Перлз Л. Жизнь на границе

Гештальт-терапия является одним из популярных современных психотерапевтических подходов, базирующихся на непосредственном переживании и живом феноменологическом исследовании ритма контакта - и прерывания контакта - человека с собой, своим опытом и средой.

Фриц Перлз (1893 – 1970) в Институте Эсален

Гештальт-терапия была основана Фредериком (Фрицем) Перлзом в тесном сотрудничестве с Лаурой Перлз, Полом Гудманом и другими исследователями в середине двадцатого века - как результат расхождения с классическим фрейдистским психоанализом . Обрела значительную популярность в 1960-е, в том числе благодаря сотрудничеству Перлза с Институтом Эсален, бывшим в то время меккой гуманистической, экзистенциальной и трансперсональной психологий.

Выделяющейся характеристикой гештальт-терапии является работа с распознаванием и разблокированием зафиксированных цельных структур (гештальтов) - восприятия, моторики, опыта. Это осуществляется через акцентирование внимания (точнее, осознавания) на переживании контакта со своим опытом и миром в настоящем. Происходит интегрирование проявляющихся в переживании дихотомических полярностей (сильный/слабый, «собака сверху»/«собака снизу» и др.).

Гештальт-терапевтический подход работает с распознаванием и разблокированием зафиксированных цельных структур восприятия через осознавание разворачивающегося в настоящем опыта

Посредством соблюдения оптимального баланса между поддержкой и фрустрированием гештальт-терапевты помогают клиентам вырабатывать самостоятельные и активные способы формирования своих отношений с собственным опытом. Исследуется также и динамика ассимиляции (метаболизации, или переваривания) опыта в противовес его проглатыванию (интроецированию ).

В результате, с точки зрения гештальт-подхода, человек обретает способность к самоподдерживающей и активной жизненной позиции. Эта позиция в значительной мере очищена от неосознанного отыгрывания фальшивых ролей, используемых для манипулирования средой. Личность мобилизует себя и свои внутренние ресурсы для контакта с реальностью, начинает в большей мере опираться на себя .

В гештальт-терапии распространена работа в групповом формате; в последние годы жизни Перлз отдавал ей предпочтение , поскольку она, по его мнению, стимулировала многие психодинамические процессы. Другие гештальт-терапевты оспаривают мнение о сниженной значимости индивидуальной психотерапии, и подчёркивают важность кропотливой многолетней работы тет-а-тет.

В заключительный период жизни Перлза через его личную активность гештальт-терапия вступила в непосредственный контакт с трансперсональной психологией и исследуемыми ею изменёнными состояниями сознания (ИСС). Сам Перлз, пусть его и нельзя назвать трансперсональным психологом, к концу жизни имел обширный психоделический опыт ИСС и активно интересовался дзен-буддизмом, непрестанно экспериментируя со способами достижения цельности и интегрированности, разрешения собственных внутренних конфликтов .

Сам Перлз к концу жизни имел обширный психоделический опыт ИСС и активно интересовался дзен-буддизмом

Несмотря на это, ряд гештальт-терапевтов предпочитает ограничиваться личностными, рациональными и экзистенциальными измерениями. Например, среди некоторых немецких гештальт-терапевтов есть активное неприятие трансперсонализма, интерпретируемого ими односторонне в качестве проявления конфлюэнции, или слияния, которому они противопоставляют зрелую - постконвенциональную, самоподдерживающуюся, автономную - личность.

В этой критике определённых побочных проявлений и ранних ошибок движения за раскрытие человеческого потенциала есть доля истины (см. ). Тем не менее, многообразие трансперсонального опыта представляет собой нечто большее и иное, чем просто конфлюэнция. По мнению ряда исследователей [Уилбер, 2015; Уолш, Воон, 2006; Гроф, 2001], это высшие потенциалы человеческого бытия.

