Храм рождества богородицы в путинках. Церковь рождества богородицы в путинках Церковь рождества богородицы в путинках архитектор

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Это великолепная, словно свитая из белоснежного кружева шатровая церковь, – последняя подобная церковь, возведённая в Москве. После её освящения в 1652 году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов на Руси.

Сегодня церковь Рождества Богородицы в Путинках – древнейшая церковь из тех, что сохранились в Москве, освящённых в честь этого праздника.

Она преисполнена необычной, поэтической гармонии, свойственной, как правило, духу деревянного зодчества Севера. И это неудивительно. Ведь шатровый стиль в каменном строительстве заимствован из деревянного зодчества. Шатровые храмы не имели внутри столбов, а вся масса здания держалась на фундаменте. Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV–XVI веков. Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников – они должны были быть высокими, видными издалека, а вот небольшая площадь храма роли не играла, так как они создавались не для огромного скопления народа. Распространившийся и полюбившийся всего за одно столетие стиль был запрещён после церковной реформы патриарха Никона в 1653 году как не соответствующий чину.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Патриарх Никон (в миру Никита Минин, выходец из мордовской семьи), шестой московский патриарх, имел такой официальный титул: Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх. Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских в 1652 году. Его реформы, в том числе замена двуперстного знамения на трёхперстное, раскололи Церковь на сторонников Никона (никониан) и его противников (старообрядцев, староверов), одним из лидеров которых стал Аввакум.

Первая деревянная трёхшатровая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, стоявшая на этом месте, появилась намного раньше Никона. Она известна с 1625 года, то есть со времени правления Михаила Фёдоровича. Прихожане знали её как Богородицкая или Богородицерождественская церковь на Старом посольском дворе, за Тверскими воротами в Новой слободе, в Путинках.

Слобода получила своё название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы, старинных путей на Тверь и Дмитров. Ещё есть предположение, что слово «Путинки» образовалось от «Паутинки» – тесного и причудливого переплетения узеньких переулков у Тверских ворот.

За храмом располагался путевой Посольский двор, а вокруг – дворы выходцев из Дмитровской слободы (нынешней Большой Дмитровской улицы), от которой получила название быстро разросшаяся Малая Дмитровская слобода.

Богородицкая церковь сгорела в результате сильного пожара в 1648 году.

Прихожане решили возвести новый, уже каменный, храм. В ответ на просьбу о помощи, обращённую к царю Алексею Михайловичу, они получили из казны огромные по тем временам деньги – 800 рублей и кирпич для строительства храма. Остальные средства собирались прихожанами.

Малая Дмитровка – дорога на Дмитров – является продолжением Большой Дмитровки, которая начиналась в центре города, недалеко от Кремля. Стены Белого города стали утрачивать свою значимость, когда строительство домов вышло за его границы. А это случилось с появлением в этом районе Дмитровской слободы, которая протянулась от современной Пушкинской площади до Садового кольца. Шатровый храм Рождества Богородицы в Путинках был первым в этом районе каменным строением за воротами Белого города.

Но первым был не только сам храм, но и один из его приделов. Память о страшном пожаре заставила создателей храма впервые на Руси освятить один придел в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», оберегающей от пожаров. Придел «Неопалимой Купины» находится с северной стороны храма и построен одновременно с церковью и шатровой колокольней.

С 1649 по 1652 год возводился этот выдающийся памятник древнерусского зодчества, выполненный в стиле «русского узорочья» – церковь Рождества Богородицы в Путинках.

В архитектурном плане эта церковь представляла собой узкий четверик, украшенный тремя шатрами. К четверику был пристроен придел иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Восьмигранная шатровая звонница поставлена прямо на сводах трапезной, соединяющей церковь с приделом.

Маленькие декоративные шатры, венчающие всю композицию храмовых построек, являются самой замечательной деталью этого храма. Они не похожи друг на друга, установлены на стройных барабанах, украшенных великолепной декоративной резьбой. Шатры венчаются луковичными главками, прикреплёнными к меньшим по размеру барабанам, тоже богато декорированным. Световой барабан на приделе значительно у?же самого шатра, а его основание вынесено за границы барабана. А сам барабан прорезан узкими высокими оконцами.

