"от бога ничем не откупишься…" интервью с главой курганской епархии митрополитом иосифом (балабановым). Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский (Балабанов Игорь Анатольевич) Митрополит иосиф курганский жалоба на него

|
Митрополит Ио́сиф (в миру И́горь Анато́льевич Балаба́нов ; 31 января 1954, Кашира) - епископ Русской Православной Церкви, митрополит Курганский и Белозерский, глава Курганской митрополии.

Тезоименитство в понедельник Страстной седмицы.

  • 1 Биография
    • 1.1 Детство и образование
    • 1.2 Монашество и хиротония
    • 1.3 Возрождение Высоцкого монастыря
    • 1.4 Епископ Угличкий
    • 1.5 Архиерейское служение в Биробиджане
    • 1.6 Архиерейское служение в Кургане
  • 2 Награды
    • 2.1 Церковные
    • 2.2 Государственные
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Биография

Студент Московских духовных школ

Детство и образование

Родился 31 января 1954 г. в старинном подмосковном городе Кашира. Отец, Анатолий Ильич (29 июля 1927 - 27 декабря 2001), мать, Надежда Петровна (15 сентября 1929 - 12 мая 1999).

По семейной традиции, через 40 дней после рождения младенец был крещён в храме во имя святых мучеников Флора и Лавра г. Каширы, единственной действующей тогда в городе церкви. С раннего детства будущий Владыка посещал этот храм, где тогда было ещё много старых монахинь и сохранялся старинный монашеский дух, который он впитывал. Псаломщица этого храма монахиня Ангелина, ныне схигумения Макария, настоятельница Макариево-Писемского монастыря Костромской епархии, старалась научить его всему, что впоследствии может пригодиться для служения Церкви.

По окончании 10 классов средней школы он проходил срочную службу в Смоленске. 1975 году, по окончании армейской службы, поступил в Московскую духовную семинарию. За прекрасную успеваемость из первого класса был переведён в третий, в 1978 году окончил семинарию по первому разряду и был принят в Московскую духовную академию.

Монашество и хиротония

5 марта 1979 году в Крестовой церкви во имя святого благоверного князя Даниила Московского в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского в Московском Новодевичьем монастыре митрополитом Ювеналием он был пострижен в монашество с наречением имени Иосиф, в честь святого праведного праотца Иосифа Прекрасного.

9 марта 1979 года в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий рукоположил новопостриженного монаха Иосифа во иеродиакона. 26 июля 1979 года определением Патриарха Московского и всея Руси Пимена он был назначен штатным диаконом в Успенский храм Новодевичьего монастыря.

23 апреля 1981 года, в Великий Четверг, митрополит Ювеналий посвятил иеродиакона Иосифа во иеромонаха.

15 сентября 1982 года определением Патриарха Пимена иеромонах Иосиф был направлен в распоряжение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, а 30 сентября того же года Владыка принял решение о назначении его в Ильинский храм города Серпухова Московской области.

13 июля 1983 года иеромонах Иосиф был назначен благочинным церквей Серпуховского округа, в состав которого входили Серпуховский, Чеховский и Нарофоминский районы Московской области. Открытие новых храмов и монастырей, их реставрация, подготовка священнослужителей, возрождение традиционных форм церковного служения, развитие религиозной жизни во всём её многообразии были постоянной заботой благочинного.

Возрождение Высоцкого монастыря

19 марта 1984 года иеромонах Иосиф становится настоятелем Ильинского храма в Серпухове. Под его руководством был произведён капитальный внешний и внутренний ремонт храма, построен новый двухэтажный дом, заменены устаревшие коммуникации, поставлена металлическая ограда. Но самое главное, - в приходе прекратились многолетние распри.

22 ноября 1987 года иеромонах Иосиф был удостоен Патриархом Пименом сразу четырёх церковных наград и возведён в сан архимандрита.

6 - 12 июня 1990 года он участвовал от Московской епархии в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего на Первосвятительский престол Митрополита Ленинградского Алексия.

В 1990 году архимандрит Иосиф становится депутатом Серпуховского городского совета. Он делает всё возможное для того, чтобы Церкви были возвращены все её монастыри и храмы, в том числе он сумел добиться передачи Московской епархии комплекса Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.

28 февраля 1991 году Патриарх Алексий и Священный Синод назначают архимандрита Иосифа настоятелем Высоцкого мужского монастыря города Серпухова с правом совершения Богослужений с жезлом.

Возрождению этой древней обители, основанной преподобным Сергием Радонежским в 1374 г., её настоятель отдавал все свои силы и способности. За несколько лет находившийся в руинах монастырь обрёл свою прежнюю красоту и величие. Многочисленные святыни, собранные Владыкой в обители, строгое и торжественное уставное монастырское богослужение, теплота и отзывчивость братии стали привлекать в монастырь всё больше и больше паломников. По инициативе настоятеля монастыря было возобновлено пришедшее в полное забвение почитание чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Пожалуй, во всей Русской Православной Церкви не найти ни одного храма, где не чтилась бы сейчас эта икона. Акафист Богоматери перед этой иконой с благоговением ежедневно читают многие и многие верующие. А тогда Владыка Иосиф бережно держал в руках и готовил к первому изданию единственный сохранившийся акафист, переписанный рукой какой-то полуграмотной благочестивой старушки.

В 1993 году архимандрит Иосиф был избран членом Епархиального совета Московской епархии.

