Где находятся дельфы. Храм Аполлона в Дельфах: от древних мифов до наших дней

По всей Древней Греции строили храмы Аполлона - покровителя искусств и врачевателя, но только в Дельфах построили храм в честь Аполлона-предсказателя. Дельфийский оракул, изрекавший предсказания в обмен на дары храму, прославил город на весь античный мир, а город Дельфы сделал местом паломничества царей.

От храма Аполлона Пифийского в Делъфах мало что сохранилось до наших дней. Святилищу катастрофически не везло: сначала оно было уничтожено страшным пожаром, затем восстановлено, но вновь разрушено сильным землетрясением. Суеверные греки, а за ними и римляне восстанавливали храм, желая сохранить убежище Аельфийского оракула.

ГОРОД ВЕЛИКОГО ПРОРИЦАТЕЛЯ

Здесь, в Дельфах, находился сам великий Дельфийский оракул - прорицатель и ясновидец, живший в особом помещении при храме Аполлона Пифийского. Покой оракула - одного из главных прорицалищ в эллинском мире - оберегала жрица-пифия.

ГородДельфы занимал почетное место в древнегреческой провинции Фокида: здесь находился храмовый комплекс, центром которого был самый уважаемый оракул Древней Греции.

Упоминание о Дельфах содержится в поэме Гомера «Илиада», где он именуется Пифо. Пифоном в древнегреческой мифологии назывался дракон, охранявший вход к оракулу до того, как это место было занято Аполлоном. Согласно древнейшим мифам до оракула Аполлона на месте будущих Дельф находились оракулы других божеств: Геи - богини Земли, богини Фемиды, бога Посейдона. Бог Аполлон победил Пифона и сложил его останки в святилище. Впоследствии город некоторое время именовали Пифоном (обратившимся в тлен).

Одолев дракона, Аполлон приказал другим мифологическим персонажам - архитекторам Трофонию и Агомеду - построить здесь храм во славу самого бога.

Оракул в храме Аполлона пользовался неслыханным авторитетом: с ним советовались цари не только Греции, но и Лидии, Фригии, страны этрусков. Законы Ликруга (полумифического древнеспартанского законодателя), по которым жила Спарта, были приняты лишь после одобрения все тем же оракулом. И без его поддержки не было бы сегодня Олимпийских игр. По указанию оракула были основаны новые греческие колонии, причем он подсказывал время и место их основания. Ничего мистического в этом не было: жрецы оракула были людьми с прекрасным образованием и всегда вставали на сторону сильного.

В VII-VI вв. до н. э. Дельфы стали культовым местом всей Древней Греции. Роль священного места еще более возросла, а влияние Дельф вышло далеко за границы древней Эллады, когда с начала VI в. до н. э., после Первой священной войны (дельфийская знать боролась за большую автономию от государства) в городе раз в четыре года стали проводиться Пифийские игры. На это время устанавливалось священное перемирие, в Дельфы стекались толпы паломников и торговцев, происходили шумные ярмарки и собрания. Благодаря приношениям богомольцев Дельфы скопили огромные богатства.

Однако с конца V в. до н. э. влияние Дельф начало ослабевать. В 80-е гг. I в. до н. э. Дельфы были осаждены фракийцами, впоследствии захватившими город и разграбившими чудесные храмы. Но любовь греков к Дельфам, их священный трепет перед оракулом были столь велики, что уже в конце I в. храм в Дельфах был восстановлен.

Императоры Древнего Рима понимали значение оракула и, покорив Грецию, действовали от его имени вплоть до III в., когда Дельфы были разграблены галлами.

Закат славы оракула и Дельф совпал с эпохой падения Рима. Примерно в 390 г император Феодосии I (346-395 гг.) - последний император единой Римской империи и фанатичный христианин - запретил языческие культы, а заодно с ними - Дельфийского оракула.

Это означало полный закат Дельф: город покинули люди, дома были разобраны для других построек, сохранилось совсем немногое.

Систематические раскопки в Дельфах начались в конце XIX в., причем этому мешали не местные власти, а крестьяне деревни Кастри: они жили в домиках, целиком построенных из фрагментов древних построек. В 1892 г. французская археологическая школа в Афинах смогла приступить к раскопкам, лишь предварительно перенеся деревню Кастри на 1,6 км к западу.

Руины древнего города Делъфы расположены в Центральной Греции, примерно в 7 км севернее Коринфского залива на южном склоне горы Парнас. Остатки построек разбросаны по горной лощине, над которой возвышаются две трехсотметровые скалы Федриады, сходящиеся под тупым углом выше Делъф. Здесь же находится Кастальский ключ, что протекает восточнее святилища и впадает в реку Плейст.

ДЕЛЬФИЙСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ

Храмы, сокровищницы, стоя (галерея-портик),театр-стадион и другие сооружения объявлены археологическим заповедником и включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Место для города древние эллины, в характере которых удивительным образом сочеталась богобоязнь с расчетливостью, подобрали так, чтобы он внушал благоговейный ужас паломникам. Окружающие город горы угрюмы и величественны. Уже приближаясь к Дельфам, паломники ощущали странную тяжесть: им казалось, что горы давят на них, заставляя преклонить колени перед могуществом богов. Много позднее, во время археологических раскопок, ученые отмечали прекрасную, почти музыкальную гармонию, в которой городские строения сочетались с горным рельефом.

Дельфийский храмовый комплекс был обнесен со всех сторон стенами и в плане напоминал неровный прямоугольник, круто поднимавшийся по склону горы к северу. Главный вход находился в юго-восточном углу, от него начиналась Священная дорога, зигзагом поднимавшаяся по склону, вымощенная мраморными плитами и с обеих сторон уставленная памятниками.

Здесь сохранились руины сокровищниц афинян, жителей Сикиона, Книд и островитян с Сифноса: все они предназначались для хранения даров божеству. От построек остались только фундаменты да несколько скульптурных фризов, изображающих легендарные подвиги Геракла и Тесея. Самая любопытная находка - текст древнего гимна Аполлону с нотами.

Главное святилище города - храм Аполлона - к началу раскопок был так разрушен землетрясениями, пожарами и грабителями, что к моменту его обнаружения сохранился только фундамент. Но при раскопках удалось восстановить одну колонну полностью и семь - частично.

