Отражение зеркала в зеркале. Отражение в плоском зеркале

ПЕРЕВЕРНУТОЕ ИМЯ

Сложите книги стопкой и прислоните к ней зеркальце. Положите лист бумаги под край зеркальца.
Положите левую руку перед листом бумаги, а на руку - подбородок, чтобы смотреть в зеркало, но не видеть лист, на котором вам предстоит писать. Смотря только в зеркальце, но не на бумагу, напишите на ней свое имя. Посмотрите, что вы написали.


Большинство, а может быть даже все буквы оказались перевернутыми.

Почему?
Потому что вы писали, глядя в зеркало, где они выглядели обычным образом, но на бумаге они перевернуты. Перевернутыми окажутся большинство букв, а правильно написанными будут лишь симметричные буквы (Н, О, Е, В).

Они выглядят одинаково и в зеркале, и на бумаге, хотя изображение в зеркале перевернуто.

МНОГОКРАТНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Для этого опыта у вас должно быть: два зеркала (желательно одинаковой величины), скотч, транспортир.

Скрепите скотчем зеркала с обратной стороны.


Поставьте заженную свечу (или любой другой небольшой предмет) в центр транспортира.


Поставьте зеркала на транспортир и разверните, чтобы угол между ними был 180 градусов.
Вы увидете только одно отражение свечи


Если вы будете уменьшать угол между зеркалами, то число отражений свечи будет увеличиваться!


Чем меньше угол раствора между зеркалами, тем большее количество изображений предмета вы увидете.


Поэкспериментируйте, а если сумеете, то сделайте на бумаге чертежи построения изображений в зеркале (при разных углах). Осилите?

ЗЕРКАЛО И ТЕЛЕВИЗОР

Это явление наблюдал, наверное, каждый: если перед экраном телевизора двигать ладонь с растопыренными пальцами, то кажется, что их на руке не 5, а по крайней мере 20.

Возьмите большое зеркало (размером примерно 13X18 см) и поймайте в зеркале экран телевизора. Если зеркало неподвижно, ничего не произойдет - экран как экран. Но стоит зеркало быстро наклонять, то есть колебать его как вы увидите изумительную картину: в отражении будет уже не один экран, а много, они будут мельтешить перед глазами, изображения будут деформированными.

Если придать зеркалу круговое вращение (экран телевизора надо держать все время в поле зрения), можно увидеть еще более замечательную картину: экран «отделится» от телевизора, выйдет из него, получится (для этого вам придется немного потренироваться) замкнутое кольцо экранов разных размеров по вертикали, различно наклоненных.
Получаемый эффект объясняется «памятью зрения».

СТАРИННОЕ ГАДАНИЕ

К. П. Брюллов (1799-1852). "Гадающая Светлана". 1836 год. Сюжет картины навеян балладой В. А. Жуковского "Светлана".

Заглянуть в коридор между зеркалами можно в Игротехе Политехнического музея. Хорошо видно, что цвет отражений становится все более зеленым: стекло сильно поглощает красную часть спектра.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Народные обычаи часто вдохновляли поэтов-романтиков. Писал о них Василий Жуковский, у Афанасия Фета есть небольшой цикл стихотворений "Гадания". На святках (дни от Рождества 7 января до Крещения 19 января) девушки гадали о своей судьбе. Среди прочих Фет упомянул и такой способ:

Зеркало в зеркало
с трепетным лепетом
Я при свечах навела;
В два ряда свет -
и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала...

Героиню стихотворения интересовало в основном, выйдет ли она замуж, когда и за кого, а мы займемся другим вопросом, связанным с этим старинным способом гадания. Сколько огоньков в принципе можно увидеть в ряду отражений свечи, поставленной между двумя зеркалами?

Зеркал, которые отражали бы падающий свет полностью, не существует. Предположим, героиня стихотворения взяла два очень хороших зеркала с 99-процентным отражением. Тогда примерно через 70 отражений свет ослабнет вдвое, после 140 - еще вдвое, и так до полного ослабления, когда огонек уже не будет виден. Кроме того, большинство зеркал отражает некоторые цвета лучше, чем другие, и отражения станут не только затухать, но еще и менять цвет.

Но число отражений будет бесконечным, если только идеальные зеркала стоят строго параллель но, а достичь этого не удастся. Поэтому ряд отражений изогнется, изображение как бы уйдет "за угол".

И надо еще учесть, что фетовская девица не стоит между зеркалами, а вглядывается в свой оптический прибор сбоку, так что ряд свечей довольно быстро окажется за рамкой зеркала.

Но даже если взять большие зеркала в человеческий рост и встать со свечой между ними, ограничение наложит конечная скорость света. Она составляет около 300 тысяч километров в секунду, и путешествие света туда и обратно займет некоторое время. Расчет показывает, что при идеальных зеркалах, поставленных строго параллельно на расстоянии 2 метра одно от другого, и продолжительности опыта в 1 минуту можно увидеть 9 миллиардов огоньков. Но это если предположить, что наблюдатель совершенно прозрачен и не загораживает собой ряд отражений.

Если же зеркала имеют диаметр 1 метр и не совсем параллельны, а отклонение составляет, предположим, полградуса, число отражений сократится до 57. А в маленьких ручных зеркалах, далеко не идеальных и не параллельных, да еще если глядеть сбоку - и того меньше.

Но и этого достаточно, чтобы при мистическом настрое, напряженно вглядываясь в ряд колеблющихся огоньков, увидеть в зеркале всякую чертовщину:

Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами
свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!

В заключение героиня Фета восклицает "Чур меня!" и, по-видимому, прекращает эти никогда не одобрявшиеся церковью занятия.

СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ

По-моему, это будет что-то вроде коридора между двумя зеркалами, в который ты опять залез без всякой необходимости.
В. О. Пелевин

Для начала рассмотрим простую задачу. Наша свеча стоит на расстоянии l от стены. в точке a поверхности, лежащей напротив свечи, которая дает силу света I , освещенность E = I / l 2 . Заменим теперь стену зеркалом, а с другой стороны свечи, на таком же расстоянии l, поместим второе зеркало, строго параллельное первому. Зеркала будем считать идеально отражающими во всем диапазоне видимого спектра. Возникает бесконечный коридор, или туннель с бесчисленным количеством отражений свечей - мнимых источников, которые тем не менее посылают вполне реальный свет в точку a . И на первый взгляд кажется, что возникает парадокс: бесчисленное множество источников света вроде бы должны дать бесконечно большую освещенность. Но свеча-то, действительный источник света, - одна! Откуда же взялась бесконечно большая энергия?

