Нарушения роста у детей. Физическое развитие детей, его оценка и семиотика нарушений Семиотика изменения роста и веса у детей

  • 1.Основные этапы развития и становления педиатрии в стране. Роль с.Ф. Хотовицкого, н.Ф. Филатова, н.П. Гундобина, к.А. Раухфуса и др. В развитии отечественной педиатрии.
  • 2. Важнейшие декреты, законы и постановления по охране материнства и детства. Роль а.А. Киселя, в.И. Молчанова, м.С. Маслова, а.Ф. Тура и др. В развитии советской педиатрии.
  • 3.Формы медицинского обслуживания детского населения. Структура детских лечебно-профилактических учреждений, особенности организации их работы /гигиенический и противоэпидемический режим/.
  • 5. Структура детской поликлиники. Объем и формы работы участкового педиатра и медицинской сестры. Патронаж новорожденного и ребенка грудного возраста.
  • 7.Анамнез. Особенности собирания анамнеза здорового и больного ребенка: детей раннего и старшего возраста. Методика расспроса родителей по истории настоящего заболевания и истории жизни ребенка.
  • 8.Общий осмотр. Общий вид здорового и больного ребенка, положение (активное, пассивное, вынужденное), выражение лица. Критерии оценки тяжести состояния. Степени нарушения сознания.
  • 9.Периоды детства /характеристика, взаимосвязь морфологии и функции/. Роль наследственных факторов и условий внешней среды для правильного развития детского организма.
  • 10.Внутриутробное развитие плода. Эмбриональная и плацентарная фазы развития. «Критиче-ские» периоды. Факторы, влияющие на органогенез и развитие плода.
  • 12.Физическое развитие /определение, признаки/. Факторы, влияющие на физическое развитие.
  • 14.Изменение пропорций тела в постнатальном периоде развития детей. Понятие средней точки длины тела, значение пропорций тела для клинической педиатрии.
  • 15.Значение антропометрических исследований и методы оценки физического развития детей /параметрические и непараметрические/.
  • 16.Наиболее частые отклонения физического развития детей, нарушения весо-ростовых соотношений, их причины. Понятие о гигантизме, нанизме, гипостатуре, гипотрофии и паратрофии.
  • 17.Половое развитие у детей. Сроки полового созревания. Методы оценки формирования вторичных половых признаков у мальчиков и девочек.
  • 19.Особенности строения нервной системы у детей. Анатомическое соотношение развития спинного мозга и позвоночного канала. Выбор уровня спинномозговой пункции
  • 20. Спинномозговая жидкость и ее состав. Семиотика изменений ликвора при гидроцефалии, серозных и гнойных менингитах, менингоэнцефалитах, кровоизлияниях.
  • 21.Моторика и поза новорожденного ребенка. Понятие о хаотичных и спонтанных движениях. Основные рефлексы новорожденного, их последующая эволюция.
  • 22.Порядок развития локомоций и статики у ребенка первого года жизни. Значение массажа и гимнастики.
  • 23.Развитие речи у детей, ее особенности. Роль окружающей среды, ухода и воспитания в формировании речи.
  • 25.Критерии оценки нервно-психического развития детей раннего и старшего возраста. Понятие ведущих линий развития.
  • 26.Естественное вскармливание, его значение для правильного развития ребенка.
  • 27.Стимулы психического развития /теории инстинктов и генетического детерминирования/.
  • 28.Общие закономерности психического развития ребенка.
  • 29.Развитие эмоций /проявление, формы, темперамент/.
  • 30.Прикорм. Виды прикорма. Правила введения прикорма. Технология приготовления блюд прикорма.
  • 31.Морфологические и функциональные особенности кожи у детей. Семиотика основных ее изменений /окраска, эластичность, влажность, сыпи/.
  • 33.Состав и распределение подкожно-жирового слоя у детей. Семиотика распространения, понятие о гипотрофии, паратрофии, склеремы, склередемы, склеродермы.
  • 34.Мышечная система у детей. Тонус, масса мышц в различные периоды детства. Особенности исследования мышечной системы и мышечного тонуса у детей.
  • 36.Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. Нормальные показатели содержания в крови фосфора и кальция. Костная семиотика рахита.
  • Врожденные пороки сердца
  • Особенности экг.
  • 40.Возрастные морфологические особенности полости рта; приспособления для сосания новорожденных. Семиотика основных изменений слизистой полости рта /стоматит, гингивит, ангина, молочница/.
  • 41.Искусственное и смешанное вскармливание. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания и докорма при смешанном вскармливании.
  • Типы молочных смесей
  • Адаптированные смеи
  • Частично адаптированные молочные смеси
  • 42.Особенности водно-минерального обмена у детей, возрастные особенности воды в организме. Роль и значение вне- и внутриклеточной жидкости. Семиотика нарушения распределения жидкости.
  • 44.Анатомо-физиологические особенности эндокринных желез. Роль гормонов в росте и развитии ребенка. Методы исследования.
  • 45.Периоды и особенности эмбрионального кроветворения /ангиобластический, печеночный, костномозговой периоды/. Кровь новорожденного ребенка. Методы исследования системы кроветворения.
  • 46.Становление системы иммунитета у детей (дифференцировка клеточного и гуморального звена во внутриутробном периоде; иммунная система новорожденного, развитие ее в постнатальном периоде).
  • 47.Особенности терморегуляции у детей. Температурный режим окружающего воздуха в помещении и при прогулках детей различного возраста. Требования к одежде ребенка.
  • 48.Лихорадка. Виды лихорадки по высоте температуры, по характеру температурной кривой. Графическое изображение. Клиническое значение. Уход за лихорадящим больным.
  • 49.Кожные проявления геморрагического синдрома. Вазопатии.
  • 50.Современные принципы рационального питания детей старше года и значение витаминов для правильного развития ребенка.
  • 51.Клинические проявления поражения центральной нервной системы: синдром внутричерепной гипертензии, менингеальный синдром, олигофрения.
  • 52.Ад, методика его определения, изменения ад с возрастом. Диагностическое значение изменения ад. Синдром артериальной гипертензии и гипотензии.
  • 53.Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, методика проведения, оценка, клиническое значение. Синдром острой сосудистой недостаточности. Неотложная помощь при обмороке.
  • 54.Возрастные особенности грудной клетки. Сегментарное строение легких у детей. Синдром инфильтрации.
  • 55.Семиотика поражения и признаки функциональной недостаточности клубочкового аппарата нефрона. Диагностика.
  • 56.Лейкоцитарная формула. Лейкоцитоз: диагностическое его значение. Синдром нарушения пролиферации и дифференцировки клеток лейкона.
  • 57.Синдром воспалительного поражения мочевыводящих путей. Лабораторная и инструментальная диагностика.
  • 58.Наиболее частые синдромы гипер- и гипофункции желез внутренней секреции.
  • 59.Возрастные особенности проекции отделов сердца на переднюю поверхность грудной клетки. Семиотика основных изменений границ сердечной тупости /расширение левой, правой и верхней границ/.
  • 60.Развитие лимфоидной системы у ребенка. Диагностическое значение множественной гиперплазии лимфатических узлов и локализованного их увеличения. Понятие лейкоза.
  • 61.Нормальный характер дыхательных шумов у детей различного возраста. Методика исследования внутригрудных лимфатических узлов, семиотика их увеличения.
  • 62.Деформация грудной клетки, изменение формы головы. Диагностическое значение. Оценка состояния суставов /деформация, дефигурация, припухлость, контрактура, анкилоз/.
  • 63.Кроветворение у детей раннего возраста. Динамика эритроцитов и гемоглобина, эволюция лейкоцитарной формулы в постнатальном периоде. Анемический синдром.
  • 64.Современные представления о кроветворении. Свертывающая и противосвертывающая системы крови у детей. Коагулопатия.
  • 65.Дыхательная недостаточность. Классификация. Клиническая картина различных форм дн.
  • 66.Основные этапы формирования бронхолегочной системы и пороки развития легких. Синдром дыхательных расстройств.
  • 67.Основные синдромы поражения дыхательной системы. Синдром скопления жидкости и воздуха в плевральной полости.
  • 68.Обмен железа в организме. Анемический синдром у детей.
  • 69.Шумы сердца у детей. Их происхождение. Аускультативная и фонокардиографическая характеристика. Дифференциация функциональных и органических шумов сердца.
  • 70.Семиотика кашля. Понятие о стенозе гортани и его клиническая диагностика. Обструктивный синдром.
  • Симптомы
  • Причины
  • 71.Особенности белкового обмена у детей. Семиотика основных его нарушений. Синдром количественного и качественного дефицита белка, его значение для растущего организма.
  • 72.Возрастные особенности пульса у детей. Диагностическое значение частоты, ритма, наполнения, напряжения пульса. Семиотика нарушения ритма.
  • 73.Семиотика поражения и признаки функциональной недостаточности канальцевого аппарата нефрона. Тубулопатии.
  • 74.Экстраренальные и ренальные симптомы поражения почек.
  • 75.Признаки поражения миокарда, эндокарда и перикарда. Понятие о панкардите.
  • 76.Семиотика мышечной гипо- и гипертонии, гипер- и атрофии. Псевдогипертрофия мышц. Значение физического воспитания и допустимые физические нагрузки детей различного воз-раста.
  • 77.Тоны сердца у детей, механизм их формирования, возрастные особенности. Регистрация тонов на фкг. Семиотика изменения звучности тонов.
  • 78.Семиотика геморрагических диатезов и изменения лабораторных показателей при них. Тромбоцитопенический геморрагический синдром.
  • 79.Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Синдром поражения верхних дыхательных путей.
  • 80.Понятие о синдроме почечной недостаточности /опн, хпн, стадии, клинические проявле-ния/.
  • 81.Понятие и клинические признаки синдрома острой и хронической недостаточности кровообращения у детей.
  • 82.Углеводный обмен. Причины и клинические проявления гипо- и гипергликемии у детей. Лабораторная диагностика.
  • 83.Участие печени в различных видах обмена. Биохимические показатели функции печени. Синдром печеночной недостаточности.
  • 85.Характер гемодинамики и семиотика врожденных пороков сердца.
  • 86.Поджелудочная железа. Ее роль в процессе пищеварения. Состав дуоденального сока. Панкреатический синдром. Оказание помощи больному при рвоте
  • По характеру течения.
  • Причины
  • Диагностика
  • 87.Особенности жирового обмена. Понятие о синдроме гиперлипидемии. Первичный и вторичный кетоз у детей («ацетонемическая» рвота).
  • 88.Количество и состав мочи у детей различного возраста. Диурез и семиотика олигоурии, полиурии, дизурии и поллакиурии. Уход за больным с энурезом.
  • 89.Функциональная и инструментальная диагностика заболеваний органов пищеварения. Синдром нарушения желчеобразования и желчевыделения. Функциональные методы:
  • 90.Синдром иммунодефицита (определение, классификация, общие клинические проявления).
  • 91.Субъективные и объективные симптомы поражения сердечно-сосудистой системы, их клиническое значение. Инструментальные методы исследования системы кровообращения.
  • 92.Суточная экскреция различных веществ с мочой. Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия, салурия).
  • 92.Суточная экскреция различных веществ с мочой. Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия, салурия).
  • 93.Особенности пищеварения у детей. Синдром расстройства ротового пищеварения и синдром недостаточности пищеварения в 12-перстной кишке.
  • 94.Копрограмма: ее нарушения при поражениях различных отделов желудочно-кишечного тракта. Синдром энтерита и колита.
  • 95.Анатомо-физиологические особенности пищевода и желудка (их размеры у детей). Синдром недостаточности желудочного пищеварения. Уход за больным с желудочно-кишечным кровотечением.
  • 96.Анатомо-физиологические особенности печени. Внешнесекреторная функция. Состав желчи. Клиническое значение дуоденального зондирования.
  • Причинами задержки роста и массы тела:

