Мощи преподобного аристоклия перенесены на афонское подворье. Преподобный Аристоклий Афонский (1838–1918) Старец Аристоклий Афонской Аристоклий афонский житие

(Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846, Оренбург - 24.08.1918, Москва), иеросхим, прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых). Из мещан, был женат, жена умерла в 1876 г. В этом же году Амвросиев прибыл на Афон и поступил в Пантелеимона вмч. рус. мон-рь под духовное руководство игум. схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева) . 11 марта 1880 г. пострижен в мантию с именем в честь сщмч. Аристоклия Саламинского, 2 дек. 1884 г. рукоположен во иеродиакона, 12 дек.- во иеромонаха, 12 февр. 1886 г. пострижен в схиму с тем же именем. Трудился в иконной мастерской. В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова мон-ря на Афонском подворье (ул. Б. Полянка, д. 38). 19 дек. 1889 г. награжден набедренником. В 1891-1894 гг. настоятель часовни во имя вмч. Пантелеимона на Никольской ул. В часовню на молебны Божией Матери и вмч. Пантелеимону стекалось множество людей со всей России. По благословению, данному ранее свт. Филаретом (Дроздовым) , А. А. приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. А. А. способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке правосл. лит-ры. А. А. совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом мон-рях , храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. мон-ря Московского у., где на средства благотворительницы Афонского подворья А. А. Смирновой был построен больничный корпус с храмом. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 90-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г. В мае 1893 г. А. А. был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода.

В 1895 г. А. А. вернулся на Афон и 20 дек. на большом соборе в Пантелеимоновом мон-ре был избран одним из казначеев. 15 апр. следующего года А. А. был отправлен в Москву в составе депутации от мон-ря для поздравления мч. имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В февр. 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. согласно уставу Пантелеимонова мон-ря назначался кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но избран не был.

29 нояб. 1909 г. А. А. вновь был назначен настоятелем московской Пантелеимоновской часовни и заведующим московским Афонским подворьем. В 1912 г. начал строительство нового комплекса зданий подворья на участке, соседствовавшем с усадьбой на Полянке, к-рый был ранее приобретен для Пантелеимонова мон-ря тульским купцом И. И. Сушкиным, братом схиархим. Макария. Комплекс включал в себя главное каменное трехэтажное здание (д. 3 по 1-му Петропавловскому пер.), в полуподвале к-рого разместились трапезная и братские кельи, на 1-м этаже - книжная лавка и Николаевский приют, на 2-м этаже - кельи, на 3-м - кельи и домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (освящена 30 сент. 1918 г. свт. Тихоном , Патриархом Московским и всея России), а также трехэтажное здание, служившее складом для книг, издаваемых мон-рем, и др. хозяйственные постройки.

Главным в деятельности А. А. в этот период стало старчество . Несмотря на тяжелый недуг (бо́льшую часть жизни А. А. страдал водянкой и болезнью ног), он духовно окормлял множество людей, иногда принимая в день более тысячи чел. Особо почитали старца свт. Тихон и еп. Трифон (Туркестанов) . А. А. прославился дарами прозорливости (предвидел Октябрьскую революцию 1917 г. и Великую Отечественную войну), исцеления, изгнания бесов. В тяжелое революционное время по молитвам старца люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря А. А. мн. неверующие обратились к Богу.

А. А. был погребен в усыпальнице, устроенной под храмом в подвале главного дома Афонского подворья; старца отпевали еп. Трифон, еп. Арсений (Жадановский) и Можайский архиеп. Иоасаф (Каллистов) , викарий Московской епархии. В нояб. 1922 г. домовый храм Афонского подворья и усыпальница были ликвидированы, на подворье разместилось общежитие студентов Горной академии. В 1923 г. духовные дети А. А. и братия перезахоронили останки А. А. на Даниловском кладбище, близ Никольской часовни, как предсказал старец; по свидетельству очевидцев, тело его было нетленно.

Летом 2004 г. на Даниловском кладбище были обретены мощи А.

6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митр. Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия, Орехово-Зуевского Алексия, еп. Дмитровского Александра, московский старец был причислен к лику преподобных.

За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)».

13 ноября 2004 года святые мощи прл. Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм вмч. Никиты на Афонском подворье Москвы.