Трансперсональные переживания, как и в общем ИСС [Спивак, 1988], не ограничиваются психоделическим или искусственно вызываемым психотехническим опытом, но имеют способность проявляться и спонтанно, как естественные выражения человеческой природы. Они могут проявляться многообразно, в том числе и как опыт глубинного присутствия и интенсивности бытия, ощущаемого как нечто запредельное сиюминутной личности, закованной в ограничения рассудка и предрассудочных импульсов. Часто это обострённое восприятие разворачивающегося в настоящем опыта, радикальное расширение присутствия во всём смысловом и сенсорном мире (см., например, [Уолш, Воон, 2006]).

Трансперсональные переживания могут проявляться многообразно - например, как опыт глубинного присутствия и интенсивности бытия, ощущаемого как нечто запредельное сиюминутной личности

Согласно Абрахаму Маслоу и Кену Уилберу [Уилбер, 2004а, 2015], это могут быть не только пиковые переживания, но и стабилизированные плато-переживания, поддающиеся постепенной культивации и ассимиляции в качестве постоянных характеристик сознания.

У гештальт-терапии есть значительный потенциал в плане её развития к включению расширенного понимания духовного опыта и трансперсональных состояний, нередко возникающих в терапии. Зерно этого потенциала было заложено, в том числе, и сооснователем гештальт-терапии, её самым известным лицом Фрицем Перлзом. В подборке «Шаги в направлении трансперсональной гештальт-терапии » представлен перевод нескольких фрагментов из публикаций Перлза, проясняющих ряд аспектов гештальт-подхода, в том числе и передающих редкое по своей красоте видение недвойственной природы сознавания. В частности, Перлз утверждает:

Нет ничего, кроме бесконечно возникающего сознавания. За пределами сознавания нет ничего. Во все моменты дискомфорта оно стремится прийти к комфорту. Это единое сознавание расщепляется на «я» / другого, так что на трудном пути поиска и обнаружения оно может вспомнить свои части и обрести себя интенсивным образом. <…>

Единым полем является удовлетворение, единство того, что есть, - таковость . Поставь под вопрос, так ли это, и ты создаёшь расщепление, искание, кажущуюся потребность, которая вновь может привести к единству, удовлетворению, закрытому гештальту. Углуби расщепление, и оно протянется, чтобы найти себя.

Трансперсональный подход к гештальт-терапии развивали такие авторы, как чилиец Клаудио Наранхо и немец Рейнхард Фур , причём последний использует эволюционную модель Уилбера. Сквозь призму квадрантов интегрального подхода гештальт-терапию рассмотрели также датчане Сонне и Тоеннесванг , однако в своей работе они игнорируют надрациональные и трансперсональные реалии, играющие существенную роль в уилберовской системе. Сам Уилбер рассматривает гештальт-терапию через концепцию спектра сознания в своей ранней работе , в целом относя её в категорию терапий, в верхнем своём пределе направленных не на трансперсональный, а на экзистенциальный уровень, предваряющий выход к надличностным структурам сознания и выделенной Маслоу потребности в самотрансценденции [Уилбер, 2004б].

Перлз утверждал: «Нет ничего, кроме бесконечно возникающего сознавания. За пределами сознавания нет ничего»

Можно вспомнить также и Джона Энрайта с его классической работой «Гештальт, ведущий к просветлению» [Энрайт, 1994]. Она не предлагает серьёзно проработанной перспективы по вопросу, но проявляет открытость к трансперсонально ориентированному опыту в терапевтическом процессе. Энрайт обучался на семинарах Перлза и сделал акцент в своей интерпретации гештальт-подхода на словах Перлза о том, что гештальт-терапия - это «западный путь к просветлению», состоящий в «пробуждении от кошмара».

Клаудио Наранхо, известный последователь Перлза

Отдельно можно выделить позицию Клаудио Наранхо. В статье «Гештальт-терапия как трансперсональный подход» он выдвигает идею, что гештальт-терапия является трансперсональной как по методике, так и по философии. Он указывает на буддийские мотивы, встречаемые в гештальт-подходе (в частности, значимость осознавания, или памятования). Сама природа сознавания, к которой гештальт-подход апеллирует, трансперсональна (или надличностна), то есть духовна. Перлз, по мнению Наранхо, был «рьяным недуалистом», придерживавшимся воззрения, что материя и сознание организмически едины. В работе с клиентами он помогал им прийти к принятию «ничто», от «стерильной пустоты» к «плодородной пустоте». Ничто для Перлза было неконцептуальным недифференцированным сознаванием. Перлз в своей работе постоянно подчёркивает важность неконцептуального переживания и действует подобно дионисийскому шаману.