В конце XVII века к храму пристроили широкую трапезную с приделом во имя Фёдора Тирона и сторожку при входе на колокольню. Третий придел, основанный в церкви, традиционно был освящён во имя святого Николая Чудотворца.

В 1864 году сделали вход в храм с западной стороны. Было построено новое крыльцо, которое покрыли шатром на узком барабане. В ходе реставрационных работ 1957 года это крыльцо разобрали и заменили новым, которое стилизовали под XVII век.

До нашего времени сохранились стрельчатые кокошники, колончатые килевидные наличники и сложные раскрепованные карнизы, характерные для XVI века. Они использованы в оформлении фасадов храма, как и фрагменты старинных росписей XVII века – внутри его.

Этот храм избежал разрушения после революции 1917 года. Но не избежал закрытия. Лишь до 1938 года в нём ещё проходили службы. Их проводили монахи Высоко-Петровского монастыря.

После закрытия церкви в её помещении располагались различные конторы.

В 1959–1960 годах в храме, пришедшем в критическое состояние, был проведён комплекс реставрационных работ. Благодаря кропотливой работе реставраторов удалось восстановить здание храма с его удивительной архитектурой, вернуть ему первоначальный вид, полученный во время строительных работ XVII–XVIII веков. А потом здание было передано под репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». Вплоть до 1990 года под сводами храма рычали тигры и львы, лаяли собаки и ржали скакуны: здесь занимались дрессировкой цирковых животных.

В 1990 году храм возвращен верующим, а уже в 1991 году церковь была вновь освящена. В ней возобновлены все престолы, кроме Никольского, при нём открыли воскресную школу.

От самого начала Малой Дмитровки виден изящный силуэт церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Путинках. И прекрасное белоснежное кружево, словно окутывающее всё здание храма, кажется самым прекрасным украшением этой старинной улицы в историческом центре Москвы.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Затерявшийся в лесах близ Белого озера Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом. В миру известный под именем Федор, он родился в Волоколамске в семье дворян

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

8. Об истории церкви Рождества Богородицы Старо-Симонова монастыря Считается, что «первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1370 г.» , № 25. Затем, «в 1370 г. на месте ц. Рождества был основан Симонов монастырь, позже перенесенный на новое место, примерно в

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Третий проект. Том III. Спецназ Всевышнего автора Калашников Максим

Экономика Богородицы Почему «экономика Богородицы»? Да потому, брат-читатель, что она непорочно зачала и родила Сына Божьего Иисуса Христа. Вот и Китежу, погруженному в нашу жизнь, предстоит исторгнуть из себя ослепительную, манящую, новую Реальность. Ему предстоит

Из книги Тайна Колизея автора Носовский Глеб Владимирович

2. Церковь «Матери Марии Монгольской» в Стамбуле, то есть, вероятно, самой Богородицы, которая здесь бывала лично Выше мы уже упоминали вкратце о старинной стамбульской церкви Матери Марии Монгольской и говорили о том, что церковь эта, по-видимому, была построена на месте

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове Сквозь белизну её стен, кажется, проступает седая старина былинных времён. Далёкие, словно растворившиеся в туманном прошлом, имена легендарных героев живут здесь, как и память о них.История этого храма, полная тайн,

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

2.4. Истории церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове Считается, что «первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1370 г.» , №. 25. Затем, «в 1370 г. на месте ц. Рождества был основан Симонов монастырь, позже перенесённый на новое место, примерно в полверсте на

Из книги Где ты, поле Куликово? автора Носовский Глеб Владимирович

3.4. История церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове Считается, что «первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1370 г.» , №.25. Затем, «в 1370 г. на месте ц. Рождества был основан Симонов монастырь, позже перенесенный на новое место, примерно в полверсте на

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

автора Носовский Глеб Владимирович

3.2. Церковь «Матери Марии Монгольской» в Стамбуле, то есть, вероятно, самой Богородицы, которая здесь бывала лично Выше мы уже упоминали вкратце о старинной стамбульской церкви Матери Марии Монгольской и говорили о том, что она, по-видимому, была построена на месте древней

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. Мечеть Фетхие - бывшая мечеть Богородицы, а мечеть Михримах - бывшая мечеть Мариам, то есть той же Богородицы? Но почему на карте упомянуто именно название мечети Мурада, а не мечети Селима? Дело, вероятно, в том, что западноевропейский составитель карты, будучи