Согласно мировоззрению древних греков именно Дельфы находились в центре Вселенной. Чтобы все - даже самые неграмотные - знали об этом, точное место «центра земли» было отмечено Омфалом: камнем, в форме половины яйца, обвитым повязками. В переводе с греческого «омфал» - «пуп». По легенде, именно в этом месте встретились два орла, посланные Зевсом с западного и восточного концов Земли, достигнув, таким образом, ее центра. Омфал находился в целле - внутреннем помещении храма.

Оракулу задавали вопросы в середине храма, где находилась расщелина, из которой поднимались удушливые испарения и над которой был установлен жертвенный треножник. Пифия располагалась на треножнике, вдыхала пары, впадала в транс, выговаривала слова, которые считались внушенными Аполлоном и принимались за пророчество. Жрецы записывали речи пифии и составляли ответы в стихотворной форме, которые и сообщали тем, кто заказал прорицание в обмен на дары храму.

От стадиона, где проводились Пифийские игры и устраивались музыкальные фестивали, сохранилась беговая дорожка с разметкой и ряды каменных скамей для 7 тыс. зрителей.

Кроме самого оракула, храмов и городских построек Дельфы известны тем, что неподалеку от города струится из-под земли Кастальский ключ - источник чистой родниковой воды на горе Парнас.

Для Дельф Кастальский ключ имел вполне практическое значение: в нем совершали ритуальное омовение паломники при посещении Дельф, атак-же пифия - всякий раз, прежде чем приступить к прорицаниям.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Сохранившаяся на стенах стадиона надпись V в. до н. э. категорически запрещает под угрозой штрафа в пять драхм приносить на стадион молодое вино.

■ Национальный греческий парк на горе Парнас был основан в 1938 г. и является одним из старейших и крупнейших парков страны, где произрастают кефалонийские ели.

■ Стихотворные ответы оракула составлялись жрецами нарочито двусмысленно, что давало возможность впоследствии предлагать различные толкования.

■ В Дельфы привозили множество драгоценных даров, посвященных Аполлону. Огромные сокровища находились под защитой Дельфийской амфиктионии и использовались жрецами для проведения крупных кредитно-ссудных операций по всему Восточному Средиземноморью.

■ Сведения античных авторов о пифии на треножнике и расселине с одурманивающими испарениями в настоящее время считаются недостоверными: раскопки в Дельфах не подтвердили существование расселины, а геологические исследования доказали невозможность в этом месте подземных испарений.

■ С Кастальским ключом связан миф о боге Аполлоне - покровителе искусств и муз: считалось, что источник священный, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам. Мифы рассказывают, что давным-давно в источник бросилась дельфийская нимфа Касталия - дочь речного бога Ахелоя, стремившаяся избежать навязчивых ухаживаний Аполлона.

■ На одной из классических колонн гимна-сия, которые были заново использованы при строительстве монастыря, вырезал свое имя английский поэт-романтик лорд Байрон (1788-1824 гг.), когда посещал Дельфы.

■ Дельфийский метод, или метод «Дельфы» - способ экспертной оценки будущего или экспертного прогнозирования, разработанный американской исследовательской корпорацией РЭНД.

■ В честь нимфы Касталии и Кастальского источника назван астероид (646) Касталия, открытый в 1907 г.
■ Название скал Федриады в переводе с древнегреческого означает «Сияющие».

■ Изначально пифию выбирали из числа юных девушек, которые обязаны были всю жизнь блюсти невинность. После того как одна из них нарушила этот закон, в пифии стали выбирать женщин в возрасте.

■ Несмотря на уважение, что испытывали римляне к Дельфам и оракулу, они нанесли существенный ущерб постройкам: римский полководец Сулла конфисковал сокровища храма в 86 г. до н. э., чтобы выплатить жалованье солдатам, а император Нерон (37-68 гг.) вывез оттуда 500 статуй.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Природные: гора Парнас, Кастальский ключ, скалы Федриады.
■ Исторические: храм Аполлона Пи-фийского (VI в. до н. э., перестроен в IV в. до н. э.), сокровищницы сифнийцев (около 525 г. до н. э.) и афинян (начало V в. до н. э.), стоя (галерея-портик) афинян (478-475 гг. до н. э.), театр (II в. до н. э.), Мармария, или священный участок Афины с фундаментами старого (конец VII в. до н. э.) и нового (конец VI в. до н. э.) храмов Афины Пронайи, а также круглая гробница - фолос (начало IV в. до н. э.), стадион (VI в. до н. э.), гимнасий (VI-V вв. до н. э.), подпорная стена (после 548 г. до н. э.), «Аканфова колонна» (около 400 г. до н. э.), алтарь Аполлона (около 518 г. до н. э.), бронзовая фигура возничего (около 470 г до н. э.).
■ Культурные: Дельфийский археологический музей, Музей имени Сикелианоса.

Атлас. Целый мир в твоих руках №235

Однажды Зевс послал с разных краев света двух орлов, по преданию, птицы тем самым должны были показать, где же центр мира. Встретились пернатые на территории современного западного склона горы Парнас на высоте в 700 метров над уровнем моря. Именно здесь, в прекрасной Греции , и был заложен город Дельфы. В наши дни от того города остались лишь руины.

Легенда гласит, что город с самого начала восхищал своей святой мощью. Его прозвали оракулом – местом, где можно получить предсказания. Часть города Дельфы принадлежала богине Земли Гее, та в свою очередь передала ее другому божеству. Так и переходила земля из рук в руки разных мифических героев: Фемиде, Апполон, Поседон.

В VII-VI веке до н. э. роль священного места возросла. Племена, проживавшие на этих территориях, всегда приходили сюда для того, чтобы узнать ответ на интересующий их вопрос или сделать подношение богам.

В Дельфы начали проводить Пифийский игры . Мероприятия стало второе по значимости после Олимпийских игр. Проводились спортивные и творческие соревнования. Игры принесли городу большую популярность и дали толчок в развитии.

Достопримечательности Дельфы включают в себя:

Храм Аполлона.
Лишь несколько вертикальных столбов говорят о некогда существовавшем на этом месте здании. Археологами было установлено, что это сооружение являлось храмом. Здесь проводили священные обряды. В одной из комнат хранились списки участников Пифийских игр. История гласит, что храм возвели на пожертвования, которые собирались по всей стране. Здание было прямоугольной формы с рядами колонн с каждой из сторон. Украшением служили изображения различных сюжетов из мифологии Греции.
Известно, что здесь находился омфал – предмет, похожий на монолитную глыбу, символизировал собой «Пуп земли». В Археологическом музее Дельфы хранятся некоторые фрагменты храма Аполлона, которые были найдены при раскопках.

