Категориальное значение. Значение категориальное значение в словаре лингвистических терминов

ЛЕКЦИЯ 1

Глагол

2. Начальная форма глагола; вопрос к начальной форме.

3. Форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая).

4. Основы глагола (основа инфинитива и основа настоящего времени).

5. Класс глагола; показатели класса глагола.

6. Тип спряжения глагола; показатель спряжения.

7. Вид глагола (несовершенный/совершенный); значение вида; видовая пара глагола; способы образования видовой пары; способ глагольного действия.

8. Переходность/непереходность глагола; показатель переходности/непереходности.

9. Возвратность/невозвратность; показатель возвратности (постфикс–ся); функция и значение постфикса – ся.

10.Залог глагола; показатель залога; значение залога.

11. Наклонение глагола; показатель наклонения; значение наклонения.

12.Время глагола; показатель времени; значение времени.

13.Лицо глагола; показатель лица; значение лица.

14.Число глагола; показатель числа; значение числа.

15.Род глагола; показатель рода; значение рода.

16.Парадигма спряжения глагола.

17. Способы образования глаголов.

Глагол противопоставляется имени, как противопоставляются друг другу основные элементы мысли – субъект и предикат. Но исторически глагол связан тесно с именем, поскольку он возник первично из наименований действий. Древнее имя, обозначавшее действие, (путем преобразования первичных личных местоимений в личные окончания) приобрело специфические морфологические признаки и преобразовалось в глагол.

Связь глаголов с другими частями речи проявляется в одинаковых синтаксических функциях: в возможности выступать и подлежащим, и дополнением, и обстоятельством, и даже определением.

Глагол как часть речи – очень обширная, с разветвленной системой морфологических форм, часть речи. Большая часть глагольных лексико- грамматических категорий связана с семантикой глагола и поэтому не встречается в других частях речи. Это касается лица, времени, наклонения, вида, залога. Что касается категорий рода, числа, то они свойственны далеко не всем глагольным формам и служат, как и, например, у прилагательных, средством согласования с существительными.



Слова, объединяемые в этой части речи, обладают обобщенным значением процесса и могут обозначать действие, движение, перемещение в пространстве, состояние (лежать, спать ), проявление признака (почернеть ), изменение признака (белеть, бледнеть ) и т.п.

Мы обычно представляем себе, что как только речь зайдет о действии, оно непременно должно быть выражено глаголом. Но это отнюдь не так. Отвлеченное действие может быть выражено существительным (выход, помощь, передача, рассказывание ). Но отношение действия к деятелю действительно может быть выражено только глаголом: радио играет, гости поют.

В лингвистической литературе существует много определений глагола. Их можно даже подразделить на типы: чисто семантические (например: глагол - есть разряд слов, выражающих действие или состояние, –А.Х. Востоков) ; определения, совмещающие в себе указание на значение глагола и на его грамматические категории (такие определения характерны для грамматик – АГ-70); формально-грамматические определения (слова спрягаемые называются глаголами – С.И.Абакумов).

Попробуем дать определение глагола как части речи, которое учитывало бы общее категориальное значение, грамматические особенности и синтаксические функции этой части речи.



Глагол как часть речи – очень обширная, с разветвленной системой морфологических форм, часть речи. Большая часть глагольных лексико-грамматических категорий связана с семантикой глагола и поэтому не встречается в других частях речи. Это касается лица, времени, наклонения, вида, залога. Что касается категорий рода, числа, то они свойственны далеко не всем глагольным формам и служат, как и, например, у прилагательных, средством согласования с существительными.

Глагол – часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и – в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – категорией рода (Русская грамматика –80, с.582).

Остается добавить к этому определению, что глагол как часть речи в предложении выполняет преимущественно функцию сказуемого.

Значение процесса (процессуальность), свойственное глаголу независимо от его лексического значения: действия (бежать, пилить), состояния (любить, спать), отношения (включать, обладать) представлены в глаголах как процесс, протекающий во времени.

  • - вид глаго́ла грамматическая категория, объединяющая все глагольные формы. Общее значение вида глагола – осуществление события во времени...

    Литературная энциклопедия

  • - вре́мя глаго́ла словоизменительная категория спрягаемых форм глагола в изъявительном наклонении...

    Литературная энциклопедия

  • - грамматическая категория Глагола многих языков, обобщённо отражающая те или иные типы протекания действия...

    Большая Советская энциклопедия

  • Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • - Глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой их форме...
  • - Глагольная категория, выражающая отношение действия к моменту речи, который принимается за точку отсчета. см.будущее время, настоящее время, прошедшее время. см. также абсолютное время, относительное время...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольная категория, обозначающая различные отношения между субъектом и объектом действия, находящие свое выражение в формах глагола...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Обобщенное значение, накладывающееся на конкретное лексическое значение слова: у имен существительных - значение предметности, у имен прилагательных - значение признака, свойства, качества, у глаголов - значение...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольная категория, выражающая отношение действия и его субъекта к говорящему лицу. Субъектом действия может быть сам говорящий, его собеседник или же лицо, не участвующее в речи...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Грамматическая категория глагола, обозначающая особые свойства, характер протекания данного процесса, т.е. в его отношении к внутреннему пределу, результату, длительности, повторяемости и т.п. В русском языке...
  • - Грамматическая категория, соотносящая действие с моментом речи. Это соотношение может нарушаться в разных стилях...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Значение признаковости. Например: вечерний звон – прилагательное вечерний обозначает непроцессуальный признак предмета – это его категориальное значение...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Признаковость признака: тихо веет. В отдельных случаях наречие обозначает признак предмета: плов по-узбекски...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Значение предметности, которое модифицируется по-разному: 1) названия конкретных предметов живого и неживого мира: ручка, студент, гора; 2) наименования растений: роза, ива, тополь; 3) названия веществ: масло, кислород...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Значение, характерное для глаголов настоящего времени и несовершенного вида, употребляемых в сочетании с наречиями всегда, обычно, вечерами. Например: Поезд в Москву обычно отправляется вечером...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Словоизменительная категория, характерная для глагольных форм наст. и будущ...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

5. СКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА «ВОРОВАТЬ»

Из книги Изумрудное оперение Гаруды (Индонезия, записки) автора Бычков Станислав Викторович

5. СКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА «ВОРОВАТЬ» Корнелис де Хутман, голландец по происхождению, авантюрист по натуре, много лет жил в Лиссабоне. Брался за торговлю, нанимался на суда, подвизался на ниве ростовщичества, но все время ждал того самого часа, который, верил он, перевернет его

По поводу глагола "ложить".

