Целомудрие в православии святые отцы. Целый мир – в награду за целомудрие

Как святые отцы понимали добродетель целомудрия? Каким образом взращивали это важное качество в себе и в детях? Беседа с кандидатом педагогических наук игуменом Киприаном (Ященко).

Остров невезения

Господь, предвидя, что люди будут уклоняться от продолжения рода, дал им влечение друг к другу. Правда, современный человек все исказил, превратив естественную потребность во множество извращений, в целую индустрию. В Европарламенте узаконены однополые браки, усыновление детей в таких браках. Содомский грех оказался законодательной нормой. Во многих американских университетах абитуриенты нетрадиционной ориентации пользуются преимуществом при поступлении. Множество мэров европейских городов, епископов, священников были брошены за решетку за то, что выступили против гей-парадов, выразили свое недовольство. Грех стал нормой, а нормальный человек, который реагирует на грех, оказался преступником.

Ко мне как-то одна наша прихожанка пришла с проблемой: у нас, говорит, семья распадается. Они очень обеспеченные люди, глава семьи - крупный банкир, у них все есть. И жена говорит: «Батюшка, познакомьте нас с нормальной православной семьей, чтобы мы с них брали пример, пригласили бы в гости, сами бы пришли. Потому что в нашем окружении - только ненормальные семьи». И я не смог, к сожалению, посоветовать ни одной семьи, которая могла бы стать для них образцом. Сложно найти нормальную целомудренную семью, которая так же, в целомудрии воспитывает детей. В такой реальности мы сейчас живем.

- Батюшка, а как же многодетные семьи священников?

Есть, конечно, замечательные священнические семьи, которые передают традицию из поколения в поколение, - слава Богу. Но что произошло? У нас священников, епископов репрессировали, а потом говорят: давайте пастырей. А где их взять-то? Чтобы возникло священство, надо нескольким поколениям трудиться, передавать традицию. И все священники современные - как бы «новоделы», без корней. Я, к несчастью, такой же. Пути Господни неисповедимы, бывает, что из несвященнической семьи выходит хороший пастырь.

Ты на свете всех милее

Иоанн Лествичник говорит, что целомудрие - это целостное воззрение на мир. Нецеломудренный человек не может в целости воспринять ни другого человека, ни самого себя. Он видит фрагментарно, выхватывает какой-то аспект и абсолютизирует его. Но как Козьма Прутков говорил, всякий специалист подобен флюсу.

А как проявляется целомудрие? Как ведет себя целомудренный человек? Скромно, глаз потупя. Амвросий Медиоланский в «Увещевании к девству» пишет о том, что целомудренный человек молчалив и стыдлив. «Сусанна была в опасности и молчала, чтобы тем красноречивее можно было ей говорить своим молчаливым целомудрием. И вот стыдливость нашла себе защитника, который защитил ее целомудрие. И именно в приложении к ней прекрасно говорится в Писании, что Господь скрыл ее от бича языка». Действительно, целомудренный человек защищен Господом.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что ничто так не выражает эту добродетель, как любовь к своей жене, мужу: «Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех на свете. И станет смотреть на нее с великой любовью. И иметь с ней большое согласие. А с миром и согласием войдут в дом все блага». Еще Иоанн Златоуст пишет, что есть «две цели, для которых установлен брак. Чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами. Но главнейшая из этих двух целей - целомудрие».

Действительно, в благочестивой семье, когда спросишь супруга, кто самая красивая в мире? «Ну конечно, моя жена». А жену - «Конечно, мой муж». И люди любят друг друга, и эта любовь заслоняет им всех. И наоборот, у нецеломудренных людей: только совершили брак, только их повенчали, начинает корабль штормить. Приходят и рассказывают истории: «Ничего не могу с собой поделать, остыл к жене, полюбил другую, все сердце горит. Батюшка, сердцу не прикажешь. Благословите». Как благословить, на что?! Человек, в блуде находящийся, просит еще благословения на этот блуд.

Мир вообще очень подвержен этой страсти. Один из старцев Печерского монастыря, отец Андриан, мне рассказывал, что было ему видение. Над Россией летает демон и кричит: «Я всю молодежь утоплю в блуде! Всех до единого, никто от меня не уйдет!»

Действительно, такое демонское воздействие, окружение влияет на многих молодых людей. Пребывая на дискотеке или даже в каких-то общественных местах, в транспорте, например, человек может заразиться этим духом.

Как приобрести целомудрие для себя, воспитать детей в целомудрии? Забор высокий построить? Такой опыт описан в житиях святых, когда некоторые отцы, дабы уберечь своих детей, их ограждали, строили заборы, и дети ни с чем грязным не соприкасались. Но так не может продолжаться до самой смерти.

Сейчас мы вторгаемся в область педагогики, где нет общих рецептов. Для некоторых детей как раз и нужна плотная опека, а для других - такой «прессинг» смерти подобен. Им, наоборот, надо дать возможность быть самостоятельными.

Существует педагогический закон: чем выше духовность, нравственность человека, тем больше степень его свободы. Чем ниже нравственность и духовность - тем ниже степень свободы. Если он совсем безнравственный и не может не совершать преступлений, то общество ограничивает его свободу стенами тюремной камеры. Вообще закон духовной жизни - это, прежде всего, свобода. Невольник - не богомольник.

Жизнь или добродетель?