Сокровищница афинян.
Небольшое строение использовали для хранения различных трофеев и наград за важные сражения. На стенах здания можно увидеть множество надписей, которые описывают различные праздники и обычаи тех лет. Изнутри стены покрывают тексты с описанием важных дат из жизни города. Записи велись примерно с III века до н. э.

Полигональная стена.
Одна из частей стены была построена с целью защиты от падающих камней, а другая возведена для укрепления почвы и очерчивала границы храма. Вдоль всей поверхности написано около 800 различных текстов.

Портик афинян.
Портик был построен, прислоняясь одной из сторон к полигональной стене. Неподалеку располагалось место жертвоприношения и храм. На сооружении виднеется надпись: «Афиняне воздвигли портик и оружие и статуи, изгнав врагов». Благодаря тексту, ученым удалось определить, что эта постройка основана в 478 году до н. э.

Сокровищница сифносцев.
Небольшое здание, напоминающее храм, было возведено для хранения пожертвований сифносцев. Вместо колонн здесь были построены две статуи девушек. В наше время от сооружения сохранился только фундамент. В Археологическом музее Дельф также можно увидеть различные фрагменты орнамента сокровищницы.

Дельфийский театр.
Некогда здесь проводились соревнования в Пифийских играх по творчеству: пение, игра на музыкальных инструментах. Общая вместимость равна примерно 5 тысячам мест и около 35 рядов. Между рядами есть небольшие проходы. Время сильно «потрепало» театр – архитектурные детали сооружения до сих пор находят в разных частях Дельфы.

Священная дорога.
Паломники и посетители подходили к храму по Священной дороге. Некогда на первом отрезки пути располагались статуи; вдоль второго участка были установлены сокровищницы, а финальная ее часть была украшена «выставкой» подношений городу.

Античный стадион Дельфы.
Стадион был построен для проведения здесь Пифийских игр. Именно здесь проводили спортивную часть этих соревнований. Стадион был рассчитан примерно на 5 тысяч посадочных мест, изначально люди сидели на земле, но впоследствии были созданы каменные скамейки. Расположили площадку на склоне. Вход был представлен несколькими арками, через которые проходили судья и сами спортсмены.

Толос Афины Пронои. Эта достопримечательность стала символом города Дельфы. Однако учеными не установлено, с какой целью было построено это сооружение. Возвышается строение между храмом Афины и сокровищницей массилийцев. Здание представлено круговой колоннадой из 20 столбов. При осмотре памятника, в архитектуре можно заметить нескольких цветов. Это было связано с тем, что при строительстве использовались разные материалы. Детали декора можно подробнее изучить в музее Дельфы.

Все перечисленные достопримечательности являются лишь частью из тех, что можно увидеть. Прогулка по территории Дельфы может стать поистине прекрасным времяпрепровождением для любого посетителя. Древний город включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Добраться до Дельфы можно на автобусе из Афин. Время в пути составит примерно 3 часа.

Отдыхая в Греции, обязательно найдите возможность совершить путешествие в Дельфы – город, который древние греки считали «пупом земли». Богатое историческое наследие здесь тесно связано с туристической инфраструктурой, несмотря на то, что сам город – это по сути две главные улицы с отелями, ресторанами, кафе, уютными тавернами и клубами.

Не очень большие размеры отнюдь не умаляют красоты бывшего религиозного центра Греции. Дельфы, раскинувшиеся у подножья горы Парнас – завораживающие зрелище, проникнутое загадочностью глубины веков.

Находящееся здесь святилище Аполлона за долгие века собрало и по сей день хранит уникальные произведения архитектуры, великолепные статуи из бронзы и мрамора, бесценные эпиграфические памятники.

Аполлон

Бога Аполлона можно назвать одним из самых аполитичных и популярных божеств Древней Греции – красавец-лучник крайне редко ввязывался в конфликты других жителей Олимпа, свои проблемы тоже решал сам, и не забывал помогать смертным.

Славянам Аполлон интересен тем, что один из его учеников, называемый в мифах Абарис Эйвар и прославленный за свои умения во врачевании, был выходцем из Гипербореи - таинственной страны на северо-востоке, где солнцеликий бог проводил целых четыре месяца в году.

Впрочем, Аполлон отличался не только в стрельбе из лука - одним из основных талантов брата Артемиды было прорицание. Причем свой дар он не только использовал лично, но и активно одалживал смертным, передавая свои пророчества через прорицательниц-пифий в Дельфах, сделав тем самым Дельфы одним из основных культурных центров сначала греческой, а затем и римской цивилизации. Сегодня, всё что осталось от некогда великого города - это руины и археологические раскопки, однако еще два тысячелетия назад отсюда диктовалась политика всего цивилизованного мира.

Читаем мифы Древней Греции и вместе путешествуем по местам, с которыми они тесно связаны.

Если вас интересует где находится гора Олимп в Греции, прочтите нашу о том, что теперь представляет из себя древнее жилище богов, как лучше добраться до Олимпа и что можно здесь увидеть.

Где находятся Дельфы и храм Аполлона

Дельфы находятся на в номе Фокида в центральной части страны, в 178 км от столицы Греции, между Коринфским заливом и горной цепочкой Парнасос.

Столица нома – Амисса, экономический центр Фокиды, но туристы тут не задерживаются, предпочитая осматривать достопримечательности города Дельфы и многочисленные горные вершины, морские заливы и колоритные уголки Фокиды.

В летние месяцы тут почти не бывает дождей, господствует средиземноморский климат, наиболее жаркие месяцы – июль-август, когда температура может подниматься выше 30 градусов. Пляжи с мелким песком окружены оливковыми рощами, а пляжный сезон длится с конца мая по октябрь включительно.

Древний город Дельфы расположен на юго-западе Фокиды на высоте 700 м над уровнем моря, почти в 10 км от коринфского залива.

Тут проводились знаменитые Пифийские игры, оглашал свои предсказания Дельфийский оракул, амфитеатр развлекал в IV веке до н.э древних жителей.