Лит.: Удивительный московский подвижник и целитель старец Аристоклий. М., 1997; [Миропия, схим. ]. Старец иеросхимонах Аристоклий. М., 1998; Тимкина В. А. Иеросхимонах Аристоклий: Мат-лы к житию // К Свету. 2000. Вып. 18. С. 129-171; Житие прп. Аристоклия Афонского, старца Московского. М., 2006.

Игум. Петр (Пиголь), игум. Андроник (Трубачёв)

Иеросхимонах Аристоклий Афонский (1838 — 1918)

Местночтимый святой Московской епархии. Прославление 06.09.2004

«…Сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся безпорядки и подобное тому, что и в России, и о войнах услышите и будут войны — вот, уже время близко. Но не бойтесь ничего. Господь будет являть Свою чудесную милость».

Преподобный Аристоклий Афонский


Пророчества старца Аристоклия Афонского о России и мире из воспоминаний игумении Гефсиманского Иерусалимского монастыря Варвары (Цветковой) — Конец будет через Китай, а Россия будет спасена — Краткое житие преподобного Аристоклия Афонского

«Батюшка тогда сказал, между прочим, что теперь начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось в России, а потом дальше . Ничего утешительного он не сказал, только все время мне говорил: Только не бойся ничего, не бойся. Господь будет являть Свою чудесную милость». Из воспоминаний игумении Гефсиманского Иерусалимского монастыря Варвары (Цветковой) от 19.03.1917 (Журнал «Православная Русь», 1969 № 1 (1991 №13 стр. 10)).

«Говорила я, что еще и война-то не закончилась. - «А еще и другая будет, - сказал батюшка. - И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда, что немецкое оружие бряцает на границе России… Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевицкой власти, но это не так. Немцы, правда, войдут в Россию и много что сделают, но они уйдут, т. к. еще не время будет спасения. Это будет потом, потом….» Из воспоминаний игумении Варвары (Цветковой) от 16.08.1918 («Православная Русь», 1969. № 1. (1991 №13 стр. 10)).

Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: «Ведь и крыло мухи имеет вес, — говорил батюшка, — а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией ». Из воспоминаний игумении Варвары (Цветковой) от 16.08.1918.

Престарелая игуменья Варвара (Цветкова) в разговоре с нами паломниками в Гефсимании 1973 году вспоминала еще предсказания Старца о том, что «возрождение в России начнется после большого взрыва около реки ». После событий в связи с Чернобыльской катастрофой я вспомнил это предсказание Старца Аристоклия.
Епископ Александр (Милеант) (Светлана Девятова, «Православные старцы ХХ века»).*

Конец будет через Китай, а Россия будет спасена

«Сейчас мы пережваем предантихристово время. Начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось с России, а потом дальше .

А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией

Но сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди . Услышите, что в других странах начнутся безпорядки и подобное тому, что и в России (во время революции — ред.), и о войнах услышите и будут войны — вот, уже время близко. Но не бойтесь ничего. Господь будет являть Свою чудесную милость.

Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех». Пророчество Схииеромонаха Аристоклия Афонского было сделано в. 1917-18 гг.

Краткое житие преподобного Аристоклия Афонского (1838 — 1918)

Старец Аристоклий (в миру — Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в Оренбурге в благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца.

В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея Матрона слёзно молила святителя Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить сына Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь.

В день празднования святителя Николая 6 декабря Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь.

В 1876 году, сразу после смерти жены, Алексей Амвросиев отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. 11 марта 1880 он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского.

2 декабря 1884 года монах Аристоклий был рукоположен во иеродиакона, а 12 декабря того же года — во иеромонаха. 12 февраля 1886 года иеромонах Аристоклий пострижен в схиму без перемены имени.

В 1887 году отец Аристоклий привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона Целителя. С 1891 по 1894 настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В те годы подворье размещалось в небольшой городской усадьбе на Большой Полянке — ее в сентябре 1879 года подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова.

Несколько лет отец Аристоклий возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи. Многочисленные пожертвования верующих старец раздавал страждущим, оплачивал обучение детей из бедных семей.

В 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон.

В 1909 году собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем Афонского подворья, и с 29 ноября 1909 года старец пребывает в Москве. По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить на подворье.