Из книги Креативы Старого Семёна автора

По поводу глагола "ложить". Многие помнят сцену из "Доживем до понедельника", диалог героя В.Тихонова с молоденькой учительницей, которая жалуется на непослушных учеников:- Я им говорю не ложьте, а они ложат!Учительницу сыграла актриса Нина Емельянова, недавно ушедшая из

ТРИ ФОРМЫ ГЛАГОЛА БЫТЬ

Из книги автора

ТРИ ФОРМЫ ГЛАГОЛА БЫТЬ Федор Михайлович Зявкин сидел за столом, положив перед собой руки, с обычным для него твердым, спокойным выражением лица, и лишь по тому, как он изредка щурил глаза и у него почти неприметно вздрагивали краешки губ, Калита догадывался, с каким

Этапы Солнечного Глагола

Из книги Божественная эволюция. От Сфинкса к Христу автора Шюре Эдуард

Этапы Солнечного Глагола Брахманская религия и цивилизация представляют первый этап постатлантического человечества. Этот этап кратко резюмируется так: завоевание божественного мира исконной мудростью. Великие последующие цивилизации Персии, Халдеи, Египта, Греции и

3. ТЕОРИЯ ГЛАГОЛА

Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

3. ТЕОРИЯ ГЛАГОЛА В языке предложение есть то же, что представление в мышлении: его форма одновременно самая общая и самая элементарная, поскольку как только ее расчленяют, то обнаруживают уже не дискурсию, а ее элементы в разрозненном виде. Ниже предложения находятся

№ 39: Залог глагола

Из книги 50 Приемов Письма автора Кларк Рой Питер

№ 39: Залог глагола Выбирайте между действительным и страдательным залогом в зависимости от смысла.Золотое правило для пишущих: «Используйте активные глаголы». Эта фраза повторяется бессчетное количество раз на всех семинарах с такой убедительностью, что это должно

XL. Употребление форм глагола

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XL. Употребление форм глагола § 171. Образование некоторых личных форм 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм),

XL. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XL. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА § 173. Образование некоторых личных форм 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных

Вид глагола

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

6.42. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола

автора Гусева Тамара Ивановна

6.42. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола Глагол – это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета как процесс. Когда говорят, что глагол обозначает действие, то имеют в виду не только механическое движение (ходит, бегает), но и

6.44. Неопределенная форма глагола, ее значение, образование и синтаксическое употребление

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.44. Неопределенная форма глагола, ее значение, образование и синтаксическое употребление По происхождению инфинитив – это форма дательного – местного падежа единственного числа отглагольного существительного, впоследствии утратившего остальные падежные формы и

6.45. Понятие классов глагола

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.45. Понятие классов глагола По соотношению основ инфинитива и настоящего времени глаголы делятся на несколько классов. Класс – это группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Понятие класса позволяет более экономно характеризовать

II. История глагола «стушеваться»

Из книги Записки о русской литературе автора Достоевский Федор Михайлович

II. История глагола «стушеваться» <…> В литературе нашей есть одно слово: «стушеваться», всеми употребляемое, хоть и не вчера родившееся, но и довольно недавнее, не более трех десятков лет существующее; при Пушкине оно совсем не было известно и не употреблялось никем.

14. Категориальное взаимодействие национальной идеи и народа

Из книги Анализ чеченского кризиса автора Мейланов Вазиф Сиражутдинович

14. Категориальное взаимодействие национальной идеи и народа «Гамсахурдиа открыл счет национальных вождей, атаманов, фюреров на территории бывшего Союза. Национальная идея неизбежно ведет к вождизму: «Одна нация – одна партия (одно движение) – один фюрер», – говорил

Потомки русского глагола

Из книги Литературная Газета 6440 (№ 47 2013) автора Литературная Газета

Потомки русского глагола Замечательная идея потомков и наследников великих писателей созвать Российское литературное собрание для обсуждения проблем активного включения культурного наследия в контекст жизни и деятельности современного человека находит глубокое и

Глагол - знаменательная часть речи, которая обозначает действие (отношение, состояние) предмета как процесс и выражает его в формах вида, залога, наклонения, времени, числа, лица или рода, выступает в функции сказуемого, (личные или спрягаемые формы) определения (полное причастие) , обстоятельства (деепричастия) любого члена предложения, начиная с подлежащего и заканчивая инфинитивом.

Процесс в грамматике понимается широко. Под этим словом понимается самая разнообразная деятельность: действие, состояние, движение, речь, проявление и изменение признака, интеллектуальная деятельность, восприятие, отношения. Этими группами не исчерпывается, но основная масса дана. Процесс предполагает действие, которое изменяется во времени. Временная отнесенность действия – важнейшая характеристика слов, относящихся к глаголу. Все явления (слова) способны в своих грамматических формах обозначать изменения, осуществляющиеся во времени (читал, читаю, буду читать). Морфологические особенности глагола: спряжение (изменение по лицам и числам), большой набор морфологических признаков. Глагол отличается самой разветвленной системой грамматических категорий. Вид и залог явл. универсальными категориями. Наименьшее кол-во гр.кат. хар-ны инфинитиву, деепричастию; для причастия – вид, залог, время, падеж, род, число. Личные или спрягаемые формы – 6 форм -> принято выделять 4 формы глагола: спрягаемая (личная) в одном из наклонений, инфинитив, причастие, деепричастие. Личные составляют ядро системы, тем не менее, спряг. И неспряг. Объединяются в единую с-му форм глагола, т.к. обладают рядом общих признаков: общность лексич. Значений(читал, читаю, читая), общность видовых и залоговых образований и значений(читать-прочитать), общность управления(читаю книгу-читая книгу), общность наречного распределения (ПОЯСНЕНИЯ НАРЕЧИЯ). Спряг. Формы гл. используются исключительно в синтакс. Роли сказуемого или предиката. Прич., деепр. Могут выступать в роли второстеп. Членов предл-я, их называют атрибутивными формами. Инфинитив занимает особое место. И-в (неопр. Форма) явл. Неспрягаемой, неизменямой формой гл., но входит в с-му глаг. Форм, хотя и отлич. Своеобразной стр-рой. Семант-ки и-в аналог Им. п. сущес-го. (ловить-ловля), но при общем значении действия сущ-е обозначает действие, как предмет, а и-в обозначает процесс. Неразрывная связь и-ва с гл. поддерживается морф-ки и синт-ки: выражает видовые и залоговые значения, перех-ть - неперех-ть, возвр-ть – невозвр-ть. По своему происх-ю и-в тесно связан и с именем, и с гл.: это форма дат-го, местного падежа, ед. ч. Отглагольного сущ-го. Впоследствие остальные формы утратились, а форма –>в с-му гл.. Неопределенное – обобщенное наименование действия, неопределенного с т.з. лица, времени, наклонения, поэтому, этио обобщенное значение делает и-в начальной формой гл.. Особенно своеобразие и-ва проявляется на синтаксическом уровне. И-в, управляя сущ-м, сочетаясь с наречием, в предложении может быть любым членом: учиться всегда пригодиться (составное именное сказуемое). Ира плакать (в составном глагольном сказуемом и-в будет обязательно!!!)Мы хотим учиться. Может быть и второстепенным членом: у неё большое желание учиться(определение), он заставил её учиться(объектное дополнение), Она приехала учиться (обстоятельство цели).