25 сентября 1995 году во время своего Первосвятительского визита в Высоцкий монастырь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил архимандрита Иосифа орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени, а 28 марта 1996 года удостоил его права совершения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами.

Епископ Угличкий

Владыка Иосиф с Алексием II Владыка Иосиф на празднике «Широкая Масленица» (г. Биробиджан) Возведение в сан архиепископа Владыка Иосиф освещает новые иконы для храма (г. Биробиджан)

28 декабря 1998 года постановлением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода определён епископом Угличским, викарием Ярославской епархии. 31 января 1999 года в Богоявленском соборе в Елохове хиротонисан во епископа. Хиротонию совершили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев); архиепископы Солнечногорский Сергий (Фомин), Волгоградский и Камышинский Герман (Тимофеев), Можайский Григорий (Чирков), Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров); епископы Бронницкий Тихон (Емельянов), Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), Красногорский Савва (Волков). Возглавил архиерейскую хиротонию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

С февраля 1999 года Владыка нёс своё архиерейское служение в древнем Ярославле. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II викарный епископ исполнял и должность секретаря Ярославской епархии. И здесь он много делал для того, чтобы открывались новые монастыри и приходы, возрождались и благоукрашались старинные храмы.

Его заботой и старанием был передан епархии и отреставрирован расположенный в центре Ярославля величественный Богоявленский храм XVII век, построенный на средства купца Алексея Зубчанинова. Великим освящением этого храма закончилось плодотворное служение епископа Иосифа на Ярославской земле.

Архиерейское служение в Биробиджане

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 7 октября 2002 г. образована новая православная епархия на Дальнем Востоке - в Еврейской автономной области. Епископом Биробиджанским и Кульдурским назначен Преосвященный епископ Иосиф.

Трудами епископа Иосифа в апреле 2003 году был заложен, а 21 сентября 2005 года освящён Благовещенский кафедральный собор в городе Биробиджан, в этот же день Владыка Иосиф был награждён орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени. 2006 г. был построен социально-просветительский центр епархии. 2007 г. был создан первый в истории области женский монастырь, также появились новые храмы и часовни в посёлках и сёлах области и храмы в исправительных учреждениях.

Многосторонняя успешная деятельность Владыки отмечена не только церковными наградами. 22 января 2002 г. приказом Министра юстиции РФ он награждён серебряной медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы». 8 августа 2005 г. Указом президента РФ В. В. Путина награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. 12 февраля 2007 г. приказом директора ФСИН России награждён золотой медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы». Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева № 472 от 29 апреля 2009 г. «за большой вклад в сохранение духовных и культурных традиций» награждён Орденом Дружбы. 1 октября 2012 г. постановлением губернатора ЕАО А. А. Винникова награждён Почётным знаком ЕАО «Почёт и уважение».

Архиерейское служение в Кургане

5 мая 2015 года решением Священного Синода назначен правящим архиереем Курганской епархии с титул «Курганский и Белозерский», главой Курганской митрополии.

Награды

Церковные

  • Патриаршая грамота
  • Наградной наперсный крест
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени
  • Совершение Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени

Государственные

  • Серебряная медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы»
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • Золотая медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы»
  • Почётный знак ЕАО «Почёт и уважение»
  • Орден Дружбы («за большой вклад в сохранение духовных и культурных традиций»)
  • Орден Почёта (2015)

Примечания

  1. неделю 35-ю по Пятидесятнице Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя. // Патриархия.Ru
  2. Журналы заседания Священного Синода от 5 мая 2015 года. Журнал № 10. // Патриархия.Ru
  3. день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. // Патриархия.Ru
  4. Епископ Биробиджанский Иосиф награждён государственным орденом Дружбы
  5. Указ Президента Российской Федерации от 03.02.2015 № 48 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

Ссылки

  • Биография епархиального архиерея - Управляющего Биробиджанской епархией епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа
  • Иосиф, архиепископ Биробиджанский и Кульдурский (Балабанов Игорь Анатольевич) // Патриархия.ru
  • К вопросу о распространении ислама на Дальнем Востоке России

Иосиф (Балабанов) Информацию О

С ним легко говорить о чем угодно - о политике, воспитании и смещении «уставших элит». При нем можно безбоязненно критиковать службу «ленивых» святых отцов. Он глубоко понимает проблемы современного общества. Для него не существует правых и виноватых: принцип «не суди» - в действии...

Знакомьтесь: глава Курганской Епархии Митрополит Иосиф (Балабанов). Митрополит Иосиф прибыл на службу в Зауралье в мае 2015 года. Он внес огромный вклад в возрождение православной веры на Дальнем Востоке, награжден орденом Святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского II степени, отмечен множеством «гражданских» наград. Но главной из них является уважение и любовь, которыми пропитано отношение прихожан к главному духовному наставнику Зауралья.

Юлия Васильева

Николай Пушилин

Другая сторона Церкви

Недавно Курганская епархия была разделена на две части. Объясните, зачем это было нужно? Какую цель преследует реформа?

Это общая тенденция. Разделение коснулось не только Курганской епархии, оно идет по всей Церкви. Вызван этот процесс, в первую очередь, желанием Святейшего Патриарха приблизить архиерея к духовенству и простым людям. Когда епархия большая, архиерей не может охватить своим вниманием все духовенство, все приходы. А на общение с простыми людьми подчас физически не хватает времени.

