Саймон Кокс Взламывая код да Винчи: Путеводитель по лабиринтам тайн Дэна Брауна - История России. Всемирная, мировая история

Одна из самых известных парижских церквей (и вторая по величине в Париже) расположена в двух шагах от Люксембургского сада. Нынешняя церковь - вторая, строили ее 130 лет несколько архитекторов, фасад выполнен по проекту Джованни Сервандони. Освящена в честь святого Сюльписа (Сульпициуса Благочестивого), франкского священника, жившего в VII веке.

октябрь 2008 года

Теперь даем слово "Афише" по Парижу:
Росписи в первой часовне справа от входа были выполнены Делакруа, что стало по тем временам совершенно неслыханным примером сотрудничества церкви и современного искусства

Мы приходили сюда несколько раз: утром, днем и вечером - и все попадали на службу, во время которой бродить по церкви и делать снимки было неудобно. Зато капелла, расписанная Делакруа, как нарочно для туристов, расположена справа от входа - можно осмотреть ее, никого не тревожа. Наконец, поздним вечером церковь опустела....

Знаменитая Богоматерь, которая идет к вам по облакам, словно "девочка на шаре"

В церкви мне вспомнились две книги...

из Дэна Брауна:
«Церковь Сен-Сюльпис не без оснований считалась самым эксцентричным историческим сооружением в Париже. Построенная на развалинах древнего храма египетской богини Исиды, она в архитектурном смысле являлась уменьшенной копией знаменитого собора Нотр-Дам. Святилище это посещали многие знаменитости – здесь бывали баптисты, маркиз де Сад, поэт Бодлер, здесь состоялась свадьба Виктора Гюго. В церковной школе были собраны документы, свидетельствующие о далеких от ортодоксальности взглядах многих ее прихожан, она же некогда служила местом встреч различных тайных обществ.

В отличие от приветливого собора Нотр-Дам с его цветными фресками, позолоченной отделкой алтаря и искусной резьбой по дереву здесь было прохладно и строго, и Сен-Сюльпис напоминала убранством испанские соборы. Отсутствие декора зрительно увеличивало пространство. Сайлас удивленно глазел на деревянные ребра потолочных опор, и ему казалось, что он очутился под перевернутым вверх дном огромным старинным кораблем.

Сен-Сюльпис, подобно большинству церквей своего времени, была построена в форме гигантского латинского креста. Удлиненная центральная ее часть, неф, вела к главному алтарю, где пересекалась со второй, более короткой частью, известной под названием трансепт, или поперечный неф готического собора. Пересечение это находилось точно под центром купола и считалось как бы сердцем церкви... ее самой священной и мистической частью.
...В полутьме слабо поблескивала тонкая отполированная медная полоска, впаянная в серую гранитную плиту пола... золотая линия, на которую были нанесены деления, как на линейке. Гномон. Так называется столбик-указатель солнечных часов, язычники использовали его в качестве астрономического прибора. И со всего мира в церковь Сен-Сюльпис съезжались туристы, ученые, историки и язычники, специально чтобы поглазеть па эту знаменитую линию.

Линия Розы.
... Полоса разделяла престол надвое, затем пересекала церковь по всей ее ширине и заканчивалась в северном углу трансепта, у основания совершенно неожиданного здесь сооружения.
Колоссального древнеегипетского обелиска.
Здесь поблескивающая в темноте линия Розы образовывала вертикальный поворот под углом девяносто градусов, пролегала через «лицо» обелиска, поднималась на добрых тридцать три фута к окончанию его пирамидальной верхушки и там наконец исчезла из виду.

Медная полоска, включенная в камень, разделяла святилище точно по оси – с севера на юг. Она образовывала подобие древних солнечных часов, то был остаток языческого храма, некогда стоявшего на том же самом месте. Солнечные лучи, проникающие в отверстие в южной стене, перемещались по этой линии, отмечая время от солнцестояния до солнцестояния.
Полоска, проложенная с севера на юг, называлась линией Розы. На протяжении веков символ Розы ассоциировался с картами и проводниками путешественников. Компас Розы, изображенный почти на каждой карте, отмечал, где находятся север, восток, юг и запад. Изначально известный как роза ветров, он указывал направление тридцати двух ветров, в том числе восьми основных, восьми половинчатых и шестнадцати четвертичных. Изображенные на диаграмме в виде круга, эти тридцать две стрелки компаса в точности совпадали с традиционным изображением цветка розы из тридцати двух лепестков. По сей день этот главный навигационный прибор известен как компас Розы, где северное направление всегда обозначается наконечником стрелы. Этот символ называли еще fleur-de-lis.
На глобусе линию Розы называли также меридианом, или долготой, – то была воображаемая линия, проведенная от Северного полюса к Южному. И этих линий Розы было бесчисленное множество, поскольку от любой точки на глобусе можно было провести линию долготы, связывающую Северный и Южный полюса. Древние навигаторы спорили лишь об одном: какую из этих линий можно называть линией Розы, иначе говоря, нулевой долготой, с тем чтобы затем отсчитывать от нее другие долготы.
Теперь нулевой меридиан находится в Лондоне, в Гринвиче.
Но он был там не всегда.
Задолго до принятия нулевого меридиана в Гринвиче нулевая долгота проходила через Париж, точно через помещение церкви Сен-Сюльпис. И медная полоска, вмонтированная в пол, служила тому свидетельством, напоминала о том, что именно здесь пролегал некогда главный земной меридиан. И хотя в 1888 году Гринвич отобрал у Парижа эту честь, изначальная, самая первая линия Розы сохранилась по сей день».

И уже у самого выхода - озарение - вот что наметила посмотреть себе давным-давно...
Помните в «Двадцати тысяч лье под водой» профессор Аронакс рассматривает кают-компанию «Наутилуса»?
«Произведения искусства соседствовали с творениями природы. Водоросли, раковины и прочие дары океанской фауны и флоры, собранные, несомненно, рукою капитана Немо, занимали видное место в его коллекции. Посреди салона из гигантской тридакны бил фонтан, освещенный снизу электричеством. Края резко ребристой раковины этого исполинского двустворчатого моллюска были изящно зазубрены. В окружности раковина достигала шести метров. Стало быть, этот экземпляр превосходил размерами прекрасные тридакны, поднесенные Венецианской республикой Франциску I и служившие кропильницами в парижской церкви св.Сульпиция».

