Тест способны ли вы стать руководителем. Тест "Хороший ли Вы психолог?" (23 вопроса для всех, кто интересуется психологией)

Цель - оценить уровень потенциальных возможностей к тому, чтобы быть руководителем.

Инструкция: «Отвечая на приведенные ниже вопросы, выберите наиболее подходящий для вас вариант и помните, что здесь нет "правильных" или "неправильных" ответов».

1. Можете ли вы командовать людьми?

2. Любите ли вы работать на приусадебном участке?

3. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) Первое;

б) второе.

5. Любите ли вы произносить речи?

6. Чем, по вашему мнению, можно определить уровень цивилизации?

а) Степенью эмансипации женщин;

б) уровнем развития техники.

7. Раздражает ли вас чья-то неумелость, неловкость?

8. Любите ли вы работу, требующую контактов с людьми?

9. Считаете ли вы, что в детстве слишком долго находились под влиянием матери?

10. На что во время знакомства вы в первую очередь обращаете внимание:

а) на внешность нового знакомого;

б) на то, что и как он говорит.

11. Впадаете ли вы в ярость, если не можете настоять на своем?

12. Какой вид карьеры кажется вам наиболее привлекательным:

а) известного актера Гарри Купера;

б) Джимми Кларка, чемпиона автогонок.

13. Часто ли вас выдвигают на выборную (руководящую общественную) работу?

14. Бываете ли вы инициатором смелых начинаний?

15. Ждете ли вы, пока дела решатся сами по себе?

16. Раздражает ли вас то, что вы живете, к примеру, в комнате без штор на окнах?

17. Какой цвет вам больше нравится?

а) Голубой;

б) красный.

18. Легко ли вы принимаете решения?

19. Какие виды спорта вам больше по душе?

а) Те, которые развивают ловкость;

б) те, которые развивают силу.

20. Признаете ли вы руководителя, представляющего противоположный пол, если он достаточно компетентен?

Обработка результатов

Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом":

1. "а" - 5, "б" - 0; 11. "а" - 5, "б" - 0;

2. "а" - 5, "б" - 0; 12. "а" - 0, "б" - 5;

3. "а" - 5, "б" - 0; 13. "а" - 5. "б" - 0;

4. "а" - 5, "б" - 0; 14. "а" - 5, "б" - 0;

5. "а" - 5, "б" - 0; 15. "а" - 0, "б" - 5;

6. "а" - 0, "б" - 5; 16. "а" - 0, "б" - 5;

7. "а" - 5, "б" - 0; 17. "а" - 0, "б" - 5;

8. "а" - 5, "б" - 0; 18. "а" - 5, "б" - 0;

9. "а" - 0, "б" - 5; 19. "а" - 0, "б" - 5;

10. "а" - 0, "б" - 5; 20. "а" - 5, "б" - 0.

80 и более баллов – вы – тот человек, который имеет большую потребность доминировать над людьми. Несмотря на то, что вы проявляете инициативу и бываете прекрасным организатором, ваша горячность, стремление быть признанным любой ценой, ваше желание манипулировать другими значительно снижают эффективность ваших действий. Сильное нервное напряжение, неумение расслабляться приводят к тому, что, будучи взволнованны, вы легко можете обидеть другого человека. Вы часто хвастаете, зазнаетесь, бываете агрессивным. Но если вам удастся изменить ваше отношение к людям, то предрасположенность к руководящей работе может принести прекрасный эффект.

От 40 до 75 баллов – у вас высокие запросы, часто бываете самоуверенны, любите подчеркнуть собственное "Я". Умение управлять собственными эмоциями и склонность к анализу своих поступков приводят к тому, что необходимость руководить другими не принимает у вас крайних форм. Вы любите ходить "непроторенными" дорогами, имеете собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Вы не любите навязывать себя другим и с трудом им подчиняетесь. Вам безразлично то, что о вас говорят. В то же время вы имеете склонность критиковать других. Любите, чтобы ваше слово было последним.