С 1909 по 1918 на подворье были построены два трехэтажных здания. В одном из них разместилась библиотека. Другое было отдано под богоугодные заведения, а на третьем этаже, в одной из угловых комнат, батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушница». Храм был освящен уже после смерти старца — 30 сентября 1918 года чин освящения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

*http://www.f7x.ru/source/456

**http://priroda.inc.ru/blog/prorok/afonskii.html

Об иконе Божией Матери «Скоропослушница», пребывавшей в нашем храме до ноября 2004 года

Многие знают о том, что в нашем храме милостью Божией более десяти лет пребывала чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» афонского письма. Ныне ее заместил вновь написанный образ той же иконографии, но в памяти прочно остался дивный облик прежней иконы - с нее милостиво взирала на нас Владычица, скорая на слышание наших слабых молитв. При взгляде на образ сразу чувствовалось, что он осенен особой благодатью.

У пришедших за последние годы прихожан появились вопросы, при каких же обстоятельствах этот образ покинул наш храм. Попробуем рассказать об истории иконы то, что знаем сами.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. в Москве был известен великий подвижник, ныне прославленный в преподобническом чине, старец иеросхимонах Аристоклий, глубоко почитаемый православною Москвой. Его великие подвиги привлекли к старцу сугубую благодать Святого Духа, он был наделен от Господа обильными дарами чудотворений и исцелений.

Иеросхимонах Аристоклий, в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, родился в 1846 г. в Оренбурге. Отроком он тяжело болел, был прикован к постели в течение двух лет. Медицина была бессильна, и его мать с горячей мольбой о помощи поручила свое дитя святителю и чудотворцу Николаю - отныне и до скончания дней ребенка. Великий святитель не посрамил материнской молитвы, отрок исцелился от болезни и всю дальнейшую жизнь считал святителя Николая своим особым покровителем.

Когда Алексей Алексеевич овдовел, он выбрал монашеский путь и в 1876 г. поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. В 1880 году он принимает монашеский постриг с именем Аристоклий, в 1884 г. его рукополагают во священный сан, а в 1886 г. иеромонах Аристоклий принимает схиму. В 1887 г. о. Аристоклий прибывает в Москву, здесь становится строителем Афонского подворья на ул. Большая Полянка. Здание это сохранилось до сей поры. На верхнем этаже его была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». На этом же этаже была и келлия старца, где он принимал посетителей; их бывало у него по нескольку сот человек в день.

Сохранились воспоминания людей, получавших помощь и исцеления по молитвам старца Аристоклия. Сила его святых молитв была очень велика. Среди редчайших, поразительных случаев можно выделить исцеление слепорожденного мальчика, причем чудо это вновь повторилось уже в наши дни, после канонизации преподобного старца, о чем рассказывал в 2005 г. настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон.

Некоторые из приходящих слышали из его уст и пророчества о судьбах России, впоследствии сбывшиеся.

Паства иеросхимонаха Аристоклия была огромна, труды подвижника – безмерны. До самой смерти он не оставлял душепопечения о своих чадах, принимал приходящих к нему. С 1909 по 1918 гг. о. Аристоклий был настоятелем Афонской часовни в Москве (ныне не существует), занимался и заботами по Подворью, а также книгоиздательской деятельностью.

Блаженная кончина старца иеросхимонаха Аристоклия последовала 24 августа/6 сентября 1918 года. После мучительной болезни ног и водянки, от которых он страдал долгие годы, старец мирно скончался в своей келлии. Последний взор его был обращен на икону Божией Матери «Скоропослушница», висевшую напротив ложа…

Эта икона изволением Божиим и пребывала в нашем храме.

Проследить путь святыни от страшных богоборческих времен, наступивших вслед за кончиною иеросхимонаха Аристоклия, до нынешнего времени не представляется возможным. Вероятно, и она была гонима и преследуема, разделяя участь многих других чтимых икон. Благочестивыми людьми образ был сохранен. Имена хранителей святыни нам неведомы.

В храм святителя Николая в Кленниках эта икона была отдана во времена 20-летней давности, при его возрождении. Ушли в вечность люди, знавшие подробности и обстоятельства этого события.