вот она!

фонтан перед церковью

и еще один взгляд...

Линия Розы - мистическое название меридиана, имеющего научное определение «нулевой меридиан». Этот термин также используется в отношении предполагаемой династии наследников Иисуса Христа и Марии Магдалины. Суть понятия Роберт Лэнгдон и Ли Тибинг объясняют Софи Невё во время их совместного пребывания в замке Шато Виллет. Места, которые посещают герои романа, находятся на разных Линиях Розы. Одно находится в Великобритании, второе - во Франции. В Париже линия проходит через Лувр, а затем через гномон в церкви Сен‑Сюльпис. Когда Роберт Лэнгдон и Софи Невё отправляются в Шотландию, в часовню Рослин, им кажется, что они оказываются на другой линии и что название часовни является сокращением от этого названия (Rosslyn от Rose line), Чтобы понять, что такое Линия Розы, мы должны представить себе Землю как центральную точку в окружении двенадцати зодиакальных знаков, подобно тому как зодиакальные созвездия окружают земную орбиту в космосе.

Постепенно разгадывая тайные ключи и коды Приората Сиона, мы обнаружим, что существует некая фиксированная линия «Север - Юг», именуемая Линией Розы, которая одновременно служит и навигационной картой, и солнечным календарем.

Именно этот принцип лежит в основе знаменитого солнечного гномона в парижской церкви Сен‑Сюльпис, куда Сайлас приходит в поисках замкового камня. В этой церкви в полдень в день зимнего солнцестояния солнечный луч, проникнув сквозь линзу в окне южного поперечного нефа, скользит по бронзовой полоске гномона, размеченной делениями, а затем проходит по полу церкви и упирается в мраморный обелиск в северном поперечном нефе. (См. Сен‑Сюльпис.)

Символ розы ветров был придуман в навигационных целях для помощи мореплавателям. Длинные концы этой восьмиконечной звезды указывают на север, юг, восток и запад, а маленькие - отмечают срединные направления. Северное направление розы ветров обычно обозначается символом fleur‑de‑lis. Это геральдический символ королевской династии. В эпоху Средневековья северное направление также носило название септентрион по числу семи звезд Большой Медведицы, которая указывает на Полярную звезду. С тех пор образ медведя присутствует в мифах о короле Артуре и Святом Граале и в шифрах Приората Сиона как символ стража или хранителя. Полярную звезду также называют Стелла марис, или Морская звезда, ее же связывают с образом Богородицы.

Таким образом, вероятно, отнюдь не случайно то, что Линия Розы, пересекающая Францию от Дюнкерка на севере и проходящая через Амьен, Сен‑Сюльпис в Париже, Бурж в эпицентре, затем через Каркасон и заканчивающаяся на юге в испанском городе Барселона, отмечена большим количеством соборов и церквей Богородицы, и почти в каждой имеется солнечный меридиан, подобный парижскому, что в церкви Сен‑Сюльпис.

Эти же символы встречаются в тексте загадочной поэмы Приората Сиона «Красный змей». В ней можно найти намеки на то, как и почему в парижской церкви Сен‑Сюльпис появился этот солнечный меридиан.

В конце XVII века новые научно‑технические изобретения позволили астрономам с большей точностью вычислить местонахождение нулевого меридиана, что дало возможность отказаться от устаревших методов. В 1672 году было завершено строительство Парижской обсерватории. Она была возведена на месте нового парижского нулевого меридиана, что поставило под сомнение значимость гномона церкви Сен‑Сюльпис.

См. также: Гномон в Сен‑Сюльпис, Приорат Сиона, Сен‑Сюльпис.

ЧАСОВНЯ РОСЛИН

Последнее место, в котором Софи Невё обнаруживает сведения о своей семье, было найдено благодаря стихотворной строчке ее деда Жака Соньера: «Грааль под древним Рослином вас ждет». Вместе с Робертом Лэнгдоном Софи отправляется в Шотландию, где совершает удивительное открытие. Вопреки популярному мнению часовня Рослин построена отнюдь не тамплиерами. Бедные рыцари Храма Соломонова не имеют вообще никакого отношения к этому знаменитому сооружению. Часовня Рослин была воздвигнута в XV веке на средства сэра Уильяма Сен‑Клера, графа Росли на и Оркни. Орден рыцарей храмовников был уничтожен за столетие до того, как в Шотландии заложили первый камень будущего собора кодов. Единственное, что как‑то связывает между собой часовню Рослин и тамплиеров, состоит в том, что штаб‑квартира тамплиеров в Шотландии располагалась на расстоянии всего нескольких миль от замка Рослин, а также в том, что клан Сен‑Клер свидетельствовал против них, когда в 1309 году группа рыцарей тамплиеров предстала перед судом в эдинбургском замке Холируд.

Часовня Рослин находится в нескольких милях южнее шотландской столицы. Сам Рослин попал в газетные заголовки совсем недавно, когда в институте Рослина была клонирована легендарная овечка Долли. Часовня является всемирно известным историческим памятником архитектуры, вдохновлявшим таким знаменитых поэтов, как Роберт Бернс, сэр Вальтер Скотт и Уильям Вордсворт. Кроме того, это действующая церковь с многочисленной паствой, где еженедельно проводятся службы.

Церковь в ее нынешнем виде весьма мало напоминает величественный собор, который планировалось построить. Более правильное ее название - «Коллегиальная община духовных лиц Святого Матфея». Считается, что клан Сен‑Клер, основавший часовню Рослин, предвидел, что со временем она превратится во внушительных размеров духовный центр. В замке Рослин когда‑то располагался средневековый скрипторий, где переводились и переписывались от руки книги из стран континентальной Европы. Резные украшения внутри часовни отчасти имитируют изысканные миниатюры средневековых часословов и бестиариев. Сказочные существа вроде драконов, единорогов, леших, львов и обезьян соседствуют здесь со святыми, рыцарями, королевами, средневековыми музыкантами и библейскими персонажами.