35 и менее баллов – вы – человек, который склонен больше быть подчиненным, чем руководить. В роли "шефа" вы чувствовали бы себя плохо. Вы, скорее всего, человек несмелый, скромный, не уверенный в себе. Вы редко выступаете с инициативой, с удовольствием подчиняетесь руководству со стороны других. Чаще всего вы предпочитаете компромиссные решения и остаетесь "в тени" других людей.

Тест «Умеете ли Вы вести деловое обсуждение?»

Цель - проанализировать линию поведения на совещаниях (переговорах).

Инструкция: «Для каждого утверждения необходимо выбрать один из пяти вариантов ответа – "нет, так не бывает"; "нет, как правило, так не бывает"; "неопределенная оценка"; "да, как правило, так бывает"; "да, так бывает почти всегда"».

1. Даю подчиненным поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.

2. У меня всегда много идей и планов.

3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.

4. Мне в основном удается привести логические и правильные аргументы при обсуждениях.

5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.

6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.

7. Когда другие люди приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.

8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.

9. Свои ошибки я по большей части признаю.

10. Я предлагаю альтернативы предложениям других.

11. Защищаю тех, у кого есть трудности.

12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.

13. Мой энтузиазм заразителен.

14. Я принимаю во внимание точку зрения других людей и стараюсь отразить ее в проекте решения.

15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и на своих гипотезах.

16. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы.

17. Ясно выражаю свои мысли.

18. Я всегда признаюсь в том, что чего-то не знаю.

19. Энергично защищаю свои взгляды.

20. Я стараюсь развивать чужие идеи так, как будто они были моими.

21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить на тот или иной вопрос другие и ищу аргументы.

22. Я помогаю людям советом как организовать свой труд.

23. Увлекаясь своими проектами, своими планами работы на перспективу, я обычно не интересуюсь планами других людей.

24. Я прислушиваюсь и к тем людям, которые имеют точку зрения, отличающуюся от моей.

25. Если кто-то не согласен с моим проектом, я ищу новые пути.

26. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.

27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.

28. Я всегда нахожу возможность организовать поддержку моих проектов.

29. Я понимаю чувства других людей.

30. Я больше стараюсь высказать свои мысли, чем выслушивать чужие.

31. Прежде чем защищаться, я внимательно выслушиваю критику.

32. Излагаю свои мысли системно.

33. Даю возможность другим изложить свою точку зрения.

34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.

35. Меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.

36. Как правило, я никого не перебиваю.

37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.

38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступить.

39. Говорю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.

40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, кто редко просит слова.

Обработка результатов.

Ответ "нет, так не бывает" оценивается в 1 балл; "нет, как правило, так не бывает" - в 2 балла; "неопределенная оценка" - в 3 балла; "да, как правило, так бывает" - в 4 балла; "да, так бывает всегда" – в 5 баллов.

Суммируйте баллы, поставленные вами против утверждений 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37 и 40, и обозначьте сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100 баллов).

Для получения суммы В подсчитайте количество баллов по утверждениям 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38 и 39 (эта величина также должна находиться в интервале от 20 до 100).

Результаты теста показывают, является ли ваше поведение на совещаниях (переговорах) дипломатичным или авторитарным.

Если сумма А не менее чем на 10 баллов превышает сумму В, то вы - хороший дипломат.

Если же сумма В как минимум на 10 баллов больше суммы А , то вы ведете дискуссию авторитарно, властно и бесцеремонно.

Если же обе суммы (А и В) различаются менее, чем 10 баллами, то ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе. Она может быть как положительной, так и отрицательной - в зависимости от обстоятельств.

Допустим, стиль вашего поведения определен с помощью этого теста однозначно. В таком случаедипломатичный стиль означает, что у вас есть стремление учесть мнение других и убедиться в том, что ваши идеи согласуются с идеями других сотрудников, партнеров. При этом неизбежны компромиссы, зато участники совещания (переговоров) убеждаются, что есть и их вклад в принятие решения, что их сотрудничество вам как руководителю небезразлично.

Некоторые участники совещания стремятся "протащить" свои проекты, действуют напористо. Партнерам по совещанию редко выпадает возможность высказаться. При такомавторитарном ведении совещания (переговоров) руководитель уверенно держит бразды правления, подает множество предложений, сообщает новую информацию, формулирует свое мнение категорично, не допускает возражений, не добивается всеобщего согласия, не ищет поддержки, необходимой для его реализации.