    1.нарушения питания –голодания,снижением аппетита или переваривания.

    2. заболевания с хронической тканевой гипоксии. -хронические заболевания легких, пороки сердца, тяжелые анемии.

    3.заболеваниям эндокринного аппарата, желез внутренней секреции, которые вырабатывают гормоны – стимуляторы роста. Это гипофиз с недостаточной продукцией гормона роста, щитовидная железа, реже – железы, регулирующие фосфорно-кальциевый обмен, или поджелудочная железа.

    Самым тяжелым отклонением в физическом развитии является детский церебральный паралич – ДЦП. Микроцефалия.

    Гипотрофия - нарушение ФР ребенка первых лет жизни, при котором имеется уменьшение фактической массы тела

    Врожденная -пренатальная ставится после рождения. Рассчитывается массо-ростовой коэффициент: МРК=масса,г/длина, см. Нор: 60-80. Степени: 1ст.- МРК=59-56; 2 ст.-МРК=55-50;

    3 ст.- МРК=49 и меньше

    Если у ребенка с нормальной массой при рождении, после 1 мес выявлен дефицит - постнатальной. Ее степени: 1 степень –дефицит массы 11-20%; 2-ая -21-30%; 3- я- более 31% .

    Клинические признаки гипотрофии: уменьшение толщины подкожной клетчатки,

    Гипостатура - пропорциональное отставание длины и массы тела в сравнении с нормативными показателями. В основе лежат тяжелые нейроэндокринные нарушения, ВПС, энцефалопатии.

    После 1 года такое состояние- алиментарный субнанизм. Старше 1 года это состояние – тучность, ожирение. Недост пит – параллельн задержка и роста и массы.

    Паратрофия- хроническое расстройствово питания, при котором имеется увеличение массы тела более, чем на 10%. 1 ст- 11-20%; 2 ст.-21-30%; 3 ст.-31% и более.

    Нанизм (карликовость)- нарушение ФР, при котором имеется отставание в росте в сравнении со средними значениями в популяции. В основе – генетические нарушения роста.

    Белая раса: карлики - женщины- меньше 120 см, мужчины - меньше 130 см.;

    Клиника: - сухая морщинистая кожа с желтоватым оттенком;- детские черты лица; недостаточное развитие мышц, низкое АД, бесплодие. Причиной -потеря чувствительности тканевых рецепторов к соматотропному гормону или инсулиноподобным факторам роста.

    Гигантизм – чрезмерное увеличение роста, связанное с избыточной продукцией СТГ в гипофизе

    17.Половое развитие у детей. Сроки полового созревания. Методы оценки формирования вторичных половых признаков у мальчиков и девочек.

    Период полового созревания - это достижение организмом половой зрелости и называется переходным или пубертатным периодом. Повышается деятельность гипоталамо-гипофизарной системы (высшие центры эндокринной системы в головном мозге), стимулируют функцию половых желез - яичек у мальчиков и яичников у девочек. Увеличивается секреция половых гормонов - андрогенов и эстрагенов. Возрастает продукция гормона роста и гормона, стимулирующего выработку гормонов щитовидной железой.

    Сочетанное действие гормонов роста, половых и щитовидной желез, обуславливает изменения - ускорение физического развития, развитие половых органов и появление вторичных половых признаков.

    Сроки наступления полового созревания зависят:

    Наследственных особенностей,

    Бытовых, социально - климатических условий,

    Состояния здоровья, характера питания.

    Задержкой полового созревания считается отсутствие признаков у девочек старше 13 лет, а у мальчиков старше 14 лет.

    Девочки вступают в период полового созревания в 10-12 лет.

    Но уже в 8-10 лет отмечаются округление бедер и ягодиц, расширение таза;

    в 9-10 околососковый кружок выступает над кожей груди;

    в 10-11 -единичные волосы на лобке и в подмышечных впадинах, развитие молочных желез (начало роста);

    в 12-14 первая менструация

    в 15-16 регулярные менструации, оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, увеличиваются молочные железы.

    Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост, пик на 12 лет и достигает 9 см в год.

    В 16-18 лет наступает постепенная остановка роста.

    У мальчиков начало в 12-14 лет.

    10-11 лет - увеличение размеров яичек и полового члена;

    11-12 лет - пигментация мошонки, начало оволосения на лобке;

    12-13 лет - рост волос на лобке, увеличение полового члена и яичек;

    18-20 лет - завершение полового созревания, оволосение по мужскому типу.

    Пик роста на 14 лет и достигает 10-12 см в год. В 18-20 лет отмечается постепенная остановка роста.

    Полового созревания оценивается по выраженности вторичных половых признаков. У девочек это рост волосяного покрова на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (А), развитие грудных желез (Ma) и возраст первой менструации (Me). У мальчиков, кроме роста волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах, оцениваются мутация голоса (V), оволосение лица (F) и формирование кадыка (L).

    Развитие волосяного покрова на лобке:

    отсутствие волос - Р0;

    единичные - Р1;

    волосы на центральном участке лобка более густые, длинные - Р2;

    на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, густые - Р3;

    расположены по всей области лобка, переходят на бедра-Р4.

    Развитие волосяного покрова в подмышечной впадине:

    отсутствие- А0;

    единичные- А1;

    редкие на центральном участке впадины - А2; в

    густые, вьющиеся по всей впадине - А3.