В Хабаровске на праздник мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба беседовал с молодежью. Зал собрался тысячный, и я рассказывал о подвиге исповедничества, о мученичестве. После беседы ко мне подошла молодая девушка Женя, у которой было много накипевших вопросов. И мы с ней проговорили, наверное, часа три, вышли на улицу, ходили вокруг храма. Главным образом ее интересовала степень нашей жертвы Христу. Если мы преданы Спасителю, действительно ли эта ценность выше, чем человеческая жизнь? Человек ведь слаб, страстен. Что будет, если ему подставят нож к горлу? Ради того, чтобы спасти жизнь, можно отказаться от ценностей, кошелька, но можно ли отказаться от целомудрия и предать Христа? Она выясняла много таких подробностей, деталей.

На следующий день я улетел из Хабаровска в Москву. Прошло буквально три дня, и мне пришла телеграмма о том, что ее зверски убили. Она поехала в православный лагерь, но внезапно заболела мама. И девушка темным лесом, напрямую, пошла к электричке, чтобы навестить ее. И попала в руки даже непонятно кого, трудно сказать, как происходили события. Но в результате на следующий день нашли ее труп: несколько десятков ножевых ран, изуродованное, изнасилованное тело. Но лицо ее сияло, на нем была улыбка. Она мученица, да. Я помню ее последние слова, которые она произнесла, когда мы прощались: «Теперь мне все понятно. Действительно, за Бога можно даже жизнь отдать. Можно пострадать».

И вот Господь, видя ее решимость, взял ее в такой твердости, фактически причислив к лику святых, - она действительно пострадала как мученица. Многие ее любили, она была лидером - красивая, умная.

Господь даже намерения видит. Она дерзала, помню, пострадать. Я говорю: «Ничего не ищи, никаких приключений, не надо. Господь Сам все устроит, каждому Он дает по силам».

Вот Господь и дал по силам.

Неприкасаемые

Целомудрие начинается с простых вещей - поменьше говорить, смеяться, глазеть, отвлекаться, слушать. А как же быть с интернетом, без которого мы не можем творить ничесоже? Там же множество картинок. Вот отцы и говорят: не нужно заострять на них внимание, пусть мелькают, главное - чтобы не зацепили и не стали образом, который вошел бы в сердце.

«Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не обращайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется по страсти похотения…» - пишет преподобный авва Дорофей. А что такое свободное обращение? Можете привести пример? Тактильное, да. Вроде бы дружеские у нас приветствия, поцелуи при встрече, при прощании. Но они могут передавать страсть. Особенно если мы к этому человеку питаем какое-то расположение. Это тоже некая вольность.

Некоторые священники в Москве строго запрещают юношам и девушкам друг до друга дотрагиваться, ходить ручка в ручку. И под ручку не разрешают. Как быть? Предложить клюшку, палочку спутнице, чтобы та не поскользнулась? Начинается с невинных прикосновений, надо же как-то выразить чувства. Они бурлят у молодежи. Потом молиться не могут, сон теряют, у них фантазии играют, целое кино в голове крутится. Это называют любовью. Но это не любовь, а влюбленность, страсть. И она подпитывается через тактильные ощущения, взгляды, через свободное или развязное общение.

- А смотреть человеку в глаза можно?

Детям надо смотреть в глаза. Если виноваты - они сразу взор опускают. А в транспорте, при общении с людьми страстными я бы вам не рекомендовал долго смотреть глаза в глаза. Через такой взгляд передаются страсти.

Порок не должен именоваться

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3), - пишет апостол Павел в послании к Ефесянам. Если кто-либо где-то грешил блудной страстью или помыслами, святые отцы запрещают оказываться в этих местах. Это может всколыхнуть воспоминания и быть причиной того, что страсть воспламенится. Я уж не говорю про разглядывания своих «возлюбленных», каких-то школьных, юношеских увлечений.

Редко сейчас кто минует блудных пороков в своей жизни. И если уж человек впал в блуд, но все-таки пришел к созданию семьи, малой церкви, венчается - надо забыть все, перечеркнуть, больше никогда не вспоминать. Как будто этого ничего не было. Перед тобой супруг, супруга - и все.

Иногда приходит - поссорились. «Почему?» - задаю вопрос. «А он у меня спрашивал, не было ли кого у меня?» Оказывается, и она у него тоже допытывалась. «Вы что - сумасшедшие, зачем вы об этом говорите? Что за любопытство? Это же разрушение семьи!»

Старец Фаддей Витовницкий пишет, что «мысли, настроения, желания управляют жизнью нашей. Какие мысли нас занимают, такова и жизнь наша». А Паисий Святогорец дополняет: «Надо ежедневно вытеснять из своей души что-либо мирское или нечистое и заменять чем-то духовным, заменять коренящиеся в памяти греховные картины святыми образами, мирские песни - церковными песнопениями, вместо светских журналов читать духовную литературу».

Природа не терпит пустоты. Одна раба Божия страдала любовью к рок-музыке. Вообще подобная музыка, ритмичные произведения возбуждают блудную страсть, они на это направлены. Мы с ней два года боролись, чтобы перейти на классику. Вначале на бардовскую песню переключились, на Жанну Бичевскую - с «легким ударом», потом - к классическим произведениям. Через три-четыре года перешли к духовным песнопениям.

Потушить страсть

Святой старец Паисий пишет: «Юноша, повстречав красивую девушку, должен включить в работу добрые помыслы, чтобы смотреть на нее, как на живой образ какой-либо святой. А встретив девушку развращенную, он должен посмотреть на нее как на свою сестру. Ибо все мы дети Адама. И пожалеть ее, как сделал бы, если бы его родная сестра дошла до такого».