В святилище Апполона (VI – IV в.в до н.э.) хранился монумент Омфалос, сделанный из куска мрамора и символизирующий место, откуда и появилось все существующее земле. Сегодня здесь можно увидеть хорошо сохранившиеся руины этих и многих других исторических жемчужин.

Местный археологический заповедник в восточной части городка познакомит с остатками древних сокровищниц сифинийцев и эолийцев, мраморной сокровищницей афинян, храмами Афины и Геи.

В Дельфах можно очиститься и омолодиться у Кастильского источника (территория ущелья Федриад к востоку от святилища Аполлона) и постоять у прекраснейшего памятника архитектуры древности – толоса Афины Пронайи.

С Дельфами связаны самые значительные мифы и загадки Древней Греции.

Мифы о Дельфийском оракуле

Началось всё с того, что Боги поделили Землю. Кончено, в ту пору грекам была известна только юго-восточная Европа, Средиземное, Чёрное и Азовское моря и совсем немного Северной Африки, включая Египет, так что делили исключительно их.

Сам дележ, по Эсхилу, вышел крайне впечатляющим и стал основанием для полноценных войн богов, однако Дельф это не коснулось - права на городок и ближайшую гору предъявила сама Гея, прародительница почти всех участников Титаномахии.

Кусочек был лакомый, однако все прочие претенденты предпочли сдержать справедливый порыв и вскоре Гея уже обживалась на новом месте.

Именно в Дельфах она познакомилась с лесной нимфой Дафной, которая и стала первой прорицательницей Геи, причем идея оказалась настолько хороша, что вскоре появился целый комплекс строений, а число прорицателей и их прислуги возросло многократно. Небожительница даже создала огромного дракона по имени Пифон, который и защищал это место от притязаний смертных.

Впрочем вскоре, этот клочок земли Гея отдала своей дочери, Фемиде, незадолго до того, как последняя была выдана замуж за Зевса.

Самой Фемиде, как богине правосудия, предсказания скорее мешали, так что подарок был не то, чтобы очень востребованным, однако молодая богиня нашла решение - она передала Дельфы своей сестре Фебе, которая с благодарностью его приняла. Именно Феба в конце концов и подарила Дельфы Аполлону, как своему любимому внуку.

Изложенное основано на работах Эсхила, а так как древние греки не отличались постоянством – оно может не соответствовать представлениям других эпох.

Так, существует (и весьма популярна среди экскурсоводов) версия, в которой святилище Аполлон не принял в дар, а отбил у Пифона в жаркой схватке, и первыми прислужниками стали спасенные Аполлоном от потопления моряки.

Версия Эсхила была выбрана лишь как наиболее подробная, классическая и непротиворечивая. Впрочем, это не мешает ей оставаться сказкой - реальность была несколько более приземленной, хотя и довольно экстравагантной.

Противоречивая история

Откинув в стороны все мифические особенности, из работы Эсхила можно вынести следующее - когда-то в Дельфах поклонялись не Аполлону, а другому божеству, но при этом уже тогда жрецы выдавали пророчества. Что вполне совпадает с результатами раскопок - первое святилище, принадлежащее именно Аполлону, было построено в Дельфах в конце VII века до н. э., но вот первое строение вообще появилось там еще за четыреста лет до этого.

Гомер в своих трудах также называет его святилищем «Феба» (одно из прозваний Аполлона), однако сам автор жил столетия спустя и отсутствием воображения не страдал, так что опираться на его труд целиком и полностью будет неразумно.

Достоверной информации о доаполлонских Дельфах – нет, но если попробовать опереться на древнегреческие труды (в частности, на того же Гомера и, с уже большей долей доверия, Геродота), можно понять, что еще в XI-X веках до нашей эры в Дельфах уже было святилище с полным набором жрецов.

Павсаний (автор одного из первых адекватных описаний Древней Греции), вообще упоминает о четырех храмах Пифоса, которые сменились один за другим, причем Аполлону принадлежали только последние два. Так что мифы о Пифоне и святилище Геи вполне имеют под собой основание, хотя вряд ли смена божества, покровительствовавшего святилищу совершилась так бескровно. Гораздо более вероятен вариант, когда захваченные верящими в Зевса греками Дельфы были насильственно обращены в нужную веру, а красивый миф придумали потом, чтобы не потерять паству и репутацию.

Как строили святилище Аполлону

Святилище собственно Аполлона, появилось в Дельфах только в конце VII века до н. э., благодаря зодчим Агамеду и Трофонию, которым, по преданию, сам Аполлон и повелел построить храм.

Строили на совесть, но уже в 548 до н. э. храм сгорел. Было ли это случайностью, или же нашелся еще один Герострат – неизвестно, но уже двадцать лет спустя храм был заменен на новый, с красивыми колоннами и барельефами (о которых известно из рассказов современников).

Именно этот, восстановленный храм и стал настоящим центром Древней Греции, именно под его крышей произносились судьбоносные пророчества и именно туда за последним советом приходил легендарный Леонид, царь Спарты (хотя эта сцена вряд ли выглядела так же ярко, как в голливудской экранизации).

Примерно в это же время появились Пифийские игры – вторые по масштабу в Древней Греции. Причем в отличие от Олимпийских, которые были прежде всего состязаниями, основной смысл Игр Аполлона состоял в превозношении их покровителя с помощью музыки, танца и стихосложения. Впрочем, со временем добавили и соревнования атлетов, и гонки на квадригах – публика хотела зрелищ, а не высокой поэзии.

Конец Дельфийского Оракула

В 373 году до н. э. храму серьезно досталось при землетрясении. Настолько серьезно, что его пришлось снести и на освободившемся месте построить новое святилище.

Кстати, примерно в это время началась и культурная экспансия греков в Римской Империи, завершившаяся сокрушительной победой, не в последнюю очередь благодаря пифийским жрецам бога Аполлона, ведь римляне в те, ранние имперские годы, были поразительно наивны в плане предсказаний. Именно пифийские жрецы оказали значительное влияние на только формируемое сообщество римских авгуров и это влияние оставалось таким до самого конца Оракула. И до него оставалось не так уж и долго.

По времени, начало конца Дельфийского оракула совпадает с появлением новой религии - христианства, однако связывать два события было бы неправильно. Влияние Дельф разрушила не еще совсем слабая новорожденная религия, а тот факт, что римляне всё больше и больше становились прагматиками, удаляясь от своих старых верований, а оракулы отказывались интегрироваться в новый порядок вещей.

