Какие могут быть недостатки у человека. Положительные или отрицательные качества человека: основные черты характера и поведенческих факторов

Хоть и считается, что человек создан Богом, по Его образу и подобию, он существо грешное и несовершенное. Впрочем, также неоспоримы, как и его недостатки. И в число этих недостатков входят такие неприглядные качества, как гордыня, жадность, зависть, осуждение, нетерпимость, упрямство и так далее, перечислять можно долго. Многие из этих качеств, к сожалению, закладываются в человеке с детства, то есть являются результатом неправильного воспитания ребенка в семье родителями.

Достоинства и недостатки человека не проявляются в нем внезапно и вдруг, это понятно. Для формирования отличительных черт характера ребенка прикладывают руку все, начиная от самих родителей и близкого окружения, и продолжая детским садом, школой и так далее. Например, если в детстве ребенка постоянно подгоняли, заставляли спешить, когда он вынужден был бегать на большое количество кружков и секций, стараться все успеть, иначе его будут ругать - у него формируется такое качество, как нетерпеливость. Так же появляется упрямство, когда родители все время стараются идти против воли ребенка и вызывают у него постоянное чувство протеста, а вседозволенность, наоборот, приводит к распущенности и высокомерию.

Недостатки, как и достоинства человека, конечно, имеют глубокие корни. Жадность может сформироваться в ребенке от недостатка любви и внимания, от этого же может появиться отчаяние и уныние, которые приведут потом к самоуничижению. Затем появится начальник, который будет подавлять его волю, так в человеке возникнут страх, лицемерие, угодливость, которые никак не приведут его к самоуважению и чувству собственного достоинства.

Что же такое - достоинства человека, как выражаются они в жизни и в характере? Вообще-то, по словарю Даля, достоинство - это уважение, совокупность достаточно высоких моральных качеств. И не надо его путать с высокомерием, это совершенно разные вещи. Когда говорят, что вот этот то имеют в виду, что он достоин уважения, благодаря его ценным личностным качествам, поведению в обществе, поступкам и так далее. Если же человек начинает завышать свою цену, он становится высокомерным, теряя, таким образом, уважение чести и достоинства личности. Поэтому надо понимать, что это совершенно разные вещи.

Достоинства и недостатки человека продолжают формироваться и тогда, когда он выйдет уже из детского возраста, под влиянием общества. Положительная оценка его поведения, поступков, возвышает его в глазах общественности. Это может придавать ему силы и желание бороться со своими недостатками и стремиться к дальнейшему совершенствованию. Отрицательная же оценка со стороны общественного мнения может привести к усугублению этих недостатков, поэтому в идеале, эта оценка должна быть объективной.

Признание обществом достоинства человека означает определенную оценку, касающуюся его моральных качеств. Чем сильнее проявляются в нем такие качества, как честность, уважение к людям, благородство, доброжелательность, искренность, скромность, чуткость и так далее, тем большую ценность такой человек представляет для общества. Соответственно, если родители хотят вырастить своего ребенка достойным членом этого самого общества, они должны с детства закладывать и развивать в нем эти

К ним также относятся:

Скромность. Это когда человек, даже обладая множеством достоинств, ведет себя просто и незаметно, не выпячивая их наружу и не бахвалясь.

Стыд и совесть. Верующие люди говорят, что это голос Божий внутри человека подсказывает ему, что есть хорошо, а что плохо и приводит к желанию раскаяться в своих плохих поступках.

Честь. Это и достойные уважения со стороны общества.

Обладающий этим никогда не нанесет никому дерзкого оскорбления, не унизит и не оскорбит другого.

В этом преимущества общения с человеком, имеющим честь и достоинство.

Сможет ли человек, ничего не смыслящий в математике, научить ребенка решать задачи? Конечно, нет. Так и родители, не получившие должного воспитания в детстве, не смогут правильно воздействовать на малыша. Следовательно, воспитание взрослых людей не менее актуально, чем развитие малышей.

Каждый человек имеет достоинства и недостатки, через призму которых формируется характер и манера поведения. Данная истина является положительным фактом. Ведь жизненный путь тем и интересен, что состоит из поисков идеала, попыток приблизиться к совершенству.

Вопрос состоит в том, как человек относится к собственным недостаткам. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • « Я таким родился, тем и интересен. А кому не нравится, пусть со мной не общается»;
  • «Я хуже всех! Не умею сдерживать эмоции, поэтому мне никогда не добиться повышения, хорошей зарплаты и т. д. »;
  • « У меня, как и у всех, есть недостатки. Я знаю о них и сделаю все, чтобы избавиться от негативных проявлений или свести к минимуму».

Люди, придерживающиеся третьего принципа, способны превратить в достоинства и недостатки, так как постоянно совершенствуются, работают над собой.

Достоинства людей 21 века

Общественное воспитание порицает желание человека делать акцент на своих достоинствах. Правильнее показать их в деле, совершая благородные поступки.

Существует сотни достоинств, которые присущи воспитанному человеку. Перечислить их все не представляется возможным. Однако можно выделить типичные личностные характеристики, которые присущи большинству культурных и развивающихся людей.

В первую очередь хочется отметить, что воспитание взрослых нацелено на то, чтобы научить личность гармонично совмещать достоинства и недостатки, превращая их в преимущества.

Развиваясь и совершенствуясь, человек должен найти ту золотую середину, которая поможет не только сохранить свою индивидуальность, не слиться с толпой, но и получить общественное признание.

Перечислим достоинства, присущие личности, которая воспитывает себя на протяжении жизненного пути:

  • Способность к состраданию, которая проявляется в желании помочь любому живому существу. Умение поддержать близкого в минуты радости или горя – важное качество, научиться которому не так просто.
  • Развиваться невозможно в одиночестве. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми улучшает коммуникативные навыки, которые помогут в интеллектуальном и социальном развитии.
  • Желание благородно, бескорыстно помогать людям – высшее проявление нравственных качеств.
  • Преданность и верность — качества, которые становятся редкостью в современном обществе.
  • Умение замечать детали, «читать между строк» поможет не потеряться в обилии информации и выделить главное.
  • Предусмотрительность и проницательность способны не только помочь в развитии личностных качеств, но и предупредить ошибки в выборе пути самосовершенствования.

Воспитание этих морально-волевых качеств будет идеальным дополнением индивидуальных положительных черт характера человека. Более того, они помогут контролировать негативные эмоции, которые сопровождают каждого человека, провоцируя его на поступки, не соответствующие воспитанной личности.

«Хронические болезни» характера

Можно развивать в себе множество положительных качеств, однако они не принесут плодотворных плодов, если не искоренять недостатки.