    Развитие молочных желез:

    железы не выдаются над поверхностью грудной клетки - Ма0;

    несколько выдаются, околососковый кружок вместе с соском образует единый конус - Ma1;

    значительно выдаются, вместе с соском и околососковым кружком имеют форму конуса - Ма2;

    тело железы округлую форму, соски приподнимаются над околососковым кружком - Ма3.

    18.«Биологическая» акселерация развития детей /определение, признаки, основные теории/, значение акселерации для педиатрии .

    Акселерация - ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза. Более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового) развития и завершении созревания организма.

    В качестве основных проявлений:

    Рост годовалых в среднем на 4-5 см, а масса тела на 1-2 кг больше, чем 50 лет назад

    Более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные на 1-2 года раньше;

    Более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек;

    Более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста;

    Половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5-2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4-6 месяцев.

    На основании антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы. К первому относятся те дети, у которых антропометрические показатели и уровень биологической зрелости выше средних значений, ко второму типу - дети, у которых отмечается усиленный рост тела в длину без оускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста.

    теории (Лисицын):

    Физико-химические:

    1) влияние солнечной радиации, удлинение светового дня;

    2) влияние магнитного поля

    4) повышенной концентрации углекислого газа, вызванной ростом производства.

    Теории отдельных факторов условий жизни:

    улучшение условий жизни, питани и медицинского обслуживания

    Генетические:

    1 .смешения популяций

    Неативные последстви: юолее быстрое старение, омоложение болезеней, дисгармоничность, отставание в развитии внутрених оранов.

    "

Методы оценки физического развития детей

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода: ориентировочных расчетов и антропометрических стандартов.

Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает только приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям дома.

Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблице стандартов есть двух типов: сигмального и центильного.

При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится с средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигмах (δ - это среднее квадратичное отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.

При использовании таблиц, составленных по методу центильных стандартам, необходимо определить центильного интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере дает возможность оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире.

Шкала оценки физического развития детей по разным методам

Семиотика нарушений физического развития детей

Отклонение в длине тела могут проявляться в виде задержки роста или высокорослость. Значительные степени задержки роста называются нанизмом, а высокорослость - гигантизмом. Главные причины нарушения роста (в порядке убывания частоты патологии) следующие: конституционные, церебрально-эндокринные, соматогении (хронические заболевания различных систем организма с нарушением функции того или иного органа), наследственные заболевания, социально-бытовые факторы.

Отклонение в массе тела имеют вид ее уменьшения или увеличения. У детей раннего возраста отклонения в массе тела менее или более 10% от нормативных показателей (при наличии других характерных признаков) называются соответственно гипотрофией и паратрофией. Увеличение массы тела у детей других возрастных групп более 14% за счет чрезмерного отложения жира называется ожирением. Главными причинами отклонения в массе тела детей является алиментарные, конституционные, соматогении, церебрально-эндокринные и другие факторы.

Отклонение в окружности головы могут проявляться в виде ее уменьшения (микроцефалия) или увеличение (частый вариант - гидроцефалия). Главными причинами отклонений в окружности головы является внутриутробное нарушение развития мозга, травмы и гипоксия мозга во время родов, травмы, инфекционные заболевания и опухоли мозга у детей после рождения.

Отклонение в окружности грудной клетки могут быть как в сторону уменьшения, так и увеличения. Причинами таких нарушений являются аномалии развития грудной клетки и легких, заболевания органов дыхания, степень физической подготовки и развития мышц, конституционные особенности и тому подобное.

Тесты

1. Физическое развитие - это совокупность морфофункциональных признаков организма, характеризующие:

A. Длину, массу, форму тела ребенка.

Б. Функции отдельных органов и систем.

B. Процессы роста и биологического созревания ребенка.

2. Какой допустимый интервал средних показателей физического развития для метода приблизительных расчетов?

3. Какие средние значения ежемесячного прироста длины тела ребенка в первом квартале жизни?

4. Какой из вариантов оценки физического развития является правильным?

A. Тот, что соответствует возрасту ребенка.

Б. Средний.

B. В пределах нормы.

5. На какую величину ежемесячно увеличивается масса тела ребенка во втором полугодии жизни?

6. На какую величину ежегодно увеличивается масса тела ребенка в возрасте от 2 до 10 лет?

7. Как оценивается физическое развитие ребенка, если значения показателей антропометрии находятся в интервале от 25 до 10 центилей?

A. Средний.

Б. Выше среднего.

B. Ниже среднего.

Г. Высокий.

Д. Низкий.

8. В каком интервале находятся показатели антропометрические о слежке, если физическое развитие оценен как низкий?

А. 75-50 центилей.

Б. 50-25 центилей.

В. 75-97 центилей.

Г. 10-3 центилей.

Д. 25-10 центилей.

9. Сколько вариантов оценок физического развития может быть при использовании метода сигмальных отклонений?

10. Сколько вариантов оценок физического развития может быть при использовании метода перцентильних стандартов?

11. Какие средние значения массы тела новорожденного ребенка?

A. 3100-3400 г.

Б. 2900-3600 г.

B. 2700-4000 г.

12. На какую величину в среднем увеличивается длина тела ребенка за 1-й год жизни?

Ответы: 1 - В; 2 - Б; 3 - В; 4 - Б; 5 - В; 6 - В; 7 - В; 8 - Г; 9 - Б; 10 - В; 11 - А; 12 - Б.

«Утверждаю»

зав. кафедрой педиатрии,

д.м.н., профессор А.И. Кусельман

_____________________

«_____» _____________2006г.

«МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ТЕХНИКА АНТРОПОМЕТРИИ. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА. СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ».

ВИД ЗАНЯТИЯ: практическое

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 2 часа

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Освоить методику оценки физического развития детей и подростков. Изучить семиотику нарушений физического развития детей и подростков»

Студент должен знать:

    Физическое развитие детей. Определение. Факторы, определяющие рост детей (генетические, средовые, роль эндокринной и нервной системы и др.).

    Понятие об акселерации и ретардации развития детей.

    Изменение длины и массы тела в процессе роста и развития детей, изменение пропорций тела, типа телосложения в процессе роста:

    внутриутробное развитие плода;

    рост после рождения;

    масса тела после рождения;

    соответствие показателей длины и массы тела (определение по формулам)

    скорость развития и изменения окружностей головы и грудной клетки;

5. Определение поверхности тела

    Методика антропометрических измерений и расчет различных показателей физического развития (ФР) у детей различного возраста (длина тела, масса, окружность груди, окружность головы, окружность живота, окружность конечностей).

    Сочетанная оценка различных антропометрических признаков (параметрический или сигмальный способ; непараметрический или центильный способ).

    Семиотика наиболее частых отклонений физического развития детей: нарушение роста, недостаточная или избыточная масса тела, непропорциональное развитие отдельных частей тела и их причины.

    Понятие о гипо- и паратрофии, гипостатуре, нанизме, гигантизме.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

    Диагностика низкорослости.

    Задержка роста детей с эндокринной патологией.

    Соматотипы.

Студент должен уметь:

- Оценить физическое развитие детей и подростков.

    Уметь проводить антропометрические исследования.

    Уметь оценивать физическое развитие по формулам и таблицам.

    Высчитывать индексы физического развития детей.

    Определять соматотип детей и подростков.

    Уметь рассчитывать поверхность тела.

    Выяснить сведения о физическом развитии ребенка.

    Выявлять наиболее частые отклонения в физическом развитии у детей и подростков.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Физическое развитие в клинической педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое созревание ребенка в том или ином периоде детства.

Скорость роста, увеличение массы тела, последовательность в увеличении различных частей тела, а следовательно, и пропорций, так же как созревание различных органов и систем на каждом возрастном этапе, в основном запро­граммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут по определенному плану.Факторы, определяющие физическое развитие детей, можно условно раз­делить на генетические, экзогенные и трудноклассифицируемые.

1. Генетические факторы, безусловно, наиболее значительные. Считается, что генов, регулирующих скорость и предел роста человека, более 100, однако получить прямые доказательства их роли трудно. Влияние наследственности в целом сказывается на физическом развитии, особенно росте, ребенка, после 2 лет жизни. Выделяется два периода, когда корреляция между ростом роди­телей и детей наиболее значима. Это возраст от 2 до 9 лет, когда сказывается действие одной группы генов (первый семейный фактор), и возраст от 14 до 18 лет, когда регуляция роста зависит от других генов (второй семейный фак­тор). Наследственные факторы определяют темп и возможный предел роста ребенка при оптимальных условиях жизни и воспитания.