Один из монахов на Афоне обладал такой молитвой, что поднимался над землей. Его спрашивают: «Ты как этого достиг?» А он отвечает: «Да у меня был грех, я очень любил рассматривать красивые женские лица. Пришел к духовнику - как побороть такую страсть? А тот советует: «Ты, когда смотришь на красивое лицо, возводи молитву благодарения Богу, говори: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты создал такую красоту». Она ж не сама себя вылепила такой, это Господь создал ее». И вот он начал с искренностью, с той силой, которую питал к красоте, молиться Богу, благодарить его, и достиг такой молитвы, что стал подниматься над землей.

А как еще можно потушить страсть?

- Некоторые подвижники сжигали себе руки, лишь бы не согрешить. Вплавь удалялись в море…

Да, если сильное разжение плотское - причиняли себе физическую боль.

- Поклоны поделать.

Поклоны земные помогают. Дрова поколоть, душ принять холодный, в источнике искупаться - тоже отрезвляет.

Старцы советуют представить себе этого человека в гробу, чтобы возникло чувство временности земной жизни, понимание, что плоть наша - тленна.

Еще, говорят, если нравится девушка, сразу вспыхивают чувства - представь ее старухой. И у тебя ничего не будет вспыхивать.

- А если по-прежнему вспыхивает, то женись…

Это тоже сразу охлаждает, да? Мысль о браке трезвит. Это действительно так. Если относиться к объекту своего вожделения, пристрастия как к настоятелю будущей малой церкви, отцу твоих детей, то все выглядит совсем иначе. Если бы юноша смотрел на девушку как на мать, которая родит детей, продолжателей его рода, это был бы совсем другой взгляд, другие отношения, иное общение. Господь дал потребность в продолжении рода, вот где корень-то. Такое понимание охлаждает, конечно, страсть блудную.

Силы души

«Я думаю, что страсти - это силы души. Бог дает человеку не пороки, но силы», - пишет святой старец Паисий. Бог же не создал блудную страсть. Он дал влечение, расположение, а это мы, искажая дары, превратили их в страсти.

Педагог и психолог начала XX в. протоиерей Василий Зеньковский писал, что энергия пола может быть преобразована, сублимирована в духовную творческую силу. И вообще - может ли человек молиться, вместо того чтобы перемалывать ненужные мысли? Вот приходят ко мне юноша и девушка. «Ты ее любишь?» - «Люблю». - «А ты?» - «До смерти люблю». - «Ну давайте тогда, молитесь друг за друга всеми силами своей души, просите, чтобы Господь вас соединил. Каждый вечер и каждое утро ты молись за него. А ты - за нее. И днем, когда вспоминаешь, говори: Господи, дай ей благодать быть моей святой женой». И они начинают молиться. Когда сила любви к другому человеку (может быть, не совсем чистая, так как к ней примешана физиология) начинает вливаться в слова молитвы, соединяться с именем Христа, Божией Матери, то происходит чудо. Действительно, Господь соединяет. А бывает, и разъединяет.

У меня одна прихожанка, чадо мое с малых лет, Наталья, очень хотела стать матушкой. Удивительной красоты и ума девица, такая русская красавица. Я преподавал в семинарии, думаю - познакомлю ее с хорошим семинаристом. Делал это не раз. Все время разворачивался один и тот же сценарий. Ее не полюбить невозможно, она очень красивая, умная и очень тихая, женственная. Семинарист влюблялся, начинал за нее молиться. Она молилась за него, но потом что-то происходило, никто не мог объяснить - что, какая-то тайна, и этот семинарист принимал монашество. Семь монахов для Русской Православной Церкви подготовила эта девица. Таковы плоды благочестивой молитвы. Если разобрать этот случай: у нее было сильное желание быть матушкой. У семинаристов - желание сделать ее матушкой. А Бог решал нечто третье - полезное для спасения души.

Вышла замуж за военного. Сейчас трое детей у нее.

Еще один важный момент, касающийся силы молитвы. Одна девушка, тоже удивительной красоты, пожаловалась: «Батюшка, не могу выйти замуж, мне уже 28 лет». Я спрашиваю: «С твоей-то внешностью? На тебя что, внимания не обращают?» - «Наоборот, проходу не дают. Но я не могу понять почему: с кем только ни начинаю дружить - ничего не получается». - «Ты сама-то замуж хочешь?» - «Да я мечтаю об этом, это главное дело моей жизни. Я детей хочу, мужа». Спрашиваю: «Как, сильно хочешь?» - «Каждый вечер с этим ложусь, каждое утро - встаю». По страсти ничего хорошего не бывает, и я ей говорю: «Давай мы это дело прекратим. Будем молиться, чтобы Господь устроил так, как полезно для спасения твоей души. Может, тебе в монахини надо пойти. Если Господу угодно, Он тебе Сам даст твоего спутника жизни, твою половинку».

Она серьезно к этому отнеслась и начала молиться. И у нее возникло спокойствие… Она приходила, исповедовалась частенько. Даже какие-то ребята появлялись, интересовались, а ей было все это неинтересно. Два или три месяца прошло - находится богатырь. Она его привела, говорит: «Батюшка, вот, не отстает». - «Тебе-то нравится?» - «Нравится». - «Ну давайте, полгода подружите». Полгода подружили, приходят. «Как, чувства прошли?» - «Нет, еще больше». - «Ну, Бог благословит». И хороший брак получился. Как страсть остыла, пошла молитва друг за друга, так Господь и соединил.