Психологи выделили такие негативные черты характера, которые мешают успешному развитию личности:

  • Самовлюбленность и зацикленность на своих интересах.
  • Желание угодить всем, неумение отказать в просьбе. Данные отрицательные черты характера не только мешают развитию гармоничной личности, но и приводят к психическому истощению и депрессии.
  • Отсутствие самостоятельности, потребность в помощи и поддержке со стороны.
  • Оценивание жизненных ценностей деньгами. Меркантильный интерес – главный источник личностной деградации.
  • Ложь в любом проявлении способна исказить все лучшие начинания личности.
  • Трусость и малодушие не дают возможности для развития волевых качеств. А они являются главными помощниками в деле совершенствования и воспитания лучших черт характера.
  • Глубоко несчастные люди предпочитают надевать маску цинизма, маскируя одиночество и неумение справиться со своими комплексами. Однако цинизм способен сыграть злую шутку со своим приверженцем: человек так и не сможет обрести гармонию с самим собой и будет обречен на одиночество.

Каким бы ни был характер, нужно помнить, что достоинства и недостатки являются показателем неповторимости, индивидуальности личности. От того, как человек научится контролировать отрицательные черты характера и развивать положительные, зависит его способность к саморазвитию.

Становясь на путь развития и совершенствования себя, нужно научиться анализировать поступки, мысли и слова, контролировать эмоциональные проявления. Через некоторое время необходимость в этих действиях пропадет, так как выработается своеобразный барьер, который не позволит недостаткам бесконтрольно проявляться.

Еще один важный фактор, который влияет на успешность воспитания гармоничной личности – умение любить и принимать себя, осознавая недостатки как естественное проявление человеческой сущности.

Развитие воли

Воспитание волевых качеств – необходимое условие для личностного самосовершенствования. Данный процесс индивидуален, он связан со спецификой психологического и физического развития человека.

Базой для развития волевых качеств является период детских и юношеских лет, когда закладываются основы нравственных и социальных понятий.

Существует несколько основополагающих принципов, благодаря которым происходит интенсивное и правильное развитие воли.

  • Четко обозначенная жизненная цель и позиция. Если ребенок с детских лет понимает, что в жизни всего нужно добиваться самостоятельно, прилагая к этому немало усилий, то в зрелые годы человек будет осознанно ставить перед собой цели и упорно добиваться поставленных задач.
  • Чувствовать себя хозяином собственной жизни. Осознавать ответственность за принятые решения.
  • Симбиоз решительности и уверенности позволит самостоятельно справляться с жизненными трудностями. Желанной цели можно добиться, преодолевая страхи и пороки.
  • Осознание того, что сила духа определяется не количеством удачных решений, а тем, сколько трудностей было преодолено на пути этих решений.
  • Волевые качества развиваются так же, как мускулатура: они нуждаются в постоянных тренировках. Умение преодолеть жизненные невзгоды – главный признак победы над собственными недостатками.
  • Умение в нужный момент заменить желания и мечты на действия.
  • Не позволять социальному окружению управлять жизнью и принципами, лежащими в основе личностного мироощущения.
  • Право выбора выхода из любой жизненной ситуации должно стать определяющим фактором жизни. Именно способность самостоятельно принимать решения позволяет получать удовлетворение от проделанной работы и преодоления трудностей.

Гармоничное развитие воли происходит только в том случае, если личность способна на самоограничения. При этом нельзя отождествлять эти понятия. Ограничения принимаются человеком в том случае, если что-то мешает достижению поставленной цели. Однако не стоит включать в их число чувства, ведь только с помощью положительных эмоций человек ощущает счастье от прожитых лет.

Итак, чтобы успешно воспитать в себе волевые качества необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Признать наличие в характере достоинств и недостатков;
  • Понять, чего вы хотите достигнуть в жизни;
  • Поставить четкие цели и задачи для достижения результатов;
  • Осознать, что нельзя добиться всего и сразу. Достижение больших целей происходит с помощью пошаговой работы;
  • Необходимо всегда доводить начатое дело до конца;
  • Уметь ограничивать свои потребности в случае необходимости;
  • Стараться завтра быть лучше, чем сегодня.

Чтобы развить в себе такое важное качество, как сила воли, важно иметь пример для подражания. Выберите себе эталон, к которому нужно стремиться.

Развитие духа через воспитание тела

Сила духа и волевые качества человека, о которых говорилось выше, невозможно развить без физической активности.

Воспитание культуры здоровья – один из важных элементов показателей общей воспитанности человека.

Желания совершенствовать тело, вести здоровый образ жизни закладываются в детском возрасте, когда, следуя примеру родителей, дети перенимают их привычки и копируют действия.

Однако не все люди выросли в семьях, где родители пропагандировали занятия спортом. Это не мешает им в зрелом возрасте начать занятия физкультурой.

Ведь физические упражнения не только формируют силу духа. Они содействуют здоровому образу жизни, который помогает сохранять здоровье долгие годы, способствует отказу от вредных привычек.

Формирование здорового образа жизни предусматривает и вопрос о правильном питании. Часто человек, оказавшийся в стрессовой ситуации, пытается «заесть» проблемы. При этом продукты, которые он употребляют в пищу, совершенно не подходят под определение здорового питания.

Более того, человек начинает задумываться о своем здоровье только тогда, когда у него появляются определенные заболевания.

Подобное отношение к собственному организму недопустимо, поэтому развитие личностных достоинств должно начинаться через преодоление недостатков, связанных с попустительским отношением к физическому здоровью.

Социальное влияние

Развитие лучших личностных качеств не может происходить в отрыве от общественного влияния.

Общественное воспитание предусматривает такое развитие личности, которое позволит человеку жить в гармоничных отношениях с социумом. При этом учитывается ответственность личности перед обществом и положительное влияние окружения на формирование личностных качеств.

Общественное воспитание осуществляется не только непосредственным взаимодействием людей, но специально созданными для этих целей организациями.

Существует специальная отрасль педагогики, которая изучает общественные отношения. Социальная педагогика занимается изучением того общественного потенциала, который способен оказать образовательное и воспитательное влияние на личностное развитие в течение всей жизнедеятельности человека. Она исследует влияние семейных отношений, информационного воздействия, религиозных объединений, молодежных и социальных группировок.

Особый интерес для педагогической науки представляют люди из низших социальных слоев. Это личности, которые по каким-то жизненным обстоятельствам стали вести асоциальный образ жизни (люди без определенного места жительства, отбывавшие наказание в местах лишения свободы, наркоманы, алкоголики, проститутки).

Социальная педагогика занимается изучением специфики воспитания взрослых людей, условия их развития в связи с изменениями экономической ситуации и социального окружения. Актуальны для нее проблемы женского развития и специфика личностных изменений в сфере профессиональной деятельности.

Последнее время педагогика этого направления стала активно сотрудничать с церковными организациями с целью обогащения нравственных качеств человека.

В практической деятельности общественное воспитание представляет собой профессиональную сферу, которая называется социальной работой.

Перечислим сферы деятельности общественного воспитания и специфику их проявления.

  • Семейные отношения.

Практическое воздействие социального воспитания на сферу семейных отношений происходит для психологической поддержки и материальной помощи многодетным и молодым семьям, людям с низким достатком. Особое внимание уделяется родителям, которые имеют пагубные привычки. Социальными работниками проводятся разъяснительные беседы, помогающие родителям узнать о своих правах и обязанностях, расширить представления о возможностях, предусмотренных законодательством.

