Толкование иакова 2 глава. Биография

Иаков II

Иаков II. Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Иаков II, король Англии
Иаков VII, король Шотландии
Иаков II Стюарт
James II Stuart
Годы жизни: 14 октября 1633 - 16 сентября 1701
Годы правления: Англия: 6 февраля 1685 - 12 февраля
1689
Шотландия: 6 февраля 1685 - 11 апреля 1689
Отец: Карл I
Мать: Генриетта Мария Французская
Жены:
1) Анна Хайд
2) Мария Моденская
Сын: Иаков ("Старый претендент")
Дочери: Мария, Анна, Луиза
Еще несколько детей умерло в младенчестве.

В годы революции Иаков укрылся в Голландии, а затем поступил на службу во французский флот, где заслужил репутацию храброго и способного военачальника. После реставрации Иаков вернулся на родину, где ему был пожалован чин великого адмирала. Он сделал много полезных преобразований на флоте, в частности, изобрел морскую сигнализацию при помощи флажков и фальшфейеров. Во время войны с Голландией Иаков выиграл несколько морских сражений, чем добился некоторой популярности. На трон он взошел после смерти бездетного брата Карла в 1685 г.

Подобно брату, Иаков имел множество романов, однако в отличие от Карла его привлекали женщины грубые и некрасивые. Одна из его любовниц, Екатерина Сэдли откровенно признавалась, что не понимала причин привязанности к ней Иакова. Лишь став королем он с большим трудом смог порвать старые связи.

Иаков был деятельным и властным человеком, однако чересчур прямолинейным. Он не любил парламент и явно выказывал склонность к католицизму. Если раньше он ходил к обедне тайно, то, став королем, делал это уже открыто. При дворе поселился папский легат, хотя закон запрещал всякие отношения между Англией и Римом. После подавлении мятежа своего сводного брата Джеймса Крофтса в 1685 г. Иаков еще больше увеличил армию, в основном за счет офицеров-католиков из Шотландии и Ирландии. Вскоре католики вновь получили право занимать государственные должности и возглавлять кафедры в университетах. В 1687 и 1688 гг. были изданы декларации о веротерпимости, которые однако еще больше усугубили ситуацию. Выступившие против них епископы были заключены в Тауэр. Парламент, попытавшийся в ответ на злоупотребления короля лишить его субсидий, был распущен.

К 1688 г. единственной опорой Иакова стала ирландско-шотландская армия. И тори, и виги объединились против короля и послали депешу Вильгельму Оранскому, занимавшему должность штатгальтера Нидерландов, с предложением занять английский престол. 5 ноября 1688 г. Вильгельм высадился в Англии. Пытаясь спасти ситуацию, Иаков созвал парламент, но было поздно. На сторону Вильгельма перешли все, включая министров, армию и даже членов королевской семьи. 11 декабря Иаков пытался бежать и утопил в Темзе государственную печать, однако был схвачен на побережье и возвращен во дворец. Несмотря на то, что с ним обращались почтительно, Иаков бежал вторично, и на сей раз удачно. Он достиг берегов Франции, где его принял Людовик XIV и разместил в Сен-Жермене, выделив крупную сумму денег на содержание двора.

После бегства короля 12 февраля 1689 г. парламент объявил о сложении Иаковом своих полномочий. Вскоре это же сделал и шотландский парламент. Правителями Англии были провозглашены Вильгельм Оранский и его жена Мария, дочь Карла II. Этот переворот вошел в историю Англии как Славная Революция.

Впоследствии Иаков дважды пытался вернуть себе трон. В том же 1689 г. на французские деньги он организовал восстание в Ирландии, и даже местный парламент признал его королем, однако вскоре мятеж был подавлен. В 1691 г. французский флот отправился к берегам Англии, но был разбит. У Иакова был шанс на избрание королем Польши, однако он сам отказался от короны, полагая, что это окончательно лишит его шансов на возвращение в Англию. Последние годы Иаков спокойно доживал во Франции и умер в Сен-Жермене, где и был похоронен.

Использован материал с сайта http://monarchy.nm.ru/

Иаков II, король Англии и Шотландии из династии Стюартов, правивший в 1685- 1688 гг. Сын Карла I и Генриетты Французской.

Жены: 1) с 1659 г. Анна Гэйд (род. 1638 г. + 1705 г); 2) с 1673 г. Мария д"Эста, дочь герцога Моденского Альфонса IV (род 1658 г. + 1718 г.).

В годы революции Иаков с большой опасностью для жизни, переодевшись в женское платье, бежал из Англии в Голландию. В годы протектората Кромвеля он отправился во Францию и в качестве волонтера поступил на французскую службу, где зарекомендовал себя, как храбрый и способный военачальник, весьма сведущий в морском деле. После реставрации Иаков сопровождал своего брата Карла II в Англию и был пожалован последним в великие адмиралы. На этой должности Иаков сделал много полезных преобразований и нововведений. Ему принадлежит честь изобретения флотских сигналов, днем - разноцветными флагами, ночью - такими же фальшфейерами. Его победы над голландским адмиралом Ондамом в 1665 г., битвы со знаменитым Рюйтером в 1672 г. снискали ему некоторую популярность, хотя народ вовсе не сочувствовал войне с Голландией. В 1685 г. после смерти Карла II, не оставившего законных наследников, Иаков взошел на престол.
В отличие от своего брата он был человеком деятельным и властным. Ум его был тяжел, характер отличался стойкостью и неумолимостью. Однако, при всей суровости своей натуры, Иаков подчинялся влиянию женских прелестей не менее своего пылкого и веселого брата. Но красота, которой отличались все фаворитки Карла, не была необходимым условием для фавориток Иакова. Еще в молодости он влюбился в грубую и некрасивую Анну Гэйд, дочь лорда Кларендона, на которой женился с разрешения короля. Вскоре, к величайшему изумлению всего двора, он был оторван от своей непривлекательной жены еще менее привлекательной возлюбленной - Арабеллой Черчиль. Его вторая жена была двадцатью годами моложе его и, несмотря на молодость и красоту, тоже нередко имела причину жаловаться на его непостоянство. Из всех увлечений короля сильнейшей была привязанность к Катерине Седли, лишенной всякой женской привлекательности. Тем не менее она имела над королем огромную власть. Она сама была удивлена его страстью и однажды призналась: «Не может быть, чтобы его прельщала моя красота - ведь он должен видеть, что я не хороша; и не ум мой, потому что он сам не так умен, чтобы понять, имею ли я его». Только после восшествия на престол, когда королева стала устраивать ему постоянные сцены, Иаков с огромным усилием разорвал эту связь.

Еще будучи принцем Йоркским, Иаков не мог спокойно смотреть на парламентские учреждения Англии и выказывал явную наклонность к католицизму. Несмотря на это, после смерти Карла II он принял власть без всякого сопротивления. Общество было лояльно к правящей династии, и в первом созванном королем парламенте тори имели огромное большинство над вигами. Сам Иаков признавался, что, если бы ему предоставили назначать членов палаты, он не нашел бы лучших кандидатов. Но эта политическая гармония была очень непродолжительной. Узкий, прямолинейный и недалекий Иаков был не в состоянии ни по своим умственным способностям, ни по своим нравственным убеждениям вести сложную политическую игру, необходимую в его положении. Прежде всего король не считал нужным более скрывать свою католическую веру. Если раньше он тайно ходил к обедне, то теперь широко раскрыл двери своей капеллы. Папский легат открыто поселился при королевском дворе, хотя по английским законам всякие сношения с Римом были запрещены. Католическое духовенство вело проповеди и открывало свои школы. Вместе с тем сильную тревогу вызывало стремление короля к неограниченной власти.