Выбор способа поведения зависит от поставленных целей, а также от конкретной ситуации, в которой вы будете проводить то или иное совещание или беседу, переговоры. Дипломатия в общении уместна в следующих случаях:

Достаточно времени, чтобы обсудить все доводы;

Решение будет успешно реализовано только тогда, когда его признают все участники обсуждения;

Участники совещания (переговоров) понимают проблему и знают варианты ее разрешения;

Возникли большие разногласия, и необходимо переубедить несогласных в правильности принимаемого решения.

Авторитарное поведение допустимо, если по каким-либо причинам нельзя обратиться к помощи партнеров ни при творческом обсуждении, рассмотрении данного вопроса, ни при последующем его решении. Это бывает в том случае, если необходимо как можно быстрее принять решение.

Психологи, работающие в крупных фирмах и на предприятиях, утверждают, что оба стиля поведения - дипломатичный и авторитарный - могут приводить к успеху.

10. Тест «Опросник для определения уровня самооценки»

Цель - определить уровень самооценки.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми.

Инструкция: « Выберите один из пяти вариантов ответа - "очень часто", "часто", "иногда", "редко", "никогда"».

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Обработка результатов.

Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям:

"очень часто" - 4 балла;

"часто" - 3 балла;

"иногда" - 2 балла;

"редко" - 1 балл;

"никогда" - 0 баллов.

Сумма от 0 до 25 баллов говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен "комплексами неполноценности", правильно реагирует на замечания и оценки других, редко сомневается в своих действиях.

Сумма от 26 до 45 баллов свидетельствует о среднем уровне самооценки. Если вы набрали такое количество баллов, то, вероятно, время от времени, ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооцениваете себя и свои способности без достаточных на то оснований.

Сумма от 46 до 128 баллов указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается "подстроиться" под мнение других людей, в большей степени страдает от "комплекса неполноценности".

Самооценка зависит от множества факторов. Вместе с тем уровень самооценки связывают с двумя, наиболее существенными, факторами и пользуются для его выражения так называемой "формулой Джеймса", гласящей: "самооценка есть соотношение успеха с притязаниями".

Из этой, пусть упрощенной, но весьма наглядной формулы следует, что повысить самооценку можно лишь максимизируя "успех", либо минимизируя "неудачи".

Расхождение между "притязаниями" и реальным поведением ведет к искажению самооценки и, как следствие, к неадекватному, чреватому эмоциональными срывами, поведению.

11.Тест-задание «Самоанализ навыков ведения беседы».

В деловом разговоре, при переговорах важно учесть психоло­гический склад, внутренний мир, темперамент, настроение собе­седника.

Начиная беседу , вы должны разработать ее модель. Вот группа контрольных вопросов для вас:

1.Какую главную цель я ставлю перед собой в переговорах?

2.Могу ли я обойтись без этой беседы?

3.Готов ли к обсуждению предлагаемой темы мой собеседник?

4.Уверен ли я в благополучном (для меня) исходе разговора?

5.Уверен ли в том же мой собеседник?

6.Что я должен уяснить для себя?

7.Какой исход устроит (или не устроит) меня, его, обоих?

8.Какие приемы воздействия на собеседника я использую в разговоре?

9.Какие вопросы я буду задавать?

10.Какие вопросы может задать мне собеседник?
Начиная переговоры:

Готовьте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным;

Добивайтесь предельной краткости в изложении своих мыслей;

Обосновывайте свои суждения;

Не употребляйте слов с двойным значением;

Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова: "почему","когда", "как". Это исключит односложные ответы "да" и "нет".

Следует подготовить линию своего поведенияна случай, если ваш собеседник:

Во всем согласится с вами;

Решительно возразит, перейдет на повышенный тон;

Не отреагирует на ваши доводы;

Проявит недоверие к вашим словам, мыслям;

Попытается скрыть свое недоверие.

