Посты православной церкви. Пост и его значение

Однодневные посты соблюдаются по средам и пятницам в течение всего года: в среду - в воспоминание предания Спасителя на Страдание, а в пятницу - в память самого Страдания и Смерти Его. В эти дни разрешается только растительная пища без растительного масла, если они не приходятся на праздники.

Исключение составляют сплошные седмицы, к которым относятся седмица о Мытаре и фарисее, святки (время от Рождества Христова до Крещенского сочельника), Сырная (масленица), Пасхальная (Светлая седмица) и Троицкая недели, когда можно есть все. После Пасхи до дня Святой Троицы по средам и пятницам разрешается рыба.

Некоторые благочестивые христиане по благословению своих духовников в течение всего года по средам и пятницам ничего не ели до трех часов дня (по Евангелию - часа девятого), то есть до того, когда Иисус Христос, будучи распят на Кресте, предал Дух Свой в руки Бога Отца.

Помимо поста, в среду и пятницу соблюдаются три однодневных поста, связанные с определенными церковными праздниками.

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Однодневный строгий пост полагается 5/18 января, накануне одного из двунадесятых непереходящих праздников - Крещения Господня, то есть в Навечерие Богоявления. Как сказано в Евангелии, во время Крещения Христова в Иордане явился Бог: Отец свидетельствовал гласом с небес; Сын, крестившись, выходил из воды; и Дух Святой явился в виде голубя (Лк.3,21-22).

На богослужении в эти дни совершается Великое освящение воды. Богоявленская вода (иначе Великая Агиасма), имеет большую целебную силу, чем та, которая освящается по чину малого освящения воды. К освященной воде христиане относятся с особым благоговением. Ею освящают дома и как святыню хранят при иконах для особенных случаев, прежде всего на случай болезни.

В Крещенский сочельник не едят "до святой воды" (ср.: в Рождественский сочельник - "до звезды"). После богослужения, на котором совершается чин Великого освящения воды, разговляются постной пищей. В старину ею служили кутья и "сочни" - небольшие пироги из пресного теста круглой формы. В народе праздник получил множество названий: Крещенский сочельник, Крещенский вечер, Голодная кутья или Голодный святой вечер.

В центральных губерниях России канун Богоявления называли "свечками", потому что после вечерни ставили к водосвятной чаше свечи, перевитые лентами или цветными нитками. Весь день проводили в строжайшем посте: от еды старались воздерживаться даже дети и подростки. В Рязанской губернии в сочельник после службы во многих домах подавали на стол коливо - разваренную пшеницу, подслащенную медом. Впоследствии коливо заменили "сочивом" из разваренных в горшке сухих домашних плодов и ягод с медом или сахаром. В Тверской губернии тоже держали "дозвездный пост". В Вологодской губернии в Крещенский "сочевник" на стол ставили кутью, сваренную в особом горшке, из гороха с пшеницей с примесью конопляного масла или меда. Пожилые люди особенно строго соблюдали пост и ничего не ели до вечерней звезды, а затем пили освященную воду и ели сочень из ржаной муки. В Восточной Сибири в Енисейской губернии сочельник носил название "Великий сочельник". В "вечерю" ели постное: капусту, квас и кутью. На Ангаре кутью делали из отва ренных крупных зерен пшеницы с добавлением сухих ягод черемухи и хлебного сусла, оставшегося от рождественского пива.

6/19 января - день Святого Богоявления, или Крещения Иисуса Христа. После литургии совершается Великое освящение воды на источниках, реках и озерах или прудах и колодцах в воспоминание Крещения Господня - то же, что и в навечерие праздника. Освящение всегда совершалось торжественно, с крестным ходом, при колокольном звоне и пении тропаря. Поста в этот двунадесятый праздник нет, даже если он приходится на среду или пятницу. Далее снова соблюдается пост в среду и пятницу вплоть до Недели о мытаре и фарисее.