Чтобы разрешить это противоречие, рассмотрим цепочку отражений, лежащих по одну сторону от свечи - на рисунке справа. Свеча отразится в обоих зеркалах, и оба отражения будут лежать на расстоянии l от их поверхностей. Отражение в левом зеркале отразится в правом, появившись на расстоянии 3l от него. А оно, в свою очередь, даст отражение в левом зеркале на расстоянии 5l от его поверхности, и так далее - последовательность цепочки отражений видна на рисунке.

Поэтому освещенность в точке a , лежащей теперь на поверхности зеркала, будет

Мы получили бесконечный ряд, первый член которого соответствует условию начальной задачи - он равен освещенности точки, создаваемой одной свечой. Возникает вопрос: конечна сумма членов этого ряда или бесконечна, то есть, говоря языком математики, - сходится этот ряд или расходится?

Совершенно ясно, что ряд в виде последовательности натуральных чисел расходится: сумма его членов, которые неограниченно увеличиваются, стремится к бесконечности: #4#.

Гораздо менее очевидно, что так называемый гармонический ряд, образованный обратными величинами, расходится тоже, несмотря на то, что члены ряда неограниченно убывают:

А ряд вида #6#

сходится, и его сумма #7#

Легко заметить, что из него путем вычитания четных членов получен ряд, определяющий величину освещенности. Следовательно, он сходится тоже, давая несколько меньшую сумму:

S=π 2 /8≈1,23

Таким образом, бесконечное количество отражений в зеркалах - мнимых источниках света - увеличит освещенность поверхности не до бесконечности, а только на 23 процента!


Скорее всего, сегодня уже нет ни одного дома, где бы не было зеркала. Оно так прочно вошло в нашу жизнь, что без него человеку трудно обойтись. Что же собой представляет этот предмет, каким образом отражает изображение? А если поставить два зеркала друг напротив друга? Этот удивительный предмет стал центральным во многих сказках. Про него существует достаточное количество примет. А что говорит о зеркале наука?

Немного истории

Современные зеркала в большинстве своём - это стекло с напылением. В качестве покрытия тонкий металлический слой наносят на обратную сторону стекла. Буквально тысячу лет назад зеркала представляли собой тщательно отполированные медные или бронзовые диски. Но позволить себе зеркало мог не каждый. Оно стоило больших денег. Поэтому бедные люди вынуждены были рассматривать свое А зеркала, которые показывают человека в полный рост - это вообще относительно молодое изобретение. Ему приблизительно 400 лет.

Зеркало людей удивляло тем более, когда они могли увидеть отражение зеркала в зеркале - это вообще казалось им чем-то магическим. Ведь изображение - это не истина, а некое её отражение, своего рода иллюзия. Получается, мы одновременно можем видеть истину и иллюзию. Неудивительно, что люди приписывали этому предмету много магических свойств и даже побаивались его.

Самые первые зеркала делали из платины (удивительно, но когда-то этот металл совсем не ценили), золота или олова. Учёные обнаружили зеркала, сделанные ещё в бронзовую эпоху. Но то зеркало, которое мы сегодня можем видеть, начало свою историю после того, как в Европе смогли освоить технологию выдувания стекла.

Научный взгляд

С точки зрения науки физики, отражение зеркала в зеркале - это умноженный эффект того же самого отражения. Чем больше таких зеркал, установленных друг напротив друга, тем большая иллюзия наполненности одним и тем же изображением возникает. Такой эффект часто используют в аттракционах для развлечения. К примеру, в парке диснеевском есть, так называемый бесконечный зал. Там два зеркала установили друг напротив друга, и повторили ещё такой эффект множество раз.

Полученное отражение зеркала в зеркале, помноженное на относительно бесконечное число раз, стало одним из самых популярных среди аттракционов. Такие аттракционы давно вошли в развлекательную индустрию. Ещё в начале XX века в Париже на международной выставке появился аттракцион под названием «Дворец иллюзий». Он пользовался огромной популярностью. Принцип его создания - отражение зеркал в зеркалах, установленных в ряд, величиной в полный человеческий рост, в огромном павильоне. У людей складывалось впечатление, будто они находятся в огромной толпе.

Закон отражения

Принцип действия любого зеркала основан на законе распространения и отражения в пространстве Этот закон - главный в оптике: будет таким же (равным) углу отражения. Это - как падающий мячик. Если его бросить вертикально вниз по направлению к полу, он отскочит также вертикально вверх. Если его бросить под углом - он отскочит под углом, равным углу падения. Лучи света от поверхности отражаются аналогично. При этом, чем ровнее и глаже эта поверхность, тем идеальней работает этот закон. По такому закону работает отражение в плоском зеркале, и чем поверхность его идеальней, тем и отражение качественней.

А вот если мы имеем дело с матовыми поверхностями или с шероховатыми, то лучи рассеиваются хаотично.

Зеркала могут отражать свет. То, что мы видим, все отражённые объекты, - это благодаря лучам, которые аналогичны солнечным. Если нет света, то в зеркале ничего не видно. При падении на предмет или на любое живое существо световых лучей, они отражаются и переносят с собой информацию об объекте. Таким образом, отражение человека в зеркале - это сформированное на сетчатке его глаза и переданное в мозг представление об объекте со всеми его характеристиками 9цвет, размер, удаленность и др.).

Виды зеркальных поверхностей

Зеркала бывают плоские и сферические, которые, в свою очередь, могут быть вогнутыми и выпуклыми. Сегодня есть уже умные зеркала: своеобразный медианоситель, предназначенный для демонстрации целевой аудитории. Принцип его работы следующий: при приближении человека зеркало как будто оживает и начинает показывать видео. Причём это видео выбрано неслучайно. В зеркало вмонтирована система, распознающая и обрабатывающая полученное изображение человека. Она быстро определяет его пол, возраст, эмоциональное настроение. Таким образом, система в зеркале подбирает демонстрационный ролик, потенциально способный заинтересовать человека. Это работает в 85 случаях из 100! Но учёные не останавливаются на этом и хотят достичь точности в 98%.

Сферические зеркальные поверхности

На чём основана работа сферического зеркала, или, как ещё называют, кривого, - зеркала с выпуклыми и вогнутыми поверхностями? От обычных такие зеркала отличаются тем, что искривляют изображение. Выпуклые зеркальные поверхности дают возможность видеть большее количество объектов, чем плоские. Но при этом все эти объекты кажутся меньшими по размерам. Такие зеркала устанавливают в автомобилях. Тогда водитель имеет возможность видеть изображение и слева, и справа.

Вогнутое кривое зеркало фокусирует полученное изображение. В таком случае можно разглядеть отражаемый объект максимально подробно. Простой пример: эти зеркала часто используют при бритье и в медицине. Изображение предмета в таких зеркалах собирается из изображений множества разных и отдельных точек этого объекта. Для построения изображения какого-либо объекта в вогнутом зеркале достаточно будет построить изображение его крайних двух точек. Изображения остальных точек будут располагаться между ними.