Название часовни отнюдь не восходит к словосочетанию Rose Line (Линия Розы), как утверждается в романе «Код да Винчи». На самом деле оно составлено из двух кельтских слов - ross (гора, холм) и lynn (вода). То есть в буквальном смысле Рослин - значит «холм у реки». Название идеально соответствует местности, Здесь река Эск огибает высокую гору, на которой высится замок Рослин.

За последние несколько лет появился ряд книг по так называемой альтернативной истории, в которых о часовне Рослин излагаются гипотезы одна другой интереснее. Высказывалось предположение, что Ковчег Завета Господня, Святой Грааль и тайные утраченные евангелия Христа, сокровища тамплиеров, а также набальзамированная голова Иисуса Христа спрятаны где‑то в церкви. Некоторые авторы утверждают, что часовня буквально нашпигована шифрами и символами тайных учений тамплиеров, а также символами братства вольных каменщиков. Местные жители часто шутят, что не удивятся, если в один прекрасный день кто‑нибудь заявит, будто лох‑несское чудовище и НЛО Розуэлла также спрятаны где‑то под часовней. Существует местная легенда о том, что Рослин таит в себе огромное сокровище, однако имеется в виду не часовня, а замок. Этот клад якобы оценивается в несколько миллионов долларов, и его охраняют темный рыцарь и белая дама‑призрак.

Действительно, тайное помещение под Рослином все‑таки существует. Это склеп семейства Сен‑Клеров. Здесь покоится прах многих поколений шотландских рыцарей, погребенных в доспехах и с оружием. Вход в гробницу часто упоминается в старинных летописях и находится под каменными кубическими глыбами в полу северного бокового нефа.

Проводить раскопки родовой гробницы Сен‑Клеров запрещено, поскольку Рослин является действующей церковью и представляет собой довольно ветхое сооружение, о котором долгое время никто должным образом не заботился. К тому же нет никаких точных свидетельств того, что под ней спрятано некое «тайное сокровище». Любые же раскопки внутри здания неизбежно приведут к его обрушению.

Действительно ли существует магическая линия между Рослином и Гластонбери, как это утверждает автор «Кода да Винчи»? Эти две точки на карте можно соединить при помощи линейки. Единственное более или менее значимое, что оказывается на этой линии, - это автострады М5 и М6. На полу храма вы не увидите никакой Соломоновой Звезды - это деталь целиком и полностью на совести Дэна Брауна. Любая божественная геометрия в архитектурной структуре часовни Рослин восходит не к Соломонову Храму и не к «тамплиерской кладке», а скорее повторяет восточные хоры собора Глазго, архитектура которого во многом схожа с архитектурой часовни. Вы не найдете здесь никаких колонн Боаз и Яхин, хотя внутри имеются три колонны, включая и знаменитую Колонну Подмастерья. Легенда рассказывает, что она была высечена из камня неким юным подмастерьем, который создал ее по образцу великолепной колонны, увиденной им во сне. Его наставник, мастер‑каменщик, который учился своему мастерству в Риме, преисполнился зависти. Он был настолько разгневан, что ударил своего ученика с такой силой, что лишил его жизни.

На любом участке поверхности часовни Рослин имеется огромное количество резных изображений, однако крипто‑логи занимаются их изучением лишь несколько последних лет. Дело в том, что далеко не каждый «код» может на самом деле оказаться кодом. Расшифровка кодов вовсе не означает, что будет найден вход в фамильный склеп Сен‑Клеров, поскольку его местонахождение хорошо известно. Существует предположение, что резьба на каменных кубах‑глыбах неким образом соответствует нотам средневековой песни, поскольку каждую арку венчает каменный ангел, играющий на музыкальном инструменте XV века.

Имя Сен‑Клер, упоминаемое в «Тайных досье» Приората Сиона, связано с Сен‑Клерами и Рослином только благодаря появлению книги «Святая кровь, Священный Грааль». Мари де Сен‑Клер - имя вымышленное, фиктивное, оно ни разу не упоминается в исторических документах. То есть такой женщины на самом деле никогда не существовало.

Часовня Рослин - воистину волшебное место. Это настоящая сокровищница средневековых изображений, дающая нам возможность понять мышление ученых, аристократов и художников Средних веков. Сен‑Клеры из Рослина - шотландские дворяне, соратники Уильяма Уоллеса и короля Роберта Брюса. Это была богатая и влиятельная семья, приближенная к шотландскому королевскому двору. Они также были посланниками Шотландии во Франции.

Часовня Рослин была построена в период наивысшего могущества Сен‑Клеров. Этот прекрасный храм полон многих чудес и вещей, значение которых нам еще предстоит разгадать.

См. также: «Тайные досье», Тамплиеры, Приорат Сиона.

БОЖЕСТВЕННАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Божественная геометрия - искусство передачи из поколения в поколение божественной мудрости при помощи геометрических форм, исполняющих роль символов. Это также форма искусства, используемая вот уже многие столетия, и особый язык общения между носителями тайн и теми, кто будет в них посвящен. Божественная геометрия считалась достоянием лишь немногих избранных, делом, понятным далеко не каждому простому смертному, чем‑то вроде сближения возвышенного и земного.

Тысячелетиями использовался этот тайный язык, который так любили греческие философы и математики, особенно Платон и Пифагор. Большая часть платоновского диалога «Тимей» посвящена трактату по божественной геометрии. В нем также содержится описание загадочного острова - Атлантиды - и много символизма, которым буквально пронизано это произведение Древние греки приписывали особые свойства и видели большую ценность в так называемых Платоновых твердых телах, наделяя их значением и определяя в рамках этого значения свое отношение к божественному и окружающему миру.

Классическим образцом использования божественной геометрии является каббалистика - философское и религиозно‑мистическое иудейское учение, которое претендует на понимание божественной сути. «Каббала» на древнееврейском означает «обретение», и к этому обретению была при‑частна группа избранных иудеев, познавших разновидность тайного языка, известного только посвященным.

Идея божественной геометрии занимает видное место в «Коде да Винчи» - она и в рассказе Лэнгдона о Храме Соломоновом, построенном на знании законов божественной геометрии, и в позе, которую принял умирающий Жак Соньер. Будучи ученым‑символогом, Лэнгдон отличался солидными познаниями в этой области.