Я и сам сейчас нахожусь в такой ситуации: пока еще знакомлюсь со многими направлениями жизни Зауралья, график поездок и встреч настолько плотный, что с трудом нахожу время для всех. При этом нужно учитывать, что теперь в Зауралье стало «полегче» - Шадринская епархия имеет своего владыку.

Результаты разделения епархии уже заметны. В Курганской области развитие церковной жизни начинает происходить более интенсивно, и это положительный результат. Есть и отрицательные моменты. Например, нам приходится совершенствовать штат управления, отказываться от услуг некоторых людей, чтобы сократить его. Но пользы, конечно, больше.

Думаю, со временем это будут чувствовать все, особенно шадринская часть. Отныне архиерей находится там каждый день, привлекает к работе и духовенство, и мирян, развивает церковную жизнь во всех направлениях.

- Каковы ваши первые впечатления от пребывания на курганской земле?

Одно из негативных впечатлений – это некая религиозная индифферентность. Все-таки жители Зауралья несколько безразличны к церковной жизни.

Когда я приехал в Еврейскую автономную область в 2002 году, там был один-единственный храм. Маленький, деревянный, холодный. Зимой я служил там в унтах, вода в алтаре замерзала!

Когда спрашивал, почему храм не отапливается, мне отвечали: «А зачем отапливать? Придет человек, свечку поставит и уйдет!». А о том, что литургия длится полтора часа, никто и не задумывался. Такая вот церковная жизнь там была.

Но потом был построен великолепный кафедральный собор, наполненный святынями и прекрасными иконами. А сколько там было молодежи и детей! Бабушки за ними терялись (смеется – прим. ред.).

Уже во время первых служб, которые я совершал в Кургане, подумал: мы попали в 70-е годы, когда в храме можно было увидеть одних старушек. А где же молодежь, где дети? В центральной части России абсолютно другая ситуация. Там много детей, много молодых лиц, храмы заполнены. А здесь над этим нужно работать.

- Как вы планируете развивать духовную жизнь в регионе?

Нам нужно показывать красоту церковной жизни. Богослужение – это радостный процесс, который дает ни с чем несравнимый духовный заряд. С какой бы тяжестью ни пришел человек, со службы он всегда выходит окрыленный. Всегда! Церковь – это не только посты, молитвы, поклоны, есть и другая сторона. Мы возлагаем большие надежды на Богоявленский храм. Хотим оборудовать в нем конференц-зал, в котором можно было бы собираться, смотреть хорошие православные фильмы, обсуждать спорные вопросы. Эти формы работы уже опробованы на Дальнем Востоке, где по воскресеньям мы совершали молебен, а потом просто собирались в конференц-зале и общались.

Общение – это очень важно, потому что без него чувствуется разъединенность духовенства и простых людей. Да, можно встретиться во время богослужения, но не для общения или разговора. На исповеди время ограничено, потому что желающих поговорить с батюшкой очень много. А в неформальных беседах есть возможность диалога. Мы выслушиваем, что говорят миряне, можем им ответить и помочь. Поэтому мне очень хочется, чтобы Богоявленский храм скорее был достроен, он будет нам в помощь. Я надеюсь, что в перспективе он станет духовно-культурным центром Зауралья.

- Православный театр, который затевается в Кургане, создается также по инициативе митрополии?

Да, мы пытаемся сейчас создать такой театр, привлекаем людей, что и раньше выходили с этой идеей. Вновь возвращаясь к своему опыту, скажу, что на Дальнем Востоке мы также организовали театр-студию «Образ». Театр ставил спектакли, участвовал в организации разных мероприятий, в том числе выездных - в детские дома, потому что таким ребятам очень нужны праздники.

Одним из самых массовых был праздник Рождества Христова. Помню, когда впервые проводили Епархиальную Елку, как мы ее называли, многие отказывались приходить, хотя вход бесплатный. С точки зрения мирского человека Церковь не может сделать ничего интересного. Первые три года гостей на праздниках было немного. А вот потом люди прочувствовали, начали делиться впечатлениями со знакомыми, звонили и просили оставить билеты. И если сначала мы давали один спектакль, то в последние годы дошли до семи Рождественских выступлений.

Это оказалось востребовано. И я убежден, что те дети, которые ходили на Епархиальные Елки, никогда не будут кидать камни в церковные окна. В прямом и переносном смыслах.

Церковь должна быть вне политики

Недавно протоиерей Всеволод Чаплин от лица РПЦ призвал верующих проявить гражданскую активность, заявил о необходимости уйти от «циничных и коррумпированных элит». Это действительно очень больная тема, и радует, что ее подняли в РПЦ. Какова ваша позиция по этому вопросу?

Я думаю, сегодня очень важно, чтобы создавались такие сообщества. Но пока трудно говорить о механизмах. Каким образом можно определить этих людей? Ведь в принципе, если у нас демократическое общество, то избирать новых лидеров нужно через выборы. И в этом должен быть заинтересован весь народ. А у нас выборы проходят довольно аморфно, многие в них не участвуют, потому что считают бесполезными. Если бы это было активным процессом, и люди очень внимательно смотрели, кого они избирают, достойных ли, с нравственными началами или нет, тогда бы сформировалась новая элита.

Наше общество состоит из очень разных людей. Кто-то готов на все, чтобы обогащаться, и может переступить все нравственные постулаты. Другие, наоборот, строго следуют нравственным принципам. И таких людей, слава Богу, становится все больше. Я думаю, что процесс обновления все-таки начнется. Важно, что на эту проблему начали обращать внимание, пусть пока и на уровне разговоров.