Заметим, что эта проблема часто встречается в относительно развитых религиозных обществах - так, в Европе эпохи Ренессанса схожая ситуация привела к массовым войнам в Германии, Италии и Англии.

Греки отделались легче - об оракуле просто начали постепенно забывать и галлы, разрушившие святилище во время восстания в конце третьего века, здорово в этом помогли.

В 323 году оракул был окончательно закрыт императором Феодосием, который вообще не любил местных жрецов и старался максимально очистить Грецию от влияния как Дельфийского, так и Додонского оракулов.

Века забвения, возрождение легенды

А потом были Средние или, как говорят в Европе, Темные века. Великая Римская Империя пала от рук необразованных варваров, в Европе рождались и умирали государства и даже нации, за территорию Греции остервенело сражались турки, византийцы и вообще большинство европейских государств, но останки Дельфийского оракула продолжали стоять наперекор всему, так же, как и фаланги спартанцев в Фермопильском ущелье.

Их заносило пылью, они уходили в землю, но святилище Аполлона не было окончательно забыто - легенды о нём передавались как в самой Греции, так и за её пределами. И когда англичане в конце XIX века начали активно вести раскопки в Греции, Дельфы были одной из первых точек, где они начались.

Наконец, в 1892 году святилище было возвращено на свет археологами. С тех пор в Дельфах работали группы со всего мира, причем частично раскопки продолжаются и до сих пор, с каждым годом открывая всё больше и больше о том, как и чем жили жрецы Аполлона, и простые смертные этого некогда великого города.

Современные Дельфы

Современные Дельфы расположены на восток от древних руин и античных раскопок храма, который является одной из самых . Градообразующее предприятие Дельф – это, конечно, Дельфийский музей, который хранит в своих запасниках все находки, обнаруженные здесь за последнее столетие.

Кувшины и амфоры, осколки барельефов и статуи из слоновой кости и золота, а также находки додельфийского периода, являются основными сокровищами музея. Коллекция содержится в превосходном состоянии и наверняка сможет поразить любого, интересующегося античностью, человека.

Важную роль играет еще и месторасположение музея, который построен неподалеку от места раскопок. Так что после нескольких часов вдумчивого созерцания экспонатов, никто не помешает вам пройти на место храма и представить эти полуразрушенные постройки в эпоху их настоящего величия. Поверьте, картина будет действительно впечатляющей!
Стоимость билета – 9 евро (музей + раскопки), время работы – с 9:30 до 17:00.

Не идите на раскопки в жару, лучше побродите по музею подольше. Укрыться от солнца у самого Оракула довольно трудно, а солнечный луч не зря называли «стрелой Аполлона» - покровитель пророков по-прежнему может отправить незадачливого посетителя его святилища в нокаут, а то и хуже.

Тем, у кого есть время задержаться на несколько дней и потратить время на обзор всех достопримечательностей этого города с богатейшей историей, местная инфраструктура предлагает возможность снять отель на любой бюджет, попробовать местную кухню с и даже посетить горнолыжный центр в 12 км от Дельф.

Почти все, что вам окажется необходимым, вы найдете на одной из центральных улиц Дельф – Vasileon Pavlou & Friderikis, в том числе автовокзал, несколько банкоматов и два интернет-кафе – Дельфико и Парнас (расценки – 3 евро за 1 час пользования интернетом).

Одни из самых популярных отелей в Дельфах, с ресторанами, саунами, ювелирными и сувенирными магазинами – Vouzas Hotel 4* и Amalia 4*, средняя стоимость проживания тут в стандартном номере на двоих – 70-80 евро за сутки.

Есть несколько бюджетных отелей с хорошими отзывами, по ценам за номер 25-35-50 евро: Pitho, Sunview , Sibylla, Kouros. Многие отели Дельф построены в особом стиле и являются памятниками архитектурной истории. Из окон открываются виды на побережье Коринфского залива, горы и долину с оливковыми деревьями.

Есть в Дельфах и ночные клубы, где можно провести вечер, к примеру, «Katoi» (недалеко от автозаправки, вход – 6 евро) и «Downtown» (у отеля Hermes, вход 6 евро). Гостям предлагают послушать музыку всех направлений, в заведения регулярно приглашают лучших ди-джеев страны.

Туры на курорт Дельф – круглогодичные. Весной тут царит аромат цветущего миндаля, а зимой не только туристы, но и греки посещают горнолыжный центр, который находится на высоте почти 2500 м на горе Парнас. Он оборудован современными подъемниками и за 15 минут они вас поднимут до самой высокой точки. Двадцать лыжных трасс различного уровня сложности, некоторые из которых олимпийского уровня, доставят на уровень 600 м над морем.

Круглый год, с 9 утра до 17.00 принимает посетителей подземный парк Vagonetto, показывающий процесс добычи алюминия. Туда можно спуститься в настоящей вагонетке и прокатиться по заброшенным шахтам, осматривая экспозиции, рассказывающие о трудной работе добытчиков руды. В специальных павильонах наглядно показана каждая стадия процесса получения металла, есть также зал по защите окружающей среды.

Как добраться

Добраться до Дельф довольно просто – из Афин вы можете как просто проехать на автобусе, так и заказать автобусную экскурсию. Автобусы отправляются с терминала В столичного автовокзала, с раннего утра до 6 вечера каждые 2 – 3 часа, (время в пути – 3 часа, стоимость проезда – 13-15 евро).

Из Дельф в Афины – с 7.30 утра до 8 вечера (кроме воскресенья).

В случае заказа экскурсий есть из чего выбирать. Групповая однодневная экскурсия Афины – Дельфы будет стоить в среднем 40 евро, плюс 6 евро за вход в музей Дельф и столько же – за вход на территорию древних раскопок.

Особенно популярен вариант Афины-Метеоры-Дельфы, так как он дает очень хороший обзор наиболее интересных периодов греческой истории, пусть и не по порядку.

Стоимость билета на простой автобус эквивалентна 150–200 рублям, стоимость экскурсии около 50 евро.

Если же у вас свой автотранспорт – вам следует ехать по дороге Афины-Ламия и в районе Орхоменоса свернуть к лыжному центру в Парнасе. Вскоре дорога пойдет вверх, а потом спустится прямо в Дельфы. Дорога горная и извилистая, всего поездка займет у вас около двух-трех часов.