Или еще одна моя прихожанка пришла: «Батюшка, полюбила мусульманина». Я говорю: «Зови». Приходит азербайджанец, красивый, вежливый. Они умеют ухаживать. Я его спрашиваю: «Ты любишь Таню?» - «Ой, люблю, больше жизни, все отдам». Я спрашиваю: «А кто у тебя папа?» А папа у него - муфтий в мечети. Вся семья верующая, не просто рядовой мусульманин. Я говорю: «Слушай, тогда сделай доброе дело по любви к ней. Если ты ее любишь, оставь ее. Я не могу благословить ее на брак с иноверцем. У нее найдется жених, мы ее отдадим замуж». Он спрашивает: «Другой вариант есть?» - «Есть. Принимай Крещение, и мы вас с радостью повенчаем». - «А третий вариант есть?» - «Нет, третьего нет. Либо-либо». - «А сколько я могу подумать?» - «Месяц хватит тебе?» - «Хватит». Пришел через месяц: «Батюшка, крести». Я говорю: «Тебя же убьют». - «Господь меня защитит».

Вот пример настоящей любви. Действительно, Господь защитил, живут счастливо. Вот что по молитве бывает.

Хватай себя на месте преступления

«Научившись хватать нашего ветхого человека на месте преступления, мы поймаем и прочих грабителей, похищающих те блага, которые делает нам Господь. Таким способом мы сохраним наш духовный капитал».

Это пишет старец Паисий. Как только возник грязный помысел, здесь же, на месте, кайся перед Богом, не жди, когда в субботу будет исповедь. Хватай себя на месте преступления: «Ах ты такая, паршивая, что ты думаешь-то!»

Есть знаменитая афонская молитва от блудной страсти: «Иисусе мой, Господи, сладчайший мой Иисусе, ускори на помощь мне, и не даждь врагам моим полонить меня».

Паисий Афонский говорит, что если в юности человек поборол страсть, сохранил целомудрие, то Господь дает ему благодать на всю жизнь. За это полагается величайшая награда, потому что в старости плоть уже не восстает, пожилой человек живет в целомудрии естественным образом.

«Молодые люди, с ранних лет подогревающие в себе интерес к другому полу, спускают курок, не дождавшись благоприятного для этого времени, - пишет старец Паисий Афонский. - А когда должный срок подходит, они уже не могут ощутить радость, потому что пережили это раньше времени. А вот те юноши и девушки, которые были осмотрительны в этом вопросе, сохраняют душевный покой, а дождавшись подходящего времени, переживают большую радость. Посмотрите на женщин, которые до свадьбы сохранили целомудрие. Они имеют мирный дух, хотя обременены множеством забот… Пока девушка не примет решение, станет она инокиней или добродетельной женой и матерью, она должна жить целомудренно. Поэтому до этого она должна постараться по возможности всю себя посвятить учебе».

Важно найти детям достойное занятие. Безделие, праздность, неимение каких-то постоянных обязанностей в доме - почва для всех пороков. Святитель Лука Войно-Ясенецкий пишет: «Православные воспитатели всегда советовали родителям: держите дочь подальше от мира грез и фантазий. Постарайтесь лучше заинтересовать ее естественными науками, приучить к полезному рукоделию, дайте постоянное поручение домашнему хозяйству, требующему времени и ответственности. Девочка-подросток охотно принимает на себя такое постоянное поручение, особенно когда чувствует, что оно дано не в воспитательных целях, а всерьез, что она приносит реальную пользу семье».

А вот что сказал святитель Иоанн Златоуст: «Будем удалять детей и не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных, развратных песен, чтобы у них не польстилась душа».

Важно сохранить детскую стыдливость. Преосвященный Ириней в своей книге о воспитании детей дополняет: «Не допускайте, чтобы дитя перед другими показывалось голым или раздетым, чтобы дети одевались и раздевались вместе. Не оскорбляйте никогда чувство стыдливости ребенка, требуя от него сделать то, что противно его врожденной стыдливости. Не смейтесь над ним, когда он обнаруживает чувство стыда. Напротив, благодарите Бога, что имеете такое дитя и хвалите его за это».

Наши жены - ружья заряжены

Какова награда целомудренным? Об этом мы узнаем из жития преподобной Марии Египетской, которая поднималась в воздух во время молитвы. Целомудренному Господь дает благодать, в нем открываются духовные дары. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

В Киево-Печерской Лавре был монах Иоанн Многострадальный, который долго боролся против блудной страсти, пока, наконец, в ночь Христова Воскресения ему не явился Господь.

«И нисшел на меня неизреченный свет, в котором пребываю я, и теперь не нуждаюсь в свете ни днем ни ночью, и все приходящие ко мне достойно восхищаются этим светом, видя явное утешение, осветившее меня в ту ночь Воскресения, как надежда будущего света», - пишет Иоанн Многострадальный.

Когда меня постригли в монахи, старец Кирилл (Павлов) сказал: «Я тебя благословляю никогда не снимать подрясник, где бы ты ни находился».

Я не понял вначале всего замысла старца, но потом в своей жизни испытал множество удивительных моментов. Идешь в подряснике, например, по перрону вокзала, а бомжи, пьяницы вдруг встают и начинают креститься на меня, как на икону. Некоторые бегут за мной, каются, грехи называют. То есть человек, видя что-то достойное, начинает к этому тянуться. В этом мы действительно можем быть неким светом миру.

Поэтому я вас благословляю вести себя целомудренно, поскольку это вообще основа существования народа. Чтобы народ прекратил свое существование, его надо развратить. Иоанн Златоуст говорил: если в народе есть целомудренные жены, то этот народ непобедим.

