Монтаж судовых устройств и дельных вещей. Монтаж судовых устройств и дельных вещей Что такое дельные вещи на судне

ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ

ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ

Литые, кованые и иные части, выполняющие определенное назначение в судовом обиходе и составляющие часть оборудования корпуса судна. К Д. В. относятся: леерные и тентовые стойки, шлюпбалки, трап-балки, минбалки, скобы, шпигаты с верхней палубы, кнехты, киповые планки, палубные и бортовые иллюминаторы, крышки люков и горловин, стопора для проволочного троса, обуха, рымы, клюзы и т. п.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Дельные вещи

общее название некоторых деталей, входящих в оборудование корабля. К дельным вещам относятся клюзы, утки, киповые планки, двери, люки, комингсы, леерные стойки, иллюминаторы, шпигаты, кнехты, трапы и т. п. Большинство дельных вещей стандартизировано.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Дельные Вещи

литые, кованые и другие части и детали оборудования судна. К дельным вещам относятся: кнехты, утки, погоны, киповые планки, винтовые талрепы, леерные стойки, иллюминаторы, тентовые стойки, крышки люков, рымы, клюзы и т.д.

EdwART. Морской словарь , 2010


Смотреть что такое "ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ" в других словарях:

    - (от нидерл. deel часть) морской термин, общее название для некоторых вспомогательных деталей оборудования корпуса судна, которые служат главным образом для крепления и проводки такелажа, а также частей судовых устройств, оборудования… … Википедия

    - (от голл. deel часть) общее название некоторых деталей оборудования судна: рамы, клюзы, кнехты, трапы и пр … Большой Энциклопедический словарь

    - (от голл. deel часть) общее название некоторых деталей оборудования корпуса судна, частей судовых устройств, оборудования внутренних помещений и открытых палуб. К Д. в. относятся скобы, рымы, талрепы, клюзы, кнехты, горловины, крышки… … Большая советская энциклопедия

    - (от голл. deel часть), общее название некоторых деталей оборудования судна: рамы, клюзы, кнехты, трапы и пр. * * * ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ (от голл. deel часть), общее название некоторых деталей оборудования судна: рамы, клюзы (см. КЛЮЗ),… … Энциклопедический словарь

    - (от голл. deel часть) назв. нек рых деталей оборудования корпуса судна, частей судовых устройств, оборудования внутр. помещений и открытых палуб: скобы, обухи, рымы, талрепы, клюзы, кнехты, горловины, крышки сходных люков, двери, иллюминаторы и т … Большой энциклопедический политехнический словарь

    ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ - Происхождение: от гол. deel часть общее названин некоторых элементов оборудования судна. К Дельным вещам относят иллюминаторы, световые люки, двери, трапы, леерные и тентовые стойки, кронштейны, петли, ручки, задрайки, крючки, дверные буферы,… … Морской энциклопедический справочник

Судовые устройства разделяют на общесудовые и специальные. К общесудовым относят устройства, устанавливаемые на каждом суд­не независимо от его типа и назначения:

  • Рулевое;
  • Якорное;
  • Спасатель­ное;
  • Швартовное;
  • Грузовое.

Специальные устройства связаны с эксп­луатационными функциями, для выполнения которых предназначено судно (промысловое оборудование, устройство для передачи грузов между судами в открытом море). Общий объем работ по изготовлению и монтажу общесудовых устройств составляет около 2% общей трудо­емкости постройки судна. Несмотря на значительные конструктивные различия, основные элементы судовых устройств в технологическом смысле подобны и образуют группы:

  • Опорных конструкций (фундаментов и подкреплений) с обраба­тываемыми и необрабатываемыми опорными поверхностями;
  • Приводных механизмов и машин - центрируемые (рулевые машины, якорные и швартовные шпили) и нецентрируемые (лебедки, брашпили);
  • Передаточных элементов - редукторы, баллеры, цепи;
  • Исполнительных элементов - рули, якоря, гаки;
  • Проводящих элементов - клюзы, цепные трубы, буксирные дуги.