Изложив свои доводы, вы должны быть готовы к возражени­ям собеседника. Здесь целесообразно руководствоваться следую­щим:

Выслушайте сразу все основные возражения;

Не спешите с ответом, пока не поймете суть возражений;

Уточните, не говорите ли вы с собеседником о разных вещах;

Выясните, действительно ли возражения вызваны различными точками зрения или, может быть, разной постановкой вопроса;

Не отвечайте на возражения в категоричном тоне. Это поможет вашему собеседнику и вам найти ответ на собственные возражения;

Вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед не­обходимостью выбора между двумя вариантами ответа. Конкрет­ные вопросы заставляют собеседника высказать то, что, по его мне­нию, нужно сказать, независимо от собственного мнения.

Во время переговоров нужно проявить гибкость . Постарай­тесь взглянуть на себя как бы со стороны и ответить на вопросы:

1. Не повлияло ли на характер беседы ваше настроение, не связанное с содержанием беседы?

2. Не проявили ли вы мимикой и позой недовольство разгово­ром?

3. Не отвлекались ли вы во время беседы?
После завершения переговоров нужно оценить:

1. Последовательно ли вы вели основную линию в разговоре?

2.Не навязывали ли вы собеседнику свои аргументы при вы­
работке решения?

3.Основательны ли были ваши замечания и возражения?

4.Удалось ли вам быть тактичным на всем протяжении разго­вора, не иметь предубеждений против собеседника?

5.Сумели ли вы добиться максимума полезности состоявшегося разговора для дела?

Ответьте также на вопросы, касающиеся техники ведения переговоров:

1. Какой аргумент оказался особенно убедительным?

2. Какие данные произвели наибольшее впечатление?

3. Какое сообщение (например, предостережение) оказалось кстати?

4. Какое качество или сторона полезности товара (услуги) показались клиенту наиболее ценными?

5. Какой вид обслуживания вызвал наибольший интерес?

6. У кого из клиентов наблюдается ситуация, схожая с той, которая принесла вам удачную сделку?

После того, как вы проанализировали свои ответы, определите, какие приемы в наибольшей степени оправдали себя на практике. Используйте их чаще.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.

1. Психическая структура личности по 3. Фрейду и практика делового общения.

2. Типологии личности. Влияние индивидуально-психологичнских особенностей личности на эффективность общения

3. Коммуникативная сторона общения: общение и язык, речь как вербальная коммуникация.

4. Трансляция смысла сообщения и барьеры общения (личностные и коммуникативные).

5. Механизм обратной связи. Каналы передачи информации.

6. Умение говорить, его роль в общении. Правила, повышающие эффективность сообщения.

7. Психологическое искусство слушать других. Приемы эффективного слушания.

8. Характеристика невербального общения. Невербальные средства общения, их классификация и значение.

9. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Механизмы восприятия.

10. Факторы и эффекты восприятия людьми друг друга в процессе общения. Типичные ошибки восприятия.

11. Общение как взаимодействие между людьми. Трансактный анализ Э. Берна.

12. Характеристика управленческого общения.

13. Коммуникативная привлекательность. Приемы расположения к себе партнера.

14. Деловое общение в рабочей группе.

15. Психологические проблемы лидерства и руководства.

16. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.

17. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения. Конструктивное разрешение конфликтов.

18. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации.

19. Средства и методы психологического воздействия на партнера по общению.

20. Особенности делового общения. Характеристика основных фаз деловой беседы.

21. Сущность этики и этикета общения.

22. Характеристика тактических приемов аргументации. Манипулятивные методы аргументирования.

23.Вербальные и невербальные стратегии публичного выступления.

24. Методы психологической защиты и самозащиты личности.

25. Характеристика эффективной самопрезентации.

26. Характеристика видов письменного общения. Правила составления резюме.

27. Управление эмоциональной сферой. Методы снижения эмоциональной напряженности.

28.Информационно-психологического безопасность личности в процессе общения в современных условиях.

29. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.

30. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед, переговоров, совещаний.

31. Искусство спорить и основы бесконфликтного общения.

32. Стрессы и стрессоустойчивость личности в деловом общении.

33. Профилактика стрессов в деловом общении. Методы снятия психологического напряжения в конфликтных и стрессовых ситуациях.

34. Оценка деловых качеств подчиненных.