Полупрозрачность

Есть ещё один вид зеркал, у которых полупрозрачные поверхности. Они так устроены, что одна сторона - как обыкновенное зеркало, а другая наполовину прозрачна. С этой, прозрачной стороны, можно наблюдать вид за зеркалом, а с обычной ничего не видно, кроме отражения. Такие зеркала часто можно увидеть в криминальных фильмах, когда полицейские ведут следствие и допрашивают подозреваемого, а с другой стороны за ним наблюдают или приводят свидетелей для опознания, но так, чтобы их не было видно.

Миф о бесконечности

Существует поверье, что, создав зеркальный коридор, можно достичь бесконечности светового луча в зеркалах. Суеверные люди, верящие в гадания, часто используют этот ритуал. Но наука давно доказала, что это невозможно. Интересно, что от зеркала никогда не бывает полным, на 100 %. Для этого необходима идеальная, гладкая на все 100% поверхность. А она может быть таковой приблизительно на 98-99%. Всегда имеют место какие-то погрешности. Поэтому девушки, гадающие в таких зеркальных коридорах при свечах, рискуют, самое большее, просто войти в некое психологическое состояние, которое может отрицательно отразиться на них.

Если поставить два зеркала напротив друг друга, а между ними зажечь свечу, то будут видны множество огоньков, выстроенных в один ряд. Вопрос: сколько огоньков можно насчитать? На первый взгляд это бесконечное количество. Ведь, кажется, нет и конца этому ряду. Но если провести определённые математические расчеты, то мы увидим, что даже при зеркалах, имеющих 99% отражения, приблизительно через 70 циклов свет станет в два раза слабее. После 140 отражений он ослабнет ещё в два раза. С каждым разом лучи света тускнеют и меняют цвет. Таким образом, настанет момент, когда свет вовсе погаснет.

Так всё-таки бесконечность возможна?

Бесконечное отражение луча от зеркала возможно лишь при абсолютно идеальных зеркалах, поставленных строго параллельно. Но можно ли достичь такой абсолютности, когда ничто в материальном мире не бывает абсолютным и идеальным? Если это и возможно, то только с точки зрения религиозного сознания, где абсолютное совершенство - это Бог, Творец всего вездесущего.

По причине отсутствия идеальной поверхности зеркал и идеальной параллельности их друг другу ряд отражений подвергнется изгибу, и изображение исчезнет, как будто за углом. Если учесть ещё и то, что человек, смотрящий на когда зеркал два, а он между ними - еще и свеча, тоже не будет стоять строго параллельно, то видимый ряд свечей исчезнет за рамкой зеркала довольно-таки быстро.

Многократное отражение

В школе ученики учатся строить изображения объекта, используя По закону отражения света в зеркале, предмет и его зеркальное изображение симметричны. Изучая построение изображений с использованием системы двух и более зеркал, школьники получают в результате эффект многократного отражения.

Если к одиночному плоскому зеркалу добавить второе расположенное под прямым углом к первому, то появятся не два отражения в зеркале, а три (обозначают их обычно S1, S2 и S3). Срабатывает правило: изображение, которое возникает в одном зеркале, отражается во втором, затем это первое отражается в другом, и снова. Новое, S2, отразится в первом, создав третье изображение. Все отражения будут совпадать.

Симметрия

Возникает вопрос: почему в зеркале отражения симметричны? Ответ даёт геометрическая наука, причём в тесной связи с психологией. То, что для нас является низом и верхом, для зеркала меняется местами. Зеркало как бы выворачивает наизнанку то, что находится перед ним. Но удивительно, что в итоге пол, стены, потолок и всё остальное в отражении выглядят так же, как и в реальности.

Как воспринимает отражение в зеркале человек?

Человек видит благодаря свету. Его кванты (фотоны) имеют свойства волны и частицы. Исходя из теории о первичных и вторичных источниках света, фотоны луча света, падая на непрозрачный объект, поглощаются атомами на его поверхности. Возбужденные атомы сразу возвращают энергию, которую поглотили. Вторичные фотоны излучаются равномерно во все стороны. Шероховатая и матовая поверхности дают диффузное отражение.

Если это поверхность зеркала (или ему подобная), то излучающие свет частицы упорядочены, свет проявляет волновые характеристики. Вторичные волны компенсируются во всех направлениях, помимо того что они подчинёны закону, согласно которому угол падения равен углу отражения.

Фотоны как бы упруго отпрыгивают от зеркала. Их траектории начинаются от предметов, как будто расположенных позади него. Именно их и видит человеческий глаз, смотря в зеркало. Мир за зеркалом отличен от реального. Чтобы прочитать там текст, нужно начинать справа налево, а стрелки часов идут в обратную сторону. Двойник в зеркале поднимает левую руку, когда человек, стоящий перед зеркалом, - правую.

Отражения в зеркале будут разными для людей, одновременно смотрящих в него, но находящихся на разных расстояниях и в разных положениях.

Самыми лучшими зеркалами в древности считались те, что сделаны из отполированного тщательно серебра. Сегодня слой металла наносится с обратной стороны стекла. Его защищают от повреждения несколькими слоями из краски. Вместо серебра для экономии, часто наносят слой алюминия (коэффициент отражения - приблизительно 90%). Глаза человека разницы между серебряным покрытием и алюминиевым практически не замечает.

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 21

Магия зеркал

(исследовательская работа)

Руководитель:

г. Белгород, 2011 год

Исследовательская работа

«Магия зеркал»

Как все начиналось? Когда я был маленький, то часто смотрел в зеркало и видел в нем себя. Я никак не мог понять и очень удивлялся, почему я там то один, то меня много и стою лицом к себе. Иногда я даже заглядывал за зеркало, думая, что за ним кто-то стоит очень похожий на меня. С детства мне было очень интересно, почему же так происходит, как будто в зеркале есть какая-то магия.

Для своего исследования я выбрал тему «Магия зеркал».

Актуальность: Свойства зеркал изучаются и по сей день, учёные открывают новые факты. Приборы с зеркалами в наше время используют повсеместно. Необычные свойства зеркал - это актуальная тема.

Гипотеза: Предположим, что зеркала имеют магическую силу.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Узнать, в какой стране и когда появилось зеркало;

2. Изучить технологию изготовления зеркал и их применение;

3. Провести эксперименты с зеркалами и познакомиться с их свойствами;

4. Изучить интересные факты о зеркалах;

5. Выяснить, имеют ли зеркала магическую силу.

Объект исследования: зеркало.

Предмет исследования : магические свойства зеркал.

Чтобы исследовать данную проблему мы:

1. Читали энциклопедические статьи;

2. Читали статьи в газетах, периодических изданиях;

3. Искали информацию в интернете;

4. Посетили магазин зеркал;

5. Гадали с помощью зеркал.