Монтаж судовых устройств осуществляют поэлементно на разных этапах постройки судна. Опорные конструкции устройств, кнехты, якорные трубы, клюзы и другие подобные конструкции монтируют при насыщении секций или блоков секций, а остальные элементы - при достроечных работах на стапеле и на плаву.

Общая технологическая последовательность монтажа элементов судовых устройств включает следующие укрупненные операции:

  1. Разметку положения на судне;
  2. Установку и приварку опорных конструкций;
  3. Обработку (при необходимости) опорных поверхностей;
  4. Погрузку на судно приводных механизмов и машин; центровку (при необходимости) приводных механизмов и машин;
  5. Слесарно-мон­тажную сборку несварных соединений и креплений приводных меха­низмов и машин, передаточных, исполнительных элементов;
  6. Такелажное оснащение ряда устройств (грузового, шлюпочного);
  7. Монтаж электрооборудования, силовых кабелей, контрольной аппара­туры и приборов;
  8. Пуско-наладочные испытания. В зависимости от особенностей конкретных судовых устройств часть указанных операций может отсутствовать.

В качестве примера рассмотрим принципиальную технологию мон­тажа некоторых общесудовых устройств.

Монтаж якорного устройства, показанного на рис. 1, требует:

  • Мон­тажа якорных труб и клюзов в корпусе судна;
  • Сборки и зашивки цепно­го ящика;
  • Монтажа привода коренного конца цепи, брашпиля, якорной цепи и якоря, стопоров;
  • Общей проверки работы устройства.

Из-за слож­ности геометрических форм якорную нишу, бортовой и палубный якор­ные клюзы вместе с участком носовой оконечности корпуса судна, а также якорь и фрагмент якорной цепи макетируют на плазе в дереве в масштабе 1:5 или 1:10.

При макетировании необходимо соблюдать условия механическо­го подобия:

  • Индексы «м» и «н» означают макетные и натуральные величины;
  • P — вес якоря;
  • q — вес 1 пог. м якорной цепи;
  • k — масштаб макетирования;
  • v — скорость подъема якоря;
  • ƒ — коэффициент трения о клюзы якорной цепи и якоря.
Рис. 1 Схема якорного устройства
1 — якорь;
2 — якорная ниша;
3 — труба якорного клюза;
4 — палубный клюз;
5 — якорная цепь;
6 — винтовой стопор;
7 — брашпиль;
8 — труба в цепной ящик;
9 — цепной ящик;
10 — зашивка цепного ящика;
11 — привод отдачи коренного конца якорной цепи;
12 — глаголь-гак

Макетные якорь, якорные цепи и трубы изготавливают из стали, а поверхности якорных клюзов обивают жестью. Это обеспечивает оди­наковое трение макетного и натурного якорей о клюзы.

Отрабатывают такое расположение клюза в корпусе, чтобы проис­ходило беспрепятственное вываливание якоря и втягивание его в клюз при любом положении лап якоря. По отработанному макету выпуска­ют рабочие чертежи отливок якорных клюзов, а также корректируют размеры и координаты расположения якорных труб и клюзов. Якор­ные клюзы устанавливают при сборке объемной секции носовой оконечности.

Сборку якорной цепи производят из смычек, соединяя их между собой. Для нанесения марок глубины цепь размечают на участки дли­ной по 20 м, начиная от конца цепи, присоединяемого к якорю. Затем цепь окрашивают. Ходовой конец якорной цепи 5 (см. рис. 1) соеди­няют с якорем 1 , а коренной конец пропускают через бортовой 2 и па­лубный клюзы 4 в цепной ящик 9 и вводят в глаголь-гак 12 привод отдачи якорной цепи. После этого проверяют работу привода. Цепь заводят на цепные звездочки брашпиля 7 или шпиля. Заключительной операцией является монтаж цепных или винтовых стопоров 6 . По окон­чании монтажа элементов якорного устройства проверяют его работу путем отдачи и втягивания якорей.