Сейчас появились написанные и уже осуществляемые целые «программы» развращения молодежи. Мы наблюдаем, что множество умов не в состоянии сформулировать, куда идти, какова цель, даже если речь идет о простых вещах. У людей нет цельной картины мира. А спросите любого батюшку, любого монаха, любого духовного человека - и они вам скажут, что нужно сделать, чтобы народ воспрял.

Божие вам всем благословение, укрепляй, Господь, хранить целомудрие в себе, в своих детях, во вверенных людях. Если мы будем это в тихости сохранять, тем самым окажем великую помощь всему нашему Отечеству.

Мне много приходится ездить по миру, и я могу сказать: все-таки до сих пор русский народ - один из самых целомудренных в мире. Генетически это заложено в нас. И как бы этот народ ни развращали, он таким и остается. Будем благодарить Господа за это, будем достойными восприемниками нашего народа и Отечества.

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Благочестие, целомудрие и чистота

Целомудрие есть чистота души и тела.

Чистота — отчуждение ума от мыслей греховных и блудных, а сердце от ощущений и блудных влечений.

Целомудрие тесно связано с такими добродетелями, как благочестие и чистота.

Понятие «Целомудрие» очень широкое, рассмотрим примеры целомудрия:

  1. Сохранения приличия в одеждах, поведении, взглядах;
  2. Сохранение девства до законного, Богом благословленного брака;
  3. Сохранение верности в браке или «ложе брачное» нескверное, то есть нескверность супружеских отношений (часто упоминается об это в таинстве венчания);
  4. Целомудрие можно восстановить, конечно, однако, как и любая другая восстановленная вещь, восстановленное целомудрие — оно уже не настолько чисто, оно не такое крепкое, но тоже имеет право на жизнь. Когда человек пал во грехи, осознал их, покаялся, исправился и очистился и изменил свою жизнь и стал жить целомудренно

Как сохранить или приобрести целомудрие:

Борьба, воздержание, пост, молитва, умеренность, сопротивление греховным помыслам — это прямые добродетели.

Но важно также понимать и избегать следующего: рукоблудия (онанизма, кстати, это тяжкий смертный грех), блудного осязания, скоктания - это все один шаг до смертного падения, недовольства, раздражительности, лености, многоспания, гнева, осуждения, многоглаголания, сквернословия — как страстей, которые очень быстро опустошают душу, и тогда человек «награждается» духом уныния, после которого целомудрие очень быстро осквернится.

Потеря целомудрия в буквальном смысле слова происходит через плотское падение: блуд, прелюбодеяние, частичная потеря целомудрия — это онанизм.

Легко люди соблазняются и падают посредством сближения, прикасания, прочих телесных позывов — очень опасная грань.

Очень большой акцент делает Святая Церковь на такую добродетель, как «Чистота», и те, кто ходит регулярно на Богослужения, услышав слово «Чистота», невольно вспомнят, как диакон или священник на ектении призывает людей помолиться также «О Богохранимой Стране Нашей Российской, Властех и Воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком Благочестии и чистоте».

Игнатий Брянчанинов ясно и четко в своих трудах пишет о понятии «Чистота»:

«Чистота — это добродетель, противоположная блудной страсти.

Это отчуждение тела от действительного впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, а за тем последует и отчуждение тела от плотского вожделения».

«Услаждение блудными помыслами есть блуд сердца и осквернение человека, соделающее его неспособным к общению с Богом.

А блуд тела есть изменение всего человеческого естества от смешения с другим телом, являясь совершенным отчуждением от Бога, есть душевная смерть и погибель.

Из первого состояния нужно - трезвление. Из второго - покаяние».

«Чистота супругов состоит в том, чтобы сохранять верность и не осквернять супружеское ложе».

Очень надеюсь, что читатель четко понимает границы дозволенных супружеских отношений, и вопрос о том, как можно осквернить ложе, оставим на размышление и благоразумие каждого, дабы здесь не упоминать срамных ситуаций, которые потоком текут с Запада несколько последних десятилетий.

«Если у человека есть телесная чистота, но нет чистоты душевной, то Бог не почивает в нем. Потому что в таком человеке живут лукавство, гордость, злоба и подобные страсти. Его жизнь - один сплошной обман. Начинайте свой подвиг именно с этого и старайтесь стяжать душевную чистоту».