В какой стране и когда появилось зеркало?

История зеркала началась уже с третьего тысячелетия до нашей эры. Древнейшие металлические зеркала почти всегда были круглой формы.

Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I веке нашей эры. С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти одновременно все религиозные концессии посчитали, что через зеркальное стекло смотрит на мир сам дьявол.

Стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке. Но они были… вогнутыми. Тогдашняя технология изготовления не знала способа «приклеивать» оловянную подкладку к плоскому куску стекла. Поэтому расплавленное олово попросту заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали ее на куски. Только три века спустя мастера Венеции додумались, как покрывать оловом плоскую поверхность. В отражающие составы добавляли золото и бронзу , поэтому все предметы в зеркале выглядели красивее, чем в действительности. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна. В 1500 году во Франции обычное плоское зеркало размером 120 на 80 сантиметров стоило в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля.

Как изготовляют зеркало.

В настоящее время производство зеркал состоит из следующих этапов:
1)резки стекла
2)декоративной обработки края заготовки
3)нанесение на заднюю стену стекла тонкой пленки металла (отражающее покрытие) - наиболее ответственная операция. Затем наносится защитный слой меди или специальных склеивающих химикатов, а уже затем два слоя защитного лакокрасочного покрытия, которое препятствует коррозии.

Что если зеркала обладают волшебными свойствами?

1 . Мы с папой и мамой очень любим путешествовать по разным городам. Особенно нам нравится бывать во дворцах и замках. Меня поразило, что в залах, где раньше проходили балы – очень много зеркал. Зачем столько много? Ведь для того, чтобы поправить прическу или посмотреть на себя, достаточно и одного зеркала. Оказывается, зеркала нужны для того, чтобы увеличить освещенность, умножить горящие свечи.

Опыт 1: Я сделаю зеркальный коридор, и поднесу свечи. Освещение увеличилось.

Поэтому во всех дворцах есть зеркальные залы для больших приемов.

Опыт 2. Зеркала могут отражать не только изображение, но и звук. Поэтому в старинных замках много зеркал. Они создавали эхо – отражение звука и усиливали музыкальные звуки во время праздников.

Опыт 3. В наших домах есть несколько зеркал. Их не много. Почему?

Жить в зеркальной комнате невозможно. Существовала испанская пытка: сажали человека в зеркальную комнату – коробку, где кроме лампы и человека ничего не было! Не вынося своих отражений, человек сходил с ума.

Вывод : Зеркала обладают свойствами отражать звук, свет, противоположный мир.

Напишите на листочке одно под другим три слова: РАМА, КОМОК и СОН. Поставьте этот листочек перпендикулярно зеркалу и попытайтесь прочесть отражения этих слов в зеркале. Слово РАМА не читается, КОМОК каким был, таким и остался, а СОН превратился в НОС!

Зеркало меняет последовательность букв на обратную, и читать отражение слов в зеркале следует не слева направо, как мы привыкли, а наоборот. Но мы-то читаем, следуя своей многолетней привычке! А слова КОМОК и СОН сами по себе очень интересны. КОМОК читается однозначно как слева направо, так и наоборот! А слово СОН в обратном прочтении обращается в НОС! Вот вам и доказательство того, как работает зеркало!

После этих опытов легко понять тайный шифр Леонардо да Винчи . Его записи можно было прочесть лишь с помощью зеркала! Но ведь для того, чтобы было легко читать текст, написать-то его надо было все-таки шиворот-навыворот!

Человек в зеркале.

Давайте разберемся, кто же там, в зеркале виднеется? Моё отражение или не моё?

Просто внимательно смотрим на себя в зеркале!

Рука, сжимающая карандаш, почему-то в левой руке!
Положим руку на сердце.
О ужас, у того, который за зеркалом, оно справа!
Да и родинка перепрыгнула с одной щеки на другую!

В зеркале явно не я, а мой антипод ! И не думаю, что именно таким меня видят прохожие на улице. Я смотрюсь совсем не так!

Как же сделать так, чтобы видеть именно свое необращенное изображение в зеркале?

Если два плоских зеркала поставить вертикально под прямым углом друг к другу, то вы увидите "прямое", необращенное изображение предмета. Например, обычное зеркало дает изображение человека, у которого сердце находится справа. В угловом зеркале у изображения сердце будет находиться, как и положено, с левой стороны! Только встать надо перед зеркалом правильно!
Вертикальная ось симметрии вашего лица должна лежать в плоскости, делящей пополам угол между зеркалами. Составив зеркала, пошевеливайте ими: если угол раствора прямой, вы должны видеть полное отражение своего лица.

Опыт 7

Многократное отражение

А теперь я могу ответить, почему в зеркалах меня много?

Для проведения опыта нам потребуются:
- два зеркала
- транспортир
- скотч
- предметы

План работы: 1. Скрепим скотчем с обратной стороны зеркала.

2. Поставим зажженную свечу в центр транспортира.
3. Расположим зеркала на транспортире, чтобы они образовывали угол в 180 градусов. Мы можете наблюдать одно отражение свечи в зеркалах.
4. Уменьшим угол между зеркалами.

Вывод: С уменьшением угла между зеркалами, увеличивается количество отражений свечи в них.

Магия зеркал.

Начиная с 16 века, зеркала вновь вернули себе славу самых таинственных и самых магических предметов, из всех, когда-либо созданных человеком. В 1900 году на Всемирной парижской выставке большим успехом пользовались так называемые Дворец Иллюзий и Дворец Миражей. Во Дворце Иллюзий каждая стена большого шестиугольного зала представляла собой огромное полированное зеркало. Зритель внутри этого зала видел себя затерянным среди 468 своих двойников. А во Дворце Миражей, в таком же зеркальном зале в каждом углу была изображена картина. Части зеркала с изображениями «перелистывались» при помощи скрытых механизмов. Зритель оказывался то в необыкновенном тропическом лесу, то среди бесконечных залов арабского стиля, то в огромном индийском храме. «Хитрости» столетней давности в наше время взял себе на вооружение знаменитый фокусник Дэвид Копперфильд. Его известнейший трюк с исчезающим вагоном целиком обязан Дворцу Миражей.

А теперь рассмотрим несколько гаданий с помощью зеркал.

Магию зеркал также использовали для гаданий.

Гадание на зеркалах было завезено к нам из-за границы вместе с зеркалом в его современном виде примерно в конце XV века.

Наиболее активным для гадания в старые времена было время с 7 по 19 января . Эти двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называли Святки.

Приведу пример гадания:

1) Небольшое зеркало обливается водой и ровно в полночь выносится на мороз. Через некоторое время, когда зеркало замерзнет, и на его поверхности образуются разные узоры, его нужно занести в дом и моментально гадать по замерзшей поверхности.