Также есть возможность попасть в Дельфы на поезде, из тех же Афин. Это немного дешевле и быстрее, но вот услуги экскурсовода вы при этом потеряете.

Застройка Дельф велась хаотично (музей вообще не имеет почтового адреса!) и неместный просто не разберется в этой мешанине улочек, проулков и подворотен. Но жители хорошо понимают английский, так что даже у совсем заблудившегося туриста есть шанс выбраться как к родному отелю, так и к интересующим его постройкам.

Если Вас интересует , то подробная статья про климат Греции вам будет очень полезной.

Собираясь на отдых, запланируйте поездку в город грозной богини Афины! О легендарных вы можете прочитать в нашем обзоре.

Если вас интересуют святые места этой удивительной страны, узнайте о почитаемом всеми греками чудотворце святом Спиридоне Тримифунтском. , рассказ о его храме, вы найдете в нашей статье.

Дельфы , один из древнейших городов и , славился в античном мире своим храмом Аполлона и знаменитым дельфийским оракулом, к которому съезжались для гаданий паломники со всей Ойкумены. Древние греки придавали расположенному в Дельфах храму Аполлона и дельфийскому оракулу огромное значение. Ныне археологические памятники Дельф находятся под защитой ЮНЕСКО и включены в

Дельфы расположены у подножия горы Парнас - места обитания бога Аполлона, покровителя искусств, и его спутниц - девяти муз. По представлениям древних греков, здесь находился центр земли. Именно так Дельфы изображались на древних картах. Здесь, среди руин древнего святилища, был найден «пуп Земли» - мраморное изваяние, на поверхности которого изображены перетягивающие его ленты. Греки называли его Омфалос.

Святилище в Дельфах возникло в глубокой древности и было традиционно связано с прорицателями судьбы. Здесь, как писал писатель III в. Юстин, находилась «небольшая площадка, на ней глубокая расщелина, отверстая для оракулов. Холодная струя воздуха, гонимая вверх некоей силой, словно ветром, выходит из этой расщелины, приводит умы прорицателей в исступление и, преисполнив их божественным вдохновением, заставляет давать ответы вопрошающим». Прорицательницы (пифии) садились над расщелиной, откуда выходили одурманивающие пары и, впав в транс, начинали произносить слова, которые жрецы храма - профиты - внимательно слушали и записывали как предсказание, как правило, придавая ему литературную форму -ор обычно в виде стихов. Пифиями первоначально были молодые девушки, но потом пифией стали избирать пожилую женщину не моложе пятидесяти лет.

Легенда рассказывает, что сначала дельфийский оракул принадлежал не Аполлону, а богине Земли Гее и первой прорицательницей была нимфа Дафна. Аполлон завладел святилищем, убив Тифона - змея-дракона, сторожившего оракул, а Дафна, преследуемая Аполлоном, чтобы спастись, превратилась в лавровое дерево. С тех пор лавровое дерево стало священным деревом Дельф. А в честь оракула Аполлона в Дельфах регулярно устраивались спортивные состязания - Пифийские игры. Последние игры состоялись в Дельфах в 394 г. н.э.

Храм Аполлона в Дельфах играл огромную роль в жизни древних греков во все времена их истории. Ни одно серьезное дело, носило ли оно частный характер или касалось интересов целого государства, не начиналось без совета с дельфийским оракулом. К дельфийским пифиям приходили за советом цари Мидас Лидийский, Тарквиний Гордый, легендарный богач Крез, великий полководец Александр Македонский. Хрестоматийным стало пророчество дельфийского оракула, данное им лидийскому царю Крезу, собиравшемуся идти на войну: «Крез, перейдя реку Галлис, великое царство разрушит». Обрадованный Крез, решив, что оракул предрекает ему победу, начал войну, но разрушенным оказалось его собственное царство…

Всякий, входящий в храм Аполлона, предварительно должен был совершить омовение в водах Кастальского источника. Вода источника считалась священной, она очищала от скверны служителей храмов, ее пили перед Пифийскими играми участники состязаний. Кастальский ключ находится у подножия скалы Федриады, и в ее стене еще в древности были вырублены небольшие ниши, предназначавшиеся для даров, приносимых паломниками, а в скале под ключом был устроен бассейн.

От Кастальского ручья дорога шла к священному участку земли - теменосу, на котором располагался храм Аполлона и оракул. Теменос окружала высокая каменная стена с несколькими воротами. Центральный вход находился напротив Кастальского ключа.

За долгие века своего существования в храме Аполлона были накоплены многие выдающиеся произведения искусства, мраморные и бронзовые статуи. Цари и народы Древнего мира приносили в Дельфийский храм щедрые дары оракулу. На территории святилища некогда возвышались прекрасные сооружения. Ныне от них сохранилось немногое.

Вдоль Священной дороги от Центральных ворот к храму Аполлона некогда стояли многочисленные статуи - дары и пожертвования различных греческих городов, многие из которых теперь хранятся в музее города Дельфы. Жители острова Керкира установили здесь медного быка, граждане города Тегеи - множество статуй богов и героев. Спартанцы в память победы над афинянами в конце V в. до н.э. пожертвовали статуи Диоскуров, Зевса, Аполлона, Артемиды и Посейдона. Здесь же находились дары Афин - изваяния Афины, Аполлона, Эрехтея, Кекропса, афинского полководца Мильтиада, победителя персов при Марафоне. Все они были созданы великим скульптором Фидием. Еще дальше располагались дары Аргоса - статуи богов, героев и вождей, в том числе полководца Амфиарая, изваянного вместе со своей боевой колесницей, и медный конь работы скульптора Антифана.

Принести в дар Аполлону статую мог и любой греческий гражданин. Великий скульптор Пракситель пожертвовал храму статую Фрины собственной работы, а знаменитый врач Гиппократ - медное изваяние изнуренного болезнью человека. Скульптур в святилище было огромное количество, их число доходило до трех тысяч. Эти сокровища позднее были частью расхищены, а частью уничтожены. Только римский император Нерон вывез из Дельф около пятисот статуй. А трехглавый медный змей с тремя туловищами, вывезенный из Дельф, впоследствии украшал дворец византийских императоров.