В 1685 г. против дяди поднял мятеж побочный сын Карла II герцог Монмут. После того как выступление его было подавлено с невероятной жестокостью, король не распустил многие полки, увеличил постоянную армию, значительная часть офицеров которой состояла из католиков Затем католикам сделались доступны государственные должности, и прежде всего управление университетами Эта ползучая католическая реакция вызвала, наконец, оппозицию парламента Собравшись на вторую сессию, депутаты отказались утвердить королевские субсидии до тех пор, пока Иаков не отменит своих злоупотреблений В ответ король распустил палату. Чтобы привлечь к себе популярность, он в 1687 и 1688 гг. издал декларации веротерпимости, но этим лишь усилил возмущение. Многие епископы подали протест против декларации. Иаков приказал заключить их в Тауэр.

На третий год правления единственной опорой Иакова стали войска, набранные из ирландцев и шотландцев. И виги, и тори объединились против самовластного и фанатичного короля. Летом 1688 г. семь виднейших общественных деятелей Англии отправили шифрованную депешу к зятю Иакова штатгальтеру Нидерландов Виль гельму Оранскому и пригласили его занять английский престол. Узнав, что Вильгельм делает приготовления для экспедиции в Англию, Иаков решился на уступки в пользу тори и объявил, что не настаивает более на допущении католиков в парламент Но было уже поздно. 5 ноября Вильгельм с большой армией высадился на английский берег. Все симпатии англичан были на его стороне Иаков поспешил к своей армии, понимая, что время работает против него и необходимо как можно скорей навязать врагу сражение. Но уныние и растерянность, которые он застал в полках, заставили его переменить решение и дать приказ к отступлению. 27 ноября король согласился созвать парламент. Однако и эта мера уже не могла спасти его. На сторону Вильгельма перешли Лондон, министры, армия во главе со своим главнокомандующим Джоном Черчилем и даже члены королевской семьи. Всеми покинутый король должен был отказаться от дальнейшей борьбы и подумать о собственном спасении. В досаде на англичан и стараясь вызвать смуту в стране, Иаков 11 декабря тайком бежал из своего дворца Переправляясь через Темзу, он утопил в ней государственную печать. Король хотел плыть во Францию, но на побережье его задержали рыбаки. Они доставили Иакова в приморский город Феверсгэм, а затем переправили под охраной в Лондон. В столице его встретили очень почтительно и поместили во дворец, но Иаков ясно видел, что правлению пришел конец. Вильгельму было досадно от того, что тестю его помешали бежать, так как он решительно не знал, что с ним теперь делать. Между тем Иаков переехал в Рочестер и бежал отсюда во второй раз. Теперь ему никто не мешал, и 25 декабря, после бурного плаванья, он благополучно достиг Франции. Людовик XIV принял изгнанника очень радушно, отвел ему великолепные помещения в Сент-Жерменском дворце и назначил большую сумму на его содержание, так что Иаков мог окружить себя великолепным придворным штатом.

В 1689 г., когда началось мощное восстание католиков в Ирландии, Людовик дал Иакову деньги, оружие, корабли и наемные отряды для ведения войны. Ирландский парламент признал Иакова королем, но 30 июля 1690 г. ирландцы были разбиты в решительном сражении на речке Бойне. Иаков бежал во Францию. В 1691 г. году он повторил свою попытку, но опять безуспешно - французская флотилия, сопровождавшая Иакова, была разбита при мысе Ла Гог. Последующие годы, вплоть до самой смерти, Иаков прожил в изгнании во Франции.

Использованы материалы книги: Все монархи мира. Западная Европа. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

2:1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
В свете Божьей славы - Христос отдал свою жизнь без лицеприятия за всех - богатых и бедных, авторитетных и не очень, не глядя на положение в мире или в народе Божием, на благосостояние или этническую принадлежность, на образование или внешние данные и т.д. Пред Богом - мы все равны, и кто подражает Христу - тот так же, как и он должен думать.

А потому поведение верующего христианина не должно зависеть от того, КАКОЕ ЛИЦО стоит перед ним и КТО наблюдает его поведение. Верующий человек должен ВСЕГДА вести себя одинаково правильно и по Божьим принципам со всеми независимо от их веса в обществе – в согласии со своими убеждениями.

2:2,3 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, -
Н о может быть и явление лицеприятия в собрании: поведение христианина может попасть в сильную зависимость от того, КТО его видит. Пред кем-то он будет заискивать – как правило, пред влиятельными в Церкви или богатыми лицами, от которых можно в перспективе за свою услужливость что-то получить для себя лично. А теми лицами, с кого взять нечего – он может и пренебречь и даже унизить. Это неправильно.

2:4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Е сли кто заметит такое явление в себе - нужно немедленно с ним бороться, чтобы не оказаться в роли судей, оценивающих по своим меркам приходящих в собрание. ВСЕ приходящие в собрание - привлечены Богом, значит ВСЕ достойны доброго к себе отношения.

2:5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
тем более, что Бог оценивает бедность иначе: бедные с точки зрения мира – оказались богаты верою и будущим наследством в Царстве Бога потому, что возлюбили Бога и приняли Его Христа. Его наследство – побольше золота и серебра будет, значит, ЕГО бедные – богаче миллиардеров мира.

2:6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? так что смотрите - ПРЕЖДЕ, чем начать угождать лицу богатому и презирать лицо нищего - не просчитайтесь в выборе того, пред кем заискивать (утрируем немножко) . А лучше – вообще оставьте эти мирские привычки заискивать пред сильными мира сего – всё равно ведь Бог даст вам больше, чем любой из них. А они – заискивающих и сами презирают, хотя и любят, чтобы пред ними пресмыкались и раболепствовали. К тому же, именно богатые и авторитетные - христианам проблемы по жизни и создают. Не забывайте об этом и будет легко дышать к ним ровно.

2:7
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
ещё вспоминайте, что эти самые богатые поносят имя Христово – образ жизни христианина, при котором богатые не могут иметь возможности достичь высот Маммоны, стало быть, и образ жизни христианский - они принять не могут. Ну и в оправдание для себя - этот путь им проще поносить, чем принять. Воспоминание об этом - тоже охлаждает желание заискивать пред ними.

Богатый, впрочем – не обязательно означает бесчинный. Просто в мире сатаны система приобретения богатства устроена так, что для добывания богатства и успешного ведения бизнеса во многих странах зачастую нужно удерживать плату работников или самому проделывать незаконные действия, или нанять кого то из мирских, чтобы проделывать нечестие его руками, самому при этом по букве оставаясь чистым. Поэтому у богатого

века сего - гораздо меньше шансов принять путь Христов, путь самоотречения и мало комфортного существования.