Из книги Люди Греческой Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Тишкун Сергий

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Рождество богородицы Праздник Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии церковь отмечает 21 сентября (8 сентября по старому календарю). Рожденная набожными Иоакимом и Анной после денных и ночных молитв, Мария в 12 лет дала обет вечного девичества. Когда стала

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Церковь Рождества Богородицы в Путинках является уникальным памятником архитектуры XVII века, это один из последних шатровых храмов, построенных на Руси. Церковь Рождества Богородицы в Путинках словно одета в каменное кружево и, конечно, служит настоящим украшением Малой Дмитровки, старинной улицы в центре Москвы.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках расположена в историческом центре столицы . Она находится в том месте, рядом с которым когда-то стояли Тверские ворота Белого города (Тверские ворота являлись частью московской крепостной стены, разрушенной при Екатерине II).

Из истории

До сих пор нет единого мнения о происхождении названия «Путинки». Историки считают, что от Тверских ворот Белого города начинался путь в Тверь и Дмитров, и название «Путинки» происходит от слова «путь». Другие исследователи полагают, что это место назвали Путинкой, поскольку узкие переулки, как паутинка, расходились, от Тверских ворот.

Первая церковь Рождества Богородицы в Путинках была построена в 1625 году, это было деревянное строение, не простоявшее и четверть века. Храм сгорел в пожаре и на его месте в 1649 году начинается сооружение новой трех шатровой церкви Рождества Богородицы.

Средства на ее возведение собирали прихожане, но бо́льшую часть денег, 800 рублей, выделил из казны государь Алексей Михайлович. Работы велись три года, и в 1652 году строительство завершилось, а уже в следующем году патриарх Никон своим указом запретил сооружение шатровых храмов, считая их «неканоническими».

Первоначально церковь Рождества Богородицы в Путинках была трех шатровым храмом (прямоугольным в плане), включающим небольшую трапезную с западной стороны и шатровую колокольню. С севера был возведен придел в честь Рождества Богородицы, также с шатром.

Только в конце XVII века была сооружена трапезная с приделом в честь Святого мученика Феодора Тирона. Крыльцо с шатром с западной стороны было пристроено в XIX веке.

В 1935 году храм закрыли, его помещения заняли различные конторы, а затем здесь шли репетиции «Цирка на сцене». Долгие годы в церковном здании обучали цирковому искусству собак и обезьян.

В 1990 году храм возвратили Русской Православной церкви, настоятелем был назначен игумен Серафим (в миру Сергей Петрович Шлыков). Однако, в феврале 1991 года в своей московской квартире он был убит. Убийца до сих пор так и не найден. Первое богослужение в храме прошло спустя полгода в августе 1991 года.

Краткое описание

Церковь Рождества Богородицы на Малой Дмитровке выделяется прежде всего своими небольшими декоративными шатрами. Они венчают не только основной объем храма, но и его придел, и восьмигранную колокольню. Причем, мастера при оформлении шатров проявили большую фантазию - каждый шатер имеет свое декоративное убранство, а венчают их голубые главки, поставленные на небольшие барабаны. Основания барабанов и шатров опоясывают узорчатые кокошники.

Глядя на уникальное сооружение, Вы заметите, что его стены почти полностью покрыты замысловатой каменной резьбой.

Основной объем опоясан ложными закомарами с килевидными завершениями (в русской архитектуре закомара - это полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, повторяющее очертание свода). Под закомарами сооружен декоративный фриз - красочная композиция в виде горизонтальной полосы.

Особенно примечательно украшение шатра придела. Под его барабаном устроено три ряда кокошников. Звонница кажется ажурной, благодаря проемам в ярусе звона, так называемым «слухам».

Церковь Рождества Богородицы в Путинках - это один из красивейших старинных храмов, посвященных важному православному празднику, который отмечается 21 сентября (по новому стилю). Возрождение храма связано с именем актера Александра Абдулова.

С конца 80-х годов Александр Абдулов со своими друзьями проводил во дворе Московского государственного театра имени Ленинского комсомола благотворительный фестиваль “Задворки”, все средства от которого шли на реставрацию храма. И в итоге церковь Рождества Богородицы в Путинках (расположена рядом с Ленкомом) была полностью восстановлена. Здесь же в январе 2008 года состоялось отпевание одного из самых ярких, талантливых и красивых актеров российского кино.