35. Методика приема на работу на основе собеседования.

36. Этические аспекты критики в деловых отношениях.

37. Деловой этикет. Правила вербального этикета.

38. Правила деловой переписки и общения по телефону.

39. Имидж, одежда и манеры делового человека (мужчины, женщины).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2. Проблемы психологии личности в отечественной психологии. Психическая структура личности.

3. Психическая структура личности по 3. Фрейду. Защитные механизмы личности.

4. Модель психической, структуры личности в аналитической психологии К.Юнга и А. Адлера.

5. Гуманистический и когнитивный подход к пониманию психики личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Келли).

6. Типологии личности.

7. Факторы детерминации поведения личности в общении («Я-концепция», макро и микросреда)

8. Понятие общения: цель, виды, формы.

9. Функции и структура общения.

10. Коммуникативная сторона общения: общение и речь. Особенности вербальной коммуникации. Каналы передачи информации

11. Трансляция смысла сообщения и барьеры общения (коммуникативные, личностные).

12. Механизм обратной связи.

13. Психологическое искусство слушать других. Виды активного слушания.

14. Приемы, повышающие эффективность коммуникации. Умение ставить вопросы и аргументировать ответы.

15. Невербальные средства общения, их классификация и значение.

16. Особенности невербальных средств общения в разных странах.

17. Специфика межкультурного общения.

18. Понятие социальной перцепции.

19. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга.

20. Факторы, формирующие первое впечатление о человеке.

21. Эффекты восприятия людьми друг друга в процессе общения.

22. Каузальная атрибуция как перцептивный механизм.

23. Общение как взаимодействие. Стратегии поведения.

24. Трансактный анализ Э. Берна.

25. Стили общения и руководства.

26. Виды и формы психологического воздействия на партнера.

27. Особенности продуктивного общения.

28. Психологические особенности делового общения. Этапы делового общения.

29. Психологические особенности подготовки и проведения деловой беседы.

30. Психологические особенности подготовки и проведения переговоров. Стили ведения переговоров.

31. Мотивы общения. Факторы, влияющие на эффективность общения.

32. Типы собеседников.

33. Деловой разговор как особая разновидность деловой речи. Основные требования к деловому разговору.

34. Спор, дискуссия, полемика: психологические особенности.

35. Искусство спорить и основы бесконфликтного общения.

36. Психологические особенности подготовки и проведения публичного выступления.

37. Правила делового общения по телефону.

38. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.

39. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.

40. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации.

41. Имидж (одежда, манеры, поведение) делового мужчины.

42. Стресс в деловом общении: причины и источники. Понятие стрессоустойчивости.

43. Профилактика и способы преодоления стрессов в деловом общении.

ОСНОВНАЯ:

1. Горанчук, В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий: теория и практика: учеб. пособие / В. В. Горанчук. - СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 286 с.

2. Каменская, Е.Н. Психология и этика делового общения: конспект лекций / Е. Н. Каменская. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 219 с.

3. Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практ. пособие / Ф. А. Кузин. - . - М.: Ось-89, . - 319 с.

4. Основы теории коммуникации: учеб. для вузов / М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др.; под ред. М.А. Василика. - Гриф МО. - М.: Гардарики, 2006. - 615 с.

5. Психология и этика делового общения: учеб. для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп.; Гриф МО. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.

6. Хасан, Б.И. Психология конфликта и переговоры: Учеб. пособие для вузов / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. - Гриф УМО. - М.: Academia, 2003. - 191 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.

6. Громова, О.Н. Конфликтология: Курс лекций / О. Н. Громова. - М.: ЭКМОС, 2001. - 319 с.

7. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии: Учеб. пособие для вузов / С. М. Емельянов. - 2-е изд., доп. и перераб.; Гриф МО. - СПб.: Питер, 2004. - 400 с.:

1. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. - М.: Проспект, 2006. - 558 с

2. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. - М: ИСПИ РАН, 1995.-940 с.