День Усекновения главы святого Иоанна Предтечи

Однодневный строгий пост соблюдается 29 августа/11 сентября - в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, Пророка и Крестителя Господня: разрешается есть постное масло, но нельзя есть рыбу.

Этот праздник в народе известен под именем Ивана Постного, или Головосека. Еще в XVI в. один из иностранных путешественников итальянец А. Гвагнини Веронский отмечал, что русские никого не чтут так свято, как Иоанна Крестителя. В день памяти его мученической кончины старались не брать в руки острое (нож, косу, топор), рубить ножом что-то круглое, например, картофель, яблоки, и есть их. "На Ивана Постного (Предтечу) круглого не едят, щей не варят (кочан капусты напоминает голову)"; "На Предтечу не рубят капусты, не срезывают мака, не копают картофеля, не рвут яблок, не берут в руки косаря, топора, заступа". Многие жители Владимирской губернии не ели яблок и картофеля, будучи убеждены, что Иродиада играла главой Иоанна, как яблоком. "Есть яблоки, - говорили они, - значит, подражать ей". Наиболее благочестивые люди либо вообще ничего не ели в этот день, либо ели только черный хлеб и пили воду.

Избегали есть красное, например арбузы. Если хозяйка забывала накануне праздника нарезать хлеб, то его ломали руками. Большой грех в этот день есть рыбу, хотя, по свидетельству крестьян, на Ивана Постного в реках рыбы было особенно много. Пьянство, песни и пляски в этот день непростительны: святой Иоанн был образцом подвижнической жизни, никогда не пил вина, а песнями и плясками Иродиаде досталась его голова.

В Рязанской губернии многие набожные женщины не разговлялись с Успенского поста вплоть до дня праздника.

День Воздвижения Креста Господня

Пост соблюдается в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября).

Праздник получил название в воспоминание события IV в., когда святая Елена (мать византийского императора святого Константина) нашла подлинный Крест Христов и воздвигла его для всеобщего чествования и поклонения. Позднее Крест был похищен, но возвращен вновь, потому в празднике соединились два избавления Креста Господня из плена.

В день Воздвижения разрешается употреблять пищу с растительным маслом (молочное, яйца и рыбу есть нельзя).

По церковному уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники, в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы святого Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В такие праздники, как Сретение Господне (2/15 февраля), Преображение Господне (6/19 августа), Успение (15/28 августа), Рождество Богоматери (8/21 сентября) и Покров (1/14 октября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Рождество святого Иоанна Предтечи (24 июня/ 7 июля), святых апостолов Петра и Павла (29 июня/ 2 июля), апостола Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период после Пасхальной седмицы до дня Святой Троицы в среду и пятницу можно есть рыбу.

Пост следует соблюдать тем, кто намеревается вступить в брак: перед венчанием они должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Венчание не совершается накануне среды и пятницы в течение всего года (вторник и четверг), поскольку предстоящая ночь постная; накануне воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов; в продолжение Святок с 25 декабря по 7 января (с 7 по 18 января); в течение сырной седмицы (масленицы), начиная с субботы мясопустной недели, и в неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Церковные предписания, как правило, в народе соблюдались.

Помимо постов по церковному уставу, многие миряне (по благословению священника) добровольно налагали на себя посты. Так, в подражание иноческому уставу они соблюдали пост по понедельникам, он называется "ангельским постом", потому что каждый понедельник в воспоминание дней творения посвящен ангелам, силам бесплотным.

Практика соблюдения постов показывает, что духовный опыт народа основывался на православном вероучении. А для русского человека духовная жизнь всегда имела огромное значение. Пост не сводился к ограничению себя в еде, хотя и к этому готовились тщательно и продуманно. В большей степени поститься означало воздерживаться от недостойного поведения: в дни поста старались не ссориться, не веселиться, относиться друг к другу благожелательнее, чем в обычные дни, одним словом, пост "телесный" сопутствовал посту "духовному".