  • Помощь несовершеннолетним и людям с отклонениями в психическом развитии.

В нашей стране данное направление социальной помощи находится на стадии становления. Однако уже созданы специальные службы, телефоны доверия, куда можно обратиться за помощью в сложных жизненных ситуациях.

  • Область здравоохранения.

Работа по оказанию психологической и материальной помощи людям, имеющим тяжелые заболевания, пока находится на уровне волонтерских движений.

  • Люди пенсионного возраста.

Работа социальных служб направлена на помощь одиноким и больным пенсионерам и проявляется в покупке медикаментов и продуктов питания.

  • Исправительные учреждения.

Социальное воспитание людей, которые преступили черту закона, заключается в беседах, направленных на возрождение социально правильного поведения и адаптацию в обществе после освобождения.

Итак, общественное воспитание направлено на развитие правильного взаимодействия общества и личности под контролем специальных социальных служб, которые помогут в непростые периоды жизни.

Совершенствоваться с удовольствием

В заключение хотелось бы отметить, что любое воспитание личностных достоинств должно начинаться с позитивного мышления. Вера в собственные силы является базой для работы над собой.

Испытывая стрессовые ситуации, связанные с неприятностями на работе, в семье или материальными затруднениями, человек испытывает отчаяние, и, конечно, в эти минуты ему совершенно не хочется совершенствоваться.

Не стоит поддаваться панике или впадать в депрессию. Возможно, масштабы трагедии не так велики, как может показаться на первый взгляд.

Необходимо оставаться оптимистом в любой ситуации и помнить, что свое счастливое будущее можете обеспечить только вы сами.

Мыслите позитивно, и тогда даже недостатки помогут увеличить все ваши достоинства.

Вам понадобится:

– лист бумаги и карандаш;

– время для размышлений.

Будьте готовы к:

– тому, что находить достоинства и преимущества окажется сложно;

– тому, что список придется регулярно пересматривать.

Это может и не пригодиться, если:

– вы уже составляли подобный список на психологическом тренинге или в процессе подготовки к другому собеседованию.

Есть очень надежный способ утвердиться в своем решении найти работу и быть уверенным в себе на собеседовании – это составить список своих достоинств и преимуществ перед соперниками. Составить не в голове, а на листе бумаги. Это просто необходимо для того, чтобы вы наглядно убедились в их наличии. Нужно занять удобное место (кому-то удобнее за столом, а кому-то в уютном кресле), взять листок бумаги и разделить его пополам линией. Вверху надпишите разделы «Достоинства» и «Преимущества». В графе «Достоинства» составьте список, который включает в себя личные качества характера и особенности личности. В графе «Преимущества» – ваши особенности, которые отличают вас как профессионала и личность, уверенную в себе. Может быть, некоторые пункты будут перекликаться между собой, не делайте особых различий, куда именно отнести один из пунктов. Преимуществ теоретически должно быть меньше, так как они строятся на основе достоинств, но не каждое достоинство может стать преимуществом. Например, владение разговорным английским – это, безусловно, достоинство. Но, если вы рассчитываете получить должность, где английский – обязательное требование, это достоинство не станет преимуществом, так как оно будет присутствовать у всех кандидатов. Достоинством в этом случае может стать любой дополнительный иностранный язык.

Этот список не придется никому показывать, он нужен только для того, чтобы поднять свою самооценку к самоуважению. Далее мы переберем наиболее распространенные и важные качества характера и профессиональные навыки. Вам предстоит лишь подумать, есть ли они у вас и внести в список ваших достоинств и преимуществ.

1. Общительность – готовность к межличностному общению, к проявлению инициативы в разговоре с любыми социальными категориями людей. Если вас не пугает перспектива знакомиться, разговаривать и завязывать дружеские и деловые отношения со многими незнакомыми людьми, вы любите поболтать и с удовольствием участвуете в разговорах, то вы определенно обладаете этим качеством.

2. Открытость – состояние вашей психики, при котором вы можете воспринимать спокойно и даже охотно слова и действия в вашу сторону от других людей. Открытость для общения, самокритичность и как следствие способность воспринимать безболезненно любые слова, готовность к личным вопросам и искренность в ответах – все это признак этого качества.

3. Уравновешенность – тоже состояние психики, при котором на вас не влияют внешние раздражители. Это способность не просто держать себя в руках, а вообще не давать появляться чрезмерным эмоциям. Эта черта характера подразумевает отсутствие особых всплесков как положительных, так и отрицательных эмоций.

4. Контактность – готовность к сотрудничеству с людьми, подразумевает и инициативность, и принятие инициативы других людей. Если вы быстро находите темы для разговора, которые заинтересуют и вас и собеседника, если быстро налаживаются деловые отношения, это ваш плюс.

5. Дружелюбность – умение накладывать на личное общение оттенок личных симпатий. Если вы, помимо общения, умеете симпатизировать людям независимо от их социального положения и внешнего вида, если вы относитесь к ним с теплотой и пониманием, то смело вносите этот пункт в ваш список.

6. Вежливость – соблюдение этикета межличностных отношений. Даже в самых стрессовых ситуациях сохранять вежливое обращение и не перейти на оскорбления и личности – безусловный плюс к вашим вежливым словам.

7. Неконфликтность – умение не поддаваться на чужие провокации, сдерживать себя и направлять на эту ситуацию позитив. Отмечайте в своем смысле это достоинства, если вы не замечали за собой излишней придирчивости к людям и желания им досадить, и если знаете, что любую проблему можно решить не криком, а простыми переговорами.

8. Ответственность – качество, из-за которого вы четко понимаете, что и зачем вам нужно делать, и делаете это обязательно, отдавая себе отчет в том, что это именно ваша работа, и только вы можете довести начатое до конца.

9. Собранность – готовность задействовать все необходимые ресурсы вашего ума и тела: состояние, при котором вы держите себя в тонусе и концентрируете свои силы. Собранный человек без раскачки делает нужную работу, ему не нужно долго настраиваться на атмосферу, тон и род деятельности.

10. Инициативность – продвижение своих идей, взглядов, мнений, действий самостоятельно. Вы обладатель этого качества, если в состоянии начать и завершить дело без постоянных советов со стороны, прилагая к этому свои личные измышления.

11. Ум – имеется в виду уровень вашего интеллекта, кругозор знаний. Чем выше ваши знания, чем лучше вы понимаете все проявления внешнего мира, чем больше разбираетесь в людях и умеете не смотреть на них через призму собственных эмоций, чем быстрее размышляете, тем больше у вас уровень интеллекта.

12. Неболтливость – имеется в виду умение не вмешиваться в чужие дела и не сплетничать. Если вы любитель пообсуждать с кем-то кого-то, вы не обладаете этим качеством.