До монтажа рулевого устройства вне судна собирают перо руля и проверяют его центровку с баллером. Затем баллер и перо разъединя­ют, чтобы при монтаже обеспечить возможность их заводки на судно. До монтажа переносным фрезерным станком обрабатывают опорную поверхность фундамента рулевой машины, а расточным устройством обрабатывают отверстия гельмпортовой трубы, петель и пятки ахтерштевня.


Рис. 2 Грузовое устройство
а - общий вид;
б - схема люкового закрытия;
в - общий вид люкового закрытия

На наружных торцах гельмпортовой трубы и пятки устанав­ливают мишени и между ними натягивают струну, по которой центруют промежуточные мишени и пробивают теоретическую ось руля, наносят рабочие и контрольные окружности на верхнем и нижнем тор­цах трубы и пятки. Растачивают отверстия гельмпортовой трубы, а во вторую очередь - пятку ахтерштевня. Бронзовые втулки ахтерштевня обрабатывают в цехе по фактическому диаметру расточенных отвер­стий под запрессовку с натягом в петли ахтерштевня, для чего их перед установкой охлаждают в жидком азоте.

Рулевую машину устанавливают на отжимных болтах, а нижний опорно-упорный подшипник в пятке ахтерштевня временно закрепля­ют на шпильках. Руль подводят под корму судна, через нижний и верхний подшипники краном заводят баллер и на опорном кольце удержи­вают его на торце нижнего подшипника. Краном заводят перо руля и талями ставят его на место. Руль регулируют по высоте, пригоняя компенсирующее кольцо 3 , и фиксируют бугелем 5 , на котором подвешен руль.

Рис. 3 Схема рулевого устройства
1, 2 — втулки баллера;
3 — компенсирующее кольцо;
4 — упорный подшипник баллера;
5 — бугель;
6 — масленка;
7 — гельипортова труба;
8 — резиновое кольцо;
9 — уплотнение баллера;
10 — пятка ахтерштевня;
11 — упор;
12 — штырь;
13 — облицовка штыря;
14 — втулка бронзовая;
15 — баллер;
16 — перо руля;
17 — рулевая машина

Соединяют болтами фланцевое соединение с баллером и оконча­тельно закрепляют оба подшипника баллера. На головку баллера наса­живают на шпонках румпель, по которому центруют рулевую машину. После монтажа руля проверяют зазоры между штырями и втулками петель ахтерштевня, которые не должны превышать допустимых вели­чин. В завершение монтажа рулевого устройства талями проверяют плавность перекладки руля, производят градуировку указателя пово­рота руля и к корпусу судна приваривают ограничители перекладки руля. Параллельно с рулевым устройством монтируют маслогидрав­лическую или иную систему рулевого устройства и выполняют весь электромонтаж. После спуска судна рулевое устройство испытывают в действии на швартовных и ходовых испытаниях.

Монтаж швартовно-буксирного устройства состоит из установки и крепления швартовных шпилей или лебедок и вьюшек. Швартовные клюзы, киповые планки, кнехты, битенги и роульсы устанавливают при сборке секций корпуса в ССЦ.

К наиболее распространенным дельным вещам относятся:

  • Иллюми­наторы;
  • Двери и дверцы;
  • Крышки люков и горловин;
  • Трапы;
  • Леерное ограждение.

Трудоемкость работ, связанных с изготовлением и монтажом дельных вещей, составляет 1,5-2,0% от общей трудоемкости постройки судна.

Дельные вещи устанавливают на различных этапах постройки суд­на. В секциях, например, устанавливают корпуса иллюминаторов, их козырьки, крышки сходных люков, горловины. На судне в период ус­тановки доизоляционного насыщения монтируют комингсы дверей, трапы, приваривают леерные стойки.