Посты с раннего детства способствовали развитию таких качеств, как самодисциплина, сила воли, умение владеть своими чувствами и желаниями, поступать в соответствии с нормами поведения, принятыми в определенном коллективе, будь то семья, родственное окружение или деревенская община. В некоторых случаях это достигалось путем особых постнических подвигов и трудов.

Русский православный пост. Советы благочестивой хозяйке. - М.: Даниловский благовестник, 1999. Составитель Т.А. Воронина

Пост (особенно Великий) святые отцы называли весной души, это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни. Постные дни установлены, чтобы мы иногда замедляли сумасшедший бег суетной земной жизни и могли углубиться, посмотреть внутрь себя. Постом православные христиане говеют и причащаются Святых Таин. Прекращаются развлечения, увеселения. В старой России во время Великого поста прекращались балы, закрывались театры и другие зрелищные заведения.

Пост — время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не насыщено, не отягощено. «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», — пишет преподобный Ефрем Сирин. Это — одно из значений поста. Он помогает нам сосредоточиться, настраивает на духовную жизнь, облегчая ее.

Второе значение пощения — жертва Богу и воспитание своей воли. Пост — установление не новое, а древнейшее. Можно сказать, пост — первая заповедь человеку . Когда Господь дал повеление Адаму вкушать ото всех плодов райского сада, кроме плодов древа познания добра и зла, Он установил первый пост. Пост — это послушание Божественному установлению. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы. Ему нужно сердце сокрушенное и смиренное (см.: Пс 50, 19), то есть наше покаяние и смирение, послушание. От чего-то (хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов) мы отказываемся ради послушания Ему. Приносим в жертву наше воздержание, утесняем нашу волю.

Еще одно значение поста — в подчинении тела духу. Постом мы даем понять чреву, кто в доме хозяин. Человеку, не привыкшему поститься, очень тяжело дисциплинировать себя, обуздывать страсти, бороться с ними. Христианин — это воин Христов, а хороший воин находится в постоянной боевой готовности, постоянно обучается, держит себя в форме. В Церкви нет ничего случайного и ненужного. Не соблюдающие пост никогда не узнают настоящего вкуса пищи, этого дара Божия. Даже праздничная трапеза для непостящихся становится чем-то вполне обыденным, а для нас даже скромное застолье после продолжительного поста — настоящий праздник.

Для детей пост — замечательная школа, научающая управлять своими желаниями. Родители, которые освобождают ребенка от поста, сильно вредят его нравственному здоровью. Позже они проливают немало слез, когда видят свое бессилие справиться с его быстро растущими, неуправляемыми желаниями.

Надо всегда помнить, что телесный пост — средство. А цель — стяжать духовные плоды: благодарное чувство к Богу, ровное, доброжелательное отношение к людям, чистоту помыслов и чувств, благоразумное хранение уст. Человек, который за все дни Великого поста ни разу не впадет в раздражение и не укорит никого, больше достигнет, чем тот, кто будет есть одни сухари.

Об этом говорят святые отцы: «Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. Насладимся же Господеви (Пс 36, 4) в поучении словесам Духа, в восприятии спасительных узаконений, и во всех учениях, служащих к исправлению душ наших» (святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я).

В Православной Церкви есть многодневные и однодневные посты.

Многодневные посты

Великий пост, предпасхальный, в общей сложности (вместе со Страстной неделей) продолжается семь недель. Разговение (вкушение скоромной пищи) происходит только в день Пасхи после праздничной литургии. Великий пост в разные годы приходится на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.

Петров пост — перед праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он после дня Всех святых (воскресенье после дня Святой Троицы) и продолжается до 29 июня (12 июля по новому стилю). Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи.

Успенский пост — перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда продолжается с 14 августа до 28 августа (нов. ст.).

Рождественский (Филиппов) пост начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: с 28 ноября до 7 января (нов. ст.).

