Перенесение мощей апостола варфоломея. Перенесение честных мощей святого апостола варфоломея

После страдальческой кончины святого Апостола Варфоломея, которую он восприял за Христа от нечестивых в армянском городе Албане, верные приняли честное тело святого Апостола и положили его в том же городе в оловянном ковчеге; и начали совершаться чудеса от мощей Апостола, ибо болящим подавалось от них исцеление; по сей причине многие из неверных обращались ко Христу. Слуги же диавола, жрецы нечестивые и жестокие, услыхав о тех чудесах и даже видя их очами своими, не только не познавали силы Божией, но ожесточались в сердцах своих и возненавидели честные мощи Апостола. Дойдя до крайней степени вражды и ярости, сии слуги диавола взяли упомянутый оловянный ковчег с мощами и бросили его в море, намереваясь потопить его во глубине морской. Кроме того сии нечестивцы бросили в море и еще четыре ковчега с мощами других святых мучеников, и именно, как полагают: Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Но вместо того, чтобы потонуть в пучине морской, сии ковчеги плавали наподобие лодок по поверхности моря, нося в себе бесценные сокровища. Ковчег Апостола Варфоломея, хотя и был оловянным, но не потонул в воде; напротив, сверх природы оказался чрезвычайно легким и носился по морю посреди прочих ковчегов мученических, как корабль, управляемый Богом Всесильным; ибо два ковчега находились по правую сторону его и два по левую, ради чести апостольской. Плавая чудесным образом по морю, упомянутые ковчеги приплыли к Босфору Фракийскому в Пропонтиде, затем проплыли через Геллеспонтский пролив, переплыли через моря Эгейское и Ионийское, и достигли до Сицилии; оставив Сиракузы по левую сторону, направились к западу и приплыли к острову Липаре. Здесь ковчег Апостолов пристал к берегу; ковчеги же прочих святых мучеников, проводив Апостола до Липары, оставили его здесь и разделились, направившись каждый, по Божественному изволению, в свою сторону. Папианов ковчег поплыл в Сицилию, Лукианов в Мессинию, Григориев в Калабрию, Акакиев в город Аскалус; обо всём этом было откровение от Бога епископу острова Липары Агафону. Сей епископ пришел с клиром и народом на берег морской и, найдя здесь ковчег с мощами Апостола, преисполнился радости вместе с прочими и сказал: – Откуда пришло к тебе, о Липара, такое бесценное богатство; поистине ты ныне возвеличился и прославился; ликуй и , принимая руками своими посетившего тебя сего великого твоего заступника и ходатая к Богу и воскликни к нему: благо пришел ты к нам, Апостол Господень! Все удивлялись тому, каким образом оловянный ковчег с мощами святого Апостола, не только не потонул в воде, но оказался легче ладьи и переплыл столь далекий путь морской, руководимый, очевидно, не силою человеческою, но силою Божиею. И прославляли все величие Божие. Посем, взяв святой ковчег с мощами Апостола, понесли его с пением псалмов тожественно в церковь; и истекло миро от святых мощей Апостола; сим миром подавалось врачевание болезням неисцельным. Сии честные мощи Апостола Христова находились на том острове долгое время, даже до времен царствования Феофила иконоборца. В царствование же сего Феофила, по попущению Божию за грехи людские, агаряне взяли в плен остров Липару. Правитель города Беневента, князь Сикард, давно уже слышавший о чудесах Апостола Христова, воспламенился теплою верою к святому; посему, позвав из города Амалфии моряков и обещав вознаградить их в достаточной степени, он уговорил их отплыть на корабле на остров Липару и оттуда привезти к нему мощи святого Апостола Варфоломея, как некое драгоценное сокровище. Сии мужи отплыли на корабле, приплыли к острову Липаре, взяли оттуда столь желанное сокровище духовное и возвратились к своим. И лишь только князь Сикард услышал о приближающихся к нему мощах святого, вышел с епископом и многими людьми на кораблях в море для встречи; честные мощи Апостола Христова были приняты с радостью; потом их внесли с честью в город Беневент и положили в Великой церкви, торжественно отпраздновав сие событие. С того времени было установлено празднество в честь перенесения честных мощей святого Апостола Варфоломея, в двадцать пятый день месяца августа. От сих честных мощей подавались одержимым различными болезнями исцеления, по молитвам Апостола Варфоломея и по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Кондак, глас 4: Честные мощи святого Апостола Варфоломея были перенесены из Липары в город Беневент около 839 года.

По житиям Димитрия Ростовского

7 сентября нового стиля Русская Церковь праздновала память апостола Варфоломея - а именно день перенесения его мощей. Однако куда переносили его святые мощи и где они теперь? С этим вопросом мы обратились к знатоку православных святынь на территории Италии, историку Михаилу Талалаю.

Сентябрьский, он же старостильный августовский, праздник св. Варфоломея и его содержание, неплохо описаны: большинство наших церковных книг, да и просто сам православный календарь, наши Святцы указывают, что речь идет о начале VI века, и о перенесении мощей апостола Варфоломея в византийский город Анастасиуполь, по повелению основателя города, императора Анастасия. Мощи там пребывали недолго, да и города этого более нет, но праздник в нашем календаре остался - таких вроде бы странных дат немало, но почему бы лишний не раз не восславить апостола Христова? Да и вообще, варфоломеев день, в Европе это 24 августа нового стиля, сам по себе уже историческая дата. Мне известны три важных европейских события на этот день - это извержение Везувия, спустя всего лишь несколько лет после гибели апостола; затем - печально известная резня гугенотов «Варфоломеевская ночь», а также день независимости Украины.

По древнему преданию Варфоломей был замучен страшной смертью - язычники с него живого содрали кожу. В сдержанном византийском искусстве этот сюжет не нашел своего воплощения, однако в католической Италии, да и вообще на Западе, мастера развернулись вовсю. Самый известный образ - это, вероятно, кисти Микеланджело из Страшного Суда Сикстинской капеллы, где содранный лик Апостола корифей Возрождения сделал своим страдальческим автопортретом. В миланском кафедральном соборе Дуомо нельзя не обратить внимание на изощренную беломраморную статую без кожи - хотя кажется, что ваятеля тут более интересовала анатомия, нежели подвиг веры. И, конечно, - масса живописи на тему мученичества....

Апостол Варфоломей пострадал за Христа, по преданию, в 71 году в Албанаполе на территории Кавказа (существуют самые серьезные основания думать, что это город Баку, православные там его очень почитают). Тут и находились первоначально его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии, как уже говорилось, в начале VI в. мощи апостола были принесены в основанный им город Анастасиуполь в Месапотомии и находились там примерно одно столетие. Вот это событие и празднует Православная Церковь 7 сентября нового стиля.

Город Анастасиуполь был захвачен персидским царем Хозроем гонителем христиан, которые спасли мощи, увезя их в Италию. Здесь в рассказ о мощах включается элемент чуда, как пишут в Святцах - «Силою Божией ковчег не потонул в морской пучине, но совершил чудесное плавание по морям и достиг Сицилии, о прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Ли пари Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекало миро, подававшее исцеление от различных болезней». Хранили мощи византийские монахи, которых в Италии называют базилианами.

Но и на Липари мощи не остались. В тот момент, в раннем Средневековье на Юге Италии сложилось могучее царство бывших варваров - лангобардов, которые приняли христианство и обитальянились, точнее олатынились. Один из лангобардских князей Сикард решил, что его столице, городу Беневенто не хватает святынь и в октябре 839 года силой отнял у греческих монахов на Липари мощи и отвез их на материк. Я специально сплавал на Липари, где поныне чтут память св. Варфоломея в осиротевшей церкви его имени. Сохранился и ковчег, пустой теперь.

Далее начинается детективная история, которая - забегая вперед - пока не получила своего разрешения. В 997 году от Рождества Христова, когда европейцы усердно молились, ожидая конца света в тысячный год, молодой германский император Оттон III возвел в Риме на Тибрском острове храм в честь Войцеха (Адальберта), епископа Праги, незадолго до того умученного язычниками.

Для нового храма император потребовал у города Беневенто мощи апостола Варфоломея. Тамошние жители опасались ослушаться императора, и послали богатый мощевик - однако не с мощами Варфоломея, а мощами святителя Павлина Ноланского, местного епископа, кстати, великого святого. Император, прознав о подлоге, пригрозил беневентанцам войной, и тем пришлось отослать в Рим свою святыню. Так новая церковь в Риме в итоге получила посвящение во имя трех святых - Войцеха, Павлина и Варфоломея.

Однако в городе Беневенто считают, что мощи св. апостола Варфоломея, несмотря на угрозу и военный нажим, так и не были отосланы в Рим. В самом деле им поклоняются в местной базилике. И не просто поклоняются, но и ссылаются на неоднократное освидетельствование мощей, произведенное местным клиром. Последнее официальное заключение, XVIII века, гласит, что настоящие мощи - в Беневенто. Его подписал и папа Римский, Бенедикт XIII. Правда, есть и одна деталь, этот папа прежде был епископом Беневенто и понятно, защищал интересы этого города, где его помнят с благодарностью. Римляне остаются при своем мнении. Где же правда? Пока итог подвести не возможно, и я советую православному паломнику - у кого есть такая возможность - побывать в обоих базиликах св. Варфоломея и в Риме, и в Беневенто - это будет наверняка.

7 сентября (25 августа) христиане празднуют перенесение мощей святого апостола Варфоломея в Беневент. Варфоломей был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа, он до своей смерти проповедовал в разных населенных пунктах Малой Азии, особенно известен был в Индии и Армении. Его истязали перед смертью, но он не переставал проповедовать до смерти. 7 сентября христианская церковь вспоминает его апостольскую деятельность и мучительную кончину.

Мощи апостола Варфоломея были перенесены ближе к концу 16 века. Русская православная церковь вспоминает о его апостольской деятельности и мученической кончине 11 июня. А вот само перенесение мощей состоялось 7 сентября (или 25 августа по старому календарю). Апостол страдал за сына Божия Иисуса Христа в Албане Армянской (современный Баку) в 71 году н.э., именно там и были сохранены святые мощи Варфоломея. Мощи апостола творили многочисленные чудеса, об этом было известно многим людям, а потому неверные обращались к Христу через святого Варфоломея.

В 291-518 гг. во время правления императора Анастасии, мощи святого апостола переместили в отстроенный населенный пункт Анастасиуполь (по-другому Дару), где они и сохранялись вплоть до конца 16 века.

Город Анастасиуполь позже захватил персидский царь Хозрой и православные верующие взяли ковчег с мощами святого апостола и перебрались на берега Черного моря. Жрецы их настигли, сбросили мощи в море. Там же были сброшены четыре ковчега с мощами святых великомучеников Папиана, Григория, Лукиана, Акакия. Бог не дал затонуть ковчегам с мощами, эти ковчеги чудом доплыли по морям в Италию. Мощи апостола Варфоломея выплыли возле берега острова Липары, другие же ковчеги проплыли дальше, и их выбросило в других итальянских городах.

О чудесном прибытии мощей святого апостола Варфоломея сообщили епископу острова Агафону, он взял клир и прибыл на берег моря, забрал из морских вод ковчег, торжественно доставил в храм. Мощи апостола Варфоломея исцеляли различные, даже тяжелые заболевания. В храме Липары мощи святого находились до середины 9 века. Остров захватили язычники, потому верующие купцы перевезли святые мощи Варфоломея в город Беневент. Там они были приняты с величайшими почестями, и положены в главном храме Беневента.

Жизнь и смерть апостола Варфоломея

Святой апостол Варфоломей (Нафанаил) входил в круг двенадцати апостолов Иисуса Христа, о нем упоминается в Новом Завете. Его призвал Иисус сразу после Андрея, Петра и Филиппа. На иконах изображен в светлых одеждах с золотым рисунком, а в руке – нож. Это символ его мученичества, ведь с апостола содрали кожу.

Апостол Варфоломей был рожден в Кане Галилейской, являлся родственником или хорошим другом апостола Филиппа. Именно он привел Варфоломея к Иисусу Христу. Предания сообщали, что Филипп и Варфоломей проповедовали в городах Малой Азии, Индии, Армении.

Смерть апостола была ужасна. По преданию, языческие жрецы подговорили брата царя Армении Астиага схватить Варфоломея в городе Альбане. Так и произошло, апостола распяли вниз головой, а он все продолжал проповедовать. За это был снят с креста, его кожу жестоко содрали, а после – обезглавили. Христиане же взяли тело, голову и кожу, сложили в оловянную чашу, и похоронили в том же городе — Альбане.

Читайте сегодня

В изложении святителя Димитрия Ростовского

После страдальческой кончины святого Апостола Варфоломея 1 , которую он восприял за Христа от нечестивых в армянском городе Албане 2 , верные приняли честное тело святого Апостола и положили его в том же городе в оловянном ковчеге; и начали совершаться чудеса от мощей Апостола, ибо болящим подавалось от них исцеление; по сей причине многие из неверных обращались ко Христу. Слуги же диавола, жрецы нечестивые и жестокие, услыхав о тех чудесах и даже видя их очами своими, не только не познавали силы Божией, но ожесточались в сердцах своих и возненавидели честные мощи Апостола. Дойдя до крайней степени вражды и ярости, сии слуги диавола взяли упомянутый оловянный ковчег с мощами и бросили его в море, намереваясь потопить его во глубине морской 2 . Кроме того сии нечестивцы бросили в море и еще четыре ковчега с мощами других святых мучеников, и именно, как полагают: Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Но вместо того, чтобы потонуть в пучине морской, сии ковчеги плавали наподобие лодок по поверхности моря, нося в себе бесценные сокровища. Ковчег Апостола Варфоломея, хотя и был оловянным, но не потонул в воде; напротив, сверх природы оказался чрезвычайно легким и носился по морю посреди прочих ковчегов мученических, как корабль, управляемый Богом Всесильным; ибо два ковчега находились по правую сторону его и два по левую, ради чести апостольской.

Плавая чудесным образом по морю, упомянутые ковчеги приплыли к Босфору Фракийскому в Пропонтиде, затем проплыли через Геллеспонтский пролив, переплыли через моря Эгейское и Ионийское, и достигли до Сицилии; оставив Сиракузы по левую сторону, направились к западу и приплыли к острову Липаре. Здесь ковчег Апостолов пристал к берегу; ковчеги же прочих святых мучеников, проводив Апостола до Липары, оставили его здесь и разделились, направившись каждый, по Божественному изволению, в свою сторону. Папианов ковчег поплыл в Сицилию, Лукианов в Мессинию, Григориев в Калабрию, Акакиев в город Аскалус; обо всём этом было откровение от Бога епископу острова Липары Агафону.

Сей епископ пришел с клиром и народом на берег морской и, найдя здесь ковчег с мощами Апостола, преисполнился радости вместе с прочими и сказал:

Откуда пришло к тебе, о Липара, такое бесценное богатство; поистине ты ныне возвеличился и прославился; ликуй и радуйся, принимая руками своими посетившего тебя сего великого твоего заступника и ходатая к Богу и воскликни к нему: благо пришел ты к нам, Апостол Господень!

Все удивлялись тому, каким образом оловянный ковчег с мощами святого Апостола, не только не потонул в воде, но оказался легче ладьи и переплыл столь далекий путь морской, руководимый, очевидно, не силою человеческою, но силою Божиею. И прославляли все величие Божие.

Посем, взяв святой ковчег с мощами Апостола, понесли его с пением псалмов тожественно в церковь; и истекло миро от святых мощей Апостола; сим миром подавалось врачевание болезням неисцельным 3 .

Сии честные мощи Апостола Христова находились на том острове долгое время, даже до времен царствования Феофила иконоборца 4 . В царствование же сего Феофила, по попущению Божию за грехи людские, агаряне взяли в плен остров Липару. Правитель города Беневента, князь Сикард, давно уже слышавший о чудесах Апостола Христова, воспламенился теплою верою к святому; посему, позвав из города Амалфии моряков и обещав вознаградить их в достаточной степени, он уговорил их отплыть на корабле на остров Липару и оттуда привезти к нему мощи святого Апостола Варфоломея, как некое драгоценное сокровище. Сии мужи отплыли на корабле, приплыли к острову Липаре, взяли оттуда столь желанное сокровище духовное и возвратились к своим. И лишь только князь Сикард услышал о приближающихся к нему мощах святого, вышел с епископом и многими людьми на кораблях в море для встречи; честные мощи Апостола Христова были приняты с радостью; потом их внесли с честью в город Беневент и положили в Великой церкви, торжественно отпраздновав сие событие. С того времени было установлено празднество в честь перенесения честных мощей святого Апостола Варфоломея, в двадцать пятый день месяца августа. От сих честных мощей подавались одержимым различными болезнями исцеления, по молитвам Апостола Варфоломея и по благодати Господа нашего Иисуса Христа 5 .