он взял в 1455 году в личное пользование из библиотеки папы Каликста III, ещё о 30 рукописях известно из его упоминаний в своих сочинениях.

Сочинения

Экономий императору Мануилу II Палеологу. Изд.: Polemis I. D. Two praises of the emperor Manuel II Palaiologos. Problems of authorship // BZ. 2010. Bd. 103. S. 707-710.
14 писем Исидора Пелопоннесского периода (к императору Мануилу II Палеологу, итальянскому гуманисту Гуарино да Верона, Иоанну Хортазмену, Киевскому митрополиту Фотию, Мидийскому митрополиту Неофиту, деспоту Феодору II Палеологу, Мануилу Хрисолору (или Николаю Эвдемоноиоанну), сакелларию Михаилу). Изд.: Ep. 1-6: Analecta Byzantino-Russica / Ed. W. Regel. Petropoli, 1891. P. 59-71 (предисловие В. Э. Регеля к изданию - p. XLI-L); Ep. 7-10: Ziegler A. W. Vier bisher nicht veröffentlichte griechische Briefe Isidors von Kijev // BZ. 1951. Vol. 4. S. 570-577; Ep. 11-14: Ziegler A. W. Die restlichen vier unveröffentlichten Briefe Isidors von Kijev // Orientalia Christiana Periodica. 1952. Vol. 18. S. 138-142. Панегирик. 1429. Изд.: Άνωνύμου πανηγυρικòς εἰς Μανουήλ καὶ Ίωάννην Η΄ Παλαιολόγους // Λαμπρός Σ. Παλαιολόγεια καὶ Πελοποννησιακά. Άθήναι, 1926. Τ. 3. Σ. 132-199.
Приветственная речь на приёме у императора Сигизмунда 24 июня 1434 года. Изд.: Hunger H., Vurm H. Isidoros von Kiev, Begrüsungsansprache an Kaiser Sigismund (Ulm, 24. Juni 1434) // Römische historische Mitteilungen. Bd. 38. 1996. S. 143-180.
Речь на Базельском Соборе 24 июля 1434 года. Изд.: Λαμπρός Σ. Παλαιολόγεια καὶ Πελοποννησιακά. Τ. 1. Άθήναι, 1913. Σ. 3-14; латинский пер. см.: Cecconi E. Studi storici sul concilio di Firenze. Firenze, 1869. Bd. I. № XXIX. P. LXXX-LXXXVII.
Окружное послание митрополита Исидора. Буда, 5 марта 1440 г. Изд.: РГАДА. Ф. 196.Собрание Ф.Ф. Мазурина. Оп. 1. № 1530. Воскресенская летопись (2-я пол. XVI в.). Л. 536-537 (описание рукописи: Левина С.А. Списки Воскресенской летописи // Летописи и хроники 1984. М., 1984. С. 57-58).
Послание правителям западнорусского города Холма в защиту земельных интересов священника Вавилы. 1440 г. Изд.: Бодянский О.М. О поисках монускриптов в Познанской библиотеке // Чтения в Обществе истории и древностей российских. - М., 1846, январь, № 1, отд. 1, с. 12-16.
История добавления к символу. // Sermones inter Concilium florentinum conscripti / Isidorus. Memoria de additone ad symbolum / Iuliani Cesarini. - Roma, 1971.‏
Документы (Scripti. Isidorus, Thessalonicensis Metropolita). Изд.: Patrologiæ Græcæ Cursus Completus 139. Tomus prior. 1865. S. 9-164.
Письма (Epistolæ historicæ Isidorus, S.R.E. Cardinalis, Ruthenorum Episcopus). Изд.: Patrologiæ Græcæ Cursus Completus 159. 1866.S. 943-956.
Сочинения Исидора кардинала Русского. Изд.: Scritti d’Isidoro il cardinale Ruteno : e codici a lui appartenuti che si conservano nella Biblioteca apostolica vaticana / Giovanni Mercati / Roma: Biblioteca apostolica vaticana , 1926. Митрополиты Киевские: , Фотий, Герасим, Исидор Киевский ,
Митрополиты Московские:
, Даниил, Иосаф, Макарий, Афанасий, Филипп II (Колычёв), .
Патриархи Всея Руси:
, ИОАСАФ I, ИОСИФ, НИКОН, ИОАСАФ II, ИОАКИМ, АДРИАН, Митрополит Ярославский СТЕФАН, Священный синод, Святитель ТИХОН, СЕРГИЙ, АЛЕКСИЙ I, ПИМЕН, АЛЕКСИЙ II, КИРИЛЛ.

Copyright © 2015 Любовь безусловная