Вы затронули такую тему, как выборы. Каково ваше отношение к этому процессу, ходите ли вы на избирательный участок? Как церковь относится к выборам?

Дело в том, что у меня подмосковная прописка, и я не всегда имею право участвовать в местных выборах. Но когда такая возможность есть, обязательно ее использую. И считаю, что это действительно очень важно. Что касается Церкви, то она старается быть вне политики. Каких бы политических взглядов ни придерживались люди, мы не можем их разделить, кого-то поддерживать, а кого-то – нет. Мы готовы поддерживать только здоровые силы в обществе.

Церковь может воздействовать на политические процессы только опосредованно: в разговорах с прихожанами, в форме советов. Даже если человек искренне заблуждается, но является верующим православным, он прислушивается к мнению Церкви. И мы можем сказать ему, что хорошо, а что – против воли Божьей. Задача церкви – это не создание справедливого общества на земле, тем более – благополучного общества.

Церковь имеет другую цель: привести каждого конкретного человека к вратам Царства небесного. Привести его к вечной жизни. А если он, участвуя в политической жизни, в чем-то заблуждается и приносит ближним боль, вред, – наша задача его поправить.

И все же в обществе есть два мнения. Кто-то сторонник активного участия церкви в политике, а кто-то придерживается вашей позиции...

Это очень больной вопрос, потому что мы и справа, и слева получаем очень серьезную критику. Действительно, мнения радикально противоположны. Одним хочется, чтобы мы «с шашкой наголо» в бой неслись, другие говорят, что церкви вообще не место в политике, дело церковных людей – молитьсгосударственной я в храме и не высовываться. А истина, как всегда, посередине. Церковь может заявлять о своей позиции, если возникает такая необходимость. Но именно говорить о ней, а не навязывать. Будет неправильным, если церковь станет диктовать обществу, в каком направлении двигаться, регулировать те процессы, которые не связаны со спасением души. Тогда церковь перестанет быть церковью.

Когда говорят, что церковь пытается срастись с государством, допускают ошибку. В первую очередь Патриарх, архиереи, духовенство высказываются против того, чтобы церковь стала частью государственного аппарата. Потому что мы как никто другой ценим церковную свободу, независимость, право говорить то, что мы думаем, исходя из своей веры.

- Заявление Всеволода Чаплина о необходимости обновления коррумпированных элит показалось многим позицией, идущей вразрез с государственной политикой. Потому что власть – это и есть элиты, власть сращена с элитами…

Если говорить о коррупции, нужно говорить о том, откуда это «растет». От воспитания. И президент, и премьер неоднократно говорили о том, что нравственность может быть только религиозной. И пока мы не приведем наше общество к вере во Христа, трудно говорить о нравственности. Потому что у многих людей нет нравственного внутреннего начала, стержня. Это как пирамидка, в которую играет ребенок, нанизывая колечки на стержень. А на что нанизывать-то их, когда стержня нет? Пирамидка разваливается.

Вот есть хороший человек, задатки у него хорошие. Он себя уже как-то зарекомендовал, уважают его. Но вдруг он попадает в какую-то ситуацию и ломается. Не справился с искушением, когда ему что-то дают. Он не сломается только тогда, когда у него есть серьезное религиозное убеждение.

Почему есть заповедь «Не укради?». А потому что за все придется Богу отвечать. Даже не в той, в этой жизни неотвратимо наступает возмездие за нравственные ошибки. И верующий человек сознает это. Можно спрятаться от закона, можно, наверное, «купить» судью или прокурора. Но от Бога-то никак не спрячешься, ничем не откупишься.

Воспитание длиною в жизнь

- Воспитанием человека нужно заниматься в детстве? Если он вырос с неправильными взглядами на жизнь, ситуацию уже не исправить?

Воспитание – это очень важно. Поэтому мы сегодня говорим о том, что нужно преподавать основы православной культуры в школах. Не светскую этику, она атеистична по своей сути, не историю мировых религий, потому что это просто экскурс. Очень важно, чтобы человек укоренился в своей религиозной традиции. Если ребенок родился в семье, корни которой - православные, он не должен бояться узнать о вере своих предков больше, чем знает сегодня.

И этот страх присущ не только ребенку, но и педагогам, которые должны преподавать основы православной культуры. Причина понятна: им самим придется меняться, они должны сами соответствовать тому, о чем рассказывают ребенку. Поэтому они стараются уйти от этого предмета. Потому что он реально меняет человека. Но этого не нужно бояться. В вере спасение нашего общества.

- Но ведь преподавать тоже можно по-разному.

Совершенно верно. Можно преподавать так, что это принесет вред. Но в большинстве случаев получается все же наоборот. Часто слышу, что в школах нет подготовленных педагогов. И хорошо, что нет! Когда учитель берется преподавать этот предмет, он погружается в православную культуру и сам духовно растет. Он для себя открывает мир православия. Важно, что во время обучения духовно растут не только дети и педагоги, но и их родители. Как показали опросы, мамы и папы проявляют большой интерес к основам православной культуры, спрашивают у детей, о чем им рассказывал учитель, изучают учебники.

- Есть и такой момент. Человек, решив прийти в храм, испытывает робость. И зачастую его стремление прикоснуться к духовной жизни отсекают другие прихожане. Набили оскомину бабушки, которые всегда критикуют: не так одет, не так свечку ставишь…

Это правда. Но нужно быть терпимее и понимать, что на самом деле это глубоко несчастные женщины. Они считают, что никому не нужны, и пытаются реализоваться в церкви. Одна из задач духовенства – помочь таким бабушкам, занять их, объяснить, что они не одни.