Но ещё не помешает помнить и о лицеприятии к духовно «богатым»: раболепствовать и лицеприятствовать пред теми, кто считает себя богатым в духовных познаниях - также не стоит, ибо в современных собраниях верующих, к сожалению, и такой вид лицеприятия встречается.

2:8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете
Закон ЦАРСКИЙ - в том, чтобы возлюбить ближнего как самого себя независимо от того, выгодный ли пред тобой ближний или не очень.

2:9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
а если любить исключительно по выгоде с лицеприятием – то этот закон любви по-царски – нарушаем и превращаемся в преступников за такую малость, ибо Иисус не выбирал, кто достоин его любви, а кто - нет, умирая за ВСЕХ вообще.Ну а с преступниками, понятно, возиться никто не станет.

2:10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем
если из перечня в 100 пунктов нарушить хотя бы один – всё, в исполнителя ВСЕГО закона – не впишемся. Разницы нет – один ли пункт или 90 не исполнил – всё равно НАРУШИТЕЛЬ закона.

Не может Христианин произвольно выбирать для себя, что он будет исполнять из заповедей Божьих, а что - нет. И для того, чтобы попасться в сети сатаны - не обязательно быть нечестивцем во всём, достаточно в чем то одном выбрать путь непослушания Богу.

Можно представить себе дорогу, на которой водители сами на выбор решили по одному всего лишь правилу не соблюдать, а в остальном - ездить по правилам. Один решил на красный свет ездить, другой - по встречной полосе, третий - на поворотах не сигналить и т.д. Что будет твориться на дороге в таком случае? Приведёт ли эта дорога кого-нибудь в рай?

Вот так и народ Божий: что из него при таком варианте выборочного исполнения заповедей Бога получится? Легко и приятно будет жить в нём? Нет, живи среди него и бойся, ибо не знаешь, какой закон Бога брат или сестра в сердце своем выберут для непослушания и как он на тебе отразится.

2:11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона
Ибо все пункты закона установлены ОДНИМ АВТОРОМ. И ни одним из них пренебрегать нельзя. Если я не прелюбодействую, но убью кого-нибудь - я по - любому буду ВИНОВНОЙ пред Законодателем

2:12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
а потому, мы должны вести себя так и говорить между собой с таким расчётом, что за каждый свой поступок и слово – будем судимы судом свободы: если вы сами в свободе воли выбрали исполнения Царского закона любви к ближнему, то и несите ответственность за свой выбор поступать правильно по собственному выбору.

2:13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Апостол Иаков сказал, что если усердный в труде для Бога христианин не оказал милости кому-то – то и он будет судим Богом не по милости: милосердие в христианине должно быть больше желания осудить кого-то и потребовать наказания (милость превозносится над судом).
Насколько мы готовы прощать тех, кто обидел нас? Насколько мы милосердно стараемся поступать с ближними нашими? Поступаем ли так, как, например самарянин, который не по пунктам закона раненому иудею помог, но по милосердию своему - когда священник и левит такого пункта в законе не нашли?

Если мы, пребывая в законе Царском, считаем, что не нужно оказывать милость ближнему, то и к нам на суде по этому же закону милость можно будет и не оказывать - по нашему же представлению об этом законе. Всё просто.

2:14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
Вера в то, что дела пути Божьего – все правильные, но не подтверждённая этими делами – бесполезна. Если вы не делаете дел своей веры – то как же можете верить в то, что их делать необходимо? Это невозможно

2:15,16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?
Видимо, может быть с нами и так: пообещав сделать что-нибудь для соверующего, мы уже «умиротворяемся» (думаем, ну я же захотел помочь, значит, это хорошо), и бывает, что спустя какое - то время сделать то, что мы пообещали - уже напрягает. В таком случае продолжать успокаивать себя мыслью, что «я же хотел помочь» - это просто самообман, одни лишь желания помочь - «не засчитываются»
Если мы голодного не накормим, а нагого не оденем, ограничиваясь лишь своим сочувствием им на словах – ну кто поверит нам, что мы действительно верим в то, что милость оказывать - необходимо? Никто. И пользы нам от ТАКОЙ странной милости, не проявленной на деле – от Бога не будет никакой.

2:17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
если вера не подтверждается живыми делами – она мертва, то есть ПО ФАКТУ мы – неверующие. Даже если считаем себя верующими и в собрании Божьем числимся..

2:18 Но кто-нибудь скажет: У тебя есть вера, а у меня есть дела. Покажи мне свою
веру без дел, а я покажу тебе свою веру своими делами

Иаков призывает задуматься христиан над тем, чтобы вера имела возможность подтверждаться и делами Божьими. Зачем? Затем, что сама по себе вера - ещё не гарантия тому, что дела будут совершаться непременно праведные. Показывает это Иаков на примере веры дьявола.

2:19,20 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
например, ты веруешь в то, что есть один Бог – молодец, это замечательно. НО!!! И бесы веруют, и даже трепещут пред Богом. ЧТО ПОЛЬЗЫ в их ТАКОЙ сильной вере? Если они ничего для Бога не делают? Так как – может ли вера в Бога - без дел для Него быть? Может. Но только у дьявола и иже с ним.

2:21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
а вот пример дел в связи с сильной верой в Бога: Авраам веру свою в то, что Бог даст ему семя и размножит его – делом подкрепил и своего единственного Исаака в жертву Богу принести согласился без разговоров. Хотя, казалось бы – где логика? Откуда - размножение семени Авраама, если оно на костре сожжено будет? Авраам просто верил в то, что Бог силён и из мёртвых его воскресить –Евр.11:19. Потому и согласился сделать для Бога - по слову Его. Хотя и нелегко было такое решение принимать.

2:22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
Видно ли различие между просто верующим дьяволом и Авраамом, доверяющим Богу в абсолюте (полностью, в совершенстве)? Видно, несомненно? Между тем, чтобы верить в Бога и тем, чтобы верить Богу - огромная разница: в существование Бога верят многие, но лишь единицы верят Ему и слову Его.

2:23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".
в результате веры, подкреплённой праведными делами – исполнилось слово Писания о том, что Авраам другом Божиим за полное доверие Ему – наречён.

2:24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
вот и выходит, что праведный не только верит в Иегову, но и дела по вере своей - праведные делает. С одной верой - праведником стать невозможно – дьявол с бесами хоть и верят в Бога, но неправедными являются.

Так что вариант «домашнего» христианства - не подходит для Божьего служителя. Ибо наипаче своим по вере мы помогать должны. Но как это возможно, если сидеть дома и не общаться с ними?

2:25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
См. также Евр.11:31. Пример Раави - тоже пример праведного, ибо веру свою в Бога – делами подкрепила, отпустив служителей Его и доверившись на слово служителям Божиим. Хотя Раави пришлось обмануть своих соотечественников (И.Н.2:1-6), однако, в связи с упоминанием о Раави, Бог через апостолов обращает внимание не на её обман. А на то, что она приняла разведчиков от Израиля и отправила их обратно безопасным путём, чтобы они не погибли.