Если на зеркале обнаружатся круги, то год вы проживете в достатке; если вы рассмотрите очертания еловой ветки, значит, вас ждет много работы. Квадраты предсказывают жизненные затруднения, а треугольники - предвестники большого успеха и везения в любых делах.

После гадания я понял: само по себе зеркало не обладает магическими свойствами. Ими обладает человек. А зеркало - лишь средство, помогающее усилить информацию подсознания и сделать ее доступной для восприятия.

Вывод: Мы не верим в магическую силу зеркал, им приписывают сверхъестественные свойства люди невежественные, необразованные. Ведь законы оптики объясняют с точки зрения науки все зеркальные чудеса. Следовательно, наша гипотеза нашла своё подтверждение. Красивая сказка о зеркалах – это просто фантазия. И это подтвердили наши опыты.

Панюшкин Артём,ученик 2 класса МБОУ СШ №22 Г.Бора

Целью исследования является изучение свойств зеркала,определение "тайн зазеркалья".

Гипотеза 1-предположим,что зазеркалье-это иной параллельный мир,наполненый мистикой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №22

ТАЙНЫ ЗАЗЕРКАЛЬЯ
(Исследовательская работа)

г. Бор Нижегородской области

2013 г.

Исследовательская работа «Тайны зазеркалья»

По моим наблюдениям самым интересным и загадочным предметом во всем мире является казалось бы обыкновенное зеркало. Меня с раннего детства удивляло, что когда я подхожу к зеркалу, меня становится двое. И мой «двойник» повторяет за мной все движения. Мне всегда хотелось заглянуть за зеркало или попасть в зазеркалье.

Поэтому я выбрал тему для своего исследования «Тайны зазеркалья».

Целью исследования является: изучение свойств зеркала, определить «тайны зазеркалья».

Гипотеза: предположим, что зазеркалье – это иной параллельный мир, наполненный мистикой.
Для достижения цели я поставил следующие задачи:

  1. Изучить историю появления зеркал и их применения.
  2. Познакомиться с современной технологией производства зеркал
  3. Провести эксперименты и опыты, чтобы определить свойства зеркал.
  4. Выделить интересные факты о зеркалах.
  5. Определить «тайны зазеркалья».

Объект исследования – зеркало.

Предмет исследования – зазеркалье.

Для работы использовались следующие методы:

1). Поиск, чтение и обобщение информации

2). Просмотр научных документальных фильмов

3). Проведение опытов и заключение выводов

А также использовались следующие средств исследования: интернет, периодические издания, энциклопедические статьи, документальные фильмы, бумага, транспортир, зеркала, лазерная указка, треугольная линейка, кружка, строительный угольник, транспортир…

1.История появления зеркал и их применения…………………..3.

2. Современная технология производства зеркал………………..5.

3.Виды и применение зеркал………………………………………6.

4.интересные факты о зеркалах……………………………………11.

4. Опыты по определению свойств зеркал ………………………12.

5.Определение «тайн зазеркалья»………………………………….17.

6. Использованная литература…………………………………...…20.

История появления зеркал и их применения

Зеркало. Общеславянское. Образовано от слова зеркать – смотреть, видеть, родственного словам зреть, зоркий, зрак.

Зеркало - это гладкая поверхность, предназначенная для отражения света.

Ученые считают, что возраст зеркал насчитывает уже более семи тысяч лет. До появления зеркального стекла использовали хорошо наполированные материалы, к примеру, золото и серебро, олово и медь, бронза, и камень. Многие археологи считают наиболее ранними зеркалами полированные кусочки обсидиана, которые были найдены в Турции, а насчитывают они около 7500 лет. Но использовать подобные зеркальные поверхности, чтобы тщательно рассмотреть себя сзади, было нельзя, и оттенки различать очень проблематично.

Существует история, что в 121 году до н. э. римляне осадили с моря греческий город Сиракузы. Руководить обороной города было решено поручить Архимеду, который специально для этой цели изобрел новейшие по тем временам средства борьбы с врагом - систему вогнутых зеркал, которая позволила с довольно большого расстояния сжечь весь римский флот.

Годом рождения настоящего зеркала считается 1279 год, когда францисканцем Джоном Пекам был описан уникальный способ покрытия обычного стекла тончайшим слоем свинца. Конечно, зеркало было очень мутным и вогнутым. Эта технология просуществовала практически до 1835 года. Именно в этом году профессор Либих выдвинул гипотезу о том, что покрытие серебром вместо олова сделает зеркала более ясными и сверкающими. Венеция охраняла тайну создания этого чудо-товара. Зеркальщикам было запрещено покидать республику, в ином случае угрожали расплатой над их родными и близкими.

С древности люди старались найти применение зеркалам. Бронзовые вогнутые зеркала были установлены на маяке на о.Форос. для усиления света сигнального огня. Использовали зеркала и для освещения пространства.

Разведки Испании и Франции двести лет подряд успешно пользовались системой шифров, изобретенной еще в 15 веке Леонардо да Винчи. Депеши писались и зашифровывались в «зеркальном отражении» и без зеркала были попросту нечитаемые.

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

При Петре Великом в Москве на Воробьевых горах начали изготавливать зеркала.

Современная технология производства зеркал

Зеркало изготавливается из стекла, поверхность которого отполирована крокусом. Это необходимо, для того, чтобы у него не было молочных пятен, неровностей или замутнений. Полировка поверхности стекла, для нанесения отражающего слоя, считается неотъемлемой частью процесса подготовки. В следствии, стекло получает наименьшую шероховатость и наибольшую светопропускную способность, что позволяет максимально снизить сопротивление прохождению света через его толщу.

На одну из сторон стекла наносится амальгама. Обычно, для зеркал высокой четкости, используется соединение ртути и серебра, где ртуть испаряется, а серебро ложится ровным и равномерным слоем на всю поверхность стекла. Но в последнее время успешно применяется соединение алюминия с ртутью, которое так же дает стеклу отражающие свойства.

Существует способ получения серебряного зеркала путем химических реакций. (опыт 1 – серебряное зеркало своими руками)

В нашей школе имеется кабинет химии, где вместе с учителем химии Клищуновой Зоей Ивановной мы провели следующий опыт.

В чистую обезжиренную пробирку помещаем два вещества: раствор глюкозы и оксид серебра. Подогреваем смесь в пробирке на огне. На стенках сосуда тонкой плёнкой выпадает серебро, что выглядит как зеркало.

Виды и применение зеркал

Самым распространенным видом во всем мире является плоское зеркало.

Плоское зеркало

Из жизненного опыта мы хорошо знаем, что наши зрительные впечатления часто оказываются ошибочными. Иногда даже трудно бывает отличить кажущееся световое явление от действительного. Примером обманчивого зрительного впечатления служит кажущееся зрительное изображение предметов за плоской зеркальной поверхностью.