В послеизоляционный период ставят:

  • Рамки иллюминаторов;
  • Полот­на дверей;
  • Цепные и тросовые леера.

Монтаж дельных вещей состоит из операций разметки их местопо­ложения, предварительной установки на прихватках либо с закрепле­нием на болтах или шпильках и из обычных слесарных операций. Мон­таж водогазонепроницаемой двери, например, связан с пригонкой ее полотна к комингсу. Плотность прилегания уплотнения двери прове­ряют «на мел», уплотнение промазывают по периметру водным мело­вым раствором и после его высыхания дверь задраивают, а затем отдраивают. В местах неплотного прилегания меловая обмазка остается не нарушенной. Плотного прилегания полотна двери к комингсу дос­тигают местной наваркой комингса с последующей шлифовкой нава­ренных мест или местным утолщением резинового уплотнения про­кладками, а также подгонкой клиньев задраек.

После монтажа дверь испытывают на водонепроницаемость поли­вом струей воды из брандспойта.
Если дверь изолируют, то ее снимают с петель и после изоляции и зашивки ее оцинкованной тонколистовой сталью снова устанавлива­ют на петли, повторно проверяя на водонепроницаемость.

Крышки сходных люков и рамок иллюминаторов монтируют ана­логично.

Установку наклонного трапа выполняют так, чтобы его ступени за­няли горизонтальное положение (проверяют уровнем) и болтами кре­пят трап к обушкам, которые устанавливают по разметке и приварива­ют к корпусу.

По размерам, снятым по месту, гнут и изготавливают поручни, ниж­ние концы которых крепят болтами к тетиве трапа, а верхние привари­вают к леерной стойке или корпусной конструкции.

А также частей судовых устройств, оборудования внутренних помещений и открытых палуб .

К дельным вещам относятся скобы, утки , рымы , талрепы , храпцы, клюзы , кнехты , кипы, битенги , люверсы , горловины, крышки сходных люков, трапы , двери, иллюминаторы , леерные и тентовые стойки и другие.

Основные размеры дельных вещей и требования к их креплению (монтажу) на судне регламентируются классификационными обществами. Большинство дельных вещей являются стандартными.

Источники

  • (с иллюстрациями)
  • значения слова deel с голландского на различные языки.

Напишите отзыв о статье "Дельные вещи"

Отрывок, характеризующий Дельные вещи

Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.
– Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.

На каждом судне имеются: корпус судна и составляющие его элементы набора и обшивки; главный, вспомогательные и аварийный двигатели; машинные и палубные механизмы; судовые системы; судовые устройства; оборудование внутренних помещений; приборы и инструменты; спасательное и противопожарное оборудование.

Кроме всего этого имеется еще одна группа предметов, без которых не обходится ни одно судно – это дельные вещи . Согласен, что звучит несколько необычно и даже забавно, тем не менее название дельные вещи - это кондовое название большого числа предметов, применяемых на каждом без исключения судне, независимо от его размеров и назначения. Название введено в русский морской обиход основателем нашего флота Петром Великим и происходит от голландского слова «deel», что в переводе на русский обозначает «часть», «элемент», «доля», «составляющая».

В наше время оригинальное название практически вытеснено из употребления, нет не новым термином, а к сожалению, элементарным невежеством. Практически на каждом судне вместо правильного названия не только всей группы деталей, а и каждого предмета в отдельности применяется выражение типа, «эта штуковина», «та фиговина»,…., и так далее, и тому подобное, в зависимости от богатства словарного запаса моряка.

В одном пособии обнаружил упоминание, что Международная организация по стандартизации (The International Organization for Standardization – ISO), приняла решение вместо термина «дельные вещи» применять термин «оборудование корпуса».