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЦЕЛОМУДРИИ И ЧИСТОТЕ Сщмч. Киприан Карфагенский Целомудренный из человекоугодия - не целомудрен. Он не за добродетелью гонится, но уловляет славу добродетели. Свт. Василий Великий Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкновенно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания. Авва Евагрий Если любишь целомудрие, воздерживай чрево. Авва Евагрий Нельзя приобрести добродетели целомудрия, если прежде не будут положены основания смирения в сердце. Прп. Иоанн Кассиан Для совершенства целомудрия не может быть достаточно одной чистоты телесного воздержания, если не будет к ней присоединена и непорочность духа. Авва Херимон Целомудрие сохраняется не пособием строгости (воздержания), а любовью к нему и удовольствием от собственной чистоты. Авва Херимон Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершенного целомудрия. Чтоб и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лукавого. Прп. Ефрем Сирин Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей. Прп. Ефрем Сирин Истинно целомудрен, кто не только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с прочими мыслями. Прп. Ефрем Сирин Дела целомудрия зависят не от возраста, но от душевного расположения. Свт. Иоанн Златоуст Дивно целомудрие, но оно гораздо удивительнее, когда соединяется с наружной красотой. Свт. Иоанн Златоуст Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага. Свт. Иоанн Златоуст Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступить в брак чистому от всякого распутства. Свт. Иоанн Златоуст Чист тот, кто плотскую любовь отражает любовью Божественной и телесный огнь угасил огнем невещественным. Прп. Иоанн Лествичник Целомудр тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает. Прп. Иоанн Лествичник Целомудр, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тел. Прп. Иоанн Лествичник Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее, ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу, а где природа побеждена, там познается пришествие того, Кто выше естества, ибо без всякого прекословия меньшее упраздняется большим. Прп. Иоанн Лествичник Некоторые ублажают скопцов по естеству, как избавленных от мучительства плоти, а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя. Прп. Иоанн Лествичник Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия. Прп. Иоанн Лествичник Бесы ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело. Прп. Иоанн Лествичник Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности. Прп. Иоанн Лествичник О чистоте. Телесное, избегающее пятна, позора и бесчестия, служит как бы вступлением к светлости душевной. Свт. Кирилл Александрийский Сердце чистое есть то, которое представило Богу память совершенно безвидную (чистую от впечатлений) и не имеющую образов и готово принять одни напечатления Божий, от которых оно обыкновенно делается светлым. Прп. Марк Подвижник Со всей осмотрительностью должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего ветхозаветные желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая, Господь - Советник и Подвигоположник - всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением, и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверниться и тайным согласием. Прп. Иоанн Кассиан Никто не может достигнуть чистоты сердца и совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братьям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства. Прп. Иоанн Кассиан Чем дальше человек прогонит страсть гнева, тем лучше приобретет чистоту. Авва Херимон Что составляет нечистоту душевную? Нечистые помыслы, сладострастный взор, памятозлобие, обманы и тому подобное. Прп. Ефрем Сирин Что составляет нечистоту плотскую? Блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие. Прп. Ефрем Сирин Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола. Свт. Иоанн Златоуст Предел чистоты состоит в том, чтобы ко всем иметь такое же чувство (плотское), как к предметам неодушевленным. Прп. Иоанн Лествичник Признак чистоты - веселиться с веселящимися и плакать с плачущими. Прп. Исаак Сирин Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг другу. Чистота дев и вдовиц, уневестившихся Христу, состоит в верности Христу. Свт. Игнатий Брянчанинов Чистота сердца зрит Бога, она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой. Свт. Игнатий Брянчанинов

» собрала много комментариев... Спасибо всем, кто высказал свое мнение! Но особенно мне помогли комментарии Инги о том, что целомудрие — это не просто отсутствие физического контакта с чужими мужчинами... Наибольшее значение имеет целомудрие на духовном уровне .

Наверное, гораздо проще вбить своим детям в голову запрет на интим до брака. И гораздо сложнее привить им культуру целомудрия, которая предполагает настоящую верность своему мужчине. Когда мы не просто не изменяем, но и не мечтаем о других мужчинах. Не просто храним себя для единственного, а действительно всем своим нутром чувствуем: «Мой муж для меня — первый и единственный. Мне другого мужчины не надо». Не сравниваем с другими. Не примеряем на себя роль чужой жены...

Наверное, целомудрие — это когда мы полностью принимаем своего мужчину. Ведь это как с детьми... Каждая мама любит своего ребенка. Каждая мама дорожит своим малышом, каким бы он ни был. Разве можно найти мать, которая всерьез рассуждает: «Ах, как бы мне найти другого ребенка... Ах, если б у меня был не этот сын, а тот, что у соседки»? Однако выходя замуж, мы часто не осознаем, что наш выбор уже сделан. Никак не можем перестать выбирать, перестать оценивать (пусть даже неосознанно) других мужчин...

Целомудрие — это любовь. Безусловная любовь, построенная не на принципах купли-продажи (ты мне столько-то внимания уделил, и я тебе — столько-то), а на принципах служения друг другу. Я не буду углубляться в эту тему, я сама сейчас смутно понимаю, какой должна быть та самая безусловная любовь...

Целомудрие на духовном уровне — это качество, которое нужно постоянно развивать. Ведь каждая женщина способна не провожать похотливым взглядом чужого самца, не флиртовать с коллегами и не упиваться мечтами о мускулистом мачо. Физическая верность — это легко, это — элементарно, об этом смешно говорить. Целомудрие заключается в том, что мы перестаем сравнивать. Татьянин муж в два раза больше зарабатывает, Марусин — чаще дарит цветы, а у Ани жених гораздо умнее. Этот навык бесполезно объяснять своим детям, нужно постоянно погружаться в него самой. Самой приучаться к мысли, что мой муж — первый и единственный , пусть он в чем-то хуже других мужей. Пусть у него есть масса недостатков, пусть он не всегда все делает только так, как мне бы хотелось... Но мне другого мужчины не надо. Чужие мужья — это чужие мужья. Это — совсем не мое дело. А мой муж — это человек, с которым я планирую дожить до глубокой старости. И вместо того, чтоб мечтать о таких же подарках, как у Маши, нужно помочь своему мужу стать успешнее, стать увереннее в себе, смелее, амбициознее... Ведь я уже сделала свой выбор.