Несколько лет назад, в 2004 году, состоялось прославление преподобного Аристоклия Афонского, день канонизации которого совпал с днем его кончины, 6 сентября нового стиля. Новый угодник Божий вошел в сонм московских святых, став на духовную стражу паствы столицы, так нуждающейся в его святых молитвах.

По прославлении старца Аристоклия, в день перенесения его святых мощей – 13 ноября 2004 года - принадлежавшая ему святая икона была также перенесена крестным ходом в храм великомученика Никиты на Швивой горке, где располагается ныне Афонское подворье в Москве.

Как заметил в те дни ныне покойный настоятель нашего храма, протоиерей Александр Куликов, «всякая икона может стать чудотворной, если к ней притекают с верой».

Ныне икона Божией Матери «Скоропослушница» пребывает близ святых мощей великого угодника Божия, преподобного Аристоклия Афонского.

Мы можем с великой благодарностью Божией Матери вспомнить о тех годах, когда эта Её святая икона была с нами - и пойти поклониться ей, прося и предстательства за нас прп.Аристоклия.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Святый преподобный старче Аристоклие, моли Бога о нас!

Тропарь иконе Божией Матери "СКОРОПОСЛУШНИЦА", глас 4

К Богородице притецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне припадем,/ с верою зовуще из глубины души:/ скоро наше услыши моление, Дево,/ яко Скоропослушница нарекшаяся./Тебе бо раби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы.

Тропарь прп. Аристоклию Афонскому, глас 4-й

Процвел еси яко финикс на святей горе Афонстей/ и яко кедр на земли русстей умножился еси,/ Духа Святаго стяжав чистотою богоугоднаго жития/ и мир Христов воцарися в души твоей,/ преподобне отче Аристоклие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Отмечается день памяти местночтимого святого — преподобного Аристоклия Афонского (1846-1918).

Старец Аристоклий (в миру — Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в Оренбурге в благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца.

В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея Матрона слёзно молила святителя Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить сына Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь.

В день празднования святителя Николая 6 декабря Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь.

В 1876 году, сразу после смерти жены, Алексей Амвросиев отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. 11 марта 1880 он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского.

2 декабря 1884 года монах Аристоклий был рукоположен во иеродиакона, а 12 декабря того же года — во иеромонаха. 12 февраля 1886 года иеромонах Аристоклий пострижен в схиму без перемены имени.

В 1887 году отец Аристоклий привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона Целителя. С 1891 по 1894 настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В те годы подворье размещалось в небольшой городской усадьбе на Большой Полянке — ее в сентябре 1879 года подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова.

Несколько лет отец Аристоклий возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи. Многочисленные пожертвования верующих старец раздавал страждущим, оплачивал обучение детей из бедных семей.

Стараниями отца Аристоклия с 1888 года на подворье начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», который рассказывал о жизни русских монахов на Святой Горе, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам. Благодаря изданию журнала русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми послушниками, на щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров монастырские постройки, возводились новые храмы.

В 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон.

В 1909 году собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем Афонского подворья, и с 29 ноября 1909 года старец пребывает в Москве. По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить на подворье.

С 1909 по 1918 на подворье были построены два трехэтажных здания. В одном из них разместилась библиотека. Другое было отдано под богоугодные заведения, а на третьем этаже, в одной из угловых комнат, батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушница». Храм был освящен уже после смерти старца — 30 сентября 1918 года чин освящения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

Отпевали иеросхимонаха Аристоклия три московских владыки: епископ Арсений, епископ Трифон (Туркестанов) и епископ Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского.

Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви — ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий. Поэтому духовные чада старца приняли решение о его перезахоронении, и в 1923 году иеросхимонах Аристоклий был перезахоронен на Даниловском кладбище Москвы.

В 2001 году Русской Православной Церкви, изучив поступившие материалы, сделала заключение, что препятствий для прославления старца иеросхимонаха Аристоклия в лике преподобных как местночтимого московского святого нет.

Летом 2004 на Даниловском кладбище были обретены святые мощи старца.

6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и . На Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в в сослужении , московский старец был причислен к лику преподобных.

За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)».

13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из на Афонское подворье Москвы.

Сейчас мощи преподобного пребывают в храме святого великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы.

«Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)»:

В поисках смысла жизни человек многократно обращается к Милосердному Господу с мольбой вразумить его и помочь избежать зла, неудержимо переполняющего суетный мир. Но лишь немногим избранным Господом Богом и истинно Его любящим выпадает труд и счастье возлюбить весь страдающий мир как своего ближнего и как себя самого. Направляемый Промыслом Божиим и сознающий свое предназначение, человек свободно и без понуждения уходит в монастырь ради спасения своей души, а вместе с тем для того, чтобы с теплой молитвою и живою верою в Господа Бога просить Его заступничества за всех страждущих.

С этими чувствами будущий старец Аристоклий прибыл на Святую Гору Афон и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Это было время духовного подъема и расцвета русского монашества на Афоне. Пройдя нелегкий послушнический искус под руководством знаменитых афонских старцев игумена Макария (Сушкова) и иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева), он принял великий ангельский образ.

Неразрывны узы духовного родства между Святой Афонской Горой и Православной Россией. Войдя в меру возраста духовного, иеросхимонах Аристоклий собором старцев направляется из Удела Божией Матери в Первопрестольный град Москву в качестве настоятеля Афонского подворья, где и воспринял подвиг старчества. Тысячи людей, жаждущих духовного совета, из разных уголков России, самого разнообразного общественного положения, начиная с крестьянина или мещанина и кончая столичным чиновником, устремлялись к старцу, желая видеть живой образ святости, получить ответ на вопрос о том, как спастись.

После блаженной кончины иеросхимонаха Аристоклия, последовавшей в 1918 году, в трудные годы революции, войн и гонений, на его могилу на Даниловском кладбище в большом количестве стекались люди, надеясь на молитвенную помощь угодника Божия в решении различных вопросов и житейских обстоятельств.

И в наше время многие верующие приходили на почитаемую могилу. Нельзя не растрогаться при виде этой веры, надежды, любви и сокрушения. На могиле старца, как и при его жизни, совершались различные чудеса и исцеления.

Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия иеросхимонаха Аристоклия, не нашла препятствий к прославлению его в лике местночтимых святых.

Настоящим определяем:

1. Причислить к лику преподобных для местного церковного почитания в городе Москве и Московской епархии иеросхимонаха Аристоклия, старца Московского.

2. Честные останки преподобного Аристоклия, старца Московского, отныне именовать святыми мощами и воздавать им должное поклонение.

3. Память преподобного Аристоклия, старца Московского, совершать в день его представления — 24 августа ст.ст./6 сентября н.ст.

4. Службу новопрославленному преподобному Аристоклию, старцу Московскому, составить особую, а до времени составления таковой отправлять общую по чину преподобного.

5. Писать новопрославленному преподобному Аристоклию, старцу Московскому, икону для поклонения, согласно Определению VII Вселенского Собора.

6. Напечатать Житие преподобного Аристоклия, старца Московского, для назидания в благочестии чад церковных.

7. Настоящее Определение Наше довести до сведения клириков и верующих православных приходов и обителей города Москвы и Московской епархии.

+Алексий, Патриарх Московский и всея Руси

Ста-рец Ари-сто-клий (в ми-ру - Алек-сей Алек-се-е-вич Ам-вро-си-ев) ро-дил-ся в 1846 го-ду в Орен-бур-ге, в бла-го-че-сти-вой кре-стьян-ской се-мье. В ран-нем дет-стве Алек-сей по-те-рял от-ца.

В де-ся-ти-лет-нем воз-расте по-сле тя-жё-лой бо-лез-ни у маль-чи-ка от-ня-лись но-ги. Мать Алек-сея Мат-ро-на слёз-но мо-ли-ла свя-ти-те-ля Ни-ко-лая Чу-до-твор-ца об ис-це-ле-нии сы-на, дав обет по-свя-тить сы-на Бо-гу, а са-мой, по до-сти-же-нии сы-ном ино-че-ско-го воз-рас-та, уй-ти в мо-на-стырь.

В день празд-но-ва-ния свя-ти-те-ля Ни-ко-лая 6 де-каб-ря Алек-сей чу-дес-но ис-це-лил-ся. Ко-гда сы-ну ис-пол-ни-лось сем-на-дцать лет, Мат-ро-на уда-ли-лась в мо-на-стырь.