То есть, если христианам строить аналогию веры Раави на её поступке, то следует принимать во внимание не её обман - не метод, которым она решила спасти разведчиков Израиля (ложь - это метод дьявола, Ин.8:44).
А факт, что она, будучи язычницей - а) поверила в Иегову, приняв посланников из Его народа, и б) предпочла оказать помощь посланникам от Бога, а не своему народу, противящемуся Иегове - настолько великим оказалось её доверие Иегове (многие ли сегодня могут отказаться от своего круга общения или интересов своего народа - ради угождения Иегове? Нет. А Раавь смогла, ср. Мтф.10:36,37).

Нигде обман Раави не упоминается в качестве примера для подражания христианам. Поэтому служителям Бога ставится в пример вера язычницы Раави (а не её обман): если язычник смог развить такое доверие Ему, что ради Иеговы смог отказаться от тех, кто противился Иегове (хотя они были ей свои), - то ни тем ли более служитель Иеговы должен иметь такую веру?

Кто-то может спросить: "А как бы Раав смогла помочь израильским разведчикам, если бы не обманула иерихонских воинов?" Тот должен понимать, что Раав, будучи язычницей, не знала других методов. Но христиане с полным доверием Иегове имеют возможность проявлять осторожность праведными методами, поступая по Его принципам. Например, можно просто молчать по примеру Иисуса; отвечать уклончиво или заранее вычислять издержки тех или иных своих действий, не делая того, что опасно для жизни (благоразумный видит беду и уклоняется, Прит.22:3; Мтф.26:62,63; Мтф.21:23-27).

А если кто-то из христиан идёт на риск ради интересов Иеговы, допустим, понимая, что может попасться властям сам или подставить под удар тех, кто его хочет спрятать (как Раав), тогда он не должен прятаться за их спины или вынуждать обманывать, чтобы спасти себя (ложь - это оружие дьявола в любом её проявлении). Если вышел в бой как воин Иеговы - держи удар сам. А не хочешь "держать удар", тогда и в бой не рвись.

2:26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
А потому невозможно отделять веру от дел. Как тело без духа жизни мертво и нет от него никакой пользы человеку, так и вера без дел веры – мертва. И от такой веры человеку – пользы никакой.

Как второй сын короля Англии, Яков носил титул герцога Йоркского. Годы его детства и юности пришлись на эпоху Английской революции. Во время Первой гражданской войны принц находился рядом с отцом. После поражения роялистов (1646) Яков оказался под надзором парламента, но позднее удалось организовать его побег в Голландию. Герцог Йоркский, его сестры и королева Генриетта-Мария нашли приют во Франции. Повзрослев, Яков поступил на военную службу к королю Франции. Он проявил себя отважным воином, под началом маршала Тюренна участвовал в подавлении Фронды, а позднее - в войне с Испанией. В 1655 году правительство Мазарини заключило соглашение с Кромвелем и члены английской королевской семьи были вынуждены покинуть Францию. Герцог Йоркский поступил на испанскую службу: он командовал полком английских и ирландских эмигрантов, расквартированном во Фландрии.

В 1660 году в Англии была восстановлена монархия и королем стал Карл II Стюарт. Герцог Йоркский вернулся на родину и возглавил английское адмиралтейство. Под его руководством были предприняты меры по реорганизации морского ведомства. Обновленный британский флот неплохо проявил себя в ходе англо-голландских войн. Сам герцог участвовал в морских сражениях в ходе войн с голландцами. Командуя флотом, он в 1665 году он разбил адмирала Ондама, в 1672 году сражался со адмиралом Михиелем де Рейтером. Личное участие в военных действиях снискало Якову популярность в Англии.

В то же время верность герцога Йоркского католической религии отталкивала от него англичан, в большинстве своем протестантов. Его преданность католицизму объясняется и воспитанием, и обстоятельствами жизни. Яков был убежден, что ужасы революции покарали Англию за измену католицизму, был благодарен католической церкви и католическим державам за приют, который они оказали изгнанным Стюартам. Еще находясь в изгнании, Яков тайно обручился с католичкой Анной Хайд (1638-1671), дочерью графа Кларендона - ближайшего советника, а впоследствии и министра Карла II. Анна была одной из придворных дам Марии Стюарт, жены правителя Голландии Вильгельма II Оранского. Вернувшись в Англию, герцог Йоркский женился на ней, хотя король Карл II возражал против этого брака. У Якова Стюарта и Анны Хайд родилось две дочери - Мария (1662-1694), впоследствии ставшая женой Вильгельма III Оранского, и Анна (1665-1713), вышедшая замуж за датского принца Георга. В 1668 году герцог Йоркский официально перешел в католичество, но по настоянию короля обе его племянницы - Анна и Мария - воспитывались в англиканской вере. В 1671 году Анны Хайд умерла, но Яков вновь женился на католичке - дочери моденского герцога Марии (1658-1718).

Существенным ударом по репутации герцога Йоркского стало раскрытие заговора 1679 года, в ходе следствия по которому виги обвинили его в подготовке убийства Карла II. Король был вынужден приказать брату покинуть Англию, в которой началась кампания за лишение Якова права унаследовать престол. Несколько месяцев герцог Йоркский был вынужден провести в Брюсселе; затем Карл II вернул младшего брата из изгнания, но, не решившись позволить ему жить в Лондон, назначил Якова своим наместником в Шотландии. В 1681 году страсти немного улеглись, опальный герцог вернулся в Лондон и фактически возглавлял правительство в последние годы правления Карла II. Именно с влиянием герцога Йоркского связывают роспуск парламента 1681 года, отказавшегося признать Якова наследником престола. Ко времени смерти старшего брата все рычаги власти находились в руках герцога Йоркского и он беспрепятственно взошел на престол под именем Якова II Стюарта.

В целом английское общество негативно отнеслось к новому королю - известному поборнику абсолютной монархии и преданному паписту. Однако вступление Якова II на престол не встретило противодействия. Вновь созванный парламент, в большинстве своем состоял из тори, которые были готовы оказать королю поддержку в борьбе с оппозиционно настроенными вигами. Пользуясь поддержкой парламента, Яков II провел решение о создании регулярной армии, рядом указов ограничил свободу печати, что должно было сдержать влияние вигов.

Спустя всего несколько месяцев после восшествия на престол в Британии начались вооруженные выступления против власти Якова II. Первыми против нового короля в мае 1685 года поднялись шотландцы во главе с графом Арчибальдом Аргайлем (1629-1685). Повстанцы надеялись поднять против короля-католика и английских властей всю Южную (долинную) и Северную (горную) Шотландию. Однако всеобщего выступления не произошло, силы восставших оказались слишком слабыми и быстро были разгромлены. Заговорщики, в том числе и Аргайль, были схвачены и казнены.

В июне 1685 года в юго-западных английских графствах Девоншире, Сомерсетшире и Дорсетшире вспыхнуло восстание под руководством герцога Монмаута - внебрачного сына Карла II. Еще при жизни отца виги прочили Монмаута на престол. На его сторону, кроме вигов, в большом количестве перешли местные крестьяне и ремесленники. Как вождь восстания Монмаут проявил нерешительность, упустил время похода на Лондон и дал возможность Якову II собрать превосходящие военные силы. 6 июля 1685 года в сражении близ города Бриджуотера в Сомерсетшире повстанцы потерпели сокрушительное поражение. Монмаут попал в плен и вскоре был казнен.