Перлз в своей работе постоянно подчёркивает важность неконцептуального переживания и действует подобно дионисийскому шаману

Серьёзные шаги по развитию трансперсональной гештальт-терапии сделаны в холосценденции, основанной психотерапевтом Сергеем Куприяновым . Холосценденция представляет собой одновременно и самостоятельный метод терапевтической работы, коммуникации и личностного роста, и интегральный метаподход, объединяющий сущностные элементы различных восточных и западных психологий [Пустошкин, 2015]. В холосцендентной терапии между терапевтом и клиентом образуется совместное пространство присутствия, зачастую сопровождающееся переживанием глубокой внутренней тишины, нисколько не мешающей межличностному контакту. В таких благоприятных условиях, приоткрывающих надконцептуальные сферы сознавания, активизируются многообразные процессы осознавания, потенциально затрагивающие опыт всего спектра сознания и его телесности .

Тема, каким образом гештальт-подход информирует холосценденцию, а холосценденция может проинформировать гештальт-подход, заслуживает отдельной публикации.

Библиография

Fuhr, 1998 - Fuhr R. Gestalt therapy as a transrational approach: An evolutionary perspective // Gestalt Review. - Vol. 2, No. 1, 1998. Pp. 6 – 27.

Krippner 1970 - Krippner S. The Plateau Experience: A. H. Maslow and Others / Ed. by Stanley Krippner. April 13 – 17, 1970. // Journal of Transpersonal Psychology. - Vol. 4, No. 2, 1972. Pp. 107 – 120. URL : http://​goo​.gl/​o​q​F​fAH

Kupriyanov, 2013 - Kupriyanov, S. The Holoscendence Approach for psychotherapy and for advancing personal and spiritual growth // Transpersonal Psychology Review. - Vol. 15, No 2, pp. 35 – 37, Spring 2013. Available from: http://​www​.bpsshop​.org​.uk/​T​r​a​n​s​p​e​r​s​o​n​a​l​-​P​s​y​c​h​o​l​o​g​y​-​R​e​v​i​e​w​-​V​o​l​-​1​5​-​N​o​-​2​-​S​p​r​i​n​g​-​2​0​1​3​-​P​3​0​0​4​.​a​spx

Naranjo, 1980 - Naranjo C. Gestalt therapy as a transpersonal approach // S. Boorstein (ed.) Transpersonal psychology. - Palo Alto: Science and Behavior Books, Inc., 1980. Pp. 116 – 122.

Perls et al., 2011 - Perls F., Perls L., From I., Polster E., Polster M., Shapiro E. An oral history of gestalt therapy. - Highland, NY : Gestalt Journal Press, 2011.

Perls, 1969 - Perls F. S. In and out the garbage pail. - Moab: Real People Press, 1969.

Perls, 2012 - Perls F. S. From planned psychotherapy to gestalt therapy: Essays and lectures, 1945 – 1965. - Highland, NY : Gestalt Journal Press, 2012.

Pustoshkin, 2016 - Pustoshkin E. Multidimensional communication in Holoscendence: How it augments Integral psychotherapy, leadership, and ordinary life // Integral Leadership Review. - January – February 2016. URL : http://​goo​.gl/​6​p​p​To4

Schulthess, 2010 - Schulthess P. European Association for Gestalt Therapy: Greeting // Bocian B. Fritz Perls in Berlin 1893 – 1933: Expressionism, psychoanalysis, Judaism. - Berlin: EHP  - Verlag Andreas Kohlhage, Bergisch Gladbach, 2010.