За изваяниями тянулись храмовые сокровищницы. Здесь хранились особо драгоценные дары Аполлону. Многие сокровищницы были «фамильными» - в них веками накапливались дары жителей тех или иных городов и областей. Античный историк Павсаний пишет о сокровищницах афинян, фиванцев, сикионцев, сифносцев, потидейцев, книдян и сиракузян. Некоторые из сокровищниц сохранились в руинах, другие - например, сокровищница афинян - отреставрированы и восстановлены. Многие сокровищницы выполнены из мрамора и украшены многочисленными вырезанными в камне изображениями и скульптурами на темы мифологии и греческой истории. Многочисленные фрагменты этих скульптур и рельефов дошли до наших дней.

древние Дельфы

У стен святилища путников встречал стоящий на высокой колонне Наксосский сфинкс. Он был пожертвован святилищу жителями острова Наксос. Его фигура сохранилась и была найдена археологами в 1893 г. Изваянное из мрамора фантастическое чудовище имеет высоту в 2,32 м и напоминает другого сфинкса, стоявшего некогда на легендарной родине Аполлона - острове Делос.

А в центре святилища возвышалось здание собственно храма Аполлона. Его окружало множество мраморных и бронзовых фигур. Храм был посфоен в 366-339 гг. до н.э., на месте нескольких сменявших друг друга посфоек, самая ранняя из которых датируется 548-547 гг. до н.э. Но и до нее на этом месте существовало по крайней мере еще три храмовых здания-предшественника.

Ныне от величественного храма Аполлона уцелело несколько колонн и фундаменты. В длину храм составляет 60 м, в ширину - 23. Некогда его окружали со всех сторон по шесть колонн с торцов и по пятнадцать - на длинных боковых сторонах. Это был классический древнегреческий храм, получивший название периптера. «Периптер» означает «оперенный», то есть окруженный колоннами со всех сторон. За сплошной колоннадой возвышались глухие стены, сложенные из мрамора.

Фронтоны храма Аполлона были богато украшены многофигурными рельефами и мраморными и известняковыми скульптурами. До наших дней сохранилась только фигура богини победы Ники и фрагменты фигуры богини Афины. По свидетельству Павсания, помимо Ники храм украшали статуи Аполлона, Артемиды, Лето, Гелиоса, Диониса.

Вход в храм находился с восточной стороны. Характерно, что в храм запрещалось входить людям, чем-либо запятнавшим свое имя и репутацию. «Храмы бессмертных открыты для честных людей!» - были убеждены древние греки. Перед входом в храм стоял белокаменный алтарь, сооруженный из беломраморных плит жителями острова Хиос в начале V в. до н.э. Возле алтаря осуществлялась церемония освобождения рабов на волю.

Наос - основное внутреннее помещение храма - был разделен на три части двумя рядами колонн. Некогда здесь находился жертвенник и горел неугасимый огонь. В западной стене имелась дверь, ведущая в главное святилище - адитон. Здесь, над расщелиной скалы, из которой выходили одурманивающие испарения, находился знаменитый золотой треножник, на котором восседала прорицательница-пифия. Здесь же стоял «пуп Земли» - Омфалос, и росло лавровое дерево - символ Дельф. Адитон освящала статуя Аполлона, отлитая из чистого золота.
Внутренние стены храма украшали воинские трофеи афинян, взятые в Марафонской битве, - персидские шиты и доспехи, доспехи галлов - дар этолийцев. В храме хранились лучшие и драгоценнейшие дары Аполлону. Здесь стояли мраморные изваяния великого Гомера, статуи богинь судьбы мойр, Зевса и Аполлона.

В I в. до н.э. святилище Аполлона в Дельфах было захвачено и разграблено римским полководцем Суллой. Римляне вывезли отсюда множество драгоценных вещей, золотые и серебряные изделия, прославленные во всем Древнем мире памятники искусства, мраморные и бронзовые статуи. Но дельфийский оракул продолжал существовать еще несколько столетий, пока в IV в. не был запрещен императором Феодосием - наступало время христианства.

Де́льфы (Δελφοί) - древнегреческий город в юго-западной Фокиде, Греция. Население Дельф составляет 1500 чел. (2012). Площадь Дельф - 315 км². Координаты: 38°29′00″ с. ш. 22°30′00″ в. д. Телефонный код Дельф: +30 22650. Почтовый индекс Дельф: 33054. Автомобильный код Дельф: AM. Официальный сайт города Дельфы: www.delfi.gr.

История Дельф


Дельфы достигли вершины своего могущества в VI-IV вв. до н. э., когда множество паломников приходили сюда спросить совета у оракула, который, как считалось, вещал от имени самого Аполлона.

Дельфы охраняла Амфиктиопия - объединение 12 племен, которые жили по соседству со святилищем и следили за порядком в нем после первой «Священной войны» (595-586 до н.э.). Амфикгионы сделали Дельфы автономным государством, которое процветало благодаря помощи благотворителей, включая царей Лидии и Египта, а позже и императора Адриана.

Святилище уцелело после пожара 548 г. до н.э. и землетрясения 373 г. до н.э., а в III веке до н.э. было захвачено этолийцами, а затем римлянами в 191 г. до н.э. Несмотря на то что римский император Сулла разграбил святилище в 86 г. до н.э., другие императоры, боясь прогневить богов, сохранили проводившиеся в Дельфах ритуалы до II века н.э., когда слава оракула пошла на спад. В конце концов святилище было упразднено византийским императором Феодосией в конце IV в.н. э. К VII в. на этой территории возникло новое поселение Кастри. Многое из того, что мы знаем о Дельфах, почерпнуто из записей афинского географа Павсания, жившего во II веке.

Дельфы сегодня


Если бы древние греки не избрали Дельфы своим «центром мира» и не построили бы здесь святилище Аполлона, кому-нибудь другому обязательно пришло бы в голову сделать это «орлиное гнездо» туристической достопримечательностью. Дельфы живописно расположены на краю крутого обрыва, и несмотря на процветающую торговлю и беспрерывное движение туристических автобусов, в этом месте до сих пор сохранилась особая атмосфера. Дельфы находятся в 178 км к северо-западу от Афин и являются отправной точкой для осмотра одной из главных туристических зон в Греции.