Однодневные посты

Среда и пятница — в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель) и Святок. В среду и пятницу мы постимся в память страданий Христовых: в среду Иуда Искариот предал Спасителя, а в пятницу Господь был распят на кресте.

Вся церковная жизнь христианина расписана в православном календаре. Там описан каждый день: какую пищу можно вкушать, отмечается ли сегодня какой-либо праздник или день памяти определенного святого. Они установлены церковью для того, чтобы человек мог подняться над мирской суетой, задуматься о своем будущем в вечности, приобщиться к богослужениям в церкви. В большие праздники и в день ангела верующие всегда стараются причаститься. Также считается, что все молебны и молитвы будут восприняты Господом с большей благосклонностью именно в канун праздников. И неслучайно этим великим дням часто предшествуют христианские посты. Смысл жизни верующего - обретение любви, единение с Богом, победа над страстями и искушениями. Пост нам дарован как возможность очищения, это период особенного бдения, а праздник после него - день ликования и благодарственных молитв за милость Божью.

Христианские праздники и посты

Какие существуют христианские посты и праздники? Год церковных богослужений состоит из неподвижного круга событий и Пасхального круга. Все даты первого твердо установлены, тогда как события второго зависят от даты Пасхи. Именно она - величайший праздник всех верующих, несущий смысл христианской веры, воплощающий надежду на всеобщее воскресение. Дата эта непостоянна, ее каждый год высчитывают по православной пасхалии. После этого светлого дня по важности идут двунадесятые праздники. Их двенадцать, три из них - преходящие, именно они зависят от дня Пасхи. Это Вербное воскресенье, Вознесение и Троица. А непреходящие двунадесятые праздники - это Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Все они связаны с земной жизнью Христа и Девы Марии и почитаются как воспоминание о святых событиях, произошедших когда-то. Кроме двунадесятых, великими праздниками считаются: Обрезание Господне, день Апостолов Петра и Павла, Рождество Покров Пресвятой Богородицы.

Понятие христианского поста

Периоды воздержания для верующих - неотъемлемая часть жизни. Само слово «пост» произошло от греческого apastia, что в дословном переводе значит: «тот, кто ничего не ест». Но ограничение в пище у христиан мало общего имеет с лечебным голоданием или диетой, ведь забота о лишнем весе здесь совершенно ни при чем. Первое упоминания о посте в Библии мы встречаем в Ветхом Завете, когда Моисей постился 40 дней перед тем, как получить от Господа заповеди. А Иисус провел столько же времени в пустыне, в голоде и одиночестве, прежде чем выйти к людям со словами своих проповедей. Постясь, они думали не о своем физическом здоровье, а в первую очередь об очищении разума и отречении от всего земного.

Не в наших силах так строго поститься - без воды и пищи, но о смысле поста забывать мы не имеем права. Нам, грешным людям, он дан для избавления от страстей, для понимания, что человек - это сперва дух, а потом плоть. Самим себе мы должны доказать, что можем отказаться от любимых блюд и продуктов ради достижения чего-то высшего. Ограничение в пище во время поста - лишь помощь в борьбе с грехами. Научится бороться со своими страстями, дурными привычками, внимательно следить за собой и не допускать осуждения, зла, уныния, распрей - вот что значит поститься.

Главные христианские праздники и посты

Церковью установлены однодневные посты и многодневные. Среда и пятница каждой недели - это дни, когда православные не едят молочной и мясной пищи, стараются удерживать свои мысли в чистоте и помнить о Боге. В среду мы постимся в память о предательстве Иисуса Иудой Искариотом, а в пятницу - в воспоминание о распятии и страданиях Христа. Эти однодневные христианские посты установлены навсегда, соблюдать их нужно круглый год, за исключением сплошных седмиц - недель, во время которых воздержание отменяется во славу великих праздников. Однодневные установлены также накануне некоторых праздников. А многодневных постов четыре: Рождественский (длится зимой), Великий (весенний) и летние - Петров и Успенский.