Всего 9 фото

Эту удивительную церковь в начале улицы Малая Дмитровка невозможно не заметить, как и невозможно не насладиться ее чувственной красотой. Этот храм примечателен, прежде всего, тем, что является, фактически, одним из последних шатровых храмов, построенных в России из-за запрета их строительства Патриархом Никоном в 1653 году. Одновременно он является первым на Руси храмом с престолом в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Шатровый стиль храмов меня чрезвычайно интересует и вдохновляет, поскольку, по моему мнению, именно в этой типологии храмового строительства воплощается самый возвышенный и устремленный в небеса духовный порыв русской души. Такие храмы дают ей возможность воспарить над суетой, а нам ощутить свой внутренний порыв соединиться с Богом.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках построена в самом ярком проявлении, так называемого стиля «русского узорочья», когда храмы и терема характеризовались затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. В архитектуре русского узорочья прежняя конструктивная роль шатра утрачивается полностью. Шатер становится одним из многих элементов декора. Не удивительно, что всего через год после завершения строительства церкви вышел патриарший указ, положивший конец «богохульному узорочью».

Однако - об истории церкви и событиях, связанных с ее возведением.


Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на старом «Путевом» Посольском дворе, была заложена в 1649 г. и закончена в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче. Строить новое каменное здание храма начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы.

Деревянный трехшатровый храм был построен в Путинках в 1625 г. Слобода, возможно, получила свое название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров. В разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название. Возводили этот уникальный храм по рисункам, а не по инженерным чертежам. В результате, постройка получилась живой и динамичной.

Придел храма на Малой Дмитровке и колокольню венчают декоративные шатры (изначально основной объем церкви имел три шатра). Интересно декоративное решение святыни. Шатры все разные и не похожи между собой, стройные барабаны венчают луковичные главки. У основания шатров - кокошники. Барабаны опоясаны аркатурой, имеющей остроконечное завершение. Края храмового здания украшены закомарами, под ними - резной фриз. Барабан шатра на приделе узкий, основание его прорезано высокими оконцами. Колокольня храма восьмигранная, на ярусе звона сделаны проемы. Благодаря отверстиям в шатре колокольня кажется ажурной и легкой. Здание церкви декорировано богато и изящно, на фасадах почти нельзя обнаружить ровной поверхности - везде присутствуют каменное кружево или резьба.


Первоначально был построен только основной объем с тремя шатрами - небольшое прямоугольное в плане здание с маленькой трапезной, северным приделом Иконы Божией Матери «Неопалимая купина» (также увенчанным шатром) и шатровой колокольней. Необычно в композиции храма то, что здание было рассчитано на обзор со всех четырех сторон; даже апсиды практически скрыты в прямоугольнике и почти не выдаются наружу. Необычайно красиво декоративное убранство всех частей храма - от шатров до нижних окон.

Самая заметная часть - шатры - не похожи один на другой, строители Церкови Рождества Богородицы в Путинках, проявили в их декоре богатейшую фантазию и изобретательность. Маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера. Основания всех шатров и барабанов, на которые они опираются, окружены рядами кокошников, перекликающихся по форме между собой. Сами барабаны основного объема опоясаны аркатурой с остроконечными завершениями. Маленькие барабанчики под главками также опоясаны кокошниками. По краю основной объем украшен рядом ложных закомар с килевидными завершениями, а под закомарами проведен широкий резной фриз. Еще более замечателен декор шатра на приделе. Его световой барабан ýже, чем сам шатер, основание которого как бы вынесено за пределы барабана, прорезанного к тому же узкими высокими оконцами, а под барабаном высится «огненная» горка кокошников в три яруса.
04.

Красивая восьмигранная колокольня с резными проемами яруса звона кажется еще более легкой и ажурной благодаря ряду отверстий-«слухов» в шатре. На колокольне в числе колоколов находился один работы знаменитого мастера Ивана Моторина 1715 года. На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности - так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.
05.

В конце XVII века к храму была пристроена новая широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей.
06.