Карта Дельф





Достопримечательности Дельф


Древние Дельфы (www.culture.gr, www.delphi.gr; летом 08.00-20.00, зимой 08.00-15.00). Из всех археологических достопримечательностей Греции Древние Дельфы - самое волшебное и завораживающее место. Город был построен на склонах горы Парнас с видом на Коринфский залив и спускался в долину, поросшую кипарисами и оливковыми деревьями. Древние Дельфы входят в и привлекают туристов как великолепным расположением, гак и величественными руинами. Древние греки считали Дельфы центром мира; согласно мифологии, Зевс выпустил на волю двух орлов, которые полетели в разные стороны света и встретились в Дельфах. Древние Дельфы протянулись на 500 м вдоль обрамленной соснами главной дороги, ведущей к Арахове.

Святилище Аполлона , где и находился Дельфийский оракул (то есть прорицалище), находится с левой стороны главной дороги, если ехать в сторону Араховы. В ста метрах справа от музея (следуйте по мощеной тропе) вы заметите кирпичную римскую Агору.

Справа от главного входа начинаются ступени, которые ведут к Священному пути, который постепенно поднимается виражами вверх к руинам дорического храма Аполлона. Зайдя на территорию, вы пройдете мимо нескольких каменных оснований. Первое представляет собой пьедестал, на котором стояла статуя быка, подаренная городу жителями Корфу (Кекиры). Сразу за этим пьедесталом, справа, виднеются руины жертвенного дара лакедемонян, которым они отметили военную победу. Следующие две полукруглые постройки по обеим сторонам Священного пути были воздвигнуты аргивянами (жителями Аргоса). Справа от них находился монумент царей Аргоса.

В древние времена вдоль Священного пути находились сокровищницы и статуи, подаренные городами-государствами - Афинами, Сикионом, Сифносом, Книдосом и Фивами, которые таким образом отблагодарили бога Аполлона за прорицания. К северу от восстановленной Афинской сокровищницы находятся руины булевтерия (дома для заседаний Совета старейшин).

Главной постройкой в святилище был храм Аполлона, датирующийся IV веком до н.э., в нем находилась статуя Аполлона и жертвенник, где горел неугасимый огонь. В вестибюле храма можно было увидеть надписи, сделанные греческими философами: «Познай самого себя» и «Мера важнее всего». Эти изречения называют дельфийскими заповедями.

Над храмом находится хорошо сохранившийся театр, датирующийся IV веком до н.э. В I веке до н.э. он был отреставрирован на средства царей Пергама. С верхнего ряда зрительских мест открывается великолепная панорама. Во время проведения Пифийских игр, которые, как и Олимпийские игры, проводились раз в четыре года, в этом театре устраивали представления. От театра тропа ведет к стадиону самому хорошо сохранившемуся в Греции. Обратите внимание на полосу из резных камней в восточной стороне стадиона - это линия старта для бегунов-спринтеров. Иногда вход на стадион ограничен из-за камнепада.

От святилища Аполлона мощеная дорога ведет к Арахове параллельно главной дороге и заканчивается у Кастальского источника, расположенного слева от дороги. В этом месте паломники совершали омовение перед тем, как явиться к оракулу (на момент написания путеводителя источник был закрыт для посещения - велись работы по укреплению осыпающегося склона горы).

Через дорогу, к западу от святилища Афины Пронайи («Провидящей»), вы увидите руины древнего гимнасиума. На верхней террасе в этом месте проходили две дорожки для бегунов; на нижней террасе тренировались борцы; после тренировок они купались в большом круглом бассейне, наполнявшемся водой из источника. Бассейн и по сей день можно увидеть среди руин.

Святилище Афины Пронайи . За зданием гимнасиума находится святилище Афины Пронайи - место, где в IV в. до н.э. находился толос (ротонда; вход бесплатный) - самый потрясающий монумент в Дельфах. Изящное круглое здание поддерживали 20 колони, стоящих на трехступенчатой платформе; три колонны были реконструированы в 1940-е годы. Белые участки колони - это мрамор, из которого они были сложены изначально. Более темные фрагменты представляют собой материал, использовавшийся во время реконструкции.

К западу от толоса находятся руины храма Афины Пронайи. Это все, что осталось от прямоугольной постройки, которая была сильно повреждена в результате камнепада и землетрясения, уничтожившего и большую часть толоса.

Археологический музей в Дельфах (www.culture.gr/ war/index_en.jsp; билет в музей или на территорию взрослые €6, взрослые/студенты билет на территорию+музей €9/5, зимой по вс. бесплатно; в летом вс.-вт. 08.30-15.00, ср.-сб. 08.00-20.00, зимой 08.00-14.45) Примерно с VIII в. до н.э. Древние Дельфы превратились в настоящую сокровищницу, часть этих богатств можно увидеть в музее.

В зале № 5, расположенном рядом со входом в музей, вы увидите Наксосского Сфинкса (560 г. до н.э.).

Также в этом зале хранятся хорошо сохранившиеся фрагменты фигурного фриза Сифносской сокровищницы, где изображена битва богов с гигантами и суд Париса (в дальнем левом углу от входа), которого попросили выбрать самую красивую богиню (Парис выбрал Афродиту). В зале № 3 представлены два уникальных экземпляра куросов (статуи юношей, VI в. до н.э.), известные как «Аргосские близнецы».

В залах слева находятся фрагменты метопов Афинской сокровищницы (метопа - плита на фризе, украшенная рельефом). На них изображены подвиги Геркулеса, деяния Тесея и битва амазонок (зал № 7). Далее вы увидите высокую Акапфскую колонну (зал № 11), на вершине которой изображены три танцующие женщины. Рядом с колонной находится омфалос («пуп земли»- мраморное изваяние в виде шишки, которое когда-то стояло в месте, которое древние считали центром мира. В последнем зале представлена знаменитая бронзовая статуя возничего, выполненная в натуральную величину - она была воздвигнута в память о победе в Пифийских играх 478 г. до н.э. (по другим данным, 474 г. до н.э.).

Музей Сикелианоса (Музей Дельфийских игр; только по предварительной договоренности, входная плата €1). Любителям греческой драмы советуем сходить в маленький музей Сикелианоса, расположенный в неоклассическом особняке с видом на Дельфы. Музей посвящен греческому поэту Ангелосу Сикелианосу и его супруге американке Еве Палмср, которые в конце 1920-х годов вместе закрепили за Дельфами статус европейского центра драмы и изобразительного искусства. В музее представлены маски, костюмы и фотографии. Каждый год в июле в Европейском культурном центре в Дельфах в течение 10 дней проводится фестиваль искусств - Дельфийские игры.