Хуже, когда безразличие проявляют сами батюшки. У нас есть целый ряд таких примеров. На закрытых епархиальных собраниях мы обсуждаем проблемы пасторского поведения. Вот один из примеров: из сельской местности приехала семья окрестить ребенка, но батюшка не принял их, сославшись на усталость. Сел в машину и уехал. Но как это возможно? Как ты после этого смеешь называть себя пастырем?

Со священниками нужно работать, иногда встряхивать их. Мы говорим об этом, обсуждаем эту проблему, принимаем меры. Воспитывать нужно не только детей, но и взрослых прихожан и даже священников.

Конечно, есть очень хорошие батюшки, на которых смотришь, и на душе становится легче. Люди к ним тянутся, их уважают. В нашей митрополии много таких, слава Богу.

На войне правых нет

- Не могу не задать вопрос, который волнует многих - о конфликте на Украине. В чем вы видите опорные точки для установления мира на этой земле? Почему мы никак не научимся делать выводы из истории?

Вы правильно заметили про историю. Когда начался конфликт на Украине, я сразу подумал: как ярко повторяется то, что было во времена революции. Один в один. На Украине идет гражданская война. Одни говорят: «Наше счастье связано с Европой». Другие: «Ничего мы от этой Европы не получим, не туда движемся. Мы всегда были в составе России, и благополучие Украины связано с Россией». Это их убеждение, которое решили сломить силой. Но люди этому воспротивились.

Это пролитие крови, война – ужасны. А, по сути, не правы ни те, ни другие. Европа меркантильна по сути своей. Она будет помогать только там, где чувствует свою выгоду. Сегодня поможет, но завтра выкачает все, что может. Никуда от этого не денешься, это определенные законы. И те, кто говорят, что все даст Россия, тоже неправы. Надо развиваться самим. А это возможно только когда люди почувствуют свое единство. Сегодня Украина очень разобщенная, ее трудно примирить, сделать монолитной и цельной.

Люди должны объединиться, чтобы своими усилиями созидать свое благополучие, не рассчитывая на чьи-то подачки. Это касается и России, ведь и она мечется между Востоком и Западом. А Китай, например, развивается. Потому что рассчитывает не на других, а только на свои внутренние возможности.

В этом конфликте мы видим действие человеческих страстей. А страсть имеет свойство ослеплять. Ослеплять душу человека. Украину захлестнули гордыня и погоня за мирскими благами. Это безумие, и это ослепляет.

-Участились случаи скандалов, спровоцированных так называемыми православными активистами. Это события на Манежной площади, разрушение скульптуры Мефистофеля в Петербурге и другие. Какая может быть модель сосуществования в российском обществе верующих, атеистов, эг оцентристов?

Это очень больной, но чрезвычайно важный вопрос. Еще апостол Павел говорил о том, что будут такие войны, столкновения. И происходит это по причине оскудения любви. Само слово «любовь» стало соотноситься сегодня больше с сексом, чем с уважительным отношением друг к другу.

Нам нужно учиться бережно относиться друг к другу. Назовем это даже не любовью, а именно бережным отношением. Ну почему мы сегодня по любому поводу готовы причинять боль друг другу? Это касается и православных активистов, и атеистов. Нужно просто научиться уважать друг друга. Я стараюсь настраивать и свое духовенство, и свою паству именно в таком ключе.

Важно понимать, что когда мы говорим о православных активистах, то их поступки и слова не являются позицией церкви. Это позиция околоцерковных людей. Православные активисты – это последователи православных братств, получивших широкое распространение в постсоветское время. Ведь тогда было очень много неприятных моментов, связанных с экстремистски настроенными руководителями этих организаций. По сути, они встали в оппозицию церкви. И православные активисты сегодня – то же самое. Они не прислушиваются к мнению патриарха, к мнению архиереев или представителей духовенства. У них свои взгляды. И если кто-то думает, что эти активисты действуют с чьего-то благословения, то заблуждаются.

Вот мы и вернулись к вопросу воспитания. Воспитание должно вестись на всех уровнях, с детского сада до старшего пенсионного возраста. И по мере того, как процессы духовно-нравственного воспитания будут шириться, все эти болячки будут отпадать, а общество оздоровится.

С приездом в 2014 году митрополита Иосифа в Зауралье обострились конфликты внутри православной епархии. После недавнего визита патриарха Кирилла скандал разгорелся с новой силой. Священники обратились к предстоятелю церкви с письмом, в котором обвиняют ближайших сподвижников митрополита в педофилии и распространении наркотиков. Кроме того, они утверждают, что настоятель Богоявленского храма в Кургане архимандрит Иннокентий (Косарихин), который скончался весной 2017 года, жив и скрывается от правосудия.

По словам инсайдера, письмо от 1 сентября подписало более 60 священников (в редакции имеется только его текст — служители отказываются предоставлять подписи, якобы опасаясь раскрывать свои имена). В обращении патриарха просят навести порядок в курганской епархии. Повторяются уже звучавшие ранее обвинения в адрес митрополита в том, что он распоряжается церковными ценностями на свое усмотрение, приближает к себе сомнительных священнослужителей в ущерб тем, которые пользуются популярностью у паствы, ведет себя грубо, чем распугивает прихожан.