Sonne, Tønnesvang, 2015 - Sonne M., Tønnesvang J. Integrative gestalt practice: Transforming our ways of working with people. - London: Karnac Books, 2015.

Wilber, 1977 - Wilber K. The spectrum of consciousness. - Wheaton, Il: Quest, 1977.

Wilber, 1996 - Wilber K. Eye to eye: The quest for the new paradigm. - Boston: Shambhala, 1996.

Гроф, 2001 - Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. - М.: АСТ, 2001.

Куприянов, 2014 - Куприянов С. Холосценденция как подход к психотерапии, личностному росту и духовному развитию // Эрос и Космос. - 6 мая 2014. URL :

Пустошкин, 2014 - Пустошкин Е. Практика холосценденции: чему мы можем научиться у околосмертного опыта и как культивировать это знание в повседневной жизни? // Эрос и Космос. - 28 ноября 2014. URL :

Спивак, 1988 - Спивак Л. И. Изменённые состояния сознания у здоровых людей (постановка вопроса, перспективы исследований) // Физиология человека. - Т. 14, N 1, 1988. С. 138 - 147. URL : http://​goo​.gl/​J​a​g​2rY

Уилбер, 2004а - Уилбер К. Интегральная психология. Сознание, дух, психология, терапия. - М.: АСТ, 2004.

Уилбер, 2004б - Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. - М.: АСТ, 2004.

Уилбер, 2015 - Уилбер К. Краткая история всего. - М.: Постум, 2015.

Уолш, Воон, 2006 - Уолш Р., Воон Ф. (ред.). Пути за пределы «эго»: трансперсональная перспектива. - М.: Открытый мир, 2006.

Энрайт, 1994 - Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению, или Пробуждение от кошмара. - СПб.: Центр гуманистических технологий «Человек», 1994.

(1905-08-15 )

Лаура Перлз (урождённая Лора Познер ; 15 августа , Пфорцхайм - 13 июля , Пфорцхайм) - психолог немецкого происхождения, участвовавшая в становлении гештальт-психотерапии , основании Нью-Йоркского гештальт-института.

В 1930 году вышла замуж за Фредерика Перлза , основателя гештальт-терапии.

Напишите отзыв о статье "Перлз, Лаура"

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Перлз, Лаура

Пробежав депешу, он положил ее на стол и взглянул на князя Андрея, видимо, что то соображая.
– Ах, какое несчастие! Дело, вы говорите, решительное? Мортье не взят, однако. (Он подумал.) Очень рад, что вы привезли хорошие вести, хотя смерть Шмита есть дорогая плата за победу. Его величество, верно, пожелает вас видеть, но не нынче. Благодарю вас, отдохните. Завтра будьте на выходе после парада. Впрочем, я вам дам знать.
Исчезнувшая во время разговора глупая улыбка опять явилась на лице военного министра.
– До свидания, очень благодарю вас. Государь император, вероятно, пожелает вас видеть, – повторил он и наклонил голову.
Когда князь Андрей вышел из дворца, он почувствовал, что весь интерес и счастие, доставленные ему победой, оставлены им теперь и переданы в равнодушные руки военного министра и учтивого адъютанта. Весь склад мыслей его мгновенно изменился: сражение представилось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Князь Андрей остановился в Брюнне у своего знакомого, русского дипломата.Билибина.
– А, милый князь, нет приятнее гостя, – сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. – Франц, в мою спальню вещи князя! – обратился он к слуге, провожавшему Болконского. – Что, вестником победы? Прекрасно. А я сижу больной, как видите.

Мы рады представить вам, дорогие читатели, книгу Лоры Перлз «Жизнь на границе». В ней собраны статьи, лекции и сте­нограммы групп Лоры Перлз, начиная с первых докладов для Психоаналитическиго общества. Эта книга - удивительная воз­можность познакомиться с тем, что на самом деле оказывается хорошо знакомым.

Лора Перлз - фигура среди гештальт-терапевтов прекрас­ная и загадочная. Именно она была первым (или одним из самых первых) психологов, кто поставил психологию в основу развития психотерапии, в результате чего появилось психологическое на­правление психотерапии, сделав психотерапию принадлежащую не только медицине.