Успешное подавление мятежей прибавило королю уверенности в своих силах. Яков II открыто начал проводить абсолютистскую политику. Волна террора настигла бывших повстанцев, более ста человек было казнено, восемьсот - отправлено в Вест-Индию на плантации. Опорой власти короля стала постоянная тридцатитысячная армия, численность которой вскоре была увеличена до 40 тысяч человек. Служили в ней не только англичане, но и иностранные наемники. В ноябре 1685 года был распущен парламент.

Лучшие дня

Во внешней политике Яков II старался проводить самостоятельную политику и, в отличие от своего старшего брата, не оглядывался на могущественную Францию. Будучи тестем голландского штатгальтера Вильгельма III Оранского и рассматривая его как будущего наследника, он опасался французских завоевательных планов в Нидерландах. Отмена Нантского эдикта была использована Яковом II в прагматических целях. Невзирая на недовольство Людовика XIV Бурбона, предоставил убежище в Англии многим богатым французским гугенотам, покинувшим Францию после 1685 года.

Будучи ревностным католиком, король стремился уравнять в правах своих подданных - протестантов и католиков. Он добился от судей признания за собой права приостанавливать действие законов, запрещавших католикам занимать официальные должности. В результате католики начали занимать армейские и судейские должности. Король не жалел сил и средств на католическую проповедь в стране: в Англию возвращались католические священники, в Лондоне появились иезуитские школы. Яков II не стремился к немедленному и полному обращению страны в католичество, его отношения с папой Иннокентием XI были прохладными, но распространение католицизма воспринималось его подданными с подозрением.

«Декларация веротерпимости» от 2 апреля 1687 года отменила репрессивные законы, которые ранее были изданы в Англии против всех диссентеров, в том числе и католиков. В английском обществе акт был воспринят как очередной шаг к восстановлению господства римско-католической церкви, к превращению католицизма в государственную религию. Декларация, повторенная в 1688 году, вызвала волну протеста по стороны дворян-тори, по большей части принадлежавших к англиканской церкви. Епископы англиканской церкви обратились к королю с петицией, где было выражено их несогласие с религиозной политикой монарха. В ответ Яков II приказал арестовать семерых епископов и обвинил их в распространении антикоролевских памфлетов. Это дело сплотило против короля и тори и оппозиционеров-вигов. Протест охватил не только Лондон, но и графства.

Восстановлению католицизма противились широкие слои английского общества, прежде всего священники англиканской церкви и пуританская буржуазия, в течение десятков лет боровшиеся с римской курией. Даже консервативные лендлорды опасались, что им придется вернуть секуляризованные земли католических монастырей. Католицизм для англичан был чужеземной религией - религией французов и испанцев, с которыми Англия враждовала в течение столетий. Таким образом на антикатолической почве сложился союз против короля, который объединил представителей самых различных политических и религиозных течений. Все желали как можно быстрее избавиться от короля-паписта.

10 июня 1688 года королева Мария Моденская родила Якову II наследника - принца Джеймса (Якова). Это событие серьезным образом изменило политический расклад сил. Если раньше наследницей престола считалась старшая дочь Якова II - протестантка Мария и ее муж протестант Вильгельм Оранский, то с появлением наследника, воспитанием которого занялись бы католики, перспектива возвращения Англии к католицизму стала казаться вполне реальной. Летом 1688 года против короля ополчилось почти все дворянство, за исключением небольшой прослойки католиков. Яков II пытался достичь компромисса с оппозицией, объявив о свободных выборах в парламент, и примириться с англиканскими епископами, но его усилия оказались запоздалыми.

З0 июня 1688 года предводители партий вигов и тори обратились к зятю Якова II принцу Вильгельму III Оранскому, штатгальтеру Голландской республики и приглашением прибыть в Англию с войском и вместе с женой Марией - дочерью Якова II занять королевский престол, гарантировав подданным сохранение религии и прав парламента. Этот план государственного переворота предполагал смену монарха с максимальным соблюдением легитимных форм, путем «семейной перестановки» царствующих лиц. Набрав двенадцатитысячное наемное войско, в начале ноября 1688 года принц Вильгельм высадился в Торбее - одной из гаваней на юго-западе Англии. 8 ноября он вступил в город Экзетер и оттуда направился на Лондон.

Оофицеры и солдаты королевской армии переходили на сторону Вильгельма, так же поступали и придворные. Принцесса Анна поддержала претензии сестры Марии и ее супруга. На севере, в Чешире и Ноттингемшире, начались восстания против власти Якова II. Все крупные города Англии оказали поддержку вторжению. В декабре 1688 года Яков II был вынужден бежать во Францию, куда заблаговременно были отправлены его жена и сын. Людовик XIV предоставил изгнаннику Сен-Жерменский дворец и выделил щедрое содержание. Новыми королями Англии и Шотландии стали Мария III Стюарт и Вильгельм III Оранский.

Свергнутый с престола Яков не оставлял надежд вернуть власть. Франция, которая вела с Англией войну за Пфальцское наследство, оказала свергнутому королю поддержку. В 1689 году Яков II отплыл в Ирландию и поднял католическое население страны против Вильгельма III, но в 1690 году его войска потерпели поражение. В 1691 году попытка Франции поддержать Якова II высадкой десанта закончилась разгромом французского флота. Впоследствии бывший английский король пытался организовать общеевропейский союз против Вильгельма III, но Людовик XIV, заключивший в 1697 году Рисвикский мир с Англией, отказался от поддержки претензий Якова II.

В последние годы жизни Яков II полностью обратился к религии, большую часть времени проводил в парижских монастырях. Его отличал суровый и властный характер. Во время военных кампаний он проявлял личное мужество. В отличие от своего старшего брата Карла II, готового идти на компромиссы ради сохранения власти, Яков II при любых обстоятельствах оставался верен своим принципам, убеждениям, слову и друзьям. После смерти он был похоронен в приходской церкви Сен-Жермена. Во время Великой французской революции захоронение Якова II было уничтожено.

II. Служите, сострадая и сочувствуя (глава 2)

Тот, кто правильно относится к слову Божиему, будет правильно относиться и к телу Иисуса Христа. Тот, кто устойчив в вере, служит с терпением и сочувствием. Иаков уточняет, что подлинная религиозность проявляет себя в служении, которое требует, чтобы верующий учился относиться ко всем ближним без лицеприятия и помогал им без всякого предубеждения.

А. Принимайте ближних (2:1-13)

Увещания апостола становятся все более конкретными и прямыми. Он выражает явное неудовольствие тем, что среди братьев возникают неполадки. Он обличает отношение этих верующих друг ко другу и упрекает их в том, что они не поступают так, как должны были бы поступать. Прежде всего он осуждает их за лицеприятие и дает советы, как преодолеть это препятствие на пути духовного роста. Каждый да учится принимать ближних, независимо от их материального или общественного положения. Верующий должен быть вежлив и сострадателен ко всем и последователен в своем отношении к каждому человеку. Беспристрастность, любовь и верность имеют для христианина жизненно важное значение.

1. БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ И УЧТИВЫ КО ВСЕМ (2:1-4)

Иак. 2:1 . Переход к новой теме Иаков начинает словами: братия мои. Под "братией" он понимает всех верующих, т. е. всех своих собратьев по вере во Христа Иисуса, Господа славы. Речь идет именно о вере во Христа, а не о христианской вере, и это подчеркивается словами "Господа славы" "доксез", характеризирующими предмет веры. Ключевая мысль этого стиха: "не будьте лицеприятны". Бог нелицеприятен (Рим. 2:11; Еф. 6:9; Кол. 3:25), а потому и христиане не должны быть лицеприятными. Апостол осуждает предвзятое отношение верующих друг к другу, когда одних собратьев предпочитают другим.

Иак. 2:2-3 . Затем Иаков приводит пример. Вводные слова: ибо если в собрание ваше… говорят о том, что он имеет в виду не какое-то конкретное событие, а только приводит пример. Однако, в нем он указывает на специфические детали. Человек с золотым перстнем и в богатой одежде, вошедший в собрание, - это сцена, могущая произойти в синагоге, и этим подчеркивается тот факт, что Иаков обращается к слушателям-евреям. Допустим, в синагогу входит и человек бедный скудной одежде.

Греческое слово "рипара", переведенное словом "скудной", может означать и "грязный, запачканный"; оно Е встречается еще в Откр. 22:11, где передано 1 как "нечистый" (смотри также Иак. 1:21, где в греческом тексте употреблено подобное слово - "рипариан"). Предпочтительное отношение к богатому человеку подчеркнуто тем, что ему предложено сесть, тогда как бедному приказано стоять или сесть прямо на полу.

Иак. 2:4 Беспощадно и в лоб звучит вслед затем вопрос апостола: Не пересуживаете ли вы в себе? В других переводах он звучит как "Не пристрастны ли вы друг ко другу?" Ответ на этот риторический вопрос может быть только положительным. Поступающие так должны чувствовать себя виновными не только в том, что сеют в своей среде дискриминацию, но и в том, что присваивают себе право быть несправедливыми судьями с худыми мыслями.

2. БУДЬТЕ СОСТРАДАТЕЛЬНЫ КО ВСЕМ

Иак. 2:5-7 . Со словами: Послушайте, братия моя возлюбленные, Иаков переходит к объяснению, почему такое "пересуживание" недопустимо. Объяснение его строится на основе четырех риторических вопросов, на каждый из которых может быть дан только один определенный ответ. Первый вопрос: "не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?" (сравните 1:9). Второй вопрос: "Не богатые ли притесняют вас?" (в некоторых пере водах здесь стоит слово "эксплуатируют"). Третий вопрос: "Не они ли влекут вас в суды?"

И, наконец, четвертый: "Не она ли бесславят доброе имя, которым вы, называетесь? "

Верующие - достояние Бога, а не богатых угнетателей. Читателям Послания Иакова нельзя было не согласиться с его утверждениями и не признать того, что пренебрегая бедными и оказывая предпочтение богатым, они поступают неправильно и совершенно неразумно.

Иак. 2:8-9 . Этому можно противопоставить только одно: любовь. Лицеприятие - это грех. В тоне Иакова звучит оптимистическая нотка, когда он говорит: Если вы исполняете закон царский… Закон Царский изложен в книге Левит (19:18) и затем подтвержден Христом (Матф. 22:39): "Возлюби ближнего твоего, как самого себя." Этот закон назван царским потому, что дан Царем царей, достоин царей и является главенствующим среди других законов. Подобное выражение было хорошо знакомо тем, кто жил в Римской империи. Подчинение этому закону, выражающееся в нелицеприятной любви, противопоставлено пристрастию и лицеприятию, которые есть нарушение закона Божьего.

3. БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ ВО ВСЕМ (2:10-13)

Иак. 2:10-11 . Иаков сознает, что могут быть такие верующие, которые не считают предвзятость серьезным недостатком. Они едва ли считают себя законопреступниками. Иаков подчеркивает, однако, что это весьма серьезно. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Здесь нет и не может быть никаких поблажек. Ссылаясь на примеры таких тяжелых грехов, как убийство и прелюбодеяние, Иаков показывает, что избирательное послушание закону Божиему - абсурдно.

Иак. 2:12-13 . Покорность всем Божественным установлениям - вот в чем суть христианства. Каждый верующий должен так говорить и так поступать, как имеющий быть судам по закону свободы. Божий закон по истине является законом свободы, поскольку ограничения, накладываемые им, подлинно мудры. Напротив, неподчинение Божиему закону делает человека рабом греха, а те, кто не имеют милости к другим, будут сами судимы без милости. Как любовь побеждает предвзятость, потому что любовь - выше, точно так и милость побеждает суд; по-русски - "превозносится над судом". Слово "катакаучатаи", переведенное здесь как "превозносится", встречается еще в Иак. 3:14 и в Рим. 11:18.

Божии законы неизменяемы. Полное и постоянное повиновение им - это залог духовного возрастания христианина. Верующие должны относиться к своим братьям вежливо, последовательно и с состраданием.

Б. Помощь ближним (2:14-26)

Точно так, как закон любви не допускает предвзятого отношения к ближним, подлинная вера не позволяет уклоняться от добрых дел. Недостаточно христианину проявлять свою любовь в хорошем отношении к ближним; вера его должна выражаться и в оказании им практической помощи. В своем послании Иаков постоянно делает ударение на необходимости проявлять истинную веру, доказывать ее на практике; он приводит конкретные примеры истинной веры.

1. ПРОЯВЛЕНИЕ ИСТИННОЙ ВЕРЫ (2:14-17)

Иак. 2:14 . Стараясь убедить тех, к кому обращается с посланием, Иаков снова употребляет выражение братия мои. Новую мысль он начинает риторическим вопросом: Что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Речь здесь идет не об истинной вере, а о ложном притязании на нее. Иаков осуждает тех, кто напрасно хвалится своей верой. Их "вера" бесполезна (слово "офелос", переведенное как "польза", употребляется в Новом Завете только здесь и еще в Иак. 2:16; 1-Кор. 15:32). Она бесполезна, поскольку существует только на словах. И сводится лишь к привычному хвастовству. Может ли такая вера спасти человека?

Из контекста греческого подлинника вытекает ясный ответ: "нет". Только говорить о вере - недостаточно. Подлинная вера подтверждается делами.

Иак. 2:15-16 . Далее следует еще один риторический вопрос - после того, как Иаков ссылается на возможную в жизни ситуацию: Будет ли польза нагому и голодному, если ему скажут красивые слова, но не дадут потребного? (Заметим, что он часто говорит о бедных: 1:9,27; 2:2-6,15.) Для тех, кто нуждается в самом необходимом, одного пожелания, которое часто произносили евреи: "иди с миром", совершенно недостаточно (сравните Суд. 18:6; 1-Цар. 1:17; 2-Цар. 15; Мар. 5:34; Лук. 7:50). Если не сделать ничего, чтобы помочь нуждающимся пищей и одеждой, что пользы? Для убедительности Иаков заканчивает этот абзац тем же вопросом, которым начал его: Что пользы?

Иак. 2:17 . Вера сама по себе, без доказательств своей истинности наделе, мертва. Вера без дел - это бесполезная вера, вера бесплодная, сухая, мертвая! Громкие заявления о том, что мертвец - жив не воскресят его, если нет в нем движения, ни признаков жизни, ни пульса; несмотря на упомянутые заявления, он остается мертвым. Громкие, но лживые претензии заглушаются реальными фактами.