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

Сегодня мы поговорим о… том, что такое глагол как часть речи; том, каково значение глагола; том, какими категориями и формами обладает глагол; том, какие виды глаголов существуют в русском языке.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Вид глагола Вид – это отношение действия, обозначенного глаголом, к внутреннему пределу. ВИД несовершенный совершенный (что делать?) (что сделать?) писать, читать, учить написать, прочитать, выучить

6 слайд

Описание слайда:

Наклонение глагола Наклонение глаголов в русском языке – это словоизменительный грамматический признак спрягаемых глаголов. Категория наклонения обозначает отношение называемого глаголом процесса к действительности и выражает это значение в глагольных формах изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений. Изъявительное наклонение – выражает действие прошлого, настоящего либо будущего времени, которое фактически протекает в действительности. (Я сделаю домашнее задание во вторник). Повелительное наклонение – выражает приказание, побуждение или просьбу к совершению действия. (Сделай домашнее задание завтра). Сослагательное наклонение – выражает действие, которое мыслится субъектом как возможное, желаемое, но зависящее от чего-либо. (Я сделал бы домашнее задание сегодня, но иду гулять).

7 слайд

Описание слайда:

Формы глагола в зависимости от наклонения Наклонение Грамматические категории, присущие глагольным формам наклонения Примеры наклонения глаголов Изъявительное наклонение Время; Число; Род; Лицо. Прошедшее время: Я бегал, она бегала, оно бегало, они бегали; Настоящее время: Я рисую, ты рисуешь, он рисует, мы рисуем, вы рисуете, они рисуют; Будущее время: Я буду читать/прочитаю, ты будешь читать/прочитаешь, он будет читать/прочитает, мы будем читать/прочитаем, вы будете читать/прочитаете, они будут читать/прочитают. Повелительное наклонение Число; Лицо. 1-е лицо мн. числа: Давайте мы сделаем, пойдемте; 2-е лицо ед. и мн. числа: Ты собери, вы соберите; 3-е лицо ед. и мн. числа: Пусть он прочитает, пусть они пишут. Сослагательное наклонение Число; Род. Единственное число: Он сделал бы, она убрала бы, оно делалось бы; Множественное число: Они собирали бы.

8 слайд

Описание слайда:

Категория времени глагола Категория времени характерна только для форм изъявительного наклонения. Традиционно в русском языке выделяют формы трёх времён - настоящего, прошедшего и будущего. Повелительное и сослагательное наклонение не имеют форм времени. В основе определения времени осуществления процесса лежит абстрактная грамматическая точка отсчёта, такой точкой является момент речи. Глагол в прошедшем времени показывает, что действие происходило или произошло до момента речи: делал уроки, решал уравнения; сделал уроки, решил уравнения. Глагол в настоящем времени показывает действие в момент речи: делаю уроки, решаю уравнения. Глагол в будущем времени показывает, что действие будет осуществляться или осуществится после момента речи: буду делать уроки, буду решать уравнения; сделаю уроки, решу уравнения. Категория времени обнаруживает тесную связь с категорией вида глагола. Именно видом определяется возможность образования временны́х форм глагола. Глаголы несовершенного вида образуют формы всех времён: прошедшего (любить - любил), настоящего (люблю), будущего (буду любить). Глаголы совершенного вида образуют только форму прошедшего времени (полюбить - полюбил) и простого будущего (полюблю). Форм настоящего времени нет.

9 слайд

Описание слайда:

Категория лица глагола Категория лица указывает на производителя действия по отношению к говорящему. 1 лицо – субъект действия сам говорящий (ед.ч.), говорящий и другие (мн.ч.); 2 лицо – субъект действия собеседник (ед.ч.), собеседник и другие (мн.ч.); 3 лицо – субъект действия кто-то, не участвующий в диалоге (ед.ч.), кто-то, не участвующий в диалоге, и другие (мн.ч.). Формальными показателями категории лица являются личные окончания глаголов.

10 слайд

Описание слайда:

Категории числа и рода Категория рода обозначает характеристику рода местоимения или существительного, с которым согласуется глагол. При отсутствии субъекта действия форма рода указывает на род возможного субъекта действия: Солнце светило. Трава зеленела. Облако плыло. Пришла бы сегодня. Средний род может также указывать на безличность глагола: Светало. Вечерело. Категория рода есть не у всех глагольных форм. Значения женского, мужского и среднего рода есть у форм прошедшего времени единственного изъявительного наклонения и у форм единственного числа условного наклонения. Число указывает на единичность или множественность субъекта, выполняющего действие, при этом значение самого действия не изменяется: студент пришел, студенты пришли. Эта морфологическая характеристика присуща всем личным глагольным формам.