Изображение предмета в плоском зеркале образуется за зеркалом, то есть там, где предмета на самом деле нет. Как это получается?

Рисунок 1.

Рассмотрим пример отражения света в плоском зеркале (рисунок 1).

Луч света, падающий на зеркальную поверхность, проведённый к точке падения луча на зеркало, будет равен углу отражённого луча. Луч, падающий на зеркало под прямым углом к плоскости зеркала, отразится сам в себя.

Если расположить глаз в области отраженного светового пучка и взглянуть на зеркало, возникнет зрительная иллюзия: нам будет казаться, что за зеркалом находится источник света. Обратим внимание, что это является одним из свойств нашего зрения. Мы способны видеть предмет только лишь по прямолинейному направлению, по которому свет от предмета непосредственно попадает в наши глаза. Эта способность органов зрения у живых существ является их врожденным свойством, приобретенным в процессе длительного развития и приспособления к окружающей среде.

Опыт 2. Опыт с лазерной указкой.

Все предметы, которые мы видим, можно представить в виде множества точек. Поэтому достаточно узнать, как возникает изображение хотя бы одной точки.

Для этого возьмем лист бумаги, зеркало, строительный треугольник, лазерную указку треугольную линейку, карандаш. Закрепим зеркало перпендикулярно плоскости стола положим линейку под прямым углом к зеркалу пустим луч лазерной указки вдоль острого угла линейки начертим падающий и отраженный лучи они равны, пустим луч перпендикулярно к зеркалу он отразится сам в себя. Удаленный угол от зеркала и будет действительной точкой пересечения падающих лучей, у отраженных лучей могут пересечься в данном случае только их продолжения. Пересекутся они как бы за зеркалом.

Вывод: зазеркалье - это мнимое изображение предметов в плоском зеркале, оно всегда прямое, но повернутое к предмету, так сказать, лицом к лицу. Это означает, что мнимое изображение предмета и сам предмет симметричны относительно плоскости зеркала. Изображение предмета в плоском зеркале равно по размеру самому предмету.

Практическое применение плоских зеркал

Мы даже не замечаем, что постоянно используем плоские зеркала в обиходе, начиная от маленьких зеркал на точилках, и, заканчивая большими трюмо. Зеркала заднего вида в автомобилях. Для увеличения освещенности в помещениях.

Благодаря отражению светового луча от плоского зеркала можно осуществлять световую сигнализацию. Приемник излучения улавливает отраженный луч. Если этого не происходит (что-то помешало ходу светового луча), то срабатывает тревога.

Прямые зеркала используются в перископах подводных лодок. Это позволяет наблюдать из под воды за тем, что происходит на поверхности.

Сферические зеркала

Мы в жизни часто видим своё искаженное отражение на выпуклой поверхности, например, никелированного чайника или кастрюли. Сферическое зеркало представляет собой часть поверхности шара и может быть вогнутым или выпуклым. Хотя принято считать, что зеркала должны быть стеклянными, на практике сферические зеркала чаще делают металлическими. Как же формируется изображение предмета в сферических зеркалах?

Рисунок 2.

Пучок лучей, падающий на вогнутое зеркало параллельно оптической оси, после отражения собирается в точке фокуса (рисунок 2).

Если предмет находится на расстояниях от вогнутого зеркала, превышающих фокусное расстояние, изображение предмета перевернутое. Если предмет расположен между фокусом и вершиной зеркала, то его изображение получается мнимым, прямым и увеличенным. Эти изображения будут находиться за зеркалом.

Изображение предмета в выпуклом зеркале.

Независимо от расположения предмета его изображение в выпуклом зеркале является мнимым, уменьшенным и прямым.

Опыт 3. Кривые зеркала.

Для этого возьмем самую обычную столовую ложку. Её внутренняя сторона является вогнутым зеркалом, а наружная сторона – выпуклым. Посмотрим на свое отражение в ложке с обеих сторон. С внутренней стороны изображение оказалось перевернутым, а с наружной – прямое. В обоих случаях отражение искаженное и уменьшенное.

Вывод: отражение в кривом зеркале мнимое, искаженное.

Примеры применения сферических зеркал

В оптических приборах применяются зеркала с различной отражающей поверхностью: плоские, сферические и более сложных форм. Неплоские зеркала подобны линзам, имеющим свойство увеличивать или уменьшать изображение предмета по сравнению с оригиналом.

Вогнутые зеркала

В наше время вогнутые зеркала чаще используются для освещения. В карманном электрическом фонарике стоит крошечная лампочка всего в несколько свечей. Если бы она посылала свои лучи во все стороны, то от такого фонарика было бы мало пользы: его свет не проникал бы дальше одного-двух метров. Но за лампочкой поставлено маленькое вогнутое зеркальце. Поэтому луч света от карманного фонаря прорезывает темноту на десять метров вперед. Однако, в фонаре имеется еще и маленькая линза - перед лампочкой. Зеркальце и линза помогают друг другу создавать направленный луч света.

Так же устроены и автомобильные фары и прожекторы, рефлектор синей медицинской лампы, корабельный фонарь на верхушке мачты и фонарь маяка. В прожекторе светит мощная дуговая лампа. Но если бы вынули из прожектора вогнутое зеркало, то свет лампы бесцельно разошелся бы во все стороны, она светила бы не на семьдесят километров, а всего на один-два... Фонарь маяка.

Английский ученый Исаак Ньютон использовал вогнутое зеркало в телескопе. И в современных телескопах также используются вогнутые зеркала.

А вот вогнутые антенны радиотелескопов очень большого диаметра состоят из множества отдельных металлических зеркал. Например, антенна телескопа РАТАН-600 состоит из 895 отдельных зеркал, расположенных по окружности. Конструкция этого телескопа позволяет одновременно наблюдать за несколькими участками неба.

Выпуклые зеркала

Такие выпуклые небьющиеся зеркала часто можно увидеть на улицах города и в общественных местах. Установка дорожных зеркал на дорогах с ограниченной видимостью позволяет обезопасить автотранспорт и людей. Эти зеркала оснащены по контуру светоотражающими элементами и светятся в темноте, отражая свет фар автомашин. Купольные зеркала для помещений представляют собой зеркальную полусферу, с углом обзора, достигающим 360 градусов. При этом зеркало крепится в основном на потолке.

Принцип действия лазеров основан на явлении вынужденного излучения. Одним из элементов рубинового лазера является – рубиновый стержень торцы которого делают зеркальными. Световая волна многократно отражается от этого торца и быстро усиливается.