Совершенно непонятно чем новый «исовский» хрен так уж слаще Петровской редьки, что потребовалось заменить термин, введенный в оборот основателем флота. Тем более, что любая унификация стандартов, a-prioriне подразумевает потерю национальной самоидентичности нации, которая неизменно наступает в случае выведения из употребления самобытных слов из языка и введение обезличенных и непонятных терминов, особенно когда употребляют иностранные слова без перевода на русский язык, звучит дико и вызывает обоснованный протест. Например, когда какой-нибудь министр в нашем «потешном» правительстве говорит, что «мы отложили имплиментацию, подписанного с ЕС соглашения», он сам то понимает, что сказал, ведь основная масса слышавших эту фразу русских людей точно не поняла, что имел ввиду «потешный» министр. А он оказывается пытался сказать, что «мы отложили введение в действие, подписанного с ЕС соглашения». Или еще один из «потешных» произносит «мы не должны поддаваться алармистским настроениям», спрашиваю у людей знакомых с английским языком, что они думают о словах сего «ученого государственного служащего», они отвечают, что не поняли, что он нагородил с набором слов, а он оказывается имел в виду, что «мы не должны поддаваться тревожным настроениям».

Ну что тут можно сказать, употребление не к месту иностранных слов, просто произносимых по-русски, точно не повышает уровень их учености в глазах большинства людей, а вот «потешными» от этого они точно выглядят. В богатом русском языке вдоволь слов на все случаи жизни и многие термины, которые вводились в обиход в виде иностранных слов наоборот со временем были заменены русскими значениями, например «гондек», стал со временем «батарейной палубой», ну а те, что сохранили свое название до нашего времени, мы же не меняем в угоду «исовским» хотелкам, например термины «пяртнерс» или «брюканец». Согласен, что они и у многих просоленных морских волков могут вызвать недоуменный вопрос, однако как из хорошей песни слова не выкинешь, так и из морской терминологии не должны бездумно изыматься термины, введенные в оборот столетия назад.

Что еще хуже, так это то, что старый термин уже затолкали в темный и пыльный угол (это как все знают у нас очень быстро и легко почему-то делается), а новый «исовский», в учебные программы вставить подзабыли, потому что уж больно многие выпускники учебных заведений понятия не имеют, что значит «оборудование корпуса» или «дельные вещи».

К дельным вещам относятся литые, кованные, металлические и другие части и детали оборудования судна, не входящие в состав корпуса судна и не относящиеся к судовым устройствам и меблировке помещений, необходимые для обеспечения безопасной эксплуатации судна.

К дельным вещам относятся:

1) иллюминаторы круглые и прямоугольные;

2) двери наружные и внутренние всех видов, балясины на комингсе ниже двери, дверные проемы и детали;

3) крышки световых люков и лазов в подсобные помещения и аварийные выходы и их комингсы;

4) горловины в отсеки, например в цепные ящики, коффердамы, тоннели и цистерны;

5) трапы всех видов и их оборудование: стационарные, переносные, внутренние, вертикальные и скоб-трапы;

6) леерные ограждения на палубах, надстройка, мачтах, платформах и других ограждениях;

7) планшири и поручни;

8) тентовые стойки и их перекрытия;

9) клюза якорные и швартовные, кнехты, битенги, рымы, талрепа, скобы, обухи, киповые планки, роульс, утки швартовые, для фалов, флагов и другого бегучего такелажа;

10) палубные шпигаты и сливные трубы;

11) дренажные устройства на комингсах грузовых трюмов;

12) все виды петель, крючков, стопоров, ограничителей, кронштейнов, ручек, доводчиков дверей;

13) вентиляционные лючки с крышками и задрайками;

14) съёмное леерное ограждение в месте доступа лоцмана на борт судна;

15) крышки и сетки льяльных колодцев;

16) крышки замерных трубок;

17) шлюпбалки, трап балки, мини балки, например на баке над крышкой люка в шкиперскую или «сухой трюм»

18) съёмные защитные кожуха и детали для их крепления;

19) съемные головки на воздушных трубах судовых цистерн;

20) держатели для шкивов и сами шкивы;

21) съемные настилы и решетки на платформах и переходных мостиках;

22) съемные настилы под эвакуационными шторм-трапами, швартовыми, вокруг пелорусов с репитерами и нактоузов с компасами.