Введение ………………………………………………………………………….….3

Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………………..4

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины……………………………………………………………………….. ....5

Методические указания к семинарским занятиям……….………………………..8

Вопросы для самостоятельного изучения …………………………………………9

Психологический практикум ……………………………………………………..15

Психологическая диагностика ……………………………………………………15

Темы докладов и рефератов……………………………………………..….……..41

Контрольные вопросы……………………………………………………………..43

Литература………………………………………………………………………….45

Тест «Могу ли я быть лидером-организатором?»

Прочитайте вопросы и поставьте в таблицу соответствующий балл ответа на каж­дый из них. Баллы:

4 - полностью согласен;

3 - скорее согласен, чем нет;

2 - затрудняюсь сказать;

1 - скорее не согласен, чем да;

О - полностью не согласен.

Вопросы:

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

10. Я могу четко ответить на вопрос, чего я хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую свое время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Любой человек для меня - открытая книга.

16. В любом окружении я - признанный лидер.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать его окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я обычно произвожу, - хорошее.

22. У меня всегда все получается.

23. Хорошо чувствую настроение товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.

25. Я могу утром заставить себя делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Решая проблемы, я использую опыт других.

28. Принимая решения, я перебираю различные варианты.

29. Я умею воздействовать на товарищей, если считаю это нужным.

30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31. В отношениях между людьми я достигаю взаимопонимания .

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, я не опускаю руки.

34. Я хорошо представляю, как завоевать авторитет среди людей.

35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие.

37. Нет человека, который бы устоял перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроения.

42. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

43. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

44. Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Я умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

Таблица:

Посчитайте количество баллов в каждом столбце, не учитывая баллы, по­ставленные на вопросы 15, 16, 22, 29, 36, 41, 42, 43.

Сумма баллов в столбцах определяет развитость лидерских качеств:

А - умение управлять собой.

Б - осознание цели (я знаю, чего хочу).

В - умение решать проблемы.

Г - наличие творческого подхода.

Д - влияние на окружающих.

Е - знание правил организаторской работы.

Ж - организаторские способности.

3 - умение работать с группой.

Если сумма баллов в столбце менее 13, то качества развиты слабо и над ними надо работать. Если более 13, то качества развиты средне или сильно.

Но для того чтобы определить, лидер ты или нет, надо обратить внимание на баллы, выставленные в ответах на вопросы 15, 16, 22, 29, 36, 41, 42, 43. Если на ка­ждый из них поставлено более 2 баллов, то, возможно, ты был не искренен в само­оценке, эта самооценка может быть завышена.

Советы, как улучшить недостаточно сформированные качества Низкий показатель А (управление собой).

1. Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Поду­май, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь на вопрос, что надо сделать, чтобы быть более уверенным в жизни.

2. Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить лишь тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства.

3. Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи поддержку в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них.

4. Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи - это тоже опыт, правда о котором иногда приходится жалеть.

5. Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим уда­чам. Это придаст тебе уверенности.

Низкий показатель Б (осознание цели).

Ответь для себя на следующие вопросы:

1. Действительно ли твои цели важны для тебя?

2. Реальны ли твои цели?

3. Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил?

4. Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам?

5. Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих?

Низкий показатель В (умение решать проблемы). Ответь для себя на следующие вопросы:

1. Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?

2. Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или хватаюсь за первый, который мне сразу понравился?

3. Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решения?

4. Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?

5. Поддерживают ли мои решения мои товарищи?

Низкий показатель Г (наличие творческого подхода). Ответь для себя на следующие вопросы:

1. Ценишь ли ты творческий подход в других людях?

2. Готов ли ты к неопределенности?

3. Веришь ли ты в свои творческие способности?

4. Можешь ли порвать с традициями?

5. Испытываешь ли потребности в переменах?

Низкий показатель Д (влияние на окружающих).

Для тебя даем ключевые шаги, чтобы установить хорошие личные взаимоот­ношения:

1. Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.

2. Увяжи для себя имя этого человека с его индивидуальными характеристи­ками.

3. «Наведи мосты» между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.

4. Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.

5. Раскрой свои мысли и чувства.

6. Будь готов подбодрить другого человека.

Низкий показатель Е (знание правил организаторской деятельности). Обратись к правилам организаторской работы (см. ниже).

Низкий показатель Ж (организаторские способности). Прислушайся к советам:

1. Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрят на мир? Что значит быть в его положении?