Вспоминается пьеса Жан Жироду «Ундина», над которой я работала в институте: «А я и не знала, что у людей выбирают. Первый встречный водяной становится твоим мужчиной на всю жизнь... Больше уже выбирать нельзя». Конечно, мы выбираем. Иногда более осознанно, иногда — поддавшись на влияние страсти... Но нужно уметь выходить из «режима выбора». Все. Точка. Отвыкаем подбирать себе кандидатов. Ни один мужчина не будет совершенным. Да и я сама не совершенна. Наша задача — научиться любить, научиться служить . Научиться быть верной своему мужчине. Духовно расти вместе с этим мужчиной. На одном из семинаров ведущий рассказывал о браках в древней Индии. Браках, о которых договаривались родители детей. Без любви, без страсти. Люди вступали в брак с осознанием, что им нужно построить крепкую семью. С осознанием, что им предстоит прожить с этим человеком всю свою жизнь, ведь разводов тогда не было. И обычно, они сразу шли навстречу друг другу. Ведь никому не хотелось жить в среде ссор и обид. Каждый вкладывался в отношения в силу своих возможностей. И это логично — кто не мечтает о хорошей семье? А отсутствие любви здесь даже может быть плюсом — нет никаких разочарований и разрушенных ожиданий. Конечно, у нас совсем другая ситуация. Мы выходим замуж по любви. Но почему бы не начать относиться к браку так же ответственно? Не корить себя за неправильный выбор, а добросовестно строить семью, не смотря по сторонам?

Неужели понятие целомудрия относится только к женщинам? Конечно, нет! Очень показательна известная фраза Федора Достоевского, сказанная им перед смертью: «Аннушка, я тебе даже мысленно не изменил» .

Если я написала что-то не так, где-то опять не заметила более глубоких аспектов — пожалуйста, поправьте меня. Целомудрие на духовном уровне — тема, которая меня сильно заинтересовала. Тема, оказавшаяся гораздо более глубокой, чем просто отсутствие посторонних сексуальных связей.

«Целомудрие – это целостность, мудрое отношение к жизни, чистота души и тела, целостность ума, не загрязненного страстями.»
Монахиня Нина (Крыгина), «Целомудрие Царской семьи»

«Целомудрие - всеобъемлющее название всех добродетелей».
Иоанн Лествичник.

Целомудрие – это добродетель являющая духовную и телесную чистоту, непорочность.
Это внутренняя чистота души, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами.

Целомудрие и благородство – две нравственных ценности, которые в большей степени связанны с понятием "Чести" .

“Целомудрие” в словаре русских синонимов:
безукоризненность, безупречность;
здравомыслие, целомудренность, безгреховность, девичество, девичий цвет, неиспорченность, чистота, непорочность, нравственность, невинность, девственность, честь, честность, безгрешность, скромность.

Словарные определения

В словаре Ушакова (Толковый словарь русского языка Ушакова)
Целомудрие, целомудрия, мн. нет, ср. (·книж.). Добродетель, строгость в нравственном отношении.

В словаре Ожегова (Толковый словарь Ожегова)
Целомудрие:
1. То же, что девственность;
2.перен. Строгая нравственность, чистота.

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля:
«Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».

“Целомудрие” в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» Термин «целомудрие» в словаре не найден.

«Целомудрие» в христианской религиозной традиции

Слово «целомудрие» - это религиозное, это духовное слово. И поэтому, чтобы стать целомудренным, нужно стать чуточку религиозным. Священники это знают. Слово, понятие «целомудрие» появилось задолго до рождения Руси. Вот два очень небольших примера.

Вот послание апостола Павла к римлянам. 3-й сих из 12-й главы:
1) на церковнославянском языке:
«глаголю бо благодатию давшеюся мне, всякому сущему в вас не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры»
2) на русском:
«По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте целомудренно, скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил»

Вот молитва Ефрема Сирина, жившего в IV веке
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».

Отсюда видно, что целомудрие – это дух, это дар, который нужно испрашивать и получив, очень бережно его хранить.

Целомудрие – это религиозное понятие. Целомудрие – это не хорошо или плохо, это – либо есть, либо нет. Девственность, супружеская верность, скромность и т.д. все это о целомудрии, но не целомудрие. Целомудрие начинается с послушания: родителям, учителям, мужу, жене... Но как удержаться в послушании, если человек не религиозен, если его оценки всего на уровне: «хорошо – плохо». Да еще и того «хорошо – плохо», как он сам их себе представляет.

Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет понятие целомудрия следующим образом:
«Целомудрие - уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных.
Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний;
совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога ».

Святой Амвросий Медиоланский говорит о трёх формах целомудрия:
«Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом - богатство церковной дисциплины».

Определени из Википедии - свободной энциклопедии.

Целомудрие - положительная моральная характеристика человека, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение всего того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу.

В обыденном сознании понятие целомудрие ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов. В такой трактовке под целомудрием понимают:
а). отказ человека от сексуальных отношений вообще,
б). воздержание от сексуальных отношений до и вне брака.

В моральной философии, помимо этого содержания, в понятие целомудрия привносился некоторый особенный смысл: во-первых, оно, как правило, применялось в качестве характеристики еще не сформировавшегося человека; во-вторых, выражало подобающее отношение (а именно - воздержание) не только к сексуальным, но и к телесным удовольствиям вообще, а также к сильным страстям, влечениям, необузданным порывам и т. п. - ко всему, что может разрушить целостность человека. Целомудрие понималось как отказ молодого человека от испытаний, с которыми он пока не в силах справиться.

Некоторые культуры ориентировали на целомудрие как на универсальный идеал. В христианстве это отчасти проявилось в обете безбрачия всего католического духовенства (целибат) и православного монашества, а также в том, что для мирян допустимыми признавались только брачные сексуальные отношения, единственное оправдание имеющие в рождении детей.