См. также: Последовательность Фибоначчи, Золотое сечение, Золотой прямоугольник, Пентаграмма.

ЖАК СОНЬЕР

Жак Соньер - куратор Лувра и великий магистр Приората Сиона. Его убийство заставило Роберта Лэнгдона и Софи Невё пуститься в безумные приключения по расшифровке символов, дабы разгадать тайны Приората Сиона прежде, чем это сделают люди из «Опус Деи».

Давая своему герою имя Соньер, автор наверняка был вдохновлен тайной, окружавшей загадочного священника по имени Беранже Соньер, который в июне 1885 года получил церковный приход в церкви Святой Марии Магдалины в деревушке Ренн‑ле‑Шато.

Первые шесть лет своей службы молодой и привлекательный священник Соньер вел скромную жизнь, присущую сельскому захолустью, занимался охотой и рыбалкой и изучением истории родного края, о которой ему рассказывал аббат Анри Буде - священник из соседней деревни Ренн‑ле‑Бен. Соньер нанял себе в служанки деревенскую девушку по имени Мари Дерарно, которая вскоре прониклась к нему преданностью и унаследовала его имущество и секреты.

В 1891 году, вдохновленный романтическими рассказами Буде о местной истории, Соньер основал фонд для проведения довольно скромной реконструкции церкви, возведенной еще в 1059 году на развалинах старого вестготского святилища VI века. При проведении работ по обновлению алтаря он якобы нашел четыре старинных манускрипта, спрятанных в колоннах вестготских времен, поддерживающих алтарный камень. Эти таинственные манускрипты никто лично не видел, однако считается, что два из них содержат генеалогические таблицы, датируемые 1244 и 1644 годами. А два других представляют собой зашифрованные документы, составленные в 1780‑е годы Антуаном Бигу - предшественником Соньера на посту настоятеля церкви Святой Марии Магдалины.

Когда документы были расшифрованы, выяснилось, что они содержат некие таинственные послания. Соньер якобы заподозрил, что обнаружил нечто очень важное, и поговорил об этом с епископом Каркассона, который тут же посоветовал молодому кюре отвезти находки аббату Биель и Эмилю Оффе из парижской семинарии Сен‑Сюльпис, чтобы те внимательно с ними ознакомились. Во время своего пребывания в столице Соньер побывал в Лувре, где приобрел репродукции картин Пуссена и Тенирса. Эти художники имели некое отношение к расшифрованным документам.

По возвращении Соньера в Ренн‑ле‑Шато его поведение сделалось еще более странным. Прежде всего он продолжил восстановление церкви, раскопав древнюю мостовую и расчистив надписи на могильных плитах кладбища. Затем стал совершать долгие прогулки по окрестностям деревушки в обществе Мари Дерарно, собрав внушительную коллекцию не представлявших никакой ценности камней. Вскоре после этого он затеял обширную переписку практически со всеми странами Европы и открыл банковские счета в стратегически важных местах на юге Франции.

Позднее, в 1896 году, Соньер начал тратить внушительные суммы на реставрацию и украшение своей церкви загадочной символикой, а также построил новую дорогу и провел водопровод для жителей деревни. Он также построил особняк, который назвал Вилла Вифания, в котором практически никогда не жил. Здание виллы имело сложную, изысканную конструкцию. В нем, например, была зубчатая башенка, получившая название Тур‑Маг‑дала. Она была пристроена к склону горы, давая возможность любоваться из нее живописной панорамой раскинувшейся внизу долины.

Есть сведения, что этот считавшийся бедным священник из заштатного церковного прихода за последние двадцать лет своей жизни, завершившейся в 1917 году, потратил несколько миллионов долларов.

Огромные расходы Соньера предположительно привлекли внимание местных церковных властей, которые потребовали объяснить, откуда взялось богатство. Когда Соньер отказался открыть происхождение своего состояния, местный епископ обвинил его в незаконном проведении церковных ритуалов и присваивании денег. Церковный трибунал сместил Соньера с поста настоятеля деревенского прихода. Соньер обратился с апелляцией непосредственно в Ватикан, который отменил решение трибунала и вернул священнику его место и сан.

В январе 1917 года у Соньера случился удар, от которого он так и не оправился. День, когда он занемог, таинственным образом совпал с важным для членов Приората Сиона праздником - праздником церкви Сен‑Сюльпис, который - ну просто мистика! - совпадает с датой, начертанной на одном из надгробий кладбища.

Рассказывают, будто священник, пришедший исповедовать умирающего, отказался принимать слова покаяния, и 22 января Соньер умер без исповеди.

Вилла Вифания упоминается в «Тайных досье» как арка, или материнский дом, двадцати семи командоров Приората Сиона, живших по всей Франции. Более того, Пьер Плантар, великий магистр Приората Сиона, намекал на то, что Ренн‑ле‑Шато - это то самое тайное место, где хранятся архивы Приората. В пользу истинности этого слуха свидетельствует тот факт, что Плантар приобрел в Ренн‑ле‑Шато недвижимость.

Слухи о том, что Соньер якобы нашел клад, не утихают и сто лет спустя после его смерти, а охотники за сокровищами и по сей день продолжают прочесывать округу. Ничего существенного так пока и не обнаружено, и загадка находки Соньера по‑прежнему остается неразгаданной.

См. также: Пьер Плантар, Приорат Сиона, Сен‑Сюльпис.

ШЕХИНА

Это слово использует в своей лекции Роберт Лэнгдон, занимавшийся исследованиями роли секса как путеводной тропы к Богу. Лэнгдон пытается объяснить Софи Неве суть ритуала иерогамии, в котором участвовал ее дед Жак Соньер.

В Таргуме, арамейском переводе Библии, этим термином обозначаются признаки присутствия Бога среди людей. Тем не менее средневековые иудейские богословы и философы во избежание неверного антропоморфического толкования идеи, возникшего по причине специфического использования слова «иерогамия» в Талмуде и Мидраше, где совершенно ясно, что это понятие не тождественно Богу, ввели в обиход женский образ - шехину - роль которой была незначительной.