2. Влияние экзогенных факторов на скорость и предел роста детей изучено лучше. Наиболее важным считается влияние питания.

Умеренный дефицит пи­тания задерживает нарастание массы и увеличивает время роста и созревания, но рост ребенка может не уменьшаться. Большие степени пищевой недоста­точности не компенсируются удлинением срока развития и приводят к низ­корослости с изменением пропорций тела. Дефицит некоторых пищевых ком­понентов (витамин А, цинк, йод и др.) избирательно нарушает процессы роста детей. Избыточность питания, особенно в раннем возрасте, также не­благоприятно отражается на процессе развития особенно в раннем периоде детства. При этом биологическое созревание может ускоряться.

Режим жизни для развития ребенка также небезразличен. Можно назвать два наиболее важных режимных фактора, влияющих на физическое развитие: первый - адекватная физическая подвижность, создающая ту степень верти­кальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на костный скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща, а также мышечного развития. Избыточная вертикальная нагрузка, например, при переносе тяжестей, обладает обратным эффектом - тормозит рост. По­этому необходимо постоянно контролировать режим жизни ребенка, не допу­ская ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на его развитии. Второй важный фактор - недоста­точность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие рост детского скелета.

Эмоциональное состояние ребенка - психическая напряженность, депрес­сия, психическая травма, всегда приводит к торможению роста, что связано с включением нейроэндокринных механизмов, блокирующих процессы роста и ускоряющих катаболизм.

Острые и особенно хронические заболевания ребенка могут вызывать за­держку роста, так как на длительный срок нарушают анаболические про­цессы, вызывают расстройства микроциркуляции и гипоксемию.

Факторы внешней среды могут также оказывают влияние на рост. К разряду средовых факторов можно отнести и влияние различных климатогеографических условий. Жаркий климат и условия высокогорья обладают тормозящим влиянием на рост, но одновременно могут существен­но ускорять созревание детей. Широко известны колебания скорости роста в связи с сезонами года (ускорение весной и торможение в осенне-зимние ме­сяцы). Сезонность роста вызывает необходимость строить оценки скорости роста детей на основании годичной динамики.

3. Менее всего изучено влияние на рост ребенка факторов, которые входят в неклассифицируемую группу. К ним можно отнести такие, как порядковый номер беременности и родов, срок наступления родов, масса тела плода (но­ворожденного) к моменту его рождения, возраст матери и в меньшей степени отца, сезон рождения ребенка. Степень влияния сравнительно невелика.

4.Рост ребенка контролируется многими эндокринными железа­ми: щитовидной, гипофизом, вилочковой, половыми и надпо­чечниками. Влияние их изменяется в зависимости от возраста ре­бенка.

Важное влияние на процесс роста оказывает соматотропный гормон (СТГ – гормон роста), выделяемый гипофизом. СТГ стимулирует соматический рост (костный возраст, увеличение органов), он оказывает влияние на дифферен­цирование структуры костей, влияет на белковый, жировой и углеводный обмен. СТГ основной стимулятор роста на уровне тканей. Синтез СТГ находится под контролем гипоталамических нейросекреторных факторов – соматолиберина и соматостатина. На этот процесс влияют также трийодтиронин, глюкокортикостероиды, опиоидные пептиды, допамин и некоторые аминокислоты. Альфа-адренергическая и серотонинергическая стимуляция гипоталамуса вызывают секрецию СТГ, а бета-адренергическая ингибирует её. Начиная с периода полового созревания, соматотропный гор­мон в процессах роста не играет существенной роли. Функция регуляции роста переходит к андрогенам.

На процессы роста влияют и другие гормоны. Так гормоны щитовидной железы способствуют синтезу белка и энергетическому обеспечению синтетических процессов. В течение всей жизни они стимулируют выделение гормонов роста. До периода полового созревания рост костей ускоряется гор­монами вилочковой железы, который в дальнейшем передает эту функцию половым железам. Половые гормоны ускоряют рост и дифференцировку костной ткани. В то же время они способствуют слиянию эпифизарных щелей, ограничивая рост. Андрогены продуцируются не только мужскими половыми железами, но и женскими, а также корковым слоем надпочечни­ков. Андрогены также обеспечивают рост организма. Если муж­ской организм на определенном этапе развития растет за счет ан­дрогенов семенников и частично надпочечников, то женский организм растет только за счет андрогенов надпочечников.

Минералокортикоиды нормализуют обмен, глюкокортикостероиды дают катаболический эффект, их избыток отрицательно сказывается на росте. Кальцитонин и паратгормон оказывает влияние на завершение процессов кальцификации. Внутриутробное развитие плода происходит под влиянием хорионического соматотропина, гормонов щитовидной железы, половых гормонов матери.

С тех пор как в 30-х годах прошлого столетия в практику медицинского обследования детей были введены антропометрические измерения, стали за­мечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а поло­вое созревание наступает у них в более раннем возрасте. Это явление получи­ло название акселерации (от лат.acceleratio- ускорение). Не так давно археологические исследования, которые были прове­дены на месте знаменитой Полтавской битвы, показали, что рост солдат вре­мен ПетраIбыл ниже современного взрослого человека в среднем на 20 см. Длина тела детей в возрасте 15 лет с 1882 до 1970 г. увеличилась на 19 - 20 см. Рост в настоящее время 7-летнего ребенка соответствует росту 9-лет­него, а 15-летнего подростка - 17-летнему юноше, жившему в началеXXсто­летия. Такое ускоренное развитие коснулось и внутриутробного периода, что подтверждается неуклонным нарастанием средних показателей длины и массы тела новорожденных. В Западной Европе в целом увеличение роста взрослого человека на 1 см в каждое десятилетие отмечается уже на протяжении 100 лет. Происходит также и более быстрое развитие мышечной силы, о чем свиде­тельствуют постоянно изменяющиеся (в сторону увеличения) мировые спор­тивные рекорды, которые теперь все чаще устанавливаются юношами, а не взрослыми спортсменами.

Ускорился также и срок биологического созревания. Об этом свидетель­ствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, прекращения роста, а также полового созревания.

В последние годы нередко от­мечается диссонанс между временем созревания разных органов и сис­тем - ускоренное развитие одних признаков сопровождается диспропор­циональной незрелостью других. Это привело к омолаживанию и увеличению частоты заболеваний в юношеском возрасте (гипер­тония, язвенная болезнь желудка, ожирение, сахарный диабет и др.).

Точный генетический фактор биологической акселерации не установлен.

Основные причины, действие которых часто объединяется, по мнению разных ученых следующие:

    значительная миграция (территориальное передвижение) населения планеты и бракосочетания лиц разных рас;

    более рациональное питание;

    часто перекармливание ребенка, особенно белками и жирами, повы­ шающими рост через эндокринную систему;

    экологические факторы:

    влияние космической радиации;

    действие магнитного поля;

    повышенный радиационный фон;

    химические вещества (лекарственные средства, консерванты, пес­ тициды, углекислый газ и т.п.);

5) влияние повышенной солнечной радиации, а также прием витами­ на D с целью профилактики и лечения рахита (особенно его передозиров­ ка) - это ускоряет процесс окостенения.

Истинная акселерация сопрово­ждается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.

Следует отличать истинную акселерацию от ускоренного развития детей, обусловленного перекармливанием (особенно за счет белка). Обычно в отли­чие от истинной акселерации ускоренное развитие детей при перекармлива­нии (белковом) вызывает более раннее созревание биохимических систем (в основном ферментов), что фактически отражает нарушение хода «биоло­гических часов» созревания. Это может быть причиной омолаживания пато­логии у взрослых (например, ожирения, гипертонической и ишемической болезни, сахарного диабета и др.). В связи с происходящими изменениями сроков развития, скорости нара­стания массы тела и других показателей физического развития должны перио­дически пересматриваться нормативы, которыми мы располагаем, причем це­лесообразно пользоваться для оценки физического развития региональными нормативами. Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма. В группе и тех, и других детей бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо учитывать при определении школьной готовности. Психофизиологическое созревание обеспечивает условия для возникновения и реализации психических функций. По морфологическим и функциональным показателям можно судить о процессах созревания и степени зрелости структур и функций организма на отдельных этапах развития каждого ребенка. При этом нельзя забывать, что каждому присущ индивидуальный темп развития.