Неожиданностью стало новое обвинение — в содействии в распространении наркотиков и связях с педофилами. Как удалось выяснить «URA.RU», основывается оно на том, что два служителя епархии были замешаны в уголовных делах. В мае 2016 года был осужден студент Иван Лян, который работал при храме Александра Невского в Кургане. Его признали виновным в незаконном хранении наркотиков в крупном размере и грабеже. В феврале 2017 года за решеткой оказался администратор прихода Богоявленского собора Борис Орлов. Ранее он был судим за вымогательство и изнасилование несовершеннолетнего. В 2014 году Ленинский районный суд Еврейской автономной области назначил Орлову три года лишения свободы условно за хранение наркотиков в крупном размере. Осужденный не соблюдал условия наказания, а в ноябре 2016 года стал фигурантом нового уголовного дела, поэтому суд принял решение о замене условного наказания реальным.

Борис Орлов приехал в Курган вслед за митрополитом Иосифом и архимандритом Иннокентием (был настоятелем Богоявленского храма, секретарем епархии). Последний принимал деятельное участие в судьбе Орлова и даже выступал в его защиту в суде. Архимандрит Иннокентий внезапно скончался на 40-м году жизни, в этот момент он находился за пределами Курганской области в Серпухове. Однако источники, знакомые с ситуацией, утверждают — священник спешно покинул Курган после того, как узнал, что к нему появились вопросы у правоохранительных органов. По данным собеседников агентства, сразу несколько свидетелей заявило, что смерть архимандрита Иннокентия была инсценирована. Распространяются слухи, что могилу священника хотят эксгумировать.

«Навряд ли найдутся верующие, которые захотели бы довериться таким духовным лицам», — говорится в письме к патриарху. Кроме того, зауральские священники отмечают, что боятся преследований и мести со стороны митрополита Иосифа. «Имеются случаи, когда после обращений прихожан в пользу священнослужителей митрополит своим единоличным решением отстранял от служения либо отправлял в ссылку в заброшенный и практически непосещаемый храм», — пишут священники-анонимы.

Конфликт между бывшим благочинным и настоятелем Пантелеймоновского прихода поселка Рябково Владимиром Дедовым и митрополитом Курганским и Белозерским Иосифом может дойти до патриарха Кирилла. Как стало известно Znak.com, минимум полторы тысячи прихожан не согласны с решением владыки об отстранении Дедова от церковных постов и намерены добиваться его восстановления любыми способами - даже обращаясь к руководству РПЦ. При этом другим верующим, тоже слышавшим о противостоянии, по большому счету все равно, кто выйдет из него победителем, хотя и среди них есть недовольные политикой нового митрополита.

В редакцию Znak.com поступили десятки копий писем курганских прихожан на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этих обращениях люди высказывают свое недовольство новыми порядками, которые заведены в церквях Зауралья с приходом митрополита Иосифа. В частности - резким скачком цен на все требы.

«Просфора стоит 30 рублей - дороже булки хлеба», - к примеру, возмущаются прихожане.

Их не устраивает и то, что в храмах убрали скамейки, на которые раньше могли присесть больные люди и старики. Кроме того, курганцы отмечают, что из церквей пропали баки со святой водой - при этом ее стали продавать в пластиковых бутылках. А у икон в храмах больше не стоят молитвы. Тем, кто не знает их наизусть, приходить покупать напечатанный вариант.

«Самым вопиющим» одна из прихожанок назвала факт попрания святых крестов ногами священнослужителей и верующих у Кафедрального собора Александра Невского. Дело в том, что территория около собора была выложена плиткой с изображением православных крестов.

В день празднования перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского 12 сентября 2016 года по изображениям православных крестов прошел целый Крестный ход, отметила женщина. И только после того, как неоднократно был поднят вопрос о святотатстве, плитку начали перекладывать.

Недовольны люди и тем, что старинные иконы в храмах заменяют «неравноценным новоделом». К примеру, не стало старинной иконы «Николай Чудотворец» в храме села Утятское. Местные говорят, что икона приплыла в село по реке Серебрянке и на нее молились еще предки сельчан. Жители Утятского просят вернуть икону на свое место.

«Митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, по моему мнению, нисколько не интересуется привлечением граждан к православию, так как интересы его замыкаются исключительно на коллекционировании антиквариата, в том числе старинных икон. Такое поведение духовного лица подрывает авторитет православной церкви в нашей многоконфессиональной области, отталкивая прихожан, которые за неимением достойного наставника в православной церкви идут в различные секты. С моим мнением солидарны как минимум полторы тысячи человек, которые поставили свои подписи в петиции в адрес патриарха Кирилла против митрополита Курганского», - пишет одна прихожанка.

Большинство писем объединяет недовольство не столько нововведениями в храмах, сколько отстранением от служб отца Владимира Дедова.

«Очень жаль, что в Курганской области настали такие времена, когда у верующих православных людей отсутствует достойный духовный наставник. Я, а также другие прихожане, требуем возврата отца Владимира (Дедова) настоятелем Храма Пантелеймона Целителя, ведь именно его усилиями и был возведен этот Храм», - говорится в одном из писем.

В итоге главным посылом всех прошений стала просьба к патриарху разобраться в конфликте и вернуть бывшего настоятеля.