11 слайд

Описание слайда:

Взаимосвязь глагольных категорий Вид и время У глаголов СВ 2 формы времени, нет формы настоящего времени (действие завершилось). Форма будущего времени - простая (поднял, поднимет, собрался, соберется возглавили, возглавят). У глаголов НСВ 3 формы времени. Форма будущего времени - сложная (поднимал, поднимает, будет поднимать, собирался, собирается, будет собираться, возглавляли, возглавляют, будут возглавлять). Время и наклонение По времени изменяются глаголы в изъявительном наклонении (поднял, поднимет, поднимал, поднимает, будет поднимать). У глаголов в сослагательном и изъявительном наклонении нет категории времени (поднял бы (вчера, сегодня, завтра?), соберись, пускай соберется (сейчас, через год?)). Лицо и род - взаимоисключающие категории Род есть только у форм глагола в пр.вр. изъявительного наклонения и у сослагательного наклонения (поднял, подняла, подняло, поднял бы, подняла бы, подняло бы, НО поднимает, поднимет (он, она, оно)). По лицам изменяются глаголы в наст. и буд. вр. изъявительного наклонения. В формах повелительного наклонения есть 2 лицо, 3 лицо и нет 1 лица (себе приказать нельзя) (я поднимаю, подниму, ты поднимаешь, поднимешь, он поднимает, поднимет, ты подними, вы поднимите, пусть поднимает, пусть поднимет). Переходность и возвратность Все возвратные глаголы непереходные поднимаю (что?), но поднимаюсь (что?). Переходность и залог Переходные глаголы образуют страдательные конструкции, непереходные не образуют. знамя поднято (кем-то), пыль поднимается (ветром) прыгнуть – прыгнуто (действие, которое не способно прямо переходить на предмет).

12 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых личных форм глагола 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить. Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке из-за необычности звучания формы «башу» (от басить), «галжу» (от галдеть), «гвозжу» (отгвоздить), «дужу» (от дудеть), «ерунжу» (от ерундить), «прегражу» (от преградить), «пылесошу» (от пылесосить), «сосежу» (от соседить), «шкожу» (от шкодить). Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср.: бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср.: держу от держать), «тужу» (от тузить, ср.: тужу от тужить) и некоторые др. 2. Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят - чтут, а также равноправные формы причастия настоящего времени чтящий - чтущий; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней. - Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. Ср. формы глагола почтить в условиях сочетаемости:почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтят присутствием. 3. Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы: полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал. Такое же соотношение форм у глаголов плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать, махать, рыскать и др.

13 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых личных форм глагола 4. Глагол брызгать в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет, брызжет слюной). Глагол двигать в значениях «перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы двигает - движет (пружина двигает/движет часовой механизм). Глагол капать в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет); в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру). 5. Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси - выбрось, выглади - выгладь, выдвини - выдвинь, выкраси - выкрась, вылези - вылезь, выплюни - выплюнь, высуни - высунь, выстави - выставь, выправи - выправь, высыпи - высыпь, вытаращи - вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т. д. Такое же соотношение форм у глаголов и т. д. Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите - порть, портьте; корчи, корчите - корчь, корчьте и т. д. Формы взглянь, выдъ при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными, но в фразеологическом обороте только: вынь да положь. Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди), обоими (вместо обними); езжай (вместо поезжай); формы едь, ехай являются недопустимыми.

14 слайд

Описание слайда:

Варианты видовых форм Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне о - а обусловливать - обуславливать равноправны; варианты сосредотачивать, унаваживать являются допустимыми при нормативных сосредоточивать, унавоживать; варианты заподозривать, условливаться являются устарелыми при нормативных заподазривать, уславливаться; не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать. Видовые пары захлопнуть - захлопывать, озаботить - озабочивать, опозорить - опозоривать, опорочить - опорочивать, отсрочить - отсрочивать, приурочить - приурочивать, узаконить - узаконивать и др. сохраняют корневое о. В парах лазить - лазать, видеть - видать, слышать - слыхать, поднимать - подымать второй вариант разговорно-просторечный. Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом - ну- вял - вянул, лип - липнул, слеп - слепнул, отверг - отвергнул, гиб - гибнул, прибег - прибегнул, расторг - расторгнул, опроверг - опровергнул, пух - пухнул равноправны; формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб являются допустимыми. Варианты неопределенной формы глаголов совершенного вида достичь - достигнуть, застичь - застигнуть, настичь - настигнуть, постичь - постигнутьравноправны; личные же формы параллельных вариантов не образуют и обслуживают обе неопределенные формы.

15 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Используя приставки, образуйте от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида: верить(н.в.)- поверить(с.в.). Чувствовать,ужинать, делить, вязать, прятать,возить, шить, стараться, таять, верить, видеть, делать, шутить, чертить, тонуть, гасить, учиться, брать, пугаться, мучить, помнить, желать, гордиться, готовить.

16 слайд

Описание слайда:

Практическая работа От глаголов совершенного вида с помощью суффиксов образуйте глаголы несовершенного вида: успеть (с.в.) – успевать(н.в.). Открыть, завоевать, доказать, вылечить, выдержать,воспитать, сложить, взвесить, учесть, указать, спросить, сплотить, достать, вытолкнуть.

17 слайд

Описание слайда:

Практическая работа К неопределенной форме глаголов подобрать видовую пару. От каждого из глаголов образовать форму 1-го лица единственного числа, обозначить вид: повторять – повторяю (н.в.); повторить - повторю(с.в.). Прибыть, заходить, брать, войти,вынуть,сдать, узнать,восстать, вскрыть, передать, добыть, заболевать, овладеть, отдать, привлекать, исполнить, развивать, лечь, исчезать, изобрести, избегать, догонять, выйти,двигать, уточнить, уничтожить, ошибиться, напрячь,лишать, наносить, ударяться, повторить, публиковать, принести.

18 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Подобрать к глаголам видовую пару, подчеркнуть чередующиеся согласные, указать вид. С несколькими видовыми парами составить предложения: оформить(с.в.)-оформлять(н.в). пригласить (с.в.) – приглашать (н.в.). Приглашать, защищать, снабдить, провожать, отразить, обсудить, составить, являться, возмущаться,встречать, сгустить,наряжать, посетить, оформлять, предупредить.

19 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Образуйте видовые пары от следующих глаголов. Составьте с ними предложения. Говорить, взять, класть, поймать, садиться, ложиться, стать, находить.