Разумеется, что мы не перечислили всех деталей относящихся к дельным вещам на судах, потому что это практически не возможно, заняло бы слишком много времени и утомило бы читателей, да и в этом нет необходимости, так как даже того, что перечислено достаточно, что бы иметь представление о том, какие детали на судне относятся к дельным вещам, например, на гребной шлюпке, металлическая накладка на планширь, с отверстием и втулкой для уключины, также относится к дельным вещам.

Всегда необходимо оставлять возможность и пространство для работы воображения, это не только укрепляет и развивает общие умственные способности человека, но и весьма эффективно способствует тому, что у моряка развивается профессиональное пространственное воображение, которое позволяет ему создавать виртуальную картину каждой ситуации и главное прогнозировать возможные пути её развития. Это необходимо при управлении судно в узкостях, портовых водах, стеснённых рейдах и акваториях, во время швартовых операциях, постановках и съёмках с якоря, аварийных ситуациях, спасательных операциях и многих других эксплуатационных ситуациях, когда в условиях дефицита времени необходимо быстро собрать информацию, провести её анализ, спрогнозировать возможное развитие ситуации, найти возможные варианты действий, выбрать наиболее подходящий в данных условиях и обстоятельствах и следовать им.

Пусть читателей не удивляет, что мы рассматриваем в статье о дельных вещах, вопросы пространственного мышления, так как в работе моряка, буквально все взаимосвязано и каждая, на первый взгляд, маловажная деталь может в той или иной ситуации иметь критически важное значение. На самом деле на судне нет мелочей и нет мелочности, а есть наблюдательность и заботливое отношение к каждой детали на судне. Как правило, в основу практически каждой поломки или несчастного случая, легла неисправность, которую игнорировали и не приняли своевременных мер для её исправления, очень часто такими деталями были дельные вещи.

Дельные вещи в виду своей многочисленности очень часто становятся поводом для получения судном замечаний во время всевозможных проверок и аудитов. Многие из них могут явиться причиной задержания судна в порту, то есть при проверке судна инспектором портового контроля он выставит этому замечанию код «30». В этом случае судно не сможет покинуть порт до тех пор, пока замечание не будет устранено, и инспектор повторно его не проверит, только при этом за повторный вызов инспектора судовладелец должен заплатить определенный штраф.

В процессе эксплуатации судна, поддержание дельных вещей в исправном и работоспособном состоянии, является повседневной заботой старшего помощника капитана и боцмана с находящейся в его распоряжении палубной командой. Поэтому и старпом, и боцман обязаны знать, что относится к дельным вещам и как правильно осуществлять их техническое обслуживание и поддержание в рабочем состоянии.

Разумеется, что капитан обязан осуществлять общее руководство и контроль, но только именно общее, так как и старпом и боцман должны обладать достаточной степенью самостоятельности.








На судне, как известно, есть много предметов, предназначенных в основном для закрытия различных отверстий в корпусе и его переборках. Они обеспечивают прежде всего нормальные условия для обитания людей, а также выполняют целый ряд других функций. Все эти изделия носят название дельных вещей .

Большие вырезы в бортах, имеющие прямоугольную форму со скругленными углами и расположенные выше грузовой ватерлинии, называются лацпортами . Служат они для погрузки и выгрузки колесной техники и самых различных грузов. Через них также производится посадка и высадка пассажиров. У лацпортов - одно- или двухстворчатые водонепроницаемые стальные двери. При выходе в море их задраивают и оставляют в таком положении до возвращения в порт.

Такой же формы как и у лацпортов, бывают вырезы и на палубе - грузовые люки . Во время рейса их тоже задраивают. Своими длинными сторонами эти вырезы расположены вдоль судна. При их однорядном расположении середина вырезов совпадает с ДП судна. При двухрядном расположении - середина люков по обе стороны ДП. Это бывает на крупнотоннажных широких сухогрузах.