2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИСТИННОСТИ ВЕРЫ (2:18-20)

Иак. 2:18 . Этот стих, пожалуй, является самым трудным для понимания во всем послании. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела… Иаков представляет воображаемого оппонента: "кто-нибудь". Он не возражает Иакову, поскольку согласен с ним, что вера без дел мертва. Однако, он безосновательно принижает веру, подчеркивая в таком именно контексте важность дел (толкование на стих 19).

Следующая фраза является продолжением речи воображаемого оппонента: Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Хотя в древнегреческом тексте, как и в русском переводе, прямая речь не выделена кавычками, все же из контекста можно заключить, что эти слова принадлежат не Иакову, а его "оппоненту".

Иак. 2:19 . По-видимому, и 19 стих следует включить в речь "оппонента", который продолжает: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Тогда оппонентом мог бы быть типичный верующий из язычников, который дискутирует с евреем, верующим в единого Бога. Он заявляет, что верить в единого Бога - до известного предела - это хорошо, но далеко ли простирается этот "предел"! И достаточно ли одной этой веры? "Ограниченно" верят и бесы.

Причем они не только верят в единого Бога, но и трепещут перед Ним (слово "фриссоусин", переведенное как "трепещут", встречается в Новом Завете только один раз). Дело в том, что вера в единого Бога может и не включать в себя доверия Ему. А без доверия "вера" не истинна и не сможет подтвердить себя делами.

Оппонент, другими словами, говорит: "Вера не столь же важна, как дела". Так далеко заходит оппонент. Сам Иаков не говорит, что дела являются главным основанием веры, или что вера не имеет большого значения. Он хочет показать только то, что дела являются доказательством веры.

Некоторые богословы считают, что во второй фразе 18 стиха Иаков бросает "кому-то" вызов, приглашая его явить свою веру без дел - такое, мол, невозможно! Он, с другой стороны, говорит, что веру можно явить (лишь) в делах (стих 18). "Вера" бесовская этому условию, конечно, не отвечает. Такая неистинная вера, вполне очевидно, соответствующими делами не сопровождается.

Иак. 2:20 . Иаков не прибегает к многословному опровержению своего оппонента. Он лишь с силою упрекает его: Но хочешь ли знать, неосновательный человек, и затем возвращается к своему первоначальному аргументу: вера без дел мертва. Греческое слово "кене", переведенное как "неосновательный", можно перевести и как "пустой", "суетный" (сравните со словом "матанос", употребленным в 1:26 и означающим "бесполезный", "бесплодный").

Пустая вера - мертвая вера, но немного стоят и дела, которые совершаются без веры. Иаков не выступает ни за веру без дел, ни за одни лишь дела без веры. Он просто говорит, что истинная вера сопровождается добрыми делами. А духовные дела, в свою очередь, являются доказательством, а не источником истинной веры.

3. ПРИМЕРЫ ИСТИННОЙ ВЕРЫ (2:21-26)

Как на последнее доказательство справедливости своего мнения, Иаков ссылается на два конкретных примера истинной веры, приводимые в Библии, - на патриарха Авраама и на прощенную блудницу Раав. Оба примера он предлагает в форме вопросов, на которые читатели сами легко могут дать ответ.

Иак. 2:21 . Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Нередко этот вопрос - утверждение понимается как возражение Иакова апостолу Павлу, сказавшему, что Бог вменил в праведность Аврааму не его дела, а веру (Рим. 4:1-5). На самом же деле Павел подчеркивает на примере Авраама приоритет веры. Иаков говорит о делах как о доказательстве веры.

Павел говорит, что вера Авраама была вменена ему в праведность (Быт. 15:6) еще до обрезания (Быт. 17:11 и Рим. 4:10). Иаков же напоминает, что Авраам проявил свою веру в практическом действии, приготовившись к жертвоприношению Исаака (Быт. 22:12), и поэтому был назван Богом праведным. Барометром при вынесении оправдательного приговора служат дела, тогда как основанием для оправдания является вера.

Иак. 2:22-24 . Иаков заостряет наше внимание на том, что вера и дела дополняют друг друга. Вера является для дел движущей силой. Дела в свою очередь совершенствуют веру. Греческий глагол "етелеиофе", переведенный как "достигла", означает "привести к завершению". Вера достигает своей полноты в действии. Так было у Авраама. Иаков и Павел цитируют одно и то же место - Быт. 15:6 - чтобы доказать свою точку зрения (Рим. 4:3). Павел указывает на то, что Авраам оправдался верою, а Иаков - на то, что он оправдался верою, подтвержденною делом.

Иак. 2:25 . Этот стих начинается словом подобно ("гомоиос де кои" - это дословно значит "и подобно также"). Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем? (Иис. Н. 2:6).

Иак. 2:26 . Итак, вывод прост и ясен. Вера и дела жизненно важны друг для друга, как тело и дух человека не могут обойтись одно без другого. Без духа, или без дыхания жизни, тело мертво. Без дел веру тоже можно считать мертвой. Такая вера не истинна. Истинная же вера ведет к духовному развитию и росту. Верующий не только должен твердо стоять в вере даже и тогда, когда искушения и испытания наступают на него со всех сторон (глава 1) - он должен также служить своим братьям и сестрам во Христе (глава 2). Он должен благожелательно относиться ко всем детям Божиим без всякого лицеприятия (стихи 1-13) и в своей действенной вере оказывать помощь ближним (стихи 14-26). Духовно зрелый верующий должен быть тем, чем хочет Бог, чтобы он был, и делать то, что хочет Бог, чтобы он делал.

Яков II (1633-1701), английский король в 1685-1688. Из династии Стюартов. Пытался восстановить абсолютизм и его опору - католическую церковь. Низложен в ходе государственного переворота в 1688-89 (т. н. Славная революция).

ЯКОВ II Стюарт (Иаков II, Джеймс II; James II) (14 октября 1633, Лондон - 6 сентября 1701, Сен-Жермен, Франция), король Англии и Шотландии в 1685-88.

Второй сын и Генриетты-Марии, младший брат Карла II, до прихода к власти носил титул герцога Йоркского. Годы детства и юности принца пришлись на эпоху гражданской войны, во время которой он находился рядом с отцом в Оксфорде. По окончании первой гражданской войны (1646) Яков оказался под надзором Парламента, но позднее роялистам удалось организовать его побег - сначала в Голландию, а затем во Францию, давшую приют его матери и сестрам. Яков смолоду проявил себя отважным воином. Под началом маршала Тюренна он участвовал в подавлении французской Фронды, а позднее - в войне с Испанией. Но после того как правительство Мазарини в 1655 заключило договор с Кромвелем, члены английской королевской семьи были вынуждены покинуть Францию. Герцог Йоркский поступил на испанскую службу: он командовал полком английских и ирландских эмигрантов, расквартированном во Фландрии.

Лорд-Адмирал

После реставрации монархии в Англии Яков возглавил адмиралтейство. Под его руководством был предпринят ряд попыток реорганизовать деятельность морского ведомства и избавить его от коррупции. Сам герцог лично участвовал в морских сражениях в ходе войн с голландцами, в 1665 он разбил адмирала Ондама, сражался со знаменитым голландским адмиралом де Рюйтером в 1672, что снискало ему популярность в стране.