20 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Запишите глаголы в неопределённой форме. Ставят, везёт, бегают, цветёт, плачет, несёт, пахнет, завтракает, бредёт, делаете, знакомят, разгребёт, вешаем, плетём, трясёт, мокнут, квакают.

21 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Данные словосочетание замените глаголами в неопределённой форме. Оказывать помощь Очищать пол от пыли Вести наблюдения Давать совет Покрываться цветами Принимать решение

22 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Определите форму глаголов, подберите к ним синонимы. Запишите их в неопределённой форме. Строят, изумить, шумит, просил, бить, наблюдают, охранять, поймают, фантазирует, плакать, сказал, гореть, блестел. Превозносить, стережёт.

23 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. Бить баклуши Вешать нос Витать в облаках задать головоломку зарубить на носу ждать у моря погоды дать слово дрожать как осиновый лист писать как курица лапой ходить на голове считать ворон держать в голове клевать носом наговорить с три короба держать в голове клевать носом наговорить с три короба держать язык за зубами

13. Имя существительное: категориальное значение, морфологические признаки и синтаксические свойства.

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

2 (морфологичексие признаки) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3 (синтаксические свойства) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Имя существительное как часть речи

Имя существительное - это часть речи, обозначающая предмет и

выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности ~ неодушевленности, рода, числа и падежа. Существительные называют предметы в широком смысле, т. е. не только конкретные предметы окружающей действительности (дом, стол), их совокупности (листва, джунгли) или составные части (ветка, стебель), но и живых существ (птица, человек, Пётр), а также действия и состояния в отвлечении от их производителей (бег, отдых), свойства и количества в отвлечении от их носителей (белизна, сотня). Следовательно, значение предметности - это отвлеченное грамматическое значение, свойственное всем без исключения существительным. Для обнаружения грамматического значения предметности (особенно в тех случаях, когда необходимо отграничить имя существительное от других частей речи с близким лексическим значением; ср.: белизна - белый, сотня - сто, отдыхать - отдых) на практике используется подстановка местоименных слов с обобщенно-предметным значением: кто или что.Средством выражения грамматической предметности являются морфологические категории имен существительных. Для существительных русского языка характерны четыре морфологические категории: одушевленность ~ неодушевленность, род, число и падеж. Одушевленность ~ неодушевленность и род - это лексико-грамматические категории существительных: каждое слово входит в определенный грамматический класс существительных одушевленных ~ неодушевленных, мужского, женского или среднего рода. Это - постоянные признаки существительного. Число и падеж - переменные признаки существительного: существительные могут изменяться по числам и падежам.

Общее категориальное значение предметности и частные морфологические категории одушевленности ~ неодушевленности, рода, числа и падежа - это собственно морфологические признаки существительного, которые являются наиболее важными при характеристике имени существительного как части речи. Для полной характеристики данного грамматического разряда важно также учитывать синтаксические и словообразовательные свойства.

14. Имя прилагательное: категориальное значение, морфологические признаки и синтаксические свойства.

Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

2 (морфологические признаки) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые - по полноте / краткости и степеням сравнения;

3 (синтаксические свойства) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого

Разряды прилагательных по значению.

Выделяются три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают качество, свойство предмета: его размер (большой), форму (круглый), цвет (синий), физические характеристики (холодный), а также склонность предмета к совершению действия (болтливый).

Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету (книжный), действию (читальный) или другому признаку (вчерашний). Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий; наиболее распространенными суффиксами относительных прилагательных являются суффиксы -н- (лес-н-ой), -ов- (еж-ов-ый), -ин- (топол-ин-ый), -ск- (склад-ск-ой), -л- (бег-л-ый).

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и образуются от существительных суффиксами -ин- (мам-ин), -ов- (отц-ов), -ий- (лис-ий). Эти суффиксы стоят в конце основы прилагательного (ср. притяжательное прилагательное отц-ов и относительное прилагательное отц-ов-ск-ий).

Качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях:

1) только качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени;

2) качественные прилагательные могут иметь антонимы (глубокий - мелкий);

3) только качественные прилагательные могут быть непроизводны, относительные и притяжательные всегда производны от существительных, прилагательных, глаголов;

4) от качественных прилагательных образуются существительные со значением абстрактного признака (строг-ость) и наречия на -о (строг-о), а также прилагательные с суффиксом субъективной оценки (син-еньк-ий, зл-ющ-ий);

5) только качественные прилагательные имеют полную / краткую форму и степени сравнения;

6) качественные прилагательные сочетаются с наречиями меры и степени (очень большой, но не *очень читальный).

Таким образом, мы видим, что качественные прилагательные грамматически противопоставлены относительным и притяжательным прилагательным, которые, в свою очередь, грамматически очень похожи. Различие относительных и притяжательных прилагательных проявляется только в типе их склонения (см. склонение прилагательных), что дает основание многим исследователям объединять их в одну группу относительных прилагательных, в которую при последовательном грамматическом выделении частей речи попадают также порядковые числительные и местоименные прилагательные.

15. Имя числительное: категориальное значение, морфологические признаки и синтаксические свойства .

Имя числительное - это чсать речи, выражающая грамматическое категориальное значение количества: один, сто, сорок, семеро

Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно) (о числительных, располагающих морфологическим значением рода, см. ниже). Числительные делятся на два лексико-грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один) и собирательные (оба, двое, пятеро).

В состав количественных числительных входят определенно-количественные и неопределенно-количественные числительные. Первые обозначают определенное количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые – неопределенное количество единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько, столько-то.

Количественным числительным присущи два значения. 1) Как определенно-количественные, так и неопределенно-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями – а) количественным (количество как признак предмета: пять голов, три стула, десять дней, несколько лет) и б) числовым (отвлеченное количество, или число: четыре делится на два без остатка, трижды десять - тридцать; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три, пять, десять, вообще немного; устная речь).

2) Только определенно-количественные числительные имеют счетно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счета оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счета, ограниченном количеством трех); вагон восемь, место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счета, ограниченном 35-ю местами

Грамматические признаки числит:

1) изменяются по падежам

2) не изменяются по числам (искл - один, по грам св-ам приближ-ся к прил.)