Великий пост

Самый строгий и продолжительный - Великий христианский пост перед Пасхой. Существует версия, что он был установлен еще святыми апостолами после смерти и чудесного воскресения Иисуса. Поначалу христиане воздерживались от всякой пищи каждую пятницу и субботу, а в воскресенье праздновали воскресение Христа за литургией.

Сейчас пост начинается обычно за 48 дней до Пасхи. Каждая седмица наделена особенным духовным смыслом. Недели, во время которых предписано самое строгое воздержание - первая и последняя, Страстная. Она названа так потому, что в течение этих дней вспоминаются все события жизни Христа, предшествующие его крестным мукам, смерть и воскресение. Это период особенной скорби и усиленных молитв, покаяния. Поэтому, как и во времена апостолов, пятница и суббота предполагают отказ от любой пищи.

Как держать пост?

Какие правила христианского поста? Некоторые полагают, что для того, чтобы поститься, необходимо благословение священника. Это, несомненно, хорошее дело, но соблюдение поста - обязанность каждого православного человека, и если нет возможности взять благословение, нужно поститься без него.

Главное правило: соблюдать воздержание, избегать зла физического и духовного. Язык сдерживать от гневных и несправедливых слов, мысли - от осуждения. Это время, когда человек сосредотачивается на себе, на осмыслении своих грехов, внутренне отрешаясь от мира. Кроме пищи, постящийся сознательно ограничивает себя в развлечениях: посещения кинотеатров, концертов, дискотек и других мероприятий откладываются на время. Также нежелательно смотреть телевизор и читать развлекательную литературу, злоупотреблять интернетом. Исключаются курение, различные спиртные напитки и интимная близость.

Как питаться во время поста?

Что можно есть в христианский пост? Он подразумевает, что пища должна быть проще и дешевле, чем та, к которой вы привыкли. В былые времена деньги, сэкономленные в течение поста на питании, жертвовали бедным. Поэтому рацион постящегося основан на крупах и овощах, которые обычно дешевле мяса и рыбы.

Что можно есть в христианский пост?

Великий и Успенский посты считаются строгими, а Рождественский и Петров - нестрогими. Отличие в том, что во время двух последних в определенные дни разрешается есть рыбу, употреблять растительное масло и даже выпить немного вина.

Прежде чем приступать к посту, следует продумать свой рацион, чтобы организм не ощутил недостатка витаминов и микроэлементов. Зимой их много в квашеных овощах, особенно в капусте, а летом - в свежих овощах, фруктах и зелени. Готовить картофель, кабачки, баклажаны, морковь лучше на пару, в мультиварке или гриле - так они сохранят все полезные вещества. Очень хорошо соединять тушеные овощи с кашами - это и вкусно, и полезно. Не забывайте о зелени и сезонных фруктах, а зимой - о сухофруктах. Источником белка на этот период могут стать бобовые, орехи, грибы и соя.

Что нельзя есть в пост?

Вот и наступил Великий пост христианский. Что нельзя есть? Мясо, птица, любые субпродукты, колбаса, молоко и любые молочные продукты, а также яйца под запретом. Растительное масло и рыба тоже, за исключением некоторых дней. Придется отказаться и от майонеза, сладкой выпечки, шоколада, алкоголя. Есть особый смысл в том, чтобы воздерживаться от лакомства, придерживаясь принципа «чем пища проще, тем лучше». Предположим, вы приготовите вкуснейшую семгу, которая стоит дороже мяса и очень аппетитна. Даже если в этот день разрешено есть рыбу, такое блюдо станет нарушением поста, ведь постная пища должна быть дешевой и не возбуждать страсти чревоугодия. И конечно, не нужно переедать. Церковью предписывается принимать пищу один раз в сутки и не досыта.

Послабления во время поста

Все эти правила соответствуют монастырскому уставу. Для постящихся в миру существует множество оговорок.