Эта отдельная сущность, в свою очередь, стала использоваться в некоторых каббалистических трактатах и учениях в значении «супруги Бога», придавая этому образу куда большую значимость. В каббалистике шехина может воссоединиться с Богом только при соблюдении всех божественных заповедей, провозглашая тем самым новый мессианский век.

См. также: Роберт Лэнгдон, Софи Неве.

САЙЛАС

Сайлас - член католической организации «Опус Деи», уверенный в том, что исполняет волю Бога, творя злодеяния, как описано в «Коде да Винчи». Он усмиряет плоть, носит так называемый пояс смирения и бичует себя до крови. Его имя не несет никакого скрытого смысла, однако заставляет вспомнить святого Силу, товарища святого Петра, упоминаемого в Деяниях (15:22) в числе «мужей, начальствующих между братиями».

См. также: Пояс смирения, «Опус Деи».

Как много мне надо было увидеть в Париже! У каждого свои причуды. Одной из моих причуд было - пройти по местам из книги моего любимого писателя Дэна Брауна «Код да Винчи». Я не отношусь к 60% людей, которые верят после прочтения книги в то, что Иисус Христос был женат на Марии Магдалине. Не хочу искать расхождений книги с реальностью. Просто люблю этого автора, и, исследуя Париж, припоминаю тексты любимых книг. Экскурсоводы, до проведения экскурсии по Собору Парижской Богоматери, предупреждают, что при сходстве исторических повествований, герои книги В. Гюго - вымышлены. Когда экскурсия заканчивается, обязательно кто - нибудь просит показать, где жил Квазимодо.
Роберт Лэнгдон, герой «Кода да Винчи», остановился в отеле Риц. Находится отель на Вандомской площади, которая представляет собой прямоугольный сквер на севере садов Тюильри и востоке церкви де Мадлен. Бронзовая витая колонна в центре площади построена в 1810 году Наполеоном в честь победы французской армии при Аустерлице.

На площадь выходят окна дорогих отелей, квартир и магазинов, включая главные бутики Картье, Шанель и Булгари. В том числе и отеля Риц.

Этот роскошный отель был построен в конце девятнадцатого века и открыт в 1910 году. С тех пор он очаровал многих писателей и художников: он вдохновил Пруста, Коко Шанель жила здесь на протяжении более 30 лет, а Эрнест Хемингуэй объявил это место раем. Отсюда уехала принцесса Диана, чтобы больше никогда не вернуться в этот мир.
В "Коде да Винчи" Роберт Лэнгдон проснулся в отеле Риц с декорированными фресками стенами, богато украшенными в стиле эпохи Возрождения, с креслами из позолоченного дерева времен Людовика XVI, в огромной кровати с балдахином.
У Дэна Брауна есть, наверно, много завистников, так как они начинают копаться в деталях и удивляются тому, что университетский профессор попадает в Риц, самый маленький номер которого стоит € 650 за ночь.
В "Коде да Винчи" убийца отправился в Сен-Сюльпис, чтобы найти краеугольный камень, спрятанный в церкви.
Кто-то стремится в эту церковь, желая посетить второй по размеру собор Парижа, кто-то - посмотреть на один из центров развития сюжета произведения «Код да Винчи», кто-то - увидеть французский меридиан. Что это за удивительное место, соединившее в себе десятки достопримечательностей? Это - французская церковь Сен-Сюльпис.

Сен-Сюльпис является одной из самых больших церквей в Париже. Но она была также одной из наименее посещаемых туристами. Репутации ее неважная - уродливая церковь. Есть даже название стиля - Сен-Сюльпис. Из-за книги, число посетителей резко возросло, пожалуй, даже слишком: приходской священник устал видеть в приходе "паломников в поисках истины". Вы не найдете здесь гранитный пол или склеп языческого храма, но церковь семнадцатого века(!) стоит посетить.

Из-за постоянной смены проектов строительства и других неприятностей церковь получилась асимметричной, башни-близнецы отличаются как по размеру, так и по внешнему виду. Они имеют разницу в высоте более пяти метров.

Находясь перед церковью Сен-Сюльпис, невольно вспоминаешь, для скольких известных авторов эта церковь была важной. По улицам, находящимся неподалеку от здания, ходили три мушкетера. В «20 тысяч лье под водой» Жюль Верн описал раковины, находящиеся в этом Соборе: «Произведения искусства соседствовали с творениями природы. Водоросли, раковины и прочие дары океанской фауны и флоры, собранные, несомненно, рукою капитана Немо, занимали видное место в его коллекции. Посреди салона из гигантской тридакны бил фонтан, освещенный снизу электричеством. Края резко ребристой раковины этого исполинского двустворчатого моллюска были изящно зазубрены. В окружности раковина достигала шести метров. Стало быть, этот экземпляр превосходил размерами прекрасные тридакны, поднесенные Венецианской республикой Франциску I и служившие кропильницами в парижской церкви св.Сульпиция».
Действительно, при входе в Сен-Сюльпис можно увидеть оригинальные кропильницы, сделанные из натуральных раковин, подаренные Франциску I Венецианской республикой.

А над входом расположен лучший из всех органов Франции, созданный еще в восемнадцатом столетии.

Если зайти в часовню, то можно полюбоваться фресками Делакруа «Битва Иакова с ангелом», «Святой Мишель, поражающий демона» и «Гелиодора из храма».

Из книги Дэна Брауна:
«Церковь Сен-Сюльпис не без оснований считалась самым эксцентричным историческим сооружением в Париже. Построенная на развалинах древнего храма египетской богини Исиды, она в архитектурном смысле являлась уменьшенной копией знаменитого собора Нотр-Дам. Святилище это посещали многие знаменитости - здесь бывали баптисты, маркиз де Сад, поэт Бодлер, здесь состоялась свадьба Виктора Гюго. В церковной школе были собраны документы, свидетельствующие о далеких от ортодоксальности взглядах многих ее прихожан, она же некогда служила местом встреч различных тайных обществ.
... В отличие от приветливого собора Нотр-Дам с его цветными фресками, позолоченной отделкой алтаря и искусной резьбой по дереву здесь было прохладно и строго, и Сен-Сюльпис напоминала убранством испанские соборы. Отсутствие декора зрительно увеличивало пространство. Сайлас удивленно глазел на деревянные ребра потолочных опор, и ему казалось, что он очутился под перевернутым вверх дном огромным старинным кораблем.