В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с завершением, скопированным с завершений самого храма. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век. Реставрацией руководил архитектор Н.Н. Свешников. Работы велись при постоянном контроле Академии архитектуры в лице члена-корреспондента академии Д.П. Сухова. Реставрация имела высочайшую оценку Академии архитектуры.


В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Настоятелем храма был назначен игумен отец Серафим (С. П. Шлыков), однако в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священник при невыясненных обстоятельствах был убит. Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.
08.


Фото снято в 2010 г. со стороны двора "Дома Шехтеля"

Большой вклад в восстановление храма оказал известный актер Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления Храма. 5 января 2008 года в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание А. Абдулова.
09.

Источники:

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Портал «Храмы России».

Олег Стародубцев. Шатровое зодчество. Портал «Русская народная линия».

В историческом центре российской столицы недалеко от известного театра имени Ленинского комсомола находится красивая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она является одним из немногих московских храмов, сохранивших свой первоначальный вид до современного времени.

История постройки

История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Основание храма

За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:

  1. Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
  2. За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
  3. В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.

Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, бо́льшую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Царское время

Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.

Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.

Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.

После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.

В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.

Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.

Современность

Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.

Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.

Архитектура и внутреннее убранство

К настоящему времени храм Рождества Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. Его внешнее и внутреннее убранство соответствует первоначальному оформлению XVII века. Уникальный архитектурный памятник XVII века выполнен в стиле русского узорочья, отличительной чертой которого является использование множества декоративных деталей.

Центральной частью храма является вытянутый с юга на север четверик, увенчанный тремя шатрами, выполняющими декоративную функцию. Такими же шатрами украшены северный придел, посвящённый иконе «Неопалимая купина», узорчатая колокольня и западное крыльцо. Стены церкви украшены с внешней стороны многочисленными декоративными деталями. Убранство более поздних пристроек к зданию несколько отличается от основной его части. Оно выполнено в стиле раннего московского барокко.

Внутреннее оформление церкви в советское время практически не сохранилось. Единственным аутентичным элементом является роспись центральной колонны, с изображением почитаемых православных святых. Стены храма украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.

Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Среди расположенных в храме святынь выделяют следующие образы:

  • икона Божьей Матери «Всецарица», помогает онкологическим больным;
  • икона Божьей Матери «Неопалимая Купина», защищающая от пожаров.

Расписание работы храма

Храм Рождества Богородицы расположен в Москве по адресу: улица Малая Дмитровка, владение 4. Его двери открыты ежедневно с восьми утра до восьми вечера. Службы проводятся по выходным и праздничным дням в 9 и 17 часов. В храме проводятся православные обряды, работает воскресная школа, ведут приём православные врачи. Кроме этого, служители храма оказывают поддержку неблагополучным детям, сиротам и заключённым.

Совет: в будние дни церковь посещает мало людей, поэтому экскурсионную поездку следует планировать на рабочие дни. Это позволит спокойно насладиться внутренним убранством храма, почувствовать его одухотворённость.

Как добраться

Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится в исторической части Москвы. Добраться до него можно наземным транспортом и на метро.

На метро необходимо доехать до станций следующих метро:

  • Тверская (зелёная ветка);
  • Пушкинская (синяя ветка);
  • Чеховская (серая ветка).

Дойдя до кинотеатра «Пушкинский», необходимо повернуть налево. Через несколько минут покажется красивое белое здание.

До остановки наземного транспорта «Пушкинская площадь» можно добраться автобусами № Н1 и А. В двух минутах ходьбы от неё находится рождественская церковь.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - красивый памятник русской архитектуры, являющийся ярким примером шатрового стиля, господствующего в русском зодчестве до конца XVII века. Он будет интересен не только истинно верующим православным людям, но и любителям русской истории.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах - одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути - на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки - по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова «паутина» - маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.

Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Эта церковь - последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона. Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестово-купольных храмов. Этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.

В том же XVII веке в Москве за Земляным городом близ Зубовской площади возвели церковь с главным престолом, освященным в честь иконы Неопалимой Купины, давшей название переулку - Неопалимовский. Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника - купины - охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы. Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.

И хотя по легенде возведение этой церкви не было связано с основным бедствием старого деревянного города - многочисленными московскими пожарами, у чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.

А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.)

Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует.

В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот.

Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили.

История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов. В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы. А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.