Изменение длины и массы тела в процессе роста и развития детей, изменение пропорций тела, типа телосложения в процессе роста: Внутриутробное развитие

При внутриутробном (гестационном) периоде развития ребенка происхо­дит самое интенсивное нарастание длины и массы тела за счет клеточного размножения (гиперплазии). За 40 нед внутриутробного развития происходит 44 последовательных клеточных деления. Главными факторами, регулирующими и определяющими рост плода, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия. Возможно, что пла­цента среди многих низкомолекулярных пептидов вырабатывает и факторы роста. Тиреоидные гормоны плода также вряд ли могут быть факторами ро­ста, однако доказано, что их влияние необходимо для формирования нейро­нов и глиальных клеток мозга. Наиболее вероятно ростовое влияние инсулина и соматомединов. К концу внутриутробного развития скорость роста замед­ляется. Это связано с возникновением в конце беременности явлений «объемного торможения», т. е. тормозящего влияния ограниченного объема и упругости матки на разви­тие плода. Объемное торможение является механизмом, посредством которо­го осуществляется формирование примерного анатомического соответствия размеров плода и родовых путей матери. Для ориентировочного суждения о длине тела в зависимости от срока внутриутробного развития можно пользоваться следующими эмпирическими формулами:

1. Формула Гаазе: длина тела плода в первые 5 мес внутриутробного развития равна квадрату месяца беременности; после 5 мес длина плода рав­на числу месяцев, умноженному на 5.

2. Длина тела плода при сроке беременности от 25 до 42 нед равна сроку беременности в неделях + 10 см.

Для определения массы тела плода пользуются следующими формулами.

В сроки 25 - 42 нед: масса тела плода 30 нед равна 1300 г, на каждую по­следующую неделю нужно прибавить 200 г, на каждую недостающую отнять 100 г.

Примеры :

    возраст плода 26 недель, его масса приблизительно равна 1300 - 100 х 4 = 900г;

    при возрасте 35 недель масса приблизительно равна 1300 + 200 х 5 = 2300 г.

Длина тела плода в зависимости от гестационного возраста высчитывается следующими способами:

    в возрасте 25-42 недель длина тела равна: срок беременности в неделях + 10 см (пример : возраст плода 32 недели, длина его тела равна 32+10 = 42 см);

    длина плода в первые 5 месяцев беременности равна: месяц внутриут­ робного развития в квадрате (пример : гестационный возраст плода 3 ме­ сяца, его длина равна 3x3- 9см), а дальше, с 6 месяца беременности рост плода равен: количество месяцев, умноженное

на 5 (пример : воз раст плода 7 месяцев, его длина равна 7x5 = 35см).

Для определения соответствия массы длине тела плода: плод длиной 40 см имеет массу 1300 г, на каждый дополнительный сантиметр длины тела масса увеличивается на 200 г, на каждый недостающий сантиметр вычитается 100 г. Несоответствие массы длине тела отражает недостаточ­ность внутриутробного питания или другие неблагоприятные влияния в про­цессе беременности. Более точные показатели массы тела в зависимости от срока беременности приведены в табл. 1.

Окружность груди плода при сроках гестации от 25 до 42 нед равна сроку гестации (в неделях) -7 см. Окружность головы при сроке гестации 34 нед приблизительно равна 32 см. На каждую недостающую неделю нужно вычесть 1 см, на каждую после­дующую прибавить 0,5 см.

По указанным показателям можно судить о фактическом возрасте ново­рожденного. Нередко стоит задача определения соответствия длины и массы тела плода известному из анамнеза сроку беременности, что имеет важное значение для диагностики, выявления повышенного риска заболевания детей, имеющих это несоответствие.

Таблица 1. Масса тела при рождении в зависимости от срока беременности

Срок беремен-

ности, нед

Масса тела при рождении,

Различают случаи, когда размеры плода со­ответствуют предполагаемому сроку беременности; размеры плода являются малыми относительно срока беременности; размеры плода являются крупны­ми для срока беременности. Кроме того, при сопоставлении массы и длины тела можно говорить об относительной недостаточности (внутриутробная ги­потрофия) или избыточности массы при данной длине тела.

Лекция №3 Тема: «Методика обследования органов чувств, эндокринной системы».

Метод исследования эндокринной системы ребенка. Симптоматика поражения эндокринной системы ребенка. Изучение причин, механизмов развития заболеваний. Системы нарушения чувствительности (гиперстезия, парестезия, аналгезия и др.), гипоталамо-гипофизарная система. Нанизм. Акромегалия. Гигантизм. Щитовидная железа. Влияние на обмен веществ, на функции органов и систем. Надпочечники. Функции глюкокортикостероидов. Аномалии полового развития. Половые железы. Поджелудочная железа. Гиперинсулинизм. Сахарный

Семиотика нарушений чувствительности

ГИПЕРЕСТЕЗИЯ - повышенная чувствительность к внешнему воздействию. Может быть слуховой, тактильной, зрительной, обонятельной, вкусовой и т. д. Встречается при органических поражениях нервной системы и психических заболеваниях.

Парестезия – это специфический вид нарушения чувствительности, который сопровождается субъективными ощущениями покалывания, жжения, ползания мурашек.
Парестезия возникает в ответ на повреждение или раздражение нервного корешка, нервного окончания, области спинного или головного мозга.
АНАЛГЕЗИЯ – ослабление или полное исчезновение болевой чувствительности в результате некоторых заболеваний нервной системы (периферических нервов, спинного или головного мозга).

Методика исследования эндокринной системы

К эндокринным железам относится гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, половые железы, поджелудочная железа.

Гипофиз – важнейшая железа внутренней секреции, вырабатывающая ряд тропных гормонов белкового характера. Связана с гипоталамической областью ЦНС.

Осуществляет регулирующее влияние на функцию всех желез внутренней секреции и объединяет в единое целое всю эндокринную систему.

Гормоны гипофиза:

1) АКТГ (адренокотрикотропный гормон).

Влияет на кору надпочечников, стимулирует синтез и секрецию глюкокортикоидов;

2) ТТГ (тиреотропный гормон). Стимулирует рост и функцию щитовидной железы, повышает ее секреторную функцию, аккумуляцию железой йода, синтез и выделение ее гормонов;

3) СТГ (соматотропный гормон) – гормон роста. Повышает синтез белка и снижает распад аминокислот, вызывает задержку азота в организме, повышает гликемию, вызывает задержку фосфора, натрия, калия, кальция, одновременно увеличивает распад жира, это все приводит к ускорению роста;

4) гонадотропные гормоны. Стимулируют функцию половых органов

Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания

При обследовании детей на наличие эндокринной патологии прежде всего обращают внимание на отклонения в соматическом и половом развитии. Очень часто при различных эндокринных заболеваниях бывают как задержка роста и полового созревания, так и преждевременное физическое и половое созревание. Необходимо выяснить, не имелось ли у родственников эндокринной патологии (сахарного диабета, ожирения, карликовости и др.). Определяют массу и длину тела ребенка и сравнивают со стандартными таблицами.


Обращают внимание на состояние кожи (сухость, повышенную пигментацию, стрии, особенности распределения подкожно-жировой клетчатки, характер оволосения). Оценивают состояние зубов, ногтей, волос. Далее проводится объективное исследование всех органов и систем, как при обычном осмотре. Пальпаторно оценивают размеры и консистенцию щитовидной железы. При исследовании половой сферы у мальчиков нужно тщательно осмотреть яички (плотность, размеры, присутствие обоих яичек в мошонке), мошонку (пигментацию), половой член (размеры, соответствие возрасту), определить состояние молочных желез (гинекомастию), отметить вторичное оволосение, выяснить время изменения тембра голоса и т. п.

У девочек необходимо исследовать молочные железы, клитор (нет ли увеличения), большие и малые половые губы, определить вторичное оволосение, время появления менструаций.

Сен 21 2013

Физическое развитие ребенка. Соматометрия. Методы оценки физического развития. Семиотика нарушений физического развития.

МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ

Національний медичний університет

ім. акад. О.О.Богомольца

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТІ СТУДЕНТОВ

Учебная дисциплина

пропедевтика детских болезней

Модуль №

Тематический модуль №

Тема занятия

Физическое развитие ребенка. Соматометрия.

Методы оценки физического развития.

Семиотика нарушений физического развития.

Курс 3

Факультет

2

1. Конкретные цели.

Овладеть навыками и техникой проведения соматометрии: измерение массы тела, роста (длины тела), окружностей головы и грудной клетки детей разных возрастов;

Уметь оценивать показатели соматометрии детей разных возрастных групп;

Анализировать факторы, которые влияют на физическое развитие детей;

Объяснять закономерности изменения антропометрических параметров по возрасту ребенка;

Ознакомиться с основными методами оценки физического развития детей разного возраста;

Усвоить виды нарушений физического развития детей и тактику врача-педиатра.