13. Незаурядность – качество, которое отличает ваши психические и поведенческие реакции от стандартов окружающих. Если вы не подвержены «стадному инстинкту», не боитесь отстаивать свое мнение, отличное от других, ваши реакции на раздражители иногда прямо противоположны чужим – тогда вы незаурядный человек.

14. Коммуникабельность – наличие широкого кругозора знаний и позитивных личных качеств. Умение приспосабливаться к любому стилю общения, к любому человеку и ситуации, квалифицированность во всех областях нужных вашей профессии знаний. Ставьте этот пункт в список, если считаете, что умеете находить общий язык со всеми социальными слоями.

15. Дипломатичность – умение лавировать в разговоре, избегая подводных камней и негативных моментов. Дипломатичный человек не идет к своей цели резко и прямо, а изучает ситуацию и выбирает наименее эмоциональный вариант развития и ведения беседы.

16. Настойчивость – умение добиваться нужного. Это хорошее качество, которое помогает не уклоняться от трудностей, а преодолевать их, добиваясь положительного или отрицательного результата, раз за разом пытаться пробиться к цели.

17. Обучаемость – умение быстро воспринимать и перерабатывать новую информацию. Если вы быстро схватываете на лету новые понятия, углубляетесь в сущность вопросов, стремитесь расширять свой кругозор и не пасуете перед трудными задачами, а учитесь на опыте их решений – вы обладаете высоким уровнем обучаемости.

18. Неординарность – умение находить несколько способов подхода к ситуациям и людям. Отмечайте это качество, если к одной и той же проблеме вы сможете подобрать несколько решений в зависимости от меняющихся обстоятельств.

19. Лояльность – признание авторитета вышестоящего по служебной лестнице сотрудника, отсутствие ярко выраженного бунтарства. Если вы осознаете, что ваш непосредственный начальник будет обладать более развитыми профессиональными качествами, и не будете открыто соперничать с ним, даже если это не так, то из вас выйдет хороший подчиненный.

20. Активность – физическая и психическая, скорость обменных процессов в мозге и между головой и телом. Активный сотрудник быстро реагирует на перемены, обладает защитными реакциями от сложностей, инициативен и расторопен, преодолевает внутренние и внешние ограничения во всех сферах жизни.

21. Пунктуальность – соблюдение строгих временных рамок. Подразумевает под собой ответственность и собранность при исполнении должностных обязанностей.

22. Креативность мышления – создание проектов и мыслительных процессов, которые выходят из рамок стандартного мышления. Если вы умеете думать о профессиональных проблемах, то и подходы решения будут непривычными и действенными.

23. Невозмутимость – способность сдерживать свои эмоции в неблагоприятной атмосфере. Если вы в любой ситуации сохраняете целостность натуры и не позволяете раздражению испортить вам настроение, это добавит вам пункт в список.

24. Целеустремленность – желание во что бы то ни стало добраться до намеченной высоты. Ваша любимая поговорка «Цель оправдывает средства»? Вы очень целеустремленный человек.

25. Оптимистичность – умение видеть во всех событиях позитив. Есть выражение «Для оптимистов стакан всегда наполовину полон, а для пессимистов – наполовину пуст». Выберите сами, как вы отнесетесь к нему, и соответственно этому сделайте вывод.

26. Квалифицированность – достаточное образование для работы. Чем выше уровень обучения именно по профилю работы, тем более квалифицированным сотрудником вы являетесь.

27. Воображение – способность «грезить», фантазировать, придумывать ситуации. Люди, обладающие даром воображения, – это находка для предприятия, так как могут продумывать все логические цепочки событий.

28. Опытность – наличие опыта работы именно на той должности (и в той сфере), на которую собираетесь. Это может быть важным преимуществом перед кандидатами.

29. Хладнокровие – умение не реагировать на какие-либо физические действия других людей. Если вы без содрогания смотрите на открытые раны и смело стоите на ногах, даже если весь мир вокруг вас рушится – это огромный плюс. Вы сможете действия оценивать со стороны, и действовать с холодным разумом.

30. Непосредственность – психическое состояние, при котором человек не соблюдает строгих рамок консервативного поведения, а проявляет живость и разносторонние интересы. Конечно, это немного детское поведение, но зато много искренности и дружелюбия всегда нравится коллегам.

31. Адекватность – понимание и восприятие реальности такой, какая она есть. Если вы понимаете, как именно определять степень сложности ситуации, и подбираете нужную реакцию, вы адекватный человек.

32. Духовность – наличие богатого духовного мира. Если вы пытаетесь разобраться в своем существовании, откуда, почему, зачем и как вы живете, верите в бога и признаете божественную сущность существования человека, вы будете очень интересным для общения человеком.

33. Принципиальность – подверженность некоторым постулатам поведения. Если вы, несмотря ни на что, не изменяете своим внутренним принципам, а живете, руководствуясь ими, значит вы целостный человек, некапризный и последовательный.

34. Позитивность – неагрессивное восприятие окружающего мира, добрые поступки и возвышенные мысли. Это защитная реакция психики, человеку с позитивным мышлением живется намного легче.

35. Тактичность – понимание границ личной зоны собеседника. Если вы понимаете, что некоторые вещи просто нельзя спрашивать у людей, так как они болезненны для них, если умеете вовремя остановиться у барьера разделения общих тем и интимных, вы обладаете чувством такта.

36. Деликатность – мягкий подход к проблемам собеседника. Деликатных людей ценят за умение не вскрывать нарывы комплексов на личностях и в жизнях других людей.

37. Объективность – умение концентрироваться на одном объекте, оценивая реально все плюсы и минусы положения, а не накладывая собственные ощущения на оценку ситуации. Сюда можно отнести и самокритичность, так как такой человек точно не позволит эмоциям возобладать над рассудком и осознает положение вещей исходя из стандартов мышления.

38. Импульсивность – склонность действовать по первому побуждению, спонтанно. Иногда это качество помогает при решении производственных задач.

39. Гибкость – особенность человека приспосабливаться к изменяющимся условиям.

40. Способность к иностраннымязыкам. Если у вас есть лингвистические способности – это несомненный пункт в списке преимуществ.


| |

Технологическая карта внеурочного занятия и презентация для его проведения позволяет познакомить детей с достоинствами и недостатками человека, учит из различать, работать над собой.

Прилуцкая Людмила Валерьевна, 23.01.2018

1674 92

Содержимое разработки

Технологическая карта внеурочного занятия

1. Тема: Мои достоинства и недостатки.

2. Предмет: Окружающий мир

5. Образовательное учреждение: НМБОУ «Гимназия №11»

6. Город: Анжеро-Судженск

7. Краткое описание: Технология построения внеурочного занятия – проблемно-диалогическая. Занятие предусматривает фронтальную и групповую работу, работу с применением ИКТ.