Интересные факты о зеркалах

Неожиданные результаты дали эксперименты с так называемыми «зеркалами Козырева» - специальной системой вогнутых алюминиевых зеркал. Согласно гипотезе, предложенной профессором Н.А. Козыревым, эти зеркала должны фокусировать различные виды излучений, в том числе и от биологических объектов. В начале 90-х годов XX века учеными впервые были осуществлены два глобальных многодневных эксперимента по передаче информации между людьми, удаленными друг от друга на тысячи километров и не пользующимися традиционными техническими средствами связи. В экспериментах было задействовано более четырех с половиной тысяч участников из двенадцати стран мира, и они доказали не только возможность дистанционной передачи и приема мысленных образов, но и особую устойчивость приема, если испытуемые находились в фокусе вогнутых «зеркал Козырева».

«Зеркала Козырева» - специальная система вогнутых алюминиевых зеркал

С каждым годом исследователи открывают новые свойства зеркал. Например, известно о том, что людям удалось создать такие зеркала, которые способны благоприятно воздействовать на отражавшиеся в них объекты. Однако, это далеко не все свойства, которыми обладают зеркала. Ученым предстоит еще много времени на разгадку всех тайн этого мистического предмета.

Зеркало релаксации - одна из новинок, с успехом используемая в кабинетах психологической разгрузки. Однако суть новинки буквально освящена веками.

Леонардо да Винчи писал свои трактаты перевернутым шрифтом с помощью зеркала. Его рукописи впервые были расшифрованы лишь три столетия спустя.

Стало очень интересно проверить отражение букв в зеркале. Что же из этого выйдет?

Опыты по определению свойств зеркал

Опыт 4. Буквы в зеркале.

Какие особенности есть у букв нашего алфавита? Одни из них симметричные, другие - нет. А что значит симметричные?

Чтобы определить симметрию буквы, проведем мысленно ось через середину буквы. Сначала проведем горизонтальную ось. Оказывается, что горизонтальную ось симметрии имеют буквы: В, Е, Ж, 3, К, Н, О, С, Ф, X, Э Ю. Составим несколько слов из этих букв: НОС, ВЕК, ЭХО.

Теперь проведем вертикальную ось и получим буквы, обладающие вертикальной симметрией: А, Д, Ж, Л, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш.

Слова: ТОПОТ, ЛАМПА, НОТА.

Интересно, что есть буквы, обладающие одновременно и вертикальной, и горизонтальной симметрией: Ж, Н, О, Ф, Х. Например, слово ФОН.

Напишим на листах печатными буквами слова ТОПОТ, ЛАМПА, ЗАЙЧИК, встанем перед зеркалом, прижмем по очереди листы к своей груди. Попробуем прочитать в зеркале эти слова. Два слова ТОПОТ и ЛАМПА мы прочтем сразу, а третье станет непонятным. У тех букв, которые обладают вертикальной симметрией, зеркальное отражение совпадает с оригиналом, хотя они тоже переворачиваются в зеркале. Буквы, не обладающие вертикальной симметрией, в данном случае не читаемы.

А теперь напишим на листке три слова: ВЕК, НОС, ЭХО и ЗЕБРА. Положим перед зеркалом листы с этими словами и посмотрим на их отражения в вертикально стоящем зеркале. Три слова в зеркале ВЕК, НОС и ЭХО мы прочитаем без труда, а третье прочитать будет невозможно.

В нашем алфавите есть буквы, несимметричные по написанию, например, в слове ГРИБ. А есть буквы, которые обладают горизонтальной симметрией. Например, в слове ЭХО. Зеркало переворачивает все буквы, но изображения букв с горизонтальной симметрией остаются неискаженными.

Чем ближе к зеркалу буква, тем ближе к зеркалу кажется и её отражение. зеркало меняет последовательность букв на обратную, и читать отражение слов в зеркале следует не слева направо, как мы привыкли, а наоборот. Но мы-то читаем, следуя своей многолетней привычке! А слова ТОПОТ и СОН сами по себе очень интересны. ТОПОТ читается однозначно как слева направо, так и наоборот! А слово НОС в обратном прочтении обращается в СОН! Вот и доказательство того, как работает зеркало!

Вывод: отражение в зеркале обратно противоположное и симметричное относительно плоскости зеркала.

После этих опытов легко понять тайный шифр Леонардо да Винчи. Его записи можно было прочесть лишь с помощью зеркала! Но ведь для того, чтобы было легко читать текст, написать-то его надо было все-таки шиворот-навыворот!

Первый оптический семафорный телеграф связал в конце 17 века Париж с городом Лиллем. К середине 19 века в России действовало уже несколько оптических телеграфных линий, крупнейшей из которых была линия Петербург – Варшава, которая имела 149 промежуточных пунктов. Сигнал между этими городами проходил всего за несколько минут, причем только днем и при хорошей видимости. Живые зеркала – светящиеся в темноте глаза кошки или блестящая рыбья чешуя, переливающаяся всеми цветами радуги – это хорошо отражающие свет поверхности. У некоторых животных работа глаза основана на зеркальной оптике. Природа создала многослойные зеркала. Важной структурой глаза, улучшающей ночное зрение многих наземных животных, ведущих ночной образ жизни – это плоское многослойное зеркальце «тапетум», благодаря которому и светятся в темноте глаза. Поэтому глаз кошки может видеть окружающие предметы при освещенности в 6 раз меньшей, чем требуется человеку. Такое же зеркальце обнаружено у некоторых рыб.

Большинство зеркал изготавливается из очень гладкого стекла, покрытого с обратной стороны тонким слоем хорошо отражающего металла, поэтому практически весь падающий на зеркало свет отражается в одном направлении. Любые другие гладкие поверхности (полированные, лакированные, спокойная водная поверхность) тоже могут дать зеркальное отражение. Если гладкая поверхность еще и прозрачная, то лишь небольшая часть света отразится, и изображение не будет столь ярким.

Совсем другое отражение получается от шероховатой поверхности. Из-за неровностей поверхности отраженные лучи направлены в разные стороны.

Такая поверхность дает рассеянный свет (зеркального отражения не будет).

Опыт 5. Зеркальность бумаги.

Так как бумага неровная, ее поверхность дает рассеянный отраженный свет. Однако и бумагу можно заставить отражать световые лучи по-другому. Правда, даже очень гладкой бумаге далеко до настоящего зеркала, но все-таки от нее можно добиться некоторой зеркальности. Возьмем лист очень гладкой бумаги, прислоним ее к переносице и повернемся к окну (конечно, лучше в яркий солнечный день). Наш взгляд должен скользить по бумаге. Мы увидим на ней очень бледное отражение неба, смутные силуэты деревьев и домов. И чем меньше будет угол между направлением взгляда и листом бумаги, тем яснее будет отражение. Подобным образом можно получить на бумаге отражение свечи или электрической лампочки. Чем же объяснить, что на бумаге, хотя и плохо, но все-таки можно видеть отражение?