В 1876 го-ду, сра-зу по-сле смер-ти же-ны, Алек-сей Ам-вро-си-ев от-пра-вил-ся на Свя-тую Го-ру Афон и по-сту-пил в Рус-ский Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-нов мо-на-стырь. 11 мар-та 1880 г. он был по-стри-жен в ман-тию с име-нем Ари-сто-клий, в честь кипр-ско-го свя-щен-но-му-че-ни-ка Ари-сто-к-лия Са-ла-мин-ско-го.

2 де-каб-ря 1884 го-да мо-нах Ари-сто-клий был ру-ко-по-ло-жен во иеро-ди-а-ко-на, а 12 де-каб-ря то-го же го-да - во иеро-мо-на-ха. 12 фев-ра-ля 1886 го-да иеро-мо-нах Ари-сто-клий по-стри-жен в схи-му без пе-ре-ме-ны име-ни.

В 1887 го-ду отец Ари-сто-клий при-во-зил в Моск-ву мас-лич-ную ветвь с ме-ста усе-че-ния св. вмч. Пан-те-ле-и-мо-на Це-ли-те-ля. С 1891 по 1894 на-сто-я-тель по-дво-рья Афон-ско-го Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря. В те го-ды по-дво-рье раз-ме-ща-лось в неболь-шой го-род-ской усадь-бе на Боль-шой По-лян-ке - ее в сен-тяб-ре 1879 го-да по-да-ри-ла мо-на-сты-рю из-вест-ная бла-го-тво-ри-тель-ни-ца Аки-ли-на Алек-се-ев-на Смир-но-ва.

Несколь-ко лет отец Ари-сто-клий воз-глав-лял по-дво-рье и был на-сто-я-те-лем ча-сов-ни свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка и це-ли-те-ля Пан-те-ле-и-мо-на. Ста-рец об-ла-дал да-ром ис-це-ле-ния и про-зор-ли-во-сти и при-ни-мал еже-днев-но сот-ни лю-дей, нуж-да-ю-щих-ся в по-мо-щи. Мно-го-чис-лен-ные по-жерт-во-ва-ния ве-ру-ю-щих ста-рец раз-да-вал страж-ду-щим, опла-чи-вал обу-че-ние де-тей из бед-ных се-мей.

Ста-ра-ни-я-ми от-ца Ари-сто-к-лия с 1888 го-да на по-дво-рье на-чал из-да-вать-ся жур-нал «Ду-ше-по-лез-ный со-бе-сед-ник», ко-то-рый рас-ска-зы-вал о жиз-ни рус-ских мо-на-хов на Свя-той Го-ре, зна-ко-мил с жиз-не-опи-са-ни-я-ми афон-ских по-движ-ни-ков, с пись-ма-ми стар-цев к сво-им ду-хов-ным ча-дам. Бла-го-да-ря из-да-нию жур-на-ла рус-ские мо-на-сты-ри на Афоне ста-ли по-пол-нять-ся но-вы-ми по-слуш-ни-ка-ми, на щед-рые по-жерт-во-ва-ния рос-си-ян вос-ста-нав-ли-ва-лись по-стра-дав-шие от по-жа-ров мо-на-стыр-ские по-строй-ки, воз-во-ди-лись но-вые хра-мы.

В 1894 го-ду по-сле лож-но-го до-но-са стар-цу при-шлось по-ки-нуть Моск-ву и вер-нуть-ся на Афон.

В 1909 го-ду со-бор ду-хов-ни-ков Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря вновь на-зна-чил стар-ца Ари-сто-к-лия на-сто-я-те-лем Афон-ско-го по-дво-рья, и с 29 но-яб-ря 1909 го-да ста-рец пре-бы-ва-ет в Москве. По воз-вра-ще-нию стар-ца ты-ся-чи лю-дей вновь ста-ли при-хо-дить на по-дво-рье.

С 1909 по 1918 гг. на по-дво-рье бы-ли по-стро-е-ны два трех-этаж-ных зда-ния. В од-ном из них раз-ме-сти-лась биб-лио-те-ка. Дру-гое бы-ло от-да-но под бо-го-угод-ные за-ве-де-ния, а на тре-тьем эта-же в од-ной из уг-ло-вых ком-нат ба-тюш-ка устро-ил до-мо-вую цер-ковь в честь осо-бо по-чи-та-е-мой и лю-би-мой им ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри «Ско-ро-по-слуш-ни-ца». Храм был освя-щен уже по-сле смер-ти стар-ца - 30 сен-тяб-ря 1918 го-да чин освя-ще-ния со-вер-шил свя-тей-ший пат-ри-арх Мос-ков-ский и всея Ру-си .