8.Тип урока: открытие нового знания

9.Форма организации: внеурочное занятие

10.Планируемый результат:

Предметные умения

Знать достоинства и недостатки человека;

Уметь называть их, определять по отличительным особенностям

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в группах, парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии вместе с учителем;

Проговаривать последовательность действий на занятии; работать по плану, инструкции;

Высказывать своё предположение на основе учебного материала;

Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на занятии.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в карточке-задании, словарике;

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

Проводить анализ учебного материала;

Проводить классификацию, указывая на основание;

Проводить сравнение, объясняя критерии.

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Карточки-задания, пословицы и поговорки, мини-словарики.


11. Цель внеурочного занятия: показать детям уникальность каждого человека,дать понятия об их достоинствах и недостатках через игровую внеурочную деятельность.

12. Задачи:

Учить детей размышлять о простых, на первый взгляд, вещах, видеть хорошее и плохое, доброе в каждом человеке (достоинства и недостатки), дать возможность сравнить признаки людей, находя сходства и различия, объяснить, что такое уникальность.

Формировать умение «слушать и слышать» другого человека.

Развивать умения анализировать конкретные жизненные ситуации, у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению.

13. Оборудование: мультимедийная презентация «Достоинства и недостатки человека», фрагменты мультфильмов, отрывков из произведений (мр3), писчая бумага, набор фломастеров или цветных карандашей, смайлики-наклейки, ручки по количеству участников, полоски с именами детей, полоски бумаги: белые и чёрные, солнышко, словарики по количеству учащихся, предметы: ракушки, камешки или орехи, пословицы на листках для групп.

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организационный момент. Психологический настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередное внеурочное занятие «Уроки нравственности», на котором вы продолжите раскрывать для себя секреты. Посмотрите, пожалуйста, в окно. Какой сегодня день? А у нас в классе уютно и тепло. Да к тому же и солнышко заглянуло. Какие у вас ассоциации возникают, глядя на солнышко? (тепло, свет, покой, лето, цветы, игры…). А у меня солнышко ассоциируется с нашим занятием, потому что я очень хочу, чтобы оно получилось таким же светлым, тёплым и ярким, как наше солнышко.

А каким вы видите наше занятие? Чего ждёте от него? Давайте перевернём лучики, чтобы солнышко ещё ярче засияло.

А теперь возьмите лучики на свои столы и пусть их тепло сопровождает вас на протяжении всего занятия и придаёт вам силы. Займите свои места.

Проверьте, удобно ли вы сидите, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте необходимые принадлежности.

Почему это важно?

Выскажите свои мысли. Я желаю вам крепкого здоровья и успехов! Пусть на нашем занятии вам будет хорошо и уютно. Вижу, что вы изменились. Многие из вас стали улыбаться. А это, значит, настроение наше улучшилось. Это очень приятно. Спасибо вам!

Психологическое упражнение «Барометр настроения».

Дети отвечают на вопросы учителя, проверяют правильность расположения школьных принадлежностей

и высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места», размещают слова на лучиках солнышка, берут по одному лучику и занимают свои места.

Дети показывают своё настроение (как барометр показывает погоду) руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны

Дети выполняют упражнения.

Подготовка учащихся к работе на внеурочном занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Осуществлять самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

Слушать и понимать речь других;

Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

2. Внешняя интрига. Актуализация знаний.

Прочитайте запись: «Два человека глядят сквозь прутья одной и той же решётки: один видит грязь, а другой – звёзды» Фредерик Лэнгбридж

Что скажете? Почему люди смотрят на одно и то же, а видят разное? К какому из этих двух людей вы относите себя? Объясните, почему?

Дети читают, размышляют и отвечают на вопросы учителя.

Дети высказывают свои предположения, с помощью учителя подходят к мысли о необходимости разминки для успешной работы.

3. Разминка.

Ребята, постарайтесь объяснить, почему спортсмены перед тренировкой, соревнованиями проводят разминку. Для чего они это делают?

И нам для успешной работы тоже необходимо провести разминку. Но разминку не тела, а ума. Приготовленные задания помогут нам в этом. Ваша задача максимально сосредоточиться на содержании вопросов-заданий, давать обдуманные и быстрые ответы.

Вот послушайте:

- Я люблю покушать сытно,

Много, вкусно, аппетитно.

Ем я всё и без разбора,

Потому, что я ….(Обжора )

- Ну, а я ленив и скучен,

Я с платочком не разлучен.

Не люблю играть и петь,

Мне бы лучше пореветь.

Главный нытик я из класса,

А зовут меня все.... (Плакса )

- Не люблю я, братцы, мыться,

С мылом, щёткой не дружу.

И сейчас не потому ли назовут меня …. (Грязнулей )

- Честно я скажу, ребятам:

Быть опрятным, аккуратным,

Очень трудно самому.

Где штаны, а где рубаха. Я не знаю. Я …. (Неряха )

Дети объясняют.

Ребята слушают вопросы-задания и стараются быстро и верно дать ответ, уметь обосновывать их.

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи­тельного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку вклю­чены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопро­сы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятель­ности на занятии.

Предметные:

Владеть терминологией, знать что означают слова.

коммуникативные:

Слушать и понимать речь других;

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3. Открытие нового знания.

4.Первичное закрепление.

(дети вытягивают из коробки имена детей).

Запишите 3-4 пункта о том, что вы видите хорошего в человеке, имя которого записано у вас на листочке. Что человек чувствует, когда в нём замечаю что-то хорошее?

Бывали у вас такие случаи, когда вы находили что либо полезное, красивое и нужное в чём-то непривлекательном с виду?

Почему не стоит судить о людях и о вещах по внешнему виду?

Как умение видеть хорошее помогает человеку в жизни?

Почему люди часто замечают плохое, чем хорошее?

Ребята, все люди разные: большие и маленькие, толстые и тонкие, весёлые и злые. У каждого человека есть хорошие качества – это называется достоинства, а есть и плохие качества – это недостатки. Чтобы разобраться в этих качествах, давайте посмотрим на этого человечка (слайд: рисунок человечка, разделенного вдоль на две части, раскрашенные черным и белым цветом). Почему у этого человечка одна половина черная? Всё плохое нам видится в чёрном цвете, а хорошее – светлое, белое. Давайте поможем человечку стать чистым и белым, то есть стать хорошим. Для этого на каждое плохое качество или недостаток будем подбирать хорошее качество или достоинство, которые закрыты листочками. Снимем первый листочек. Что написано? (скромность).
Белый листочек клеим на темную половину человечка и так делаем до тех пор, пока тело человечка станет белым
-Предположите, чем мы сегодня будем заниматься.

Прослушивание сказки детьми и её обсуждение.

Понравилась ли вам сказка?

Расскажите о самом хорошем в себе.

Кто вас учит видеть хорошее вокруг себя?

Если вы видите в людях хорошее, всегда ли им говорите об этом?

-Работа с пословицами:

Какая из пословиц подходит к теме занятия?

Практическая работа.

- Я прошу вас посмотреть в окно. Вспомните цитату. Я прошу вас сделать два описания. Одно с точки зрения человека, который смотрит в окно и видит прекрасное, а другое-с точки зрения того, кто прежде всего замечает плохое.