Храм святого ПантелеймонаАлёна Кононова

Противостояние отца Владимира Дедова и митрополита Иосифа вылилось в публичную плоскость в августе этого года, когда Дедов был лишен своих церковных постов. С тех пор внешне ситуация будто бы наладилась. Но недавнее интервью митрополита на Znak.com показало, что прихожане не смирились с решением владыки и продолжат бороться за восстановление настоятеля храма в поселке Рябково в должности. Тон комментариев к интервью с владыкой был гораздо жестче, чем тексты писем: в ход пошли личные оскорбления и угрозы, в связи с чем редакция приняла решение закрыть возможность для комментирования. Стало понятно, что количество недовольных решениями митрополита велико.

Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент Znak.com направился в храмы Кургана и поговорил с прихожанами.

В Кафедральном соборе Александра Невского действительно у икон больше не висят распечатанные молитвы, приобрести брошюры и молитвословы можно в иконных лавках на входе в храм. Убрали из курганских храмов и емкости, где раньше можно было без ограничений набирать святую воду. Правда, как пояснили служители церкви, это было сделано давно.

«Чтобы получить святую воду, теперь нужно заказать молебен за 150 рублей. Святят воду каждое утро, а разливать в храме запретили, потому что люди используют ее для мытья пола, посуды или пельмени варят. Нельзя так», - пояснила служительница собора Александра Невского.

Свечи действительно выросли в цене - теперь дешевле 10 рублей за штуку в храмах не найти. Но прихожанка Лилия Афанасьева, к примеру, не считает это большой проблемой. «Раньше свечи в часовне в парке Победы стоили по 3-4 рубля, а в храме Александра Невского - по 5. Теперь везде по 10 рублей. Но свечи везде дороже стали, не только в Курганской области, - что делать, жизнь дорожает», - рассуждает она.

Пожалуй, больше всего прихожане недовольны отказом от скамеек и лавочек в храмах. Службы длятся около двух часов, и не каждый способен выстоять это время на ногах. По словам прихожан, в храм нельзя приходить даже со своим раскладным стулом. Прихожанка храма Александра Невского, которая не захотела представляться, сообщила, что на каждую службу приходят пожилые люди, которым физически тяжело стоять. «Пришла сегодня старушка, еле стоит. Я спросила служителя - может, хоть ей вынесут? А он отвечает: «Ну, пусть на батарею обопрется», - отметила женщина. При этом она добавила: «Понятно, что их убрали, чтобы мы не садились и не болтали во время службы».

В Кафедральном соборе Александра Невского убрали скамейкиАлёна Кононова

О конфликте Владимира Дедова и митрополита Иосифа знают многие прихожане. Но части из них эта история неинтересна. В основном о происходящем наслышаны именно в Рябковском храме. Светлана Вишнягова, прихожанка храма святого Пантелеймона, сама помогала собирать подписи под обращением к патриарху, но говорит, что все без толку. «Мы до такой степени в шоке! Я всегда с мужем на службы ходила, а с августа даже зайти не могу, потому что знаю, что такой человек возглавляет епархию. Он второй год здесь, а все перевернул. Он вносит раздор. Я бы даже сама к Кириллу поехала - тут такой беспредел. Ответа ни одного не было, я считаю, что с каждым нашим прошением у нас каждый раз только хуже и хуже результат», - негодует она.

Всего с августа было собрано 1 тыс. 582 подписи под обращением на имя патриарха с требованием вмешаться в конфликт. Несколько прихожан месяц назад даже самостоятельно поехали в Москву добиваться аудиенции у патриарха, но безрезультатно.

О том, чем обернулся конфликт для священника, за которого вступились прихожане, мы спросили у самого Владимира Дедова. Он подчеркнул, что не имеет отношения к сбору подписей и обращениям к патриарху, но прекрасно понимает недовольство прихожан.

По словам Дедова, начало конфликта было положено сразу, как владыка Иосиф приехал в Курганскую область. «Он постоянно меня пугал глухой деревней: «ты у меня допрыгаешься, я тебя отправлю», постоянно приезжал без меня на храм», - вспоминает Дедов.

Он рассказал о январском освящении воды, после которого Дедов хотел отпроситься у митрополита на крещение в другой храм.

«После службы я подошел к владыке, чтобы отпроситься, но он ясно дал понять, что я должен выбрать. «Ты со мной или с младенцами?» - спросил он, и я остался», - рассказывает Владимир Дедов.

Отношения обострились после службы в храме святого Пантелеймона 9 августа 2016 года. «После причастия одна прихожанка поцеловала икону, потом подошла к митрополиту. Он это очень резко воспринял: сказал, что у меня плохие прихожане, все раскидал, не благословил ни одного прихожанина. «У тебя все прихожане спесивые, а толку от них мало» - приводит слова митрополита Дедов. После той службы священника попросили приехать к владыке, и, по словам Дедова, митрополит Иосиф его очень грубо отчитал и выгнал. Правда, причины упреков он так и не понял. Уже позднее Дедову передали указ о переводе на должность второго священника в Троицкий храм города Кургана - с тех пор они больше не пересекались.

Владимир ДедовАлёна Кононова

Ранее в интервью Znak.com митрополит Иосиф объяснял причину конфликта тем, что к Дедову возникла масса вопросов. «У меня были претензии богослужебного, административного, финансового, хозяйственного порядка - целый ряд претензий, которые я как правящий архиерей имею право предъявить настоятелю по уставу. <...> За первый квартал есть отчет, и если его сравнить с третьим кварталом того же 2015 года, то доход от реализации предметов церковной утвари, книг и свечей упал не в три раза, а в тридцать три раза!» - говорил владыка.