Понятию целомудрия по значению близко понятие невинности. Как и состояние невинности, целомудренное состояние отличают целостность, гармоничность, чистота. Существенная же особенность целомудренного человека состоит в том, что он не является невинным в отношении добра и зла, знает их абсолютную различенность, его мысли, чувства и поступки находятся в поле напряженности, образованном основной моральной дихотомией, поэтому подлежат моральной оценке. Невинность же внеморальна. Кроме того, внутренняя жизнь целомудренного человека сложна, дифференцирована, осознаваема. В силу данных особенностей сохранение внутренней гармонии и гармонии с миром, непорочности, покоя в добре требует от целомудренного человека, в отличие от невинного, для которого такое состояние естественно и бессознательно, совершения определенных усилий. Моральное усилие целомудренного направлено прежде всего на соблюдение запретов. Поддерживаемое в результате такого морального усилия блаженство П. А. Флоренский определял как «отдых от неустанно-жадного и никогда не удовлетворенного хотения, как само-заключенность и само-собранность души...».

Другим близким по значению понятию целомудрия является понятие умеренности. Если целомудрие характерно для этапа духовного становления человека, то умеренность является добродетелью зрелого человека, она проявляется в устойчивом самообладании, в умении быть хозяином своих чувств, желаний и страстей. Если целомудренный оберегает себя от непосильных испытаний, отказываясь от всего того, что может ввергнуть его во власть соблазнов, то для умеренного соблазнов не существует. По описанию Аристотеля, умеренный не имеет дурных влечений и не испытывает удовольствий, противоположных правильному суждению. Умеренность является характеристикой стремящегося к нравственно обоснованной или допустимой, с точки зрения нравственности, цели, будь то высшее благо, беззаветное служение Богу, счастье, выполнение долга перед самим собой. Целомудрие же характеризует духовное созревание человека, его основное назначение - защитить неокрепшую душу и дать ей сформироваться.

В современной либеральной этико-философской мысли понятие целомудрия перемещено в сферу сексуальности. Так, Р.Скрутон анализирует целомудрие в контексте сексуального желания. Целомудрие здесь предполагает сдержанность и осуществление лишь такого сексуального желания, которое направлено на объединение с другим(ой), предстающим(ей) в рамках данного отношения во всей полноте своей личности. Целомудрие направлено на поддержание целостности человека, в первую очередь - единства в нем сексуального и личностного. Оно проявляется в предрасположенности избегать осуществления сексуального желания, когда желанным оказывается лишь тело другого. В противном случае как субъект, так и объект желания оказываются лишенными целостности: телесность и личностность обоих оказываются отделенными друг от друга, а их отношения - обезличенными.

Целомудрие, строгая нравственность, чистота отношений между девушкой и юношей. При таких отношениях сохраняется девственность девушки, непорочность юноши. Основой высокой нравственной чистоты является стыдливость - качество, приобретаемое человеком с возрастом. Стыдливость по отношению к противоположному полу особенно сильно выражается с появлением вторичных половых признаков. В этот период молодые люди начинают серьёзно дружить, влюбляться. Дружба, а затем и любовь между юношей и девушкой - серьёзное испытание их нравственности. Сначала счастьем кажется возможность дотронуться до руки любимого, потом - прижаться к нему, поцеловать. Но человек быстро привыкает к дозволенному, и вот уже новый "запретный плод" манит, разжигает страсти. Попав в половодье неизведанных ощущений, молодые люди не всегда могут разобраться в своих чувствах, правильно оценить перспективы отношений друг с другом. Поэтому девушки должны хорошо взвесить все за и против добрачной половой жизни, а не руководствоваться минутным порывом. Во все времена молодым до брака предписывалось целомудрие, хотя общественное мнение легче прощало юношу и строже спрашивало с девушки.

Дело здесь не только во влиянии церковной морали, но и в том, что биологическую ответственность за интимную связь несёт исключительно женщина. Ей рожать, ей воспитывать ребёнка, если отец откажется от него. Сама природа наложила большую ответственность на девушку, обозначив девственность даже анатомически. Более того, во многих случаях именно девушка устанавливает для юноши границу допустимых к себе отношений. Она задаёт тон любовным отношениям, делает их пошлыми или высокодуховными, поистине красивыми.

Не менее важной в межличностных отношениях является и позиция юноши. Недаром мерилом мужского достоинства всегда считалось его отношение к женщине. Настоящего мужчину как раз и отличает в отношении к любимой женщине сдержанность и корректность. Сегодня моральные требования, предъявляемые к мужчине и женщине, стали менее строгими. Однако и в наши дни без любви, уважения, привязанности, чувства долга интимная близость сводится лишь к обычному физиологическому акту. Вот почему юношеская сдержанность, девичья чистота, гордость, целомудрие - понятия не устаревшие. Это вопросы не только морали, но и будущего здоровья, счастья.

«Целомудрие - это не столько физиологическая и не только нравственная категория, это категория мировоззренческая, отражающая целостную картину бытия, целостный и мудрый образ мира».
Вера Абраменкова «Воспитание целомудрия»

«Целомудрие – это суверенитет как личности, так и общества по отношению ко злу».
Артемий Ермаков «Государство и целомудрие»

Высказывания великих и известных людей о Целомудрии.

Альбер Камю (1913-1960, французский писатель и философ): «Разнузданная чувственность приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл»

Иоанн Крестьянкин (1910-2006, священнослужитель РПЦ, архимандрит): «Красота души – в целомудрии и правде, здоровье души – в мужестве и благоразумии».

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799, французский драматург и публицист): "Небо всегда покровительствует невинности!"

Павел Гумеров (р.1974, русский священник, писатель): "Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли как грязь пачкают, оскверняют душу и сердце."