Дом Голицыных передавался из поколения в поколение. Когда владельцем стал М.М.Голицын-сын, Екатерина II обратилась к нему с просьбой найти ей в Москве хороший и удобный дом. Только что был заключен Кючук-Кайнарджийский мир в русско-турецкой войне, и императрица собиралась в Москву на празднества по этому случаю. В Кремле же она не любила останавливаться, считая его для себя плохо приспособленным. Голицын немедленно предложил государыне свой собственный дом.

И тогда архитектора Матвея Казакова пригласили перестраивать голицынский особняк в Пречистенский дворец. Постройка была готова к Новому году, в декабре 1774 года. Стены скромной усадьбы помнят блестящую свиту Екатерины Великой - императрица приехала в Москву с двором и сыном Павлом I.

Однако она осталась недовольна жильем: было тесно и печки плохо отапливали помещение. Соседство с Колымажным двором и конюшнями создавали не самый свежий воздух, люди замерзали немилосердно, и очень путаны были коридоры. «Прошло два часа, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», - жаловалась Екатерина в одном из писем, называя свой дворец «торжеством путаницы». Потом деревянные постройки этого дворца были перенесены на Воробьевы горы и там сгорели.

По легенде, в Рождественской церкви дома Голицыных хранились две иконы, подаренные (или оставленные здесь) Екатериной II в память о своем браке с князем Потемкиным, видимо, венчальные. Вероятно, что эта легенда и осталась в московской памяти связанной с пребыванием в голицынском дворце самой Екатерины. Или думали, что она оставила хозяевам царский подарок за гостеприимность.

В 1779 году Голицыны вновь вернулись в свой особняк на Волхонке. Когда хозяином стал С.М.Голицын, попечитель Московского учебного округа, он открыл здесь аристократический салон. Его посещал Пушкин и однажды в начале лета 1830 года танцевал здесь на балу. Пушкин в то время уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, и есть свидетельство о том, что он собирался венчаться с ней именно здесь. Во-первых, говорят историки, в домовой церкви оплата была меньше, что было выгодно стесненному в средствах Пушкину. Во-вторых, внимание великосветского общества к свадьбе было бы не таким пристальным.

И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты.

Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти.

В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара.

Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей.

Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине.

В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница.

В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни. Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта. Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств - что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».

В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья - И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался.

В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас - в полуклассическом.

Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных. В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади.

В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского.

В настоящее время здесь находится научное учреждение - Институт философии Академии наук.

В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского. Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах - это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.Козловский - одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне.

В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь - развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась. Тогда ее постригли насильно в Рождественском монастыре. По старинной московской легенде этому предшествовало видение великим князем Василием птичьего гнезда на дереве, когда он расплакался о своей бездетности. «Государь! - сказали ему бояре: - Неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда.» Когда он обратился за благословением на развод к греческим патриархам, иерусалимский предстоятель, Марк, предостерегал его: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Русские решили обойтись без помощи иноземцев и предложили Соломонии добровольно постричься в монастырь. Когда же она отказалась, ее постригли насильно. Тогда, по легенде, она прокляла будущий брак великого князя и предрекла: «Бог видит и отмстит моему гонителю!» От нового брака Василия III и Елены Глинской родился будущий царь Иван Грозный. По преданию, в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, один за другим последовали три раската грома при ослепительной вспышке молнии.

Соломония же, постриженная под именем Софьи, пробыла монахиней более 17 лет и умерла в 1542 году. Есть страшное предание о том, что якобы только что постриженная супруга великого князя оказалась от него беременной «к ужасу и раскаянию» ее бывшего мужа. Она родила сына, назвала его Георгием и воспитывала его с мечтою о мести: «В свое время явится он в могуществе и славе». С его именем связаны все легенды о знаменитом разбойнике Кудеяре, который то наводил на Москву крымского хана во время правления Ивана Грозного, то будто бы, напротив, спасал жизнь своего царственного брата.

Этот монастырь был не разграблен во время наполеоновского нашествия, хотя французы заходили в него. По легенде, они хотели сорвать богатый оклад с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Один из солдат бросился к образу, но тут же сильно поранился и больше не мог сдвинуться с места. Пораженные этим, остальные захватчики побежали вон из монастыря.

Угол кирпичной монастырской стены на бульваре художник В.Г. Перов изобразил в картине «Тройка».