2.Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)

3. Организация содержания учебного материала.

Физическое развитие — это динамический процесс увеличения роста, массы, развития отдельных частей тела и биологического созревания ребенка;

  • одна из основных характеристик здоровья ребенка;
  • в раннем возрасте физическое развитие отражает статус питания;
  • комплекс показателей, которые свидетельствуют о «крепости» здоровья индивида, «запасе его физических сил»;
  • комплекс признаков, которые отображают уровень возрастного развития.

На физическое развитие влияет много факторов:

  • Возраст;
  • Масса тела при рождении;
  • Тип вскармливания (грудное или искусственное);
  • Конституция родителей;
  • Окружающая среда и уровень здравоохранения;
  • Врожденная патология;
  • Хронические заболевания

Определяется пять показателей уровня физического развития:

  • масса тела;
  • длина тела (рост);
  • окружность головы;
  • соотношение массы тела к длине (росту);
  • индекс массы тела.

Антропометрия – совокупность методов и приемов измерения человеческого тела в целом и его отдельных частей. Позволяет дать количественную характеристику и оценку физического развития человека.

Антропометрическая оценка очень широко применяется в медицине. Одна из первых процедур, которую проводят после рождения новорожденного ребенка — это антропометрическое исследование. Многие серьезные заболевания можно вовремя диагностировать на основании нарушения физического развития. Этим обусловлено внимание к антропометрии не только у медицинских работников, но и у широких слоев населения.

МАССУ ТЕЛА грудного ребенка определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения 1г. Взвешивание проводится утром, после мочеиспускания и дефекации, в белье. При взвешивании ребенка до 1 года сначала на лоток весов кладут пеленку, затем ребенка головой на широкую часть лотка. Отмечают показание массы тела ребенка вместе с пеленкой, после чего массу пеленки нужно отнять.

Определения массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г.

ДЛИНА ТЕЛА. Под длиной понимается размер ребенка с ног до головы при измерении в горизонтальном положении, горизонтально. Вертикальное измерение этого же размера, стоя носит название роста. Длина тела в известной мере отображает уровень зрелости организма.

Длина тела в горизонтальном положении ребенка (лежа) измеряется у детей возрастом 0-2 года, рост в вертикальном положении ребенка (стоя) у детей в возрасте старше 2 лет.

Длину тела у детей первых 2 лет измеряют в положении лежа с помощью специального ростомера в виде доски с сантиметровой шкалой. Макушка ребенка должна плотно прилегать к неподвижной планке ростомера. Голова фиксируется так, чтобы нижний край глазниц и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам ребенка.

Если ребенку меньше 2-х лет и нет возможности измерять длину тела в горизонтальном положении, в таком случае проводится измерение роста в вертикальном положении и к результату измерения необходимо прибавить 0,7 см.

У детей старшего возраста рост измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. Ребенок стоит на площадке ростомера спиной к шкале. Ребенок касается шкалы затылком, лопатками, крестцом и пятками. Голова фиксируется так, чтобы нижний край глазниц и верхний край наружного сухового прохода находились на одном уровне. Подвижная планка фиксируется на макушке головы.

Если ребенку старше 2 лет и нет возможности измерить рост в вертикальном положении, в таком случае проводится измерение лежа и от результата измерения необходимо отнять 0,7 см.

ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ измеряют с помощью сантиметровой ленты. Для определения окружности головы сантиметровую ленту накладывают сзади по наиболее выступающей точке затылка, спереди – по надбровным дугам.

Для измерения окружности грудной клетки сантиметровую ленту налагают сзади под нижними углами лопаток и спереди – на уровне сосков.

Также возможно использование измерения окружностей плеча, бедра и голени.

27 апреля 2006 года вышли новые нормы показателей физического развития детей, разработанные ВОЗ

Новые нормы роста детей, разработанные ВОЗ, подтверждают тот факт, что каждый ребенок, независимо от того, в какой части мира он рожден, при оптимальных условиях на первых этапах жизни имеет потенциальные возможности для развития в пределах одного и того же диапазона роста и веса. Естественно, что между детьми наблюдаются различия, но средние показатели роста детей в больших популяциях на региональном и глобальном уровне поразительно схожи. Новые нормы свидетельствуют о том, что в основе разного роста детей в возрасте до пяти лет лежат, в большей степени, факторы питания, практики кормления, окружающей среды и охраны здоровья, чем генетические и этнические причины.

Оценка физического развития проводится при каждом обязательном медицинском обзоре ребенка в возрасте до 3 годов. Для этого медицинской сестрой проводятся измерения длины тела/роста, массы тела, окружности головы ребенка. Результаты измерений заносятся в соответствующие графики. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за период времени и своевременно обнаружить проблемы. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов увеличения массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушении в состоянии здоровья ребенка и требуют тщательного анализа ситуации и соответствующих мероприятий.

График длина тела / рост/ возраст

В зависимости от возраста ребенка измеряется стандартный показатель длины или роста. Значение показателя длины тела/возраст для данного возраста показывает, какую длину тела/рост приобрел ребенок данного возраста на момент осмотра. Этот показатель помогает обнаружить детей с задержкой роста и слишком высоких детей.

Высокий рост редко представляет собой проблему, за исключением случаев эндокринных расстройств.

На графике, на горизонтальной оси откладываются значения возраста, а на вертикальной оси — значение длины/рост тела в сантиметрах. Возраст ребенка определяется в полных неделях в возрасте до 3 месяцев; в полных месяцах – от 3 до 12 месяцев; в полных годах и месяцах – в дальнейшем.

Для того чтобы нанести значение длины тела/возраст для данного возраста, следует:

1) На горизонтальной оси отложить значение полных недель, месяцев или лет и месяцев. Точки значения следует ставить на вертикальной линии (а не между вертикальными линиями). Например, если ребенку 5,5 месяцев, значения наносят на деление 5 месяцев (а не между 5 и 6 месяцами).

2) На вертикальной оси отложить значение длины тела/ рост. Точки значения следует ставить на или между горизонтальными линиями. Например, если длина тела ребенка составляет 60,5 см, нанесите значение в клеточку между горизонтальными линиями.

3) После нанесения точек по результатам двух или больше осмотров необходимо соединить точки прямой линией для того, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

4) Проверьте, правильно ли нанесены точки на график, и, в случае необходимости, повторите антропометрические измерения. Например, длина тела ребенка не должна быть меньше, чем значение длины тела при предыдущем обзоре. В этом случае, одно из измерений было осуществлено неправильно. Потому необходимо четко придерживаться методики проведения антропометрии.

Графики масса тела/возраст

Значение массы тела для данного возраста показывает, какую массу тела набрал ребенок данного возраста на момент осмотра. Этот показатель используется для того, чтобы определить, имеет ли ребенок недостаточный или слишком низкий вес, но не используется для определения избыточного веса или ожирения.

Для того чтобы нанести значение массы тела для данного возраста следует:

1) На горизонтальной оси отложить значение возраста в полных неделях, месяцах или годах и месяцах. Точки значения следует ставить на вертикальной линии (но не между вертикальными линиями).

2) На вертикальной оси отложить значение массы тела. Точки значения следует ставить на горизонтальную линию.

3) После нанесения точек по результатам двух или больше осмотров, соединить их между собой прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

Графики соотношения массы тела/длина тела / рост/возраст

График соотношения массы тела к длине тела / росту помогает в выявлении детей с очень низкой массой тела и детей с высоким соотношением массы к длине тела / возрасту, что может свидетельствовать о риске развития избыточного веса или ожирения.

На этом графике, на горизонтальной осе откладываются значения длина тела ребенка или рост в сантиметрах, а на горизонтальной осе – масса в килограммах.

Для того чтобы нанести на график значение соотношения массы тела к длине тела / росту следует:

1) На горизонтальной оси отложить значение длины тела или роста. Точки значения следует ставить на вертикальной линии. Необходимо округлять значение к ближайшему целому сантиметру.

2) На вертикальной оси нанести значение массы. Точки значения ставить на или между горизонтальными линиями.

3) После нанесения показателей соотношения массы тела к длине тела / росту по результатам двух или больше осмотров, соединить точки прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

График индекс массы тела/возраст

Индекс массы тела (ИМТ) используется для проведения скрининга на избыточный вес и ожирение.

Как правило, график ИМТ для данного возраста показывает результаты, похожие на результаты графика соотношения массы к длине тела /росту ребенка.

На этом графике на горизонтальной оси откладываются значения возраста в полных неделях, месяцах, или годах и месяцах.

На вертикальной оси откладывается ИМТ.