… Сен-Сюльпис, подобно большинству церквей своего времени, была построена в форме гигантского латинского креста. Удлиненная центральная ее часть, неф, вела к главному алтарю, где пересекалась со второй, более короткой частью, известной под названием трансепт, или поперечный неф готического собора. Пересечение это находилось точно под центром купола и считалось как бы сердцем церкви... ее самой священной и мистической частью.

В полутьме слабо поблескивала тонкая отполированная медная полоска, впаянная в серую гранитную плиту пола... золотая линия, на которую были нанесены деления, как на линейке. Гномон. Так называется столбик-указатель солнечных часов, язычники использовали его в качестве астрономического прибора. И со всего мира в церковь Сен-Сюльпис съезжались туристы, ученые, историки и язычники, специально чтобы поглазеть па эту знаменитую линию. Линия Розы.

Полоса разделяла престол надвое, затем пересекала церковь по всей ее ширине и заканчивалась в северном углу трансепта, у основания совершенно неожиданного здесь сооружения.
Колоссального древнеегипетского обелиска.

Здесь поблескивающая в темноте линия Розы образовывала вертикальный поворот под углом девяносто градусов, пролегала через «лицо» обелиска, поднималась на добрых тридцать три фута к окончанию его пирамидальной верхушки и там, наконец исчезла из виду.
... Медная полоска, включенная в камень, разделяла святилище точно по оси - с севера на юг. Она образовывала подобие древних солнечных часов, то был остаток языческого храма, некогда стоявшего на том же самом месте. Солнечные лучи, проникающие в отверстие в южной стене, перемещались по этой линии, отмечая время от солнцестояния до солнцестояния.
Полоска, проложенная с севера на юг, называлась линией Розы. На протяжении веков символ Розы ассоциировался с картами и проводниками путешественников. Компас Розы, изображенный почти на каждой карте, отмечал, где находятся север, восток, юг и запад. Изначально известный как роза ветров, он указывал направление тридцати двух ветров, в том числе восьми основных, восьми половинчатых и шестнадцати четвертичных. Изображенные на диаграмме в виде круга, эти тридцать две стрелки компаса в точности совпадали с традиционным изображением цветка розы из тридцати двух лепестков. По сей день этот главный навигационный прибор известен, как компас Розы, где северное направление всегда обозначается наконечником стрелы. Этот символ называли еще fleur-de-lis.
На глобусе линию Розы называли также меридианом, или долготой, - то была воображаемая линия, проведенная от Северного полюса к Южному. И этих линий Розы было бесчисленное множество, поскольку от любой точки на глобусе можно было провести линию долготы, связывающую Северный и Южный полюса. Древние навигаторы спорили лишь об одном: какую из этих линий можно называть линией Розы, иначе говоря, нулевой долготой, с тем, чтобы затем отсчитывать от нее другие долготы.
Теперь нулевой меридиан находится в Лондоне, в Гринвиче.
Но он был там не всегда.
Задолго до принятия нулевого меридиана в Гринвиче нулевая долгота проходила через Париж, точно через помещение церкви Сен-Сюльпис. И медная полоска, вмонтированная в пол, служила тому свидетельством, напоминала о том, что именно здесь пролегал некогда главный земной меридиан. И хотя в 1888 году Гринвич отобрал у Парижа эту честь, изначальная, самая первая линия Розы сохранилась по сей день».

А истинная история такова: в 1727 г. священник Сен-Сюльпис потребовал установить в церкви гномон (астрономический инструмент, вертикальный предмет, позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень) определить угловую высоту солнца), с целью точно определять время равноденствия и, следовательно, Пасхи. По полу церкви был проложен меридиан, который никогда не называли «Линией Розы», а в 1743 г. появился 11-метровый обелиск.

Этот гномон использовался также для научных исследований, и это его рациональное использование, как утверждают, спасло церковь от разрушения во время Французской революции.
Линия означает Парижский меридиан, который протянулся через город с севера на юг через Парижскую обсерваторию, через Люксембургский сад, проходит возле Лувра.

Парижский меридиан - линия видимая. Если смотреть под ноги гуляя по Парижу, меридиан можно увидеть: на всем протяжении в мостовую вмонтированы 135 бронзовых медальонов Араго. Медальоны - самый миниатюрный памятник в Париже, созданный в честь французского астронома Франсуа Жана Доминика Араго, который более точно определил положение меридиана в 1806 году. Такой памятник астроному в 1994 году создал голландец Ян Диббетс. Медальоны имеют в диаметре 12 см, надпись Араго и указатели север-юг.

Обожаю Брауна. Редко кому удается так приблизить свой вымысел к действительности, что после выхода книги и фильма, из мостовой Парижа некоторые медальоны были украдены.

Буквы P и S на окнах на обоих концах Сен-Сюльпис - это Св. Петр и Св. Сюльпис, два покровителя церкви, а не Приорат Сиона.
Братство в фильме утверждает, что в число его членов входили некоторые крупные исторические деятели, в том числе Леонардо да Винчи и Исаак Ньютон.
Реальность иная: это «Ассоциация закона 1901 года» создана в 1956 году. Ее основатель, обвиняемый в мошенничестве, признался перед французским судом в 1992 году, что создал с нуля это тайное общество, которое должно было посадить на трон Франции потомка Меровингов.
В "Коде да Винчи" история начинается в большой галерее Лувра, Жак Соньер был найден мертвым возле Моны Лизы Леонардо да Винчи. Так что, продолжение следует.

ЛИНИЯ РОЗЫ

Линия Розы - мистическое название меридиана, имеющего научное определение «нулевой меридиан». Этот термин также используется в отношении предполагаемой династии наследников Иисуса Христа и Марии Магдалины. Суть понятия Роберт Лэнгдон и Ли Тибинг объясняют Софи Невё во время их совместного пребывания в замке Шато Виллет. Места, которые посещают герои романа, находятся на разных Линиях Розы. Одно находится в Великобритании, второе - во Франции. В Париже линия проходит через Лувр, а затем через гномон в церкви Сен-Сюльпис. Когда Роберт Лэнгдон и Софи Невё отправляются в Шотландию, в часовню Рослин, им кажется, что они оказываются на другой линии и что название часовни является сокращением от этого названия (Rosslyn от Rose line), Чтобы понять, что такое Линия Розы, мы должны представить себе Землю как центральную точку в окружении двенадцати зодиакальных знаков, подобно тому как зодиакальные созвездия окружают земную орбиту в космосе.