Проверка практической работы.

Сравните описания.

Скажите, какое описание легче было сделать, а какое труднее. Почему?

Какой вывод можно сделать?

Какие достоинства и недостатки можете назвать?

Ребята знакомятся с содержанием предложенного материала, высказывают свои предположения, собирают и отдают листочки тем, о ком писали.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся, анализируют предложенные задания. Определяют уровень сложности заданий, предполагают, чем будут заниматься.

Делятся на рабочие группы, выполняют задания и заполняют табличку.

Подобная форма работы для детей не нова, они легко делятся на мини группы и определяются с рабочим местом в классе.

Дети отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения.

Дети обсуждают, доказывают свою точку зрения.

Дети выполняют задания (не более 4-х предложений) за определённое время.

Делают вывод, называют достоинства и недостатки.

Проверяют правильность выполненных заданий.

Исполь­зуемые на этом этапе задания по карточкам способ­ствуют развитию интеллектуальных качеств, позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

Предложенные задания дети выполняют в своём темпе и в выбранной им последовательности, что соответствует принципам минимакса и вариативности.

Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для самостоятельной работы, определяют индивидуальный уровень сложности. Уровень сложности отмечают цветом: синий - самый легкий, зеленый -средней степени сложности, красный - самый сложный. Каждый ученик выбирает задания любого уровня сложности и приступает к самостоятельному выполнению.

Внутри групп, учитель выполняет роль консультанта, координатора.

Что необычного и интересного заметили?

На какие вопросы вам уже удалось найти ответ?

Над каким упражнением предложили бы поработать сейчас? Почему? Как будете выполнять?

Организовываются малые группы непостоянного сменного состава. Устанавливается правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявляются пробелы, неверные представления, их коррекция.

Оцениваются работы смайликом.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Определять и формулировать цель деятельности на занятии;

Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

Определять последовательность

действий на уроке.

регулятивные:

Высказывать своё предположение;

коммуникативные:

Точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?).

4.Динамическая пауза.

Пришла пора отдохнуть, сменить вид деятельности. Отдохнём вместе с героями любимых мультфильмов.

Под весёлую музыку ребята выполняют динамическую паузу.

Динамическая па­уза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и эмоциональную. Ребята выполняют танцевальную разминку глядя на мультипликационных персонажей.

5. Применение нового знания.

Работа со словами из словаря:

Жадность
Злость
Упрямство
Нетерпимость
что-нибудь.
Высокомерие.
Скромность.
Честь.

Отметьте достоинства и недостатки.

- Игра «Чёрное – белое».
Если качество хорошее, поднимаем белую карточку, если качество плохое, поднимаем черную карточку.

Дети отыскивают значение слов в словариках и зачитывают их значения.

Дети отвечают на вопросы учителя, обосновывают свой ответ, отмечают достоинства и недостатки.

Дети внимательно слушают и поднимают карточки определённого цвета.

На данном этапе вниманию детей предложены печатные страницы из.учебного пособия Языкановой. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1 класс Москва:Издательство «Экзамен» со страниц

Возможность решать поисково-творческие задания очень важна для ребёнка, так как позволяет почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение такого рода заданий опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рас­суждения, умение покопаться «в себе», «докопаться до истины».

Предметные:

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

познавательные:

коммуникативные:

Слушать и понимать речь других;

Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте. Какие качества здесь собраны? Правильно, хорошие качества или достоинства человека. Я желаю, чтобы эти качества всегда были с вами и помогали расти вам красивыми и хорошими людьми!
Берегите друг друга,
Добротой согревайте
Берегите друг друга,
Обижать не давайте
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту.

Дети отвечают.

Рассмотрите мелкие предметы у вас на столах. Разложите эти предметы по какому-нибудь признаку, например, по величине.

Докажите, что похожие на первый взгляд предметы, различаются.

Упражнение «Горка» (по цвету, по форме, по размеру и т.д.).

Сложите предметы горкой. Сделайте вывод.

Работа в группах:

-

- В чём преимущества высокого и маленького роста?

Упражнение «Облака».

Сравните облака.

Найдите отличия одного облака от другого.

Дети раскладывают предметы, группируют их по-разному, доказывают отличия, делаю вывод.

Выполняют задания, находят отличия, делают вывод.

Предметные:

Уметь выполнять предложенные задания.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

познавательные:

Осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

Слушать и понимать речь других;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.Рефлексия внеурочной деятельности.

7.Домашнее задание.

Вот и подошло к концу наше занятие. Каким оно оказалось для вас?

Какое открытие мы сделали?

-Составление синквейна «Достоинства и недостатки».

Прочитайте. Что получилось.

- Вот мы с Вами и узнали – что же такое достоинство человека. Нам даже удалось приобрести некоторые из них, которые на ваш взгляд являются хорошими качествами человека. Ребята, не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.

Игра-упражнение «Мусорное ведро».

Ребята, напишите свои недостатки, сомните их и выбросьте в мусорное ведро, т.е. избавьтесь от них навсегда.

-Ребята, в жизни много противоположностей. Так и у достоинств есть антидостоинства, т.е. недостатки человека. Какие они бывают?

Занятие окончено, а солнышко по-прежнему согревает нас своим теплом.

Оцените свою работу, раскрасьте цветными карандашами или возьмите смайлики. Если вы считаете, что вы всё сделали верно-зелёный, если работа вызывала трудность-красный, а если занятие не оставило никаких впечатлений - жёлтый.

Каждый день в течение недели наблюдайте за членами своей семьи и записывайте или запоминайте только хорошее, что с ними происходит. По желанию можете нарисовать членов своей семьи, себя можете не рисовать. Раскрасьте того члена семьи, на кого вы считаете, что похожи.

Дети говорят и приносят лучики и встают в круг к солнышку, отвечают на вопросы, обобщают знания.

Дети зачитывают синквейны.

Ребята стараются объективно, полно и точно дать оценку своей деятельности на уроке при помощи смайликов. Высказать, что ими было усвоено, а что не усвоено и почему.

Дети пишут на листах бумаги свои недостатки, неприятные истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (прощаясь с ними навсегда).

Анализируется успешность достижения цели; выявляется качество и уровень овладения знаниями.

Анализируется «Лестница успеха».

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Осуществлять самоконтроль;

Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить;

коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Итого:40 мин

Содержимое разработки

Работа в группах:

1. Выполните задание: Встаньте по росту, по цвету волос.

2.Обсудите:

3.Сравните облака: Найдите отличия.

Работа в группах:

1. Выполните задание: Встаньте по росту, по цвету волос.

2.Обсудите:

В чём преимущества высокого и маленького роста?

3.Сравните облака: Найдите отличия.

Работа в группах:

1. Выполните задание: Встаньте по росту, по цвету волос.

2.Обсудите:

В чём преимущества высокого и маленького роста?

3.Сравните облака: Найдите отличия.