5) сочетаясь с сущ, числ (кроме один и дробных числит) в формах имен и вин падежей управляют сущ, требуя формы род пад ед или множ числа (формы ед чисоа требуют только числ полтора, два, оба, три, четыре); в формах сотальных косвенных падежей числ согласуются с сущ в форме падежа.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. СОЧЕТАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ЯВЛЯЕТСЯ НЕДЕЛИМЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Разряды числительных по значению

Выделяют количественные и порядковые числительные.

Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос сколько?.

Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).

Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счетными существительными, т. е. с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счетными существительными (две третьих конфет), так и с несчетными существительными (две третьих воды), но не могут сочетаться с одушевленными существительными.

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми:

1) с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существительными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины),

2) с существительными человек, лицо, ребенок (пятеро людей, лиц, детей),

3) с названиями детенышей животных (семеро козлят),

4) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются преимущественно числительные двое, трое и четверо,

5) с существительными, называющими парные предметы (двое носков); два носка - это два носка, а двое носков - это четыре носка, т. е. две пары носков,

6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих).

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос какой?.

Разряды числительных по структуре

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения - отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное

По структуре выделяют числительные простые и составные.

Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй).

Составные числительные неоднокомпонентны, т. е. пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьдесят пятый).

Комплексы 2 и 3 выделяет также сложные числительные, которые однокомпонентны, но имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый). В комплексе 2 в эту группу почему-то попали также числительные, оканчивающиеся на -надцать (пят-надцать), в которых элемент -надцать является не вторым корнем, а суффиксом.

Выделение сложных числительных в этих учебных комплексах связано с методическими целями - обучением склонению сложных числительных со вторыми корнями -десят и -сот (пят-и-десят-и, пят-и-сот-).

Тем не менее логичнее подразделять числительные на две группы - простые (однокомпонентные) и составные (неоднокомпонентные). При этом в группу простых числительных надо объединить как непроизводные числительные (пять), так и производные (пятнадцать, пятьдесят).

16. Местоимение. Статус местоимений в современной грамматике.

Лексико-грамматические разряды и морфологические категории местоимений .

Местоимение - это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

У местоименных слов две функции: 1) дейктическая - указания на условия речевого акта, соотнесение того, о чем гвоорится, с у словиями речевого акта и его участниками; 2) анафорическая - соотнесение данного сообщения с другими сообщениями, отсылка к сказанному ранее.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам

А)Выделяют 8 разрядов местоимений по значению:

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительно - относительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

7. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

8. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь

Б) По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные - на признак предмета, местоименные числительные - на количество.

Предметно - личные местоимения: все личные местоимения, возвратное себя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.). В предложении - роль подлежащего иди дополнения (те же функции что и у сущ)

Признаковые местоимения (местоименные прилагательные) относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.). В предлож - роль определения или именной части сказуемого.

Количественные местоимения (местоименные числительные) - относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).

В комплексе 2 к местоимениям относятся также местоимения-наречия, т. е. слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопросительных, относительных (где, зачем), неопределенных (где-то, когда-либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений.

С одной стороны, есть основание для такого объединения всех местоименных слов: действительно, местоимение как часть речи не обладает грамматическим единством и выделено на основании своей отсылочной функции: местоименные слова не называют предметов, признаков, количеств, обстоятельств, а указывают на них, отсылая нас либо к внеязыковой действительности, речевой ситуации (местоимение я называет того, кто в данный момент является говорящим, фраза Дай мне ту книгу может быть понята при указании рукой на определенную книгу), либо к предшествующему или последующему тексту (Вот стол. Он (=стол) деревянный. Человек, который (=человек) мне нужен, не пришел - отсылка к предшествующему контексту. Я хочу сказать о том, что не приду - отсылка к последующему контексту).

С другой стороны, есть сложившаяся лингвистическая традиция относить к местоимению как части речи только те местоименные слова, которые употребляются «вместо имени», т. е. вместо существительного, прилагательного или числительного. Именно этой традиции мы и придерживаемся в нашем описании. Местоименные наречия описываются нами как незнаменательный разряд наречий (см. наречие).

1)Глагол - это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и - в формах прош. вр. и сослагательного наклонения - категорией рода.

Значение процесса свойственно всем глаголам, независимо от их лексического значения. Глагол представляет как процесс (процессуальный признак) и действия (бежать, грузить, рыть), и состояния (лежать, спать, страдать), и отношения (иметь, преобладать, принадлежать).

Глагол имеет следующие классы форм:

Спрягаемые формы, т. е. представляющие изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и (в прош. вр. и сослагат. накл.) родам;

Инфинитив;

Причастия и деепричастия

2)Морфологические категории глагола различаются по составу охватываемых ими форм. Категории вида и залога присущи всем формам глагола, включая причастия и деепричастия. Остальные морфологические категории глагола присущи лишь определенным классам форм. Категорией наклонения обладают все спрягаемые формы, но она не свойственна формам инфинитива, причастий и деепричастий. Категория времени присуща лишь формам изъявит. накл., но отсутствует в формах сослагат. и повелит. накл.Категория лица свойственна формам изъявит. накл. (кроме форм прош. вр.) и формам повелит. накл. Не обладают категорией лица формы сослагат. накл., инфинитива, причастий и деепричастий. Категория числа свойственна всем формам глагола, кроме форм инфинитива и деепричастий. Категория рода присуща - в ед. ч. - лишь формам прош. вр. и сослагат. накл.; у причастий категория рода относится к тем морфологическим категориям, которые связывают причастия с прилагательными.

3) синтаксические свойства. Чрезвычайно разнообразны: спрягаемые глаголы выстцпают в функции сказуемого, причастия - в функции определения и сказуемого, деепричастия - в функции обстоятельства, а инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.

19 Междометие и служебные части речи .

Междометие - особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.

Междометие - это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).

Это определение, соответствующее описанию междометий в лингвистике, отражено в комплексе 3. Комплексы 1 и 2 определяют междометие как группу слов, выражающую чувства или побуждение к действию.

По значению междометия бывают трех разрядов:

1) эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

2) императивные междометия выражают побуждение к действию, команды, приказы: ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;

3) этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

Междометия не изменяются, не являются членами предложения (в предложении Вокруг слышались только охи и ахи слова охи и ахи являются не междометиями, а существительными), за исключением случаев, когда они выступают в функции существительного (в предметном значении): По лесу разносилось звонкое ау.