24 ав-гу-ста/6 сен-тяб-ря 1918 ста-рец по-чил о Гос-по-де.

От-пе-ва-ли иерос-хи-мо-на-ха Ари-сто-к-лия три мос-ков-ских вла-ды-ки: епи-скоп , епи-скоп (Тур-ке-ста-нов) и епи-скоп Иоасаф, на-сто-я-тель Бо-го-яв-лен-ско-го мо-на-сты-ря, ис-пол-няв-ший в то вре-мя обя-зан-но-сти мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го.

Пер-во-на-чаль-но ста-рец Ари-сто-клий был по-хо-ро-нен в мра-мор-ном скле-пе усы-паль-ни-цы по-дво-рья. Од-на-ко по-сле ре-во-лю-ции все мо-на-стыр-ские вла-де-ния под-ле-жа-ли на-цио-на-ли-за-ции, а до-мо-вые церк-ви - лик-ви-да-ции. На по-дво-рье на-ча-лись обыс-ки, аре-сты, кон-фис-ка-ции. В ян-ва-ре 1919 го-да был аре-сто-ван на-сто-я-тель Пан-те-ле-и-мо-но-вой ча-сов-ни иеро-мо-нах Ма-ка-рий. По-это-му ду-хов-ные ча-да стар-ца при-ня-ли ре-ше-ние о его пе-ре-за-хо-ро-не-нии, и в 1923 го-ду иерос-хи-мо-нах Ари-сто-клий был пе-ре-за-хо-ро-нен на Да-ни-лов-ском клад-би-ще Моск-вы.

В 2001 го-ду Си-но-даль-ная ко-мис-сия по ка-но-ни-за-ции свя-тых Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви, изу-чив по-сту-пив-шие ма-те-ри-а-лы, сде-ла-ла за-клю-че-ние, что пре-пят-ствий для про-слав-ле-ния стар-ца иерос-хи-мо-на-ха Ари-сто-к-лия в ли-ке пре-по-доб-ных как мест-но-чти-мо-го мос-ков-ско-го свя-то-го нет.

Ле-том 2004 на Да-ни-лов-ском клад-би-ще бы-ли об-ре-те-ны свя-тые мо-щи стар-ца.

6 сен-тяб-ря 2004 го-да ста-рец Ари-сто-клий был про-слав-лен в ли-ке мест-но-чти-мых свя-тых Моск-вы и Мос-ков-ской епар-хии. На Бо-же-ствен-ной ли-тур-гии, со-вер-шен-ной свя-тей-шим пат-ри-ар-хом Мос-ков-ским и всея Ру-си Алек-си-ем II в Успен-ском со-бо-ре Крем-ля в со-слу-же-нии мит-ро-по-ли-та Ка-луж-ско-го и Бо-ров-ско-го Кли-мен-та, ар-хи-епи-ско-пов Ист-рин-ско-го Ар-се-ния, Вла-ди-мир-ско-го Ев-ло-гия, Оре-хо-во-Зу-ев-ско-го Алек-сия, епи-ско-па Дмит-ров-ско-го Алек-сандра, мос-ков-ский ста-рец был при-чис-лен к ли-ку пре-по-доб-ных.

За пат-ри-ар-шим бо-го-слу-же-ни-ем бы-ло огла-ше-но «Опре-де-ле-ние о ка-но-ни-за-ции в ли-ке мест-но-чти-мых свя-тых пре-по-доб-но-го Ари-сто-к-лия (Ам-вро-си-е-ва), стар-ца Мос-ков-ско-го (1846-1918)».

13 но-яб-ря 2004 го-да свя-тые мо-щи пре-по-доб-но-го Ари-сто-к-лия бы-ли пе-ре-не-се-ны крест-ным хо-дом из Свя-то-Да-ни-ло-ва мо-на-сты-ря на Афон-ское по-дво-рье Моск-вы.

Сей-час мо-щи пре-по-доб-но-го пре-бы-ва-ют в хра-ме свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ни-ки-ты на Афон-ском по-дво-рье Моск-вы.