По периметру вырез обносят комингсом, высота его от палубы - не меньше 600 мм. Люки же на возвышенных палубах имеют комингс меньшей высоты.

Надежную водонепроницаемость и ускорение самого процесса открывания и закрывания обеспечивают механические люковые закрытия, один из вариантов которых показан на рисунке 46.

Назначение иллюминаторов - окон судна - известно каждому. По месту установки иллюминаторы делятся на бортовые, палубные и рубочные, а по форме - на круглые, диаметром в свету - 200-400 мм, и прямоугольные, размером в свету 600-400 мм и других размеров, в зависимости от архитектуры. Различают иллюминаторы и по конструкции: тяжелые, нормальные, створчатые и глухие. И, наконец, по материалу изготовления - стальные и из легких сплавов.

Для предотвращения случайного затопления какого-либо отсека все иллюминаторы, расположенные у ватерлинии, вместо одной гайки барашковой имеют специальную фасонную гайку, для отвинчивания которой есть специальный ключ. Глухие же иллюминаторы вообще не открываются. В некоторых случаях рубочные прямоугольные иллюминаторы могут быть запасными выходами.

Есть и световые люки. Устанавливаются они над помещениями для естественного освещения и вентиляции. В крышках таких люков имеются глухие круглые иллюминаторы с прутковым ограждением. Их стекла делаются с проволочной сеткой.

По форме люки бывают круглые, квадратные и прямоугольные.

Различают и судовые двери . Так, по месту установки они могут быть наружные и внутренние; по назначению - водогазонепроницаемыми, водонепроницаемыми и брызгонепроницаемыми; по материалам изготовления - стальные, деревянные, из легких сплавов и пластмассовые.

Одну из дверей - водогазонепроницаемую - вы видите на рисунке 47. Устанавливают ее на водонепроницаемых переборках, стенках надстроек и рубок, шахтах машинного отделения и т. п. Такая дверь состоит из стальных полотен толщиной 3-6 мм, которые подкрепляются ребрами жесткости. Бывают и полотна с выштампованными выступами - гофрами. За-драивание этих дверей производится отдельными барашковыми задрайками. На такой двери, кстати, меньше задраек, чем на водогазонепроницаемой.

В так называемых мокрых помещениях - банях, гальюнах (туалетах), прачечных - устанавливают брызгонепроницаемые двери. Толщина стального полотна на них 2-4 мм, для жесткости выштамповывают гофры. Такими же бывают двери в рубках ка верхних палубах.

Встречаются на судах плоские двери, состоящие из стального полотна без каких-либо уплотнений. Деревянные или из легких сплавов двери бывают в помещениях для экипажа и пассажиров.

Горловины (рис. 48) - конструкции, служащие для доступа в междудонное пространство, а также в цистерны и другие закрытые отсеки. Они имеют овальную форму с размерами от 450X420 до 600x450 мм. Приварыш горловины приваривается (отсюда его и название) к палубе, переборке, стенке цистерны, а в нем сверлят гнезда и нарезают резьбу под шпильки. На них-то и надевают крышку горловины.

Трапы (рис. 49) по месту установки делят на наружные и внутренние. Первые бывают обыкновенные и забортные, а вторые - нормальные, вестибюльные и машинно-котельного отделения.

Обычно все трапы располагают вдоль судна, поскольку именно в таком положении ими удобно пользоваться, особенно во время качки. Во избежание пожаров все трапы делаются из негорючих материалов: наружные, как правило, стальные, а внутренние - и стальные, и из легких сплавов.

Бывают наклонные, вертикальные и скоб-трапы. Первые устанавливаются под углом 55°, что обеспечивает и удобство, и безопасность пользования ими. Ширина трапов колеблется от 0.6 до 3 м. У широких трапов есть посередине дополнительные поручни.