Когда мы смотрим вдоль листа, все бугорки бумажной поверхности загораживают впадинки и превращаются как бы в одну сплошную поверхность. Беспорядочных лучей от впадин мы уже не видим, они нам теперь не мешают видеть то, что отражают бугорки.

Опыт 6. Человек в зеркале.

Я решил разобраться, кто же там в зазеркалье? Мое отражение или совершенно другой человек?

Внимательно рассматриваю себя в зеркале! Рука, сжимающая карандаш, почему-то в левой руке, а не в правой! В зеркале явно не я, а мой антипод. Закрываю рукой левый глаз, а он закрывает правый.

Можно ли увидеть именно свое необращенное изображение в зеркале? Возьмем два плоских зеркала, поставим вертикально под прямым углом друг к другу, получается три отражения: два обращенных «неправильных», а одно «правдивое» необращенное.

В «правдивом» зеркале я вижу свое действительное отражение, как видят меня окружающие в повседневной жизни люди. Для этого надо встать на оси, делящей пополам угол между зеркалами.

Возьму кружку в правую руку, отражение держит её тоже в правой руке.

Вывод: отражение в плоском зеркале только обращенное, необращенное отражение можно получить в преломлении зеркал.

Опыт 7. Взгляд в бесконечность.

Если сесть спиной к большому зеркалу и взять в руки другое зеркало. Расположить их так, чтобы глядя в одно, можно было заглянуть в большое зеркало (при этом плоскости зеркал должны быть параллельны), то мы увидим в большом зеркале бесконечное число отражений, уходящих вдаль!

В старину девушки гадали на святки. Они садились в полночь между двумя зеркалами и зажигали свечи. Вглядываясь в галерею из отражений, они надеялись увидеть в «зазеркалье» своего суженого. Вероятно, с помощью хорошего воображения и фантазии, им удавалось разглядеть «образы женихов».

Вывод: два зеркала, расположенные параллельно и друг напротив друга способны показать бесконечное число отражений, с постепенным уменьшением вдаль. Гадание является нашей фантазией и при определенных условиях (недостаточной видимости, мерцании свечи и моральной настроенности) является плодом нашего воображения.

Опыт 8 . Многократное отражение.

Скрепим скотчем два зеркала. Расположим кружку на оси, делящей пополам угол между зеркалами, будем изменять угол между ними.

Предмет (кружка) всегда стоял точно посередине между зеркалами. Угол между зеркалами будем устанавливать по транспортиру. Установив углы 30°, 45°, 60° и 90 °, я увидел, что количество видимых изображений свечи уменьшается по мере увеличения угла между зеркалами. Результаты наблюдений даны в таблице 1.

Таблица 1. Число изображений в двух зеркалах.

Получается, что чем меньше угол между зеркалами, тем больше отражений кружки находящихся между ними, если поставить оба зеркала в одной плоскости то отражение будет одно.

Вывод: чем меньше угол, тем «труднее» лучам покинуть пространство между зеркалами, тем дольше он будет отражаться, тем больше получится изображений. Два зеркала, поставленные в одной плоскости, дают одно изображение.

Опыт 9. Эффект калейдоскопа.

Возьмем три карманные зеркальца, соединим их скотчем в треугольную призму. Поместим внутрь объект, например, семечку подсолнечника. Заглянем вовнутрь. Мы увидели огромное количество изображений. Более далёкие отражения оказались темнее, а самые дальние мы не увидим вовсе. Это связано с тем, что идеальных зеркал не бывает, и отраженный луч постепенно угасает – часть света поглощается.

Попробуем в треугольную призму направить луч лазерной указки, эффект оказался тот же.

Вывод: в треугольной призме лучи света оказываются пойманными в ловушку, отражаясь бесконечно между зеркалами.

Определение «тайн зазеркалья»

Результатами данной исследовательской работы являются следующие выводы:

- зазеркалье - это мнимое изображение предметов в зеркале;

В плоском зеркале отражение всегда прямое, но повернутое к предмет, лицом к лицу;

В плоском зеркале мнимое изображение предмета и сам предмет симметричны относительно плоскости зеркала и равны по размеру;

Чем меньше угол, тем «труднее» лучам покинуть пространство между зеркалами, тем дольше он будет отражаться, тем больше получится изображений. Два зеркала, поставленные в одной плоскости, дают одно изображение.

В треугольной призме лучи света оказываются пойманными в ловушку, отражаясь бесконечно между зеркалами.

Отражение в плоском зеркале только обращенное, необращенное отражение можно получить в преломлении зеркал;

Два зеркала, расположенные параллельно и друг напротив друга способны показать бесконечное число отражений, с постепенным уменьшением вдаль

В вогнутом зеркале предмет, находящийся на расстояниях от него, превышающее фокусное расстояние, то изображение предмета перевернутое;

Предмет, расположенный между фокусом и вершиной вогнутого зеркала, то изображение получается прямое и увеличенное;

Н езависимо от расположения предмета его изображение в выпуклом зеркале является уменьшенным и прямым;

- «кривое» зеркало всегда дает искаженное отражение;

- «зазеркалье» можно увидеть на любой гладкой поверхности;

Из многочисленных опытов и полученной информации можно сделать вывод что зазеркальем является – мнимое изображение предметов, полученное в результате отражения световых лучей от зеркальной поверхности.

Тем самым опровергая нашу гипотезу, иного мира не существует, а «зазеркалье» всего лишь литературный прием широко используемый авторами книг (дилогия Льюиса Кэррола - Алиса в стране чудес и Алиса в Зазеркалье, повесть-сказка Виталия Губарева «Королевство Кривых Зеркал»).

В других произведениях зеркало является источником видений (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Властелин Колец, Гарри Поттер и философский камень.

С другой стороны, согласно экспериментам, проведенных учеными с зеркалами «Козырева», я могу предположить, что «зазеркалье» далеко еще не изученный материал.

Использованная литература

  1. Заказнов Н.П.. Кирюшин С.И., Кузичев В.И. Теория оптических систем - М.: Машиностроение, 1992.
  2. Ландсберг Г.С. Оптика - М.: Наука, 1976.
  3. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А. А. Нейхардт. - М.: Правда, 1987
  4. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учеб. для 10 кл. сред. шк. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 1987.
  5. Некрасов Б. В. Основы общей химии. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: «Химия», 1973. - Т. 2.
  6. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1974.
  7. Сивухин Д.В. Общий курс физики: Оптика - М.: Наука, 1980.
  8. Справочник конструктора оптико-механических приборов / Под ред. В.А.Панова – Л.: Машиностроение, 1980.
  9. Щербакова С.Г.Организация проектной деятельности по химии.8-9 классы./-Волгоград: ИТД «Корифей».
  10. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона СПб., 1890-1907