Герцог Йоркский и католицизм

Еще находясь в изгнании, Яков тайно обручился с Анной Хайд (1638-71), дочерью советника и будущего министра Карла II графа Кларендона, которая была одной из придворных дам Марии Стюарт, жены Вильгельма II Оранского, правителя Голландии. Вернувшись в Англию, герцог Йоркский, вопреки желанию брата, женился на ней. От этого брака родилось две дочери – Мария (1662-1694), впоследствии ставшая женой Вильгельма III Оранского, и Анна (1665-1713), вышедшая замуж за принца Георга Датского. Жена Якова была католичкой, с 1668 и сам он обратился в католичество, но по настоянию короля обе его племянницы воспитывались в англиканской вере.

После смерти в 1671 Анны Хайд Яков вступил во второй брак с Марией, дочерью герцога Модены (1658-1718), также являвшейся католичкой.

Католические пристрастия Якова, из которых он не делал тайны, вызывали недовольство англичан, желавших видеть наследником престола протестанта.

«Католический заговор» и вопрос о престолонаследии

Герцог Йоркский постепенно терял популярность, а после раскрытия так называемого заговора 1679 он был обвинен в подготовке убийства Карла II. Король был вынужден приказать брату покинуть Англию, а в стране виги развернули кампанию за исключение Якова из престолонаследия. Яков обосновался в Брюсселе; спустя несколько месяцев Карл II вернул брата из изгнания, но, не решаясь позволить ему приехать в Англию, назначил его своим наместником в Шотландии. Однако уже в 1681 опальный герцог вернулся в Лондон и фактически возглавил правительство в последние годы правления своего брата. С его именем связывают роспуск парламента 1681, отказавшегося признать Якова наследником престола, и пятилетнее беспарламентское правление Карла II.

Вигская оппозиция потерпела поражение, и после смерти брата, не оставившего законного наследника, Яков II беспрепятственно взошел на престол.

Правление Якова II (1685-88)

Придя к власти, Яков II начал борьбу с оппозицией, пытавшейся воспрепятствовать реализации его прав на корону. Опираясь на поддержку парламента, он ввел в стране постоянную армию, рядом постановлений ограничил свободу печати, что должно было сдержать влияние вигской пропаганды. Оппозиция попыталась поднять против него восстания: летом 1681 в Шотландии поднял восстание граф Аргайл, а в октябре того же года на юго-западном побережье Англии высадился герцог Монмаут, якобы незаконнорожденный сын Карла II, которого часть вигов рассматривала как претендента на престол. Однако оба восстания были быстро подавлены.

Внешняя политика Якова II свидетельствует об охлаждении между Англией и Францией. В отличие от брата Яков II стремился к большей независимости; к тому же он, будучи тестем Вильгельма III Оранского и рассматривая его как будущего наследника, опасался французских завоевательных планов в Голландии. Тревогу Якова II вызвала и отмена Нантского эдикта, лишившего гражданских прав французских гугенотов. Невзирая на недовольство Людовика XIV, он предоставил убежище многим протестантам, покинувшим Францию в 1685. Но отношения между ним и королем Франции значительно ухудшились.

В начале правления Яков II пользовался поддержкой общества, в том числе и иерархов Англиканской церкви. Но, будучи ревностным католиком, король стремился уравнять в правах своих подданных - протестантов и католиков. Он добился от судей признания за собой права приостанавливать действие законов, запрещавших католикам занимать официальные должности, в результате чего католики проникли в армию и в число судейских и ряды их постоянно множились. Король не жалел сил и средств на католическую проповедь в стране: в Англию возвращались католические священники, в Лондоне появились иезуитские школы. Хотя он и не стремился к полному обращению страны в католичество, а отношения с папой Иннокентием XI были прохладными, распространение католицизма воспринималось подданными с подозрением.

В 1687 Яков II обнародовал Декларацию о веротерпимости, согласно которой приостанавливалось действие всех уголовных законов против диссентеров, в том числе против католиков. Декларация, повторенная в 1688, вызвала волну протеста по стороны дворян – тори, по большей части принадлежавших к англиканской церкви, и прежде всего епископов. Епископы обратились к королю с петицией, где было выражено их несогласие с религиозной политикой монарха. В ответ Яков II приказал арестовать семерых епископов по обвинению в распространении направленных против короля памфлетов. Это дело сплотило против короля и тори и оппозиционеров-вигов. Протест охватил не только Лондон, но и графства.

Последней каплей стало рождение 10 июня 1688 у королевы сына, названного Джеймсом (Яковом). Если раньше наследницей престола считалась старшая дочь Якова II Мария и ее муж Вильгельм Оранский, бывшие протестантами, и общество ожидало возвращения к старым порядкам после смерти короля-католика, то с появлением сына, воспитанием которого занялись бы католики, перспектива возвращения страны к католицизму в глазах подданных Якова II казалась вполне реальной.

Славная революция

Таким образом, летом 1688 в оппозиции по отношению к королю оказалось почти все дворянство, за исключением католиков, составлявших лишь незначительное число жителей страны. Лидеры вигской оппозиции, объединившись с тори, послали зятю короля, Вильгельму Оранскому, приглашение, призывая его вторгнуться в Англию и занять престол, гарантировав населению сохранение религии и конституционных прав парламента. Яков II пытался достичь компромисса с оппозицией, объявив о свободных выборах в парламент, и примириться с англиканскими епископами, но его усилия оказались запоздалыми.

В октябре 1688 войско Вильгельма Оранского высадилось на юго-западе Англии. Армия Якова II была более многочисленной, но организовать сопротивление вторжению король не смогла - офицеры и солдаты переходили на сторону противника, так же поступали и придворные и даже его дочь Анна. На севере, в Чешире и Ноттингемшире, начались восстания. Все крупные города Англии оказали поддержку вторжению. В декабре 1688 Яков II бежал во Францию, куда заблаговременно были отправлены его жена и сын. Людовик XIV предоставил изгнаннику Сен-Жерменский дворец и выделил щедрое содержание.

Свергнутый с престола Яков не оставлял надежд вернуть власть. В 1689 он отплыл в Ирландию, подняв католическое население страны против нового короля Англии, Вильгельма III, но в 1690 его войска потерпели поражение; неудачной оказалась и попытка высадки французского десанта в 1691: французский флот был разгромлен. Впоследствии он пытался организовать общеевропейский союз против Вильгельма III, но Людовик XIV, заключивший в 1697 Рисвикский мир с Англией, отказался от поддержки планов Якова.

Личные качества

В последние годы жизни Яков полностью обратился к религии, большую часть времени проводил в парижских монастырях.

Якова II отличал суровый и властный характер. Во время военных кампаний он проявлял личное мужество. В отличие от своего брата, готового на любые компромиссы ради сохранения власти, он во всех обстоятельствах оставался верен своему слову, друзьям и убеждениям. Эти качества Яков II перенес и на свою политическую деятельность, что в итоге и стоило ему короны.

Похоронен в приходской церкви Сен-Жермена (надгробие и могила уничтожены во время Великой Французской Революции).