Индекс массы тела определяется по формуле: значение массы тела в кг разделить на рост в квадрате (кг/м²).

Показатель роста необходимо перевести в метры. Результат вычислений округлить до десятых.

Для того чтобы нанести на график показатель индекса массы тела ребенка для данного возраста, следует:

1) На горизонтальной оси отложить значение возраста в полных неделях, месяцах или годах и месяцах. Точки значения следует ставить на вертикальной линии (а не между вертикальными линиями).

2) На вертикальной оси отложить значение ИМТ. Точки значения следует ставить на горизонтальную линию или между линиями.

3) После нанесения результатов двух или более осмотров, соединить их прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

Интерпретация показателей физического развития

Интерпретация показателей физического развития зависит от того, где находится показатель физического развития на графике.

Значение показателей физического развития, которые находятся выше или ниже линий стандартного отклонения (СО) интерпретируются следующим образом:

1) Значения, которые находятся между линиями стандартных отклонений «−2» но «−3», считаются ниже линии стандартного отклонения «– 2»

2) Значения, которые находятся между линиями стандартных отклонений «2» и «3», считаются выше линии стандартного отклонения «2».

Если, показатель находится непосредственно на линии стандартного отклонения, считается, что это значение попадает в категорию меньшей тяжести. Например, если показатель массы для данного возраста находится на линии «−3», считается, что ребенок имеет недостаточный вес, но не крайне недостаточный вес.

Следующая таблица предоставляет сведенную информацию относительно определения проблем физического развития, учитывая стандартное отклонение.

Необходимо сравнить показатели, нанесенные на графику физического развития ребенка, с линиями СО,

чтобы определить, где находится показатель физического развития по отношению к линиям стандартного отклонения. Измерения, которые попадают в закрашенные клеточки, находятся в пределах нормы.

Интерпретация стандартных отклонений показателей физического развития

стандартные отклонения

показателей физического развития

Длина тела / рост для данного возраста

Масса для данного возраста

Соотношение массы к длине тела / росту

ИМТ для данного возраста

Выше 3

См.
примечание 1

См.
примечание 2

Ожирение

Ожирение

Выше 2

Норма

Излишний вес

Излишний вес

Выше 1

Норма

Возможен риск лишнего веса

(см. примечание 3)

Возможен риск лишнего веса

(см. примечание 3)

0 (медиана)

Норма

Норма

Норма

Норма

Ниже −1

Норма

Норма

Норма

Норма

Ниже −2

Задержка роста

(См.
примечание 4)

Недостаточный вес

Истощение

Истощение

Ниже −3

Чрезмерная задержка роста

(См.
примечание 4)

Чрезмерный недостаток веса

Значительное истощение

Значительное истощение

Примечания:

1. Ребенок, показатели роста которого попадают в данную категорию, является очень высоким.

Высокий рост редко является проблемой, за исключением тех случаев, когда он может указывать на наличие эндокринного расстройства (например, опухоль, которая производит гормоны роста). Если у вас возникает подозрение на эндокринные расстройства, ребенка следует направить на консультацию к специалисту (например, если у слишком высокого для своего возраста ребенка родители нормального роста).

2. Ребенок, чей показатель массы для данного возраста попадает в эту категорию, может иметь проблему физического развития, но такие выводы лучше делать на основе анализа показателей соотношения массы к длине тела / росту или ИМТ для данного возраста.

3. Показатель, который находится выше линии 1 стандартного отклонения, означает достоверный риск. Восходящая динамика в направлении линии 2 стандартного отклонения указывает на наличие риска.

4. Существует вероятность того, что ребенок с задержкой или значительной задержкой роста будет иметь избыточный вес.

Чтобы сделать вывод о физическом развитии ребенка нужно оценить все графики физического развития и результаты наблюдения за ребенком.

Предыдущая таблица демонстрирует проблемы, которые можно обнаружить, рассмотрев лишь один показатель физического развития. Однако очень важно принять во внимание все графики физического развития ребенка. Оценка всех графиков физического развития ребенка вместе помогает определить характер проблем. Также необходимо посмотреть на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.

Например, если ребенок имеет недостаточную массу тела по графику массы тела для данного возраста, следует также рассмотреть график длина тела / рост для данного возраста и соотношения массы к длине / росту.

Показатель длина тела /рост/ возраст показывает увеличение роста ребенка. Задержка физического развития (показатель длина тела /рост для данного возраста ниже линии «−2» может свидетельствовать, что на протяжении длительного периода времени ребенок получал питательные вещества в количестве, недостаточном для обеспечения нормального роста ребенка та/или что ребенок часто болел. Ребенок с задержкой физического развития может иметь нормальные показатели соотношения массы тела к длине тела /росту, но иметь низкие показатели массы тела для данного возраста из-за невысокого роста.

Показатель соотношения масса тела /длина тела / рост ниже линии «−2» стандартного отклонения может свидетельствовать о значительном недоедании ребенка та/или заболевании, которое повлекло резкую потерю массы.

Показатель индекс массы тела для данного возраста.

ИМТ, как правило, не растет с возрастом, в отличие от массы и роста. ИМТ ребенка резко растет, когда ребенок быстро набирает массу по отношению к росту в первые шесть месяцев жизни. ИМТ снижается позже в возрасте до года и остается стабильным от 2 до 5 лет жизни. Показатель ИМТ для данного возраста похож с показателем соотношения массы к длине тела/роста и используется в качестве скрининга на избыточную массу тела и ожирения. При интерпретации риска избыточного веса стоит принять во внимание вес родителей ребенка. Ребенок, у которого один из родителей страдает ожирением, имеет 40% риск развития избыточного веса, если у ребенка оба родителя страдают ожирением, риск избыточного веса возрастает до 70%. Нужно помнить, что чрезмерная масса и ожирение могут существовать параллельно с задержкой роста.

Интерпретация динамики графиков физического развития ребенка

Для определения динамики физического развития ребенка следует проанализировать динамику показателей физического развития, которые нанесены на график по результатам нескольких осмотров. Динамика может указывать на хорошее физическое развитие ребенка, или на то, что ребенок имеет риск возникновения проблем, и его следует осмотреть повторно.

«В норме» графики физического развития ребенка будет проходить параллельно медиане (линия, которая обозначена 0 на каждом графике) или параллельно линиям стандартных отклонений.

При интерпретации графиков физического развития ребенка следует знать о следующих ситуациях, которые могут указывать на проблему или наличие риска:

  • Кривая физического развития ребенка пересекает линию стандартного отклонения;
  • В графике физического развития ребенка наблюдается резкий подъем или снижение;
  • Отсутствие позитивной динамики на графиках физического развития ребенка (масса или рост ребенка не увеличивается).

Оценка вышеупомянутых случаев зависит от того, когда начались изменения в графиках и какое их направление. Например, если ребенок болел и потерял массу, быстрый прирост массы (демонстрируется резким подъемом на графике) может быть позитивным признаком того, что ребенок «догнал в развитии».

Важно проанализировать ситуацию в целом при интерпретации динамики графиков физического развития ребенка.

Пересечение линии стандартного отклонения

Пересечение кривой физического развития ребенка линии стандартного отклонения указывает на потенциальный риск. Интерпретация риска базируется на том, где именно, по отношению к медиане, начались изменения, динамика этих изменений, с обязательным учетом анамнеза:

  • Если кривая физического развития ребенка пересекает линию стандартного отклонения, значит, что в развитии ребенка состоялись значительные изменения.
  • Если кривая физического развития приобрела направление к медиане, значит, что изменения, имеют позитивную тенденцию.
  • Если кривая физического развития приобрела направление от медианы, это является свидетельством риска или проблемы.
  • Если кривая физического развития ребенка проходит рядом с медианой, время от времени ее пересекая, это нормально.
  • Если кривая физического развития растет или падает, пересекая при этом линию стандартного отклонения, следует провести анализ, так как, эта тенденция может быть свидетельствам проблемы.

Например: при своевременном выявлении тенденции к избыточной или недостаточной массе возможно раннее вмешательство с целью коррекции и предупреждения проблемы

Резкий подъем или снижение кривой физического развития ребенка

Любой резкий подъем или снижение кривой физического развития ребенка требует внимания. Если ребенок болел или недостаточно питался, во время периода восстановления нормального питания ожидается резкий подъем кривой, поскольку ребенок «догоняет» в развитии. В другом случае резкий подъем кривой физического развития свидетельствует об изменении характера питания ребенка, которое привело к избыточной массе.