Междометия обособляются при помощи запятой или восклицательного знака: Ба! Знакомые все лица! (А. С. Грибоедов)

Междометия могут быть производными (батюшки, господи) и непроизводными (ох, фу), в том числе заимствованными (баста, бис, стоп, ура, шабаш).

По составу и образованию междометия подразделяются на две основные

Первичные межд. не соотносительны со словами частей речи

Производные межд. в генетическом плане соотносительны со словами

знаменательных частей речи: с глаг формами; с именами сущ; с сочетаниями слов (брже мой!)

По морфологисекми и ситакстическим особенностям, а также по характеру соонесенности с реалиями к междометиям примыкают звукоподражательные слова.

Служебные части речи.

I. Предлоги.

Предлоги - служебная часть речи, выражающая различные отношения падежных форм имени и других слов.

В.В.Винорадов: "Предлоги обозначают синтаксические отношения между формами косвен. падежей имён существительных, местоимений или субстантивированных прилагательных и числительных, с одной стороны, и глаголами, именами существительными, местоимениями, прилагательными, реже наречиями, с другой стороны".

Служебный характер предлогов заключается в том, что они не являются членами предложений, а служат для уточнения синтаксических функций других членов предложения, а также для дифференциации значений падежных форм, вместе с которыми они и выражают пространственные, временные, условные, причинные, ограничительные и другие отношения: дом на горе, ночью выпал снег, страдает от засухи.

По степени словообразовательной сложности:

1) Непроизводные (первичные) предлоги: в, до, за, на, от, по, при, с.

2) Производные (вторичные): вокруг, благодаря, в течение, навстречу, напротив, подле, сзади, поперёк...

Морфологический состав предлогов:

1) простые (+ сращённые) без, в, до, для, за, из, на, к, от, при, у, через...(2 простых) из-за, из-под.

2) наречные:

а) вблизи, вдоль, вне, внутри, возле, спереди, кругом, мимо (употребляются с Родительным падежом имени и уточняют его синтаксические функции).

б) вслед, навстречу, наперекор, подобно, согласно (примыкают к дательному падежу имени и уточняют его синтаксические функции).

3) Отыменные: в части, в смысле, во время, в меру, в целях, во имя, во главе, в роли, во избежание, по случаю, путём, вследствие (примыкает к родительному падежу управляемого члена предложения и служит для уточнения его синтаксической функции).

4) Отглагольные: благодаря (с дат. падежом), включая, спустя (с вин. падежом), не считая (с род. падежом), кончая (с творит. падежом), начиная (с родит. или творит. падежом) (образованы от деепричастий).

5) сложно-составные (сочетания имён существительных, наречий и деепричастий с последующими предлогами): в зависимости от, в ответ на, в отличие от, в отношении к, в связи с, вплоть до, наряду с, независимо от, глядя п. исходя из, не говоря о, несмотря на, судя по...

II Союзы - служебные слова, выражающие смысловые отношения между однородными словами предложения (кроме союзов как, чем, чтобы) или между частями сложного предложения (главными и придаточным предложениями).

По образованию

1) непроизводные: а, и, но, да, ибо, или, однако, если, ни...ни.

2) производные простые: что, как, будто, также, чтобы, зато.

3) производные составные (состоят из простых производных в сочетании с предлогами, наречиями, местоимениями): потому что, так как, благодаря тому что, несмотря на то что, так что.

4) производные парные (состоят из компонентов, которые употребляются при каждом соединяемом элементе): не только...,но; как.., так и; если..,то; постольку...поскольку; хотя.., но; чем.., тем; что касается.., то.

По синтаксической функции:

1) Сочинительные указывают на относительно смысловую самостоятельность связываемых единиц (членов предложения и предложений, входящих в состав сложносочинённых предложений).

а) соединительные: и, да (в значении -и-), ни...ни, как...так, не только...но и, тоже, также.

б) противительные: а, но, однако, зато (противительно-возместительный союз).

в) разделительные: или; или.., или; не то.., не то; то.., то.

г) пояснительные: то есть, а именно, или.

2) Подчинительные: указывают на подчинительную смысловую связь придаточных предложений с главными предложениями в сложноподчинённых предложениях.

а) пояснительные (изъяснительные), которые отвечают на вопросы: что, чтобы, как.

б) временные: когда, как только, в то время как, с тех пор как, после того как, с тех пор как, пока.

в) причинные: потому что, оттого что, так как, поскольку.

г) целевые: чтобы, с тем, чтобы.

д) условные: если, раз(если), при условии.., что.

е) уступительные: хотя, несмотря на то, что, как ни.

ж) союзы следствия: так что, до того что.

з) сравнительные: как, как будто, будто, словно, точно, чем.

III Частицы - это служебные слова, которые служат в речи для выражения отношения всего или части высказанного к действительности, а также говорящего к сообщаемому.

Частицы, которые служат для выражения всего или части высказывания к действительности:

Разряды частиц по значению

1) Утвердительные (подтверждающие)

2) Отрицательные

3) Вопросительные

4) Побудительные

5) Сослагательного наклонения

6) Выделительно - ограничительные

7) Выделительно - указательные

8) Выделительно - усилительные

9) Определительно - характектеризующие

10) Сравнительные

11) Частицы достоверности

18 АТРИБУТИВНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА:

ПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТИЯ

Атрибутивные формы глагола – причастия и деепричастия по морфологическим значениям и по образованию противостоят предикативным (спрягаемым) формам глагола.

Атрибутивные формы глагола совмещают в себе значения двух частей речи: причастия – значения глагола и прилагательного (т. е. значения действия и собственно определительное),

деепричастия – значения глагола и наречия (т. е. значения действия и обстоятельственно-определительное). Эти формы глагола объединены с его предикативными формами, во-первых, лексическим значением,

во-вторых, несловоизменительными морфологическими значениями. Атрибутивные формы глагола вместе с его предикативными формами и инфинитивом образуют глагольную парадигму.

Примечание. По отношению к формам глагола термин "предикативные формы" может быть употреблен как в знач. "спрягаемые формы", так и в знач. "формы сказуемого".

Здесь этот термин употребляется в первом значении. Во втором значении термин "предикативные формы" может быть употреблен применительно к кратким формам страдат. причастий,

так же как он употребляется применительно к кратким формам прилагательного.