  • Посильный, нестрогий пост соблюдают беременные женщины и кормящие мамы, дети, а также нездоровые люди.
  • Послабления делаются тем, кто находится в пути и не имеет постной пищи, чтобы утолить голод.
  • Людям, не готовым к посту духовно, также нет смысла соблюдать строго все предписания.

Настолько ограничить себя в еде, как предполагает монастырский устав, очень сложно тому, кто не готов к этому морально. Поэтому начинать нужно с чего-то малого. Для начала отказаться только от мяса. Или от какого-нибудь любимого блюда или продукта. Отказаться от переедания, от лакомств. Это очень сложно, и смысл заключается именно в победе над собой, в соблюдении какого-нибудь ограничения. Тут важно не переоценить свои силы и выдержать баланс, который позволит вам оставаться в благодушном настроении и добром здравии. Лучше уж съесть скоромное, чем раздражаться или злиться на близких людей.

Вегетарианство и его отличие от христианского поста

На первый взгляд, христианские посты много общего имеют с вегетарианством. Но между ними существует большая разница, которая заключается в первую очередь в мировоззрении, в причинах ограничения в питании.

Вегетарианство - это образ жизни, предлагающий отказ от нанесения вреда всему живому. Вегетарианцы не просто не едят продуктов животного происхождения, они также часто отказываются от шуб, кожаных сумок и сапог, выступают в защиту прав животных. Такие люди не едят мяса не потому, что ограничивают себя, а потому, что это принцип их жизни.

В христианских же постах, напротив, основная идея воздержания от определенной пищи - временное ограничение, принесение посильной жертвы Богу. Кроме того, постные дни сопровождаются напряженной духовной работой, молитвами, покаянием. Поэтому говорить о схожести этих двух понятий можно лишь с точки зрения питания. А основы и сущность вегетарианства и христианских постов не имеют ничего общего.

Пост – религиозная традиция временного воздержания от принятия пищи (полностью или выборочно) и духовного очищения (проведение времени за молитвой, посещение храмов, чистые помыслы). Верующие люди отказываются от увеселительных мероприятий (походов в кинотеатр, прослушивания весёлой музыки и т. д.).

Календарь постов 2018 года

В период поста запрещена скоромная пища – молочные и мясные продукты. Рыба разрешена в определённые дни. В дни строго поста запрещены рыба, горячая пища и еда, приготовленная на растительном масле. Можно есть холодную пищу, приготовленную без масла и холодное питье. На протяжении всего года существуют:

  • четыре многодневных;
  • три однодневных;
  • пост в среду и пятницу.

Пост в среду и пятницу установлен в связи с тем, что в среду Иуда предал Иисуса, а в пятницу Христа распяли. Отсутствует пост в эти дни в период Сплошных седмиц:

  • Святки (с 7.01 по 18.01);
  • за две недели до Великого поста – неделя о мытаре и фарисее;
  • – неделя перед началом Великого поста;
  • Пасхальная – неделя после Пасхи;
  • Троицкая – неделя перед Петровским постом, наступающая после Троицы.

В среду и пятницу установлено сухоядение в период:

  • зимнего мясоеда, наступающего после и заканчивающего перед Великим постом;
  • весеннего мясоеда, начинающегося по завершению Петрова поста и завершающего перед ;
  • осеннего мясоеда (между Успенским и Рождественским постами).

В это время продукты принимаются в сыром виде, разрешено холодное питье.

В Сырную седмицу разрешена любая пища без мяса.

В первую неделю после седмицы Мытаря и Фарисея в среду и пятницу можно есть горячую пищу без масла. По средам и пятницам, выпадающим на крупные церковные праздники, можно употреблять рыбные блюда. На и в день , если эти даты выпадают на среду и пятницу, пост отменяется.

В однодневные посты нельзя есть скоромную пищу и рыбу, но разрешается употреблять пищу с растительным маслом:

  • (18 января).
  • (11 сентября).
  • (27 сентября).

Многодневные посты в 2018 году

К многодневным постам относятся:

  • Великий;
  • Петров (Апостольский);
  • Успенский;
  • Рождественский.