Постепенно разгадывая тайные ключи и коды Приората Сиона, мы обнаружим, что существует некая фиксированная линия «Север - Юг», именуемая Линией Розы, которая одновременно служит и навигационной картой, и солнечным календарем.

Именно этот принцип лежит в основе знаменитого солнечного гномона в парижской церкви Сен-Сюльпис, куда Сайлас приходит в поисках замкового камня. В этой церкви в полдень в день зимнего солнцестояния солнечный луч, проникнув сквозь линзу в окне южного поперечного нефа, скользит по бронзовой полоске гномона, размеченной делениями, а затем проходит по полу церкви и упирается в мраморный обелиск в северном поперечном нефе. (См. Сен-Сюльпис.)

Символ розы ветров был придуман в навигационных целях для помощи мореплавателям. Длинные концы этой восьмиконечной звезды указывают на север, юг, восток и запад, а маленькие - отмечают срединные направления. Северное направление розы ветров обычно обозначается символом fleur-de-lis. Это геральдический символ королевской династии. В эпоху Средневековья северное направление также носило название септентрион по числу семи звезд Большой Медведицы, которая указывает на Полярную звезду. С тех пор образ медведя присутствует в мифах о короле Артуре и Святом Граале и в шифрах Приората Сиона как символ стража или хранителя. Полярную звезду также называют Стелла марис, или Морская звезда, ее же связывают с образом Богородицы.

Таким образом, вероятно, отнюдь не случайно то, что Линия Розы, пересекающая Францию от Дюнкерка на севере и проходящая через Амьен, Сен-Сюльпис в Париже, Бурж в эпицентре, затем через Каркасон и заканчивающаяся на юге в испанском городе Барселона, отмечена большим количеством соборов и церквей Богородицы, и почти в каждой имеется солнечный меридиан, подобный парижскому, что в церкви Сен-Сюльпис.

Эти же символы встречаются в тексте загадочной поэмы Приората Сиона «Красный змей». В ней можно найти намеки на то, как и почему в парижской церкви Сен-Сюльпис появился этот солнечный меридиан.

В конце XVII века новые научно-технические изобретения позволили астрономам с большей точностью вычислить местонахождение нулевого меридиана, что дало возможность отказаться от устаревших методов. В 1672 году было завершено строительство Парижской обсерватории. Она была возведена на месте нового парижского нулевого меридиана, что поставило под сомнение значимость гномона церкви Сен-Сюльпис.

См. также: Гномон в Сен-Сюльпис, Приорат Сиона, Сен-Сюльпис.

Из книги Исповедь диггера. Кровавые тайны метро-2 автора Строгов Даниил

Линия 1 – Кремль.– Библиотека им. Ленина (для эвакуации в подземный город в Раменках всех читателей, находящихся в момент сигнала «Атом» в залах; может быть, Кремлевская станция и Библиотека – это одна и та же станция).– Дом с башенкой на Смоленской площади проекта

Из книги Газета Завтра 826 (38 2009) автора Завтра Газета

Линия 2 Была сдана в начале 1987 года. Длина 60 км (своего рода это своеобразный мировой рекорд по метротоннелям). Берет начало от самого Кремля, идет на юг параллельно Варшавскому шоссе, проходит Видное и сразу выходит в правительственный пансионат «Бор» (там запасной

Из книги Газета День Литературы # 100 (2004 12) автора День Литературы Газета

Линия 3 Она была закончена где-то в начале 1987 года. Приличная длина 25 км. Начинается от Кремля, потом Лубянка (скорее всего, есть станция у Большого театра, поскольку из фонтана на Театральной площади можно попасть в тоннель Метро-2), штаб ПВО Московского военного округа на

Из книги Путешествие по Советской Армении автора Шагинян Мариэтта

Яна Бегнетова АЛЫЕ РОЗЫ ЗА КРАСНЫЙ ДИПЛОМ Студенческие годы прекрасны. Институт, в котором, в сущности, не так уж плохо (по крайней мере, веселее, чем в школе), компании друзей и сокурсников, наивная беззаботность, неисчерпаемая вера в свои силы… И, что немаловажно, -

Из книги Статьи автора Доде Альфонс

Станислав Куняев ЧЁРНЫЕ РОЗЫ ГЕФСИМАНСКОГО САДА К 65-летию со дня рождения Татьяны ГЛУШКОВОЙ Время от времени перебирая свой архив, я каждый раз задумывался: а стоит ли печатать свою переписку с Татьяной Михайловной Глушковой? Нелогичный финал наших

Из книги Фантастика 1986 [антология] автора Дружинина Валерия

Розы и песни Музыка и театр - это вечер в городе, искусственное солнце электрических ламп.Фабричный гудок - это утро в городе. Последний свой день в Ереване начинаем с первым утренним светом, в машине, свернув от улицы Абовяна к городским закоулкам, чтоб посмотреть легкую

Из книги Рожденные телевизором автора Тарощина Слава

«БУТОН РОЗЫ» ЭМИЛЯ ЗОЛЯ Между публикой Пале-Рояля и автором «Бутона розы» произошло недоразумение, и его надо рассеять.После двадцати лет напряженного труда, усидчивого, тяжелого, беспрерывного, Эмиль Золя добился известности. Слава его возникла бурно, внезапно,

Из книги В стране странностей автора Кублицкий Георгий Иванович

Валерия Дружинина ЭФФЕКТ РОЗЫ КУЛЕШОВОЙ Лет двадцать назад стал широко известен и журналистам, и ученым, и читателям популярных журналов эффект кожного зрения. Глаз человека давно уже перестал быть вещью в себе. Свет в зрительной клетке - колбочке или палочке -