2. Поразмысли над тем, что интересует другого человека. Во что бы он или она вкладывали свои силы больше, чем они говорят?

3. Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоя­тельства, которые могут привести к изменениям в нем?

4. Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?

5. Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.

6. Изучи интересы, увлечения, способности товарищей.

7. При распределении организаторских заданий смотри не только на способ­ности твоих помощников, но и на те задатки у них, которые надо разви­вать.

8. Чаще обращайся за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эру­дитам» в организации различных дел. От этого и делу польза, и ребятам приятно - их способности замечены и не лежат мертвым грузом.

9. Имей в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему.

Низкий показатель 3 (умение работать с группой).

Прислушайся к советам, используй указанные ниже стили работы с группой. У каждого лидера есть свой «почерк», манера, способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействия на личность или группу назы­вают СТИЛЕМ РАБОТЫ. Выделяют 4 стиля:

1. Разящие стрелы.

3. Снующий челнок.

4. Плывущий флот.

Разящие стрелы. Призывающий, настаивающий, жестко требующий. Эффективен в еще только складывающихся коллективах.

Возвращающийся бумеранг. Советующий, консультирующий, коллегиальный, тре­бующий. Этот стиль эффективен в уже сложившемся коллективе.

Снующий челнок. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зави­симости от ситуации.

Плывущий флот. Соглашающийся, уступчивый, невмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный стиль руководства.

Перефразируя известное изречение: «Если вы видите успешного человека, то можете не сомневаться, что в какой-то момент он принял смелое решение!».

Пройдите тест, который поможет вам определить, обладаете ли вы лидерскими качествами, так необходимыми руководителю.

1. Вам нравится общаться с людьми?

а) Да; б) Нет.

2. Обсуждая тот или иной вопрос с коллегами, часто ли вам удается убедить их в правильности вашей точки зрения?

а) Да; б) Нет.

3. Легко обходитесь без постоянного одобрения окружающих?

а) Да; б) Нет.

4. Последовательны в своих действиях?

а) Да; б) Нет.

5. Планировать, по вашему мнению, довольно-таки увлекательная и приятная обязанность?

а) Да; б) Нет.

6. Справляться с нахлынувшими эмоциями для вас трудная задача?

а) Нет; б) Да.

7. Проявляете ли настойчивость и твердость в принципиальных вопросах?

а) Да; б) Нет.

8. Идеи, высказанные не вами, воспринимаете в штыки?

а) Нет; б) Да.

9. Обычно вы теряетесь, если решение не лежит на поверхности, а время на его принятие строго ограниченно?

а) Нет; б) Да.

10. Вы открыты для новых знаний, все время стремитесь совершенствоваться?

а) Да; б) Нет.

11. Во всех случаях следуете принципу «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»?

а) Да; б) Нет.

12. Если вы боитесь чего-то, всегда ли стараетесь преодолеть свой страх?

а) Да; б) Нет.

13. Являетесь ли генератором идей?

а) Да; б) Нет.

14. Считаете ли, что удовлетворение от успешно выполненной работы само по себе награда?

а) Да; б) Нет.

15. Распределять обязанности для вас не составляет труда?

а) Да; б) Нет.

16. Как правило, обещая, исполняете?

а) Да; б) Нет.

17. Вам по силам создать атмосферу доверия?

а) Да; б) Нет.

18. Если предстоит какая-то сложная работа, не ищете отговорок, а просто делаете ее?

а) Да; б) Нет.

19. Бросить уже начатое для вас исключительная редкость?

а) Да; б) Нет.

20. Всегда ли готовы идти на разумный риск?

а) Да; б) Нет.

Суммируйте баллы и ознакомьтесь с выводами.

За ответы под буквой «а» баллы не начисляются, за каждый ответ под буквой «б» начислите себе 2 балла. Суммируйте их и подведите итоги.

0–10 баллов. Вероятно, вы человек активный, верящий, что искреннее желание, помноженное на старание, способно дать результат. Кроме того, вы вполне коммуникабельны, ответственны и в малой степени подвержены влиянию извне. Одним словом, у вас есть необходимые качества, чтобы быть руководителем.

12–