Причастия и деепричастия, как и спрягаемые формы глагола, образуются от основы наст. или прош. вр.; у отдельных глаголов эти формы образуются от особых основ.

Глагол может образовать от одной до четырех форм причастий и одну или – реже – две формы деепричастий. В отличие от спрягаемых форм, большая часть которых (личные формы) образуется с помощью флексий,

причастия и деепричастия образуются с помощью специальных суффиксов. По своим морфологическим характеристикам причастия и деепричастия отличаются как от спрягаемых форм глагола, так и друг от друга: причастия изменяются по адъективному склонению;

деепричастия не имеют форм изменения. Несмотря на то что по законам языка атрибутивные формы могут быть образованы от любого глагола, эта возможность не реализуется с той регулярностью и формальным единообразием,

которые характерны для спрягаемых форм в пределах одного словоизменительного класса: возможности образования причастия и деепричастия определяются морфологическими и семантическими особенностями конкретных глаголов;

глаголы одного и того же класса могут образовать причастия и деепричастия при помощи разных суффиксов.

Причастие

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи (эта точка зрения отражена в комплексе 2 и в последних изданиях комплекса 1), в других - особой формой глагола (эта точка зрения отражена в комплексе 3 и в более ранних изданиях комплекса 1). В предлагаемом нами описании мы исходим из точки зрения на причастие как на особую, неспрягаемую форму глагола.

Причастие - это особая форма глагола со следующими признаками:

1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий, что делавший?, что сделавший?.

2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.

К признакам глагола относятся

Вид (СВ и НСВ),

Переходность (признак актуален для действительных причастий),

Возвратность,

Время (настоящее и прошедшее).

Залог (действительный и страдательный).

В школьной грамматике залог рассматривается как признак, свойственный не всем глагольным формам, а только причастным, в то время как в научной грамматике признак залога усматривается у глагола в любой форме (ср.: Рабочие строят дом - Дом строится рабочими) - см. возвратность глагола.

К признакам прилагательного относятся

Падеж (у полных причастий),

Полнота / краткость (только у страдательных причастий).

3. Причастия согласуются с существительными подобно прилагательным и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, то есть определением и именной частью составного именного сказуемого (краткие причастия - только частью сказуемого).

Деепричастие

это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

К признакам глагола относятся вид (читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность (читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность (умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи. Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я - игра-ючи.

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

От глаголов на -чь: печь - *пекя(печа);

От глаголов на -нуть: вянуть - *вяня,;

От некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут - *пиша, лижут - *лижа (но наречие лёжа);

От глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут) -*пья.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

В от глаголов с основой на гласный: сдела-в,

Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д.): умы-вши-сь,

Ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь.

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я - НСВ, обеща-в - СВ,

женить: жен-я - НСВ, жени-в - СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа

*Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

*Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

29. Предложение как единица синтаксического уровня языковой системы. Принципы классификации простого предложения.

Предложения является основной единицей синтаксиса. Предложение – главное средство выражения и сообщения мысли. Его функция в языке – коммуникативная , т.е функция сообщения, общения. Эта функция не может быть выполнена ни словом, ни фразеологизмом, ни словосочетанием – они являются названиями предметов, признаков, действий (выполняют номинативную функцию). Специфическими признаками предложения, отличающими его от др. единиц, в том числе и от словосочетания, являются предикативность и интонация сообщения.

В русском языке простое предложение разобрано по структуре и семантике. Наиболее важны следующие структурные противопопставления:

1) Двусоставные – односоставные предложения. В двусоставных предложениях предикативное ядро представлено двумя главными членами, в односоставном – одним.

2) Нераспространённые – распространённые предложения. Первые представлены только предикативным ядром – главными членами предложения, вторые – главными и второстепенными.

3) Полные – неполные предложения. В первых налицо все требуемые структурой члены предложения, во вторых опущен один или несколько членов.

4) Членимые – нечленимые предложения. Первые имею в своём составе главные члены (два или один), а также содержат или могут содержать второстепенные; вторые не членятся, и не могут быть распространены дополнены новыми членами предложения.

Простое предложение может быть утвердительным или отрицательным:

В утвердительных предложениях выражается принадлежность признака предмету.

Отрицание принадлежности признака предмету, наличия независимого признака или бытия предмета выражается частицами не, ни в составе главного члена отрицательных предложений. Употребление в предложении обеих частиц вызывает усиленное отрицание. Если отрицательная частица употребляется с подлежащим или с второстепенным членом, то в предложении выражается неполное, частичное отрицание.

Простое предложение того или иного структурного типа может иметь определённое число форм, выражающих различные грамматические значения.

1) Формы модальности – создаются глагольным наклонением, а также интонацией: Отец дома – Отец дома?

2) Формы времени – опираются на глагольное врем, в том числе на связку: День угасал – День угасает – День будет угасать

3) Формы лица – создаются личным глаголом или местоимением: Я пою – Ты поёшь – Он (брат) поёт

Совокупность форм одного предложения составляет его парадигму . Совокупность этих парадигм представляет собой предикативную парадигму предложения. Число членов парадигмы может быть различным в разных типах, подтипах, видах простого предложения. Парадигма может быть полной или неполной.

Наличие тех или иных форм, полнота ~ неполнота их парадигмы является существенной стороной грамматической характеристики конкретных типо простого предложения.

  1. Методика морфемного анализа слова 23 >15. Методика словообразовательного анализа 25 17. (18) Производное слово и его признаки. Производящая база и ее виды (Мотивирующая база и ее виды). 27

    Документ

    ... . Задачи : изучение минимально значимых частей слова морфем изучение словообразовательных ресурсов изучение способов образования слов изучение словообразовательной системы русского языка , основные тенденции развития освоить методику образования слов ...

  2. Раздел языкознания, в котором изучаются морфемы, обладающие специфическими формальными и семантическими св-вами

    Документ

    ... . Задачи словообразования: изучение минимально значимых частей слова морфем изучение словообразовательных ресурсов изучение способов образования слов изучение словообразовательной системы русского языка , основные тенденции развития освоить методику ...

  3. Основная образовательная программа 2011-2012 год

    ... Система способов словообразования в русском языке . Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач ...

  4. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №9»

    Основная образовательная программа

    Результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования , будет... общий способ решения орфографических задач пока в корне, а позднее – и в других частях