Из книги Литературная Газета 6388 (№ 41 2012) автора Литературная Газета

Время и место Розы Сябитовой Нечеловеческая жара отменила традиционное деление общества на правых и левых, либералов и консерваторов, охранителей и оппозиционеров, прочертив демаркационную линию между теми, у кого есть кондиционеры, и теми, у кого их нет. Эти две России

Из книги На перекрестке веков автора Ненашев Александр Константинович

Розы в штабелях Один из главных цветочных аукционов страны - в городе Алсмере. Он расположен примерно в часе езды и от Амстердама, и от Харлема, и от Лейдена.В Алсмере в эту летнюю пору продавали и покупали нежнейшие розы «баккара» и восхитительные орхидеи. Милые

Из книги Газета Завтра 17 (1066 2014) автора Завтра Газета

Варенье из лепестков крымской розы Варенье из лепестков крымской розы ОДНАЖДЫ С АЛИСОЙ ДАНШОХ Часть II. Первая опубликована в № 38. Однажды, разглядывая на выставке картину Константина Коровина "На берегу моря", я совершила путешествие в прошлое. Эта коровинская работа

Из книги Конец года. Фаблио (сборник) автора Меркушев Виктор Владимирович

Розы под голубым куполом Каждого, кто когда-либо прочел стихи Саади и Хафиза, уже никогда не покидает желание хоть однажды побывать в местах, где они родились, жили и творили. Вот почему, когда наша машина, преодолев последний горный перевал на многодневном пути, вдруг

Из книги Советское детство автора Раззаков Федор

Розы и грёзы Галина Иванкина 24 апреля 2014 0 Культура Серебряный век и Александр Головин в ЦДХ "Старинные розы Несу, одинок, В снега и в морозы, И путь мой далёк". Александр Блок. Почему именно розы - в эпиграфе и даже в названии? Только ли потому, что при входе на выставку

Из книги Уфимская литературная критика (сборник) автора Байков Эдуард Артурович

Осенние розы Для сокровенного не существует подходящих слов. Как нет их и для того, чтобы объяснить – почему любишь, за что ненавидишь; отчего так волнует утренняя дымка над мокрым лугом и зачем манят куда-то протяжные гудки убегающих вдаль поездов. Наверное, могут

Из книги автора

В детском саду распускаются розы… В системе советского дошкольного воспитания главное место занимали ясли-сады. Отметим, что если в 1960 году их число в СССР было равно 43 569, то в 1970-м яслей-садов стало 83 100, а пять лет спустя - 99 392. Читаем в Большой советской энциклопедии:«…С

Из книги автора

Шипы и розы литератора Вниманию читателей предлагается интервью уфимского журналиста Фирдауса Зиганшина с ответственным секретарем республиканской газеты «Истоки», писателем Эдуардом Байковым.– Эдуард Артурович, у нас, в республике, Вы слывете маститым литератором

Линия Розы – мистическое название меридиана, имеющего научное определение «нулевой меридиан». Этот термин также используется в отношении предполагаемой династии наследников Иисуса Христа и Марии Магдалины. Суть понятия Роберт Лэнгдон и Ли Тибинг объясняют Софи Невё во время их совместного пребывания в замке Шато Виллет. Места, которые посещают герои романа, находятся на разных Линиях Розы. Одно находится в Великобритании, второе – во Франции. В Париже линия проходит через Лувр, а затем через гномон в церкви Сен-Сюльпис. Когда Роберт Лэнгдон и Софи Невё отправляются в Шотландию, в часовню Рослин, им кажется, что они оказываются на другой линии и что название часовни является сокращением от этого названия (Rosslyn от Rose line), Чтобы понять, что такое Линия Розы, мы должны представить себе Землю как центральную точку в окружении двенадцати зодиакальных знаков, подобно тому как зодиакальные созвездия окружают земную орбиту в космосе.

Постепенно разгадывая тайные ключи и коды Приората Сиона, мы обнаружим, что существует некая фиксированная линия «Север – Юг», именуемая Линией Розы, которая одновременно служит и навигационной картой, и солнечным календарем.

Именно этот принцип лежит в основе знаменитого солнечного гномона в парижской церкви Сен-Сюльпис, куда Сайлас приходит в поисках замкового камня. В этой церкви в полдень в день зимнего солнцестояния солнечный луч, проникнув сквозь линзу в окне южного поперечного нефа, скользит по бронзовой полоске гномона, размеченной делениями, а затем проходит по полу церкви и упирается в мраморный обелиск в северном поперечном нефе. (См. Сен-Сюльпис.)

Символ розы ветров был придуман в навигационных целях для помощи мореплавателям. Длинные концы этой восьмиконечной звезды указывают на север, юг, восток и запад, а маленькие – отмечают срединные направления. Северное направление розы ветров обычно обозначается символом fleur-de-lis. Это геральдический символ королевской династии. В эпоху Средневековья северное направление также носило название септентрион по числу семи звезд Большой Медведицы, которая указывает на Полярную звезду. С тех пор образ медведя присутствует в мифах о короле Артуре и Святом Граале и в шифрах Приората Сиона как символ стража или хранителя. Полярную звезду также называют Стелла марис, или Морская звезда, ее же связывают с образом Богородицы.

Таким образом, вероятно, отнюдь не случайно то, что Линия Розы, пересекающая Францию от Дюнкерка на севере и проходящая через Амьен, Сен-Сюльпис в Париже, Бурж в эпицентре, затем через Каркасон и заканчивающаяся на юге в испанском городе Барселона, отмечена большим количеством соборов и церквей Богородицы, и почти в каждой имеется солнечный меридиан, подобный парижскому, что в церкви Сен-Сюльпис.

Эти же символы встречаются в тексте загадочной поэмы Приората Сиона «Красный змей». В ней можно найти намеки на то, как и почему в парижской церкви Сен-Сюльпис появился этот солнечный меридиан.

В конце XVII века новые научно-технические изобретения позволили астрономам с большей точностью вычислить местонахождение нулевого меридиана, что дало возможность отказаться от устаревших методов. В 1672 году было завершено строительство Парижской обсерватории. Она была возведена на месте нового парижского нулевого меридиана, что поставило под сомнение значимость гномона церкви Сен-Сюльпис.

См. также: Гномон в Сен-Сюльпис, Приорат Сиона, Сен-Сюльпис.