Содержимое разработки

Жадность – это скупость, жадный человек не любит делиться с друзьями.
Злость –резкое и очень отрицательное чувство.
Упрямство - неуступчивость, несговорчивость.
Нетерпимость - нежелание или невозможность терпеть кого-нибудь или что-нибудь.
Высокомерие. Это когда человек начинает завышать свою цену.
Скромность. Это когда человек, даже обладая множеством достоинств, ведет себя просто и незаметно, не выпячивая их наружу и не хвастаясь.
Честь. Это моральные принципы и качества человека, достойные уважения со стороны общества.

Жадность – это скупость, жадный человек не любит делиться с друзьями.
Злость –резкое и очень отрицательное чувство.
Упрямство - неуступчивость, несговорчивость.
Нетерпимость - нежелание или невозможность терпеть кого-нибудь или что-нибудь.
Высокомерие. Это когда человек начинает завышать свою цену.
Скромность. Это когда человек, даже обладая множеством достоинств, ведет себя просто и незаметно, не выпячивая их наружу и не хвастаясь.
Честь. Это моральные принципы и качества человека, достойные уважения со стороны общества. Ваше мнение

  • «Два человека глядят сквозь прутья одной и той же решётки: один видит грязь, а другой – звёзды»

Фредерик Лэнгбридж


РАЗМИНКА

  • Я люблю покушать сытно,

Много, вкусно, аппетитно.

Ем я всё и без разбора,

Потому, что я ….

(Обжора )

  • Ну, а я ленив и скучен,

Я с платочком не разлучен.

Не люблю играть и петь,

Мне бы лучше пореветь.

Главный нытик я из класса,

А зовут меня все....

(Плакса )


  • Не люблю я, братцы, мыться,

С мылом, щёткой не дружу.

Вот поэтому, ребята, вечно грязный я хожу.

И сейчас не потому ли назовут меня ….

(Грязнулей )

  • Честно я скажу, ребятам:

Быть опрятным, аккуратным ,

Очень трудно самому.

Сам не знаю, почему, вещи всюду я бросаю

И найти их не могу, что схвачу, в том и бегу.

Где штаны, а где рубаха. Я не знаю. Я ….

(Неряха )





  • Притча утверждает, что есть люди хорошие и есть люди плохие. Так ли это?
  • Как ты понимаешь выражение «кормить волка»?

Работа с пословицами

  • Злой плачет от зависти,

а добрый от радости.

  • Добро творить –

себя веселить.

  • За недобрым пойдёшь –

на беду набредёшь.

  • Делая зло,

на добро не надейся.

  • Учись доброму,

худое на ум не пойдёт.


Достоинства человека:

Честь

Доброта

Верность

Честность

Трудолюбие

Чуткость

Достоинства

Аккуратность

Щедрость

Забота

Вежливость

Смелость

Скромность


Недостатки человека:

Жадность

Непослушание

Злость

Лень

Недостатки

Упрямство

Зависть

Забота

Грубость

Трусость

Высокомерие




Игра «Чёрное и белое»

Честность

Трудолюбие

Вежливость

Доброта

Терпимость

Заботливость

Дружелюбие

Практичность

Скромность


Берегите друг друга, Добротой согревайте Берегите друг друга, Обижать не давайте Берегите друг друга, Ссоры все позабудьте И в свободную минуту. Рядом друг с другом побудьте.


  • О чём приятнее вспоминать и рассказывать другим: о том, как ты помог кому-то, или о том, как кого-то обидел?


СОВЕТЫ ЗНАЙКИ:

Доброту в себе надо «тренировать»: совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.

Если при тебе кого-то обижают, поддержи слабого. Помни: словом можно спасти!


Доброту в себе надо «тренировать»: совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.


Стать добрее помогает заклинание

«Я МОГУ!». Попробуй повторять его тихонько.


Начни становиться добрым с небольшого дела. Не стыдись оказывать помощь, маленькие услуги своим товарищам, близким.


Полезно завести ТАЙНЫЙ ДНЕВНИК ДОБРЫХ ДЕЛ.

Записывай в него свои успехи. Каждая маленькая удача – это твоя победа над СОБОЙ.


Но бывает и так. Некоторые ребята боятся совершать красивые поступки, например, уступить место девочке, помочь кому-то. Им кажется, что на них смотрят и будут смеяться. Такие страхи вредны для характера. От них обязательно нужно избавляться.


  • Если при тебе кого-то обижают, поддержи слабого.
  • Помни: словом можно спасти!

  • Что полезного для себя узнали вы на этом занятии?
  • Почему человеку необходимо быть добрым и человечным?
  • Почему человеку необходимо иметь больше достоинств, а недостатки искоренять в себе?
  • Когда человек бывает счастлив?

Недостатки человека – это качества душевной и физической организации, считающиеся нежелательными, могут отображать личностные, поведенческие и физические проявления человека, включают его поступки и вкус. Т.е. касаются абсолютно любой сферы человеческого проявления, но не удовлетворяющие либо непосредственно человека, либо кого-то, кто оценивает личность. Достоинства и недостатки человека имеют субъективный радикал, как основной для определения. Невозможность однозначного и статичного разделения качеств на хорошие и плохие вносит путаницу в разграничение и классификацию человеческих проявлений как недостатков или же достоинств. Так же при различных ситуациях, вносящих разный смысловой контекст, одинаковые действия имеют разную трактовку, как проявление недостатка или же достоинства (например, быстрое реагирование, без учета малейших деталей, в семейной жизни – недостаток, тогда как в ситуации военной опасности данное качество играет первоочередную роль и считается достоинством).

Упоминание недостатка подразумевает контекст малого количества или отсутствия чего-либо, хотя в отношении характера подобное также справедливо (недостаток терпения или честности).

Что такое недостатки

Под недостатками личности подразумеваются пороки и слабости, принимающие форму пагубных привычек или бесхребетности характера, сюда же стоит отнести проявление негативных и качеств из разряда и . Достоинства и недостатки человека являются полярными проявлениями, одно помогает двигаться вперед, достигать успеха, вызывает уважение, второе разрушает судьбу человека, перестраивает его личность, тем, что делает слабым, препятствует успеху, толкает на недостойные или даже незаконные действия и является основной причиной неуважительного отношения и избегания общения со стороны общества.

Недостатки обычно представляются как характерная особенность, являющаяся характеристикой человека довольно постоянное и длительное время. Все, что случается ситуативно и не системно может называться недостойным поведением, и акцентировать особое внимание на подобных единичных проявлениях не стоит столь сильно, как при постоянном варианте.

Бытует мнение, что в любимом человеке нравятся даже недостатки, но, к сожалению, любовь не столь мощна, чтобы противостоять серьезным личностным изменениям, влияющим на жизнь окружающих. Одно дело, когда это чувство позволяет принять некую неаккуратность, но смириться с неконтролируемыми вспышками на фоне алкозависимости с последующими побоями вряд ли поможет. Соответственно ждать, что мир будет продолжать крутиться вокруг и принимать все, как есть, не имеет ни смысла, ни надежды, недостатки нужно исправлять, заменяя их достойным поведением и проявлением, учась новым жизненным стратегиям, иначе потворство своим слабостям приведет к полнейшей личностной деградации и разрушению жизни.