Нам было мало известно историй про ее жизнь и про ее ха­рактер, но мы знаем ее психотерапевический стиль: вниматель­ный к телу, к красоте выражения, к ритму и мелодии контакта, к поэтике текстов.

На русском языке было мало текстов Лоры Перлз, но ее идеи хорошо известны: про экзистенциальную составляющую гештальт-терапии и принциа диалога в терапии и про эстетическое изме­рение психотерапии, про особое гештальтистское понимание под­держки, про принципы гештальт-психологии - фигура/фон, хоро­шая форма и другие - применительно к психотерапии.

Мы пользуемся многими штрихами и деталями, которые соз­дали гештальт-терапию и были привнесены Лорой Перлз, напри­мер, работа с клиентом лицом к лицу.

Идеи и находки Лоры Перлз, и ее стиль присутствия в тера­пии были восприняты ее учениками и учениками ее учеников, они пропитывают фон современной гештальт-терапии и поддер-

живают ее развитие. Эти идеи продолжали воплощаться в ра­ботах наших уважаемых и любимых учителей: Харма Сименса (Нидерланды), Жан-Мари Робин (Франция), Маргарита Спаньоло-Лобб и Джанни Франчесетти (Италия).

В статьях в Википедии и в других энциклопедиях и книгах про Лору Перлз написано немного: она родилась в 1905 году в весь­ма состоятельной еврейской семье Познер, училась в гимназии, училась музыке, балету, поступила в Университет в Франкфурте-на-Майне на факультет психологии, училась у Курта Гольдштей-на и Курта Левина, Пауля Тилиха и Мартина Бубера, изучала психоанализ, познакомилась с Фредериком Соломоном Перлзом и вышла за него замуж в 1930 году, познакомила его с гештальт-психологией, родила двух детей, после прихода к власти Гитле­ра эмигрировала в Голландию, а затем в Южную Африку, вме­сте с мужем писала «Эго, голод и агрессия», с которой началась гештальт-терапия, вслед за Фредериком Перлзом переехала в Соединенные Штаты Америки, создала вместе с ним и Полом Гудменом первый Гештальт Институт в Нью-Йорке, руководила им в течение 40 лет после переезда Перлза в Калифорнию, много преподавала и умерла в Германии в 1990 году в возрасте 84 года, за год до возникновения Московского Гештальт Института.

Но теперь можно познакомиться с текстами Лоры Перлз и со­прикоснуться с очень ясным, женственным и интеллегентным взглядом одного гештальт-терапевта. Наталия Кедрова

Предисловие к русскому изданию ....................................................................... 5

Вступление ....................................................................................................... 7

Раздел I История ............................................................................................... 9

Беседа с Лорой Перлз.................................................................................. 9

Юбилейная речь......................................................................................... 29

Раздел II Теория ............................................................................................. 36

Как обучать детей миру.............................................................................. 36

Заметки о мифологии страдания и секса.................................................... 43

1.............................................................................................................. 43

II............................................................................................................... 45

III.............................................................................................................. 48

IV............................................................................................................. 50

V.............................................................................................................. 52

VI.............................................................................................................. 54

Психоаналитик и критик.............................................................................. 55

Заметки о психологии взаимообмена"......................................................... 64

Спонтанный взаимообмен........................................................................ 64

Рождество в старину............................................................................... 65

Современное Рождество......................................................................... 66

Творческое и губительное жертвоприношение........................................ 68

Взяточничество и шантаж........................................................................ 70

Плата и награда....................................................................................... 71

Заметки о фундаментальной поддержке процесса контакта. 74

Язык и речь............................................................................................. 78

Два случая из практики гештальт-терапии................................................... 82

Случай Клаудии....................................................................................... 85

Случай Вальтера..................................................................................... 92

Взгляд одного гештальт-терапевта............................................................. 99

Заметки о тревоге и страхе...................................................................... 106

Некоторые аспекты гештальт-терапии...................................................... 109