Сам Дедов объясняет падение выручки ростом цен в церкви. «Крещение очное было 500 рублей, а стало с приездом владыки для младенцев 1 тыс. рублей, старше 7 лет - 1,5 тыс. рублей. Отпевание заочное было 500 рублей, стало 2,5 тыс. рублей», - приводит он примеры.

В ноябре, по словам бывшего настоятеля, он получил еще один указ, на основании которого его освобождают от должности штатного священника, перечисляют за штат Курганской епархии и запрещают быть священнослужителем на пять лет. «Сейчас я написал прошение об оплате моих больничных и отпускных (в отпуске я не был 7 лет), но ответа нет. И если не будет покаяния, то я полностью лишаюсь сана и не смогу служить ни в одном храме», - поясняет Дедов.

Владыка Иосиф: о проблемах Курганской епархии, конфликте с Дедовым и памятнике Красину

При этом на вопрос, как вернуть мир в епархию, Владимир Дедов отвечает философски: «Получается, я должен бросить младенцев и пойти за ним».

Поправьте меня, если я не права. Одной из главных черт христианина должно быть смирение. Не считаете ли вы, что это вам испытание такое дано? - спрашивает корреспондент Znak.com.

Испытание дается каждому. Что ни случается - на все воля Божья. Я думаю, да, это испытание, - отвечает Владимир Дедов.

Готовы ли вы смириться?

Готов я смириться, но не готов отречься от Бога. Нужно просто достойно пережить время, - подчеркивает он.

Как скоро в Курганской епархии воцарится мир, неизвестноАлёна Кононова

Спор ранее также разгорелся вокруг учредительных документов на храм в Рябково. Митрополит Иосиф сообщал, что бывший священнослужитель не передал их в епархию. Сам Владимир Дедов сказал, что документы не мог вернуть, так как они хранятся у мецената - генерального директора завода «Корвет» Анатолия Чернова.

Готов ли идти на мировую владыка Иосиф, Znak.com узнать не удалось. Митрополиту были направлены вопросы по поводу перемен в храмах и развития ситуации с Дедовым, но от комментариев он отказался.

https://www.сайт/2017-12-13/rpc_razreshit_vladimiru_dedovu_vernutsya_k_sluzhbam_esli_on_pokaetsya_pered_mitropolitom

РПЦ разрешит Владимиру Дедову вернуться к службам, если он покается перед митрополитом

Владимир ДедовАлёна Кононова

Общецерковный суд Русской православной церкви, заседавший в Москве, в ответ на прошение запрещенного клирика Курганской епархии протоиерея Владимира Дедова назвал условия, при которых тот сможет вернуться к службам. Главные из них — полное покаяние перед митрополитом Иосифом и прекращение кампании против него, передает корреспондент сайт.

Документ, утвержденный патриархом Московским и всея Руси Кириллом, опубликован на сайте епархии. Владимир Дедов просил пересмотреть решение церковного суда Курганской епархии о лишении его священного сана. Общецерковный суд признал это решение справедливым и правомерным, но посчитал возможным в качестве крайней меры снисхождения приостановить действие этого решения.

На Дедова наложен запрет в служении сроком на 5 лет (без права ношения рясы, наперстного креста, преподавания благословения). При этом установлен мораторий на лишение протоиерея сана.

Условия моратория таковы: Владимир Дедов должен нести послушание в качестве пономаря, чтеца или певца по назначению епархиального архиерея, регулярно общаться с епархиальным духовником и принести покаяние через исповедь, полностью прекратить «клеветническую кампанию в СМИ» против епархиального архиерея и вернуть учредительные и уставные документы в храм, где он ранее служил.

Если Дедов нарушит условия моратория, то тот может быть снят решением патриарха Кирилла или дополнительным суждением Общецерковного суда, после чего решение о лишении священника сана вступит в силу. Если же он на протяжении всего срока запрета будет соблюдать эти условия, то Общецерковный суд вернется к обсуждению вопроса о его дальнейшем служении.

Сам Владимир Дедов коротко прокомментировал сайт это решение суда: он отметил, что уже просит прощения у владыки Иосифа.

Владимир Дедов — известная персона в Кургане. В апреле 2015 года он попал в скандальное ДТП, вторым участником которого стала дочь бывшего депутата городской думы Елена Камшилова. Кроме того, в 2015-2016 годах Дедов находится в конфликте с митрополитом Иосифом. Его итогом стало то, что в августе 2016 года Дедов был лишен своих церковных постов — такое решение принял епархиальный архиерей Иосиф. В ноябре 2016 года Дедов получил еще один указ, на основании которого его освободили от должности штатного священника, перечислили за штат Курганской епархии и запретили быть священнослужителем на 5 лет.

Владыка Иосиф: о проблемах Курганской епархии, конфликте с Дедовым и памятнике Красину

После этого Дедов подавал гражданский иск к митрополиту Иосифу и Курганской епархии в Курганский городской суд, но там отказались принять его заявления, поскольку требования Дедова были направлены не на защиту его гражданских прав, а связаны с принадлежностью лица к определенной религиозной организации, тогда как Россия (в соответствии со статьей 14 Конституции РФ) — светское государство, а религиозные объединения отделены от государства. Дедов попытался оспорить решение городского суда через областной, но там его апелляционную жалобу не приняли. При этом, по данным Znak.com, тогда священнослужитель хотел взыскать с митрополита Иосифа и епархии компенсацию морального вреда — 1 млн рублей.