Из похожей концепции принятия некоторые проповедники смирения пытаются сами и советуют другим не избавляться от недостатков, а принимать их. И идея сама по себе очень замечательная, она про принятие и ценность своей самости, но невозможно проявлять любовь к себе, оставляя активным разрушительное поведение. Любой вид зависимости – это латентный , любая обида занимает место и душевную энергию, где могла бы находиться любовь, время, потраченное на ссоры не вернуть, чтобы заняться созиданием. Для любого проявления необходимы ресурсы времени и энергии, а значит, расходуя их на недостойные вещи, вы тем сами лишаете какую-то эффективную свою часть возможности для реализации. Честное признание недостатка и поиск выгодной и полезной тенденции, на которую его можно заменить – более верный путь. Именно заменить, а не просто искоренить, поскольку пустое место потребует заполнения и лучше заранее выбрать, чего вы хотите достичь или что в себе развить, пока на место одного недостатка не влез другой.

Какие бывают недостатки у человека

Как и вся человеческая природа имеет физическую и психическую сторону проявления, так же и недостатки разделяются относительно данных сфер. К психическим недостаткам относят любые подтвержденные медико-психологической комиссией отклонения от нормы психики (включает интеллектуально-мнестические и речевые нарушения, отклонения в эмоциональной и мыслительной сфере, задержки развития). К физическим недостаткам относят любые отклонения от нормальных критериев физического развития, ограничивающие физическую, психическую и социальную деятельность и имеющие подтверждение специально созданной врачебной комиссии.

Данные два типа недостатка имеют нормативные критерии и являются объективно признанными, но когда заходит речь о недостатках человека, большинство людей не вспомнит о психических и физических, относя их, скорее к сфере клинических заболеваний, при этом определяя, как недостатки некоторые личностные проявления. Именно характерологические особенности и модели взаимодействия считаются теми недостатками, с которыми необходимо бороться и которые человек в некоторой степени способен преодолеть самостоятельно.

К критике собственного поведения чаще всего относят бесхребетность и неспособность отказывать. Что мешает жить своей жизнью, а в некоторых случаях способствует специальному подставлению под удар своих потребностей, при этом довольно удобна окружающим. Причины кроются в и желании всем нравиться, а избавление влечет определенную перестройку жизни. Придется понять, что не всем своим знакомым вы приятны, многие просто используют вашу безотказность; придется принять собственную агрессию и силу, и научиться с ними обращаться, а не заталкивать в самый темный угол, как раньше. Неспособность отстаивать свои интересы и отказывать людям говорит о проблемах с внутриличностными границами и умением их отстаивать – посмотрите, не находитесь ли в созависимых отношениях и сколько своей собственной жизни у вас осталось.

Следующая черта, не добавляющая плюсов в вашем взаимодействии с социумом это высокомерие, причем замечено, что к незнакомцам в реальной жизни его проявляют крайне редко, зато относительно близкого круга людей или же на просторах сети все чаще возникают высказывания с надменным видом и в унижающей форме для других. Толкает на это иллюзорное ощущение безопасности (от любимого-то получить нелестный ответ тяжелее, чем от постороннего) и проблемы с . Мир полон людей, лучших и худших чем вы, но ни первое, ни второе проявление не являются вашей заботой, все вольны поступать как им угодно. Призывать к смирению можно бесконечно, но задумайтесь, почему вам так важно оставаться на мнимой вершине, критиковать и стремиться установить свои правила, неужели больше нечем заняться в собственной жизни, кроме как повышать свою значимость подобными способами?

Где-то рядом может выскочить потребность контролировать, и хорошо, если это окажется окружающее пространство, и вы пилите домочадцев за неверную последовательность расстановку баночек на кухне, а если это начинает касаться жизни, поступков и выборов других, то будьте готовы к тому, что окружающие скоро взвоют и сбегут. Опять разговор про нарушение границ и вторжение в чужую жизнь. Брать ответственность только за себя и давать советы только когда попросят – примерно к такому положению дел нужно стремиться.

Многие приписывают к недостаткам безосновательную , граничащую с и не дающую жить спокойно ни одному из партнеров. Это не считается проявлением страстности или страха потерять, на уровне ощущений подобное воспринимается как недоверие или даже оскорбление тем, что подобные мысли допускаются. Вскоре избыточная ревность тянет за собой еще один недостаток, который может существовать и отдельно – . Не учитывая лжи во благо, что тоже является сомнительным мероприятием, репутация вруна ни кому не шла на пользу, а разрушила довольно много отношений.

Негативных черт множество, были рассмотрены лишь те, жалобы на которые более распространены, но в любом случае при определении недостатков следует ориентироваться на собственную систему ценностей и ощущений (в среде киллеров – убивать это ремесло, оттачиваемое годами и уважаемое, но вряд ли это станет большим достоинством для воспитательницы в детской группе).

Недостатки любимого человека

Начиная с кем-то отношения, обычно мы впадаем в , что человек идеален, но со временем и старания по предъявлению только своих положительных качеств уменьшаются и открывается реальная картина и завеса из разбушевавшихся гормонов падает и оказывается, что рядом не такой уж принц. Тем, кому повезло, в любимом человеке нравятся даже недостатки и они могут найти совпадения в этих моментах, но тогда нельзя считать данные качества прям уж недостатками в системе мироощущения партнера, скорее это про навязанный социальный образ. А вот когда вас начинают бесить какие-то проявления партнера, и вы пытаетесь их искоренить, значит, вы столкнулись с тем, что является недостатком в вашей жизненной модели.

Стоит отметить, что рихтовка поведенческих и эмоциональных проявлений другого начинается с обеих сторон, сознательно или нет, поскольку различия в характерах без соответствующих изменений приведут к невозможности мирного существования на одной территории. Что считать недостатками каждый решает (или скорее чувствует) самостоятельно, но основании привычного отношения и семейных сценариев в родительских семьях. Но есть качества и звоночки, требующие проанализировать возможные последствия.

Сюда входят постоянные опоздания, без учета ценности вашего мнения, времени и планов. Грубость, проявляющаяся к окружающим, родственникам, лично вам. Возможно это словесная форма насилия, крик или применение силы – неумение человека сдерживать собственную импульсивность и агрессию является критичным недостатком для выстраивания отношений. Чрезмерная ревность может радовать самооценку в начале, перейдя потом в проявление собственничества и ограничения вашей свободы.

Любой недостаток, прежде чем раскрыться полностью и нанести необратимый урон вашей жизни или психике, проявляется в незначительных моментах, не бывает, чтобы ничто не указывало на возможность проявления или ухудшения ситуации. Так что, дабы не участвовать в реабилитационных мероприятиях, задумайтесь в начале и будьте внимательны к деталям.