  • ·Если ребенок быстро набрал массу, следует оценить его длину / рост.
  • ·Если увеличилась лишь масса ребенка, это свидетельствует о проблеме.
  • ·Если масса и рост ребенка увеличились пропорционально, значит, что ребенок «догоняет в развитии» благодаря улучшению питания или ребенок выздоровел после заболевания. В такой ситуации должен состояться подъем кривой показателей массы для данного возраста и кривой длины тела/роста для данного возраста, в то время как график соотношения массы к длине тела роста будет иметь постоянную динамику параллельно линии стандартного отклонения.
  • ·Резкое снижение кривых физического развития здорового ребенка или ребенка, который недоедал, свидетельствует о проблеме развития, которая требует вмешательства и лечения.
  • ·Если у ребенка избыточная масса, резкие снижения кривой массы тела не являются нормальными. Не должно быть резких падений в графике физического развития, поскольку резкая потеря веса нежелательна. Ребенок с избыточным весом должен удерживать свой вес, увеличивая рост.

Отсутствие динамики кривой физического развития

Отсутствие динамики кривой физического развития (стагнация), как правило, указывает на проблему:

  • Если масса ребенка остается неизменной на протяжении определенного периода времени, в то время как рост ребенка увеличивается, у ребенка, скорее всего, есть нарушение.
  • Если рост ребенка остается неизменным на протяжении определенного периода времени, значит, что ребенок не растет. Исключением являются ситуации, когда ребенок с избыточным весом или ожирением удерживает свой вес на протяжении определенного периода времени, достигая более здорового соотношения массы к росту или индексу массы тела для данного возраста.
  • Если ребенок с избыточным весом со временем теряет массу, и потеря массы умеренна, рост ребенка должен продолжать увеличиваться. Однако, если рост ребенка со временем не увеличивается, это указывает на нарушение.
  • Отсутствие динамики у детей первых 6 месяцев жизни (т.е. у тех, которые должны быстро расти), даже на протяжении 1 месяца, свидетельствует о потенциальной проблеме.

Тактика при выявлении отклонений в физическом развитии ребенка

1) Необходимо установить причину отклонения в физическом развитии:

  • исключить состояния, угрожающие для жизни ребенка;
  • провести оценку питания;
  • провести обследование, при необходимости с привлечением врачей-специалистов (врача-эндокринолога детского, генетика, врача-невролога детского, других за показаниями).

2) Провести консультирование из выкармливания и питания.

3) Соответствующее лечение в случае выявления заболевания.

Отклонения в физическом развитии нуждаются в консультациях врачей-специалистов и должны учитываться при установлении клинического диагноза. В любом случае оценка и интерпретация показателей физического развития ребенка обязательно осуществляется в динамике.

Семиотика нарушений физического развития

Возможные причины увеличения роста

  • первоначальный высокий рост (семейная предрасположенность)
  • гипофизарный гигантизм
  • гипогонадотропный гипогонадизм, идиопатический евнухоидизм
  • высокий рост при адреногенитальном с-ме (pseudopubertas praecox)
  • гигантизм при ожирении (особая форма пубертатного или препубертатного ожирения; с-м Лоренса-Муна; Барде-Бидля; церебральный гигантизм (с-м Сотоса))
  • хромосомные аберрации, наследственные заболевания (с-м Клайнфелтера, с-м Марфана).

Возможные причины снижения роста

  • Конституциональный (семейный) низкий рост;
  • Алиментарная низкорослость (гликогеноз, недостаточное питание, при квашиоркоре, частая рвота в результате анатомических аномалий, нарушения пищеварения и всасывания).
  • Низкий рост, обусловленный гипоксемией (хронические заболевания легких и дыхательных путей, болезни сердца, хронические тяжелые анемии).
  • Низкий рост при нарушениях межуточного обмена: патология почек, цирроз печени, гликогеноз, липидозы; рахитоподобные заболевания, псевдогипопаратиреоз.
  • Низкий рост на почве церебральной патологии (медленно растущие опухоли мозга, остаточные явления стволового энцефалита, микроэнцефалия, порэнцефалия, гидроцефалия, алкогольная эмбриопатия).
  • На фоне гормональной патологии гипофизарная низкорослость, вызванная гипофункцией передней доли гипофиза, прежде всего недостаточность соматотропного гормона, нередко с одновременным снижением продукции гонадотропина и тиреотропного гормона; пангипопитунтаризм (снижение всех функций гипофиза, болезнь Симмондса); низкий рост при гипотиреозе, адреналовая низкорослость – с-м Кушинга, длительная кортикостероидная терапия, адреногенитальный с-м.
  • Другие причины низкорослости: с-м «кошачьего крика», прогерия (с-м Гетчинсона-Гилфорда), с-м Рассела, с-м Альстрема.

Возможные причины повышения массы тела

  • Физиологическая предрасположенность к тучности
  • Макросомия новорожденных
  • Дети от матерей, больных сахарным диабетом
  • Синдром Беквита-Видемана
  • Ожирение, обусловленное многими факторами (конституциональное, неразумное высококалорийное питание, неблагоприятные психические и социальные условия, физические недостатки)
  • Ожирение, как характерный признак основного заболевания
  • Ожирение при церебральных заболеваниях (диэнцефальное или диэнцефально-гипофизарное ожирение, адипозогенитальная дистрофия)
  • Ожирение при эндокринных нарушениях (гипотиреоз, гиперкортицизм)
  • Ожирение при хромосомальных аномалиях (монголоидизм, синдром Тернера)
  • Ожирение при первичных нарушениях обмена веществ (гликогеноз 1 типа)
  • Ожирение при других синдромах (Лоренса-Муна; Барде-Бидля, Прадера-Вилли, Альстрема)

Возможные причины снижения массы тела

  • Конституциональные факторы (недоношенность, новорожденные с внутриутробной гипотрофией, синдром Марфана, прогрессирующая липодистрофия)
  • Экзогенные факторы (неправильное низкокалорийное питание, неправильный уход, тяжелые инфекции)
  • Другие поражения, связанные с нарушением обменных процессов (злокачественные опухоли, нефроз, продолжительная цитостатическая терапия, детский церебральный паралич, цирроз печени, хроническая почечная недостаточность, галактоземия)
  • Хронические нарушения пищеварения
  • Нарушения васкуляризации стенок кишечника
  • Недостаточность пищеварения (муковисцидоз, панкреатическая недостаточность, синдром Швахмана, гепатит, атрезия или стеноз желчевыводящих путей, врожденная недостаточность липазы)
  • Укороченное предварительное пищеварение. Состояние после резекции тонкой кишки.
  • Нарушение всасывания в стенке кишечника (мальабсорбция; целиакия; нарушение всасывания моносахаридов, дисахаридов, витамина В12, триптофана; врожденная недостаточность энтерокиназы; энтеропатический акродерматит)
  • Тяжелые анатомические аномалии пищеварительного тракта
  • Гормональные нарушения
  • Психогенные причины

Приложения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятия «физическое развитие».
  2. Какие факторы влияют на физическое развитие?
  3. По каким параметрам проводиться оценка физического развития?
  4. Каким образом следует интерпретировать динамику соотношения массы к длине тела?
  5. Каким образом следует интерпретировать динамику индекса массы тела?
  6. Каким образом следует интерпретировать динамику показателей физического развития?
  7. О чем свидетельствует пересечение линии графика физического развития линии стандартного отклонения?
  8. О чем свидетельствует, отсутствие положительной динамики на графике физического развития?
  9. О чем свидетельствует резкий подъем или снижение на графике физического развития?
  10. Какая тактика педиатра при выявлении отклонений в физическом развитии ребенка?
  11. Какие факторы могут быть причинами увеличения массы тела?
  12. Какие факторы могут быть причинами уменьшения массы тела?
  13. Какие факторы могут быть причинами увеличения роста?
  14. Какие факторы могут быть причинами задержки роста?

Практические задания.

1. Проведения взвешивания детей раннего и старшего возраста.

2. Проведения измерения роста детей разного возраста.

3. Проведения измерения длины тела детей младшего возраста.

4. Расчет индекса массы тела детям до 3-х лет.

5. Нанесение показателей физического развития на соответствующие графики

6. Проведения измерения окружностей головы и грудной клетки.

7. Оценка физического развития детей разного возраста.

Литература.

Основная:

  1. Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія
  2. Капитан Т. Пропедевтика дитячих хвороб з доглядом за дітьми. – Вінниця. 2006.
  3. ПРИКАЗ №149 от 20.03.2008 «Про затвердження Клінічного протоколу медичного догляду за здоровою дитиною віком до 3х років»

Дополнительная:

1. Пропедевтика детских болезней. – под ред. акад. А.А.Баранова. – Москва. 1998.