В 2018 году длится с 19 февраля по 7 апреля. Его общая продолжительность составляет 48 дней. Начинается он в понедельник, за 7 недель до Пасхи и заканчивается в субботу за неделю до праздника.

В первую неделю пост особенно строгий. В понедельник нужно полностью воздержаться от пищи. Со вторника по пятницу разрешается сухоядение (можно есть хлеб, не прошедшие термическую обработку фрукты и овощи, орехи, мед, пить простую воду). В субботу и воскресенье разрешена горячая постная пища с добавлением масла.

На протяжении второй и шестой недели Великого поста по понедельникам, средам и пятницам установлено сухоядение. Горячую пищу без масла можно есть во вторник и четверг, а на выходных разрешена горячая еда с добавлением масла.

В последнюю неделю Великого поста (Страстную седмицу) предписано сухоядение. А в пятницу до выноса плащаницы есть нельзя.

В праздник Благовещенье (7 апреля) и в Вербное воскресенье можно употреблять блюда из рыбы, а в Лазареву субботу (день перед Вербным воскресеньем) можно есть рыбную икру.

Во время Великого поста нужно очистить свои мысли от негатива, помириться с тем, с кем вы в ссоре, осознать свои грехи и покаяться в них.

Петров или Апостольский пост (4 июня-11 июля 2018 г.) установлен в честь апостолов Петра и Павла, которые постом и молитвой готовились к проповеди Священного Писания. Начинается пост на 57-й день после Пасхи в понедельник Всех святых (4 июня 2018 г.) и завершается всегда 11 июля (включительно). Каждый год продолжительность поста разная. Всё зависит от даты, на которую выпала Пасха. Самый короткий длится неделю и один день, а самый длинный – шесть недель. В 2018 году длительность Петрова поста составляет 38 дней.

По понедельникам разрешена горячая пища без масла. Во вторник, четверг и на выходных можно есть рыбу, грибы и горячую пищу с маслом, по средам и пятницам – сухоядение.

7 июля, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, можно кушать блюда из рыбы, независимости от того, на какой день недели выпадает эта дата.

Успенский пост наступает через месяц после Петрова. В 2018 году он начинается 14 и заканчивает 27 августа. Продолжительность – 14 дней. Установлен в честь праздника У . Этот пост зачастую самый короткий из всех многодневных постов.

В понедельник, среду и пятницу можно есть хлеб, фрукты и овощи в сыром виде, пить воду. По вторникам и четвергам разрешена горячая пища без масла. В выходные дни в горячую пищу можно добавить масло растительного происхождения.

Рождественский пост начинается в конце осени, за 40 дней до Рождества Христова (28 ноября-6 января). Продолжительность – 40 дней. Установлен в честь Рождества Христова.

С 28 ноября до дня святого Николая() по понедельникам можно есть горячую пищу с маслом, а во вторник, четверг и в выходные разрешены рыбные блюда, в среду и пятницу – сухоядение.

С 20 декабря по 1 января есть рыбу по вторникам и четвергам нельзя, но можно есть горячие постные блюда с маслом. В остальные дни питание не меняется.

Со 2 по 6 января предписано сухоядение по понедельникам, средам и пятницам, во вторник и четверг разрешена горячая пища без масла, на выходных – в блюда можно добавлять немного масла.

6 января до появления на небе первой звезды нельзя есть, после чего кушают сочиво – отварной рис с изюмом или пшеничную кашу, варенную на меду.

Видео: православный пост, его цель и содержание

Пост – период ограничения в еде, в который следует воздержаться от принятия пищи животного происхождения.

Православный пост. Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Пост телесный необходим для совершения поста духовного, тот и другой пост в своем объединении образуют пост истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Пост в среду и пятницу установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты:

Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.

Согласно Церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

Многодневные посты:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.

Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей. В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".

Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

2. Петров или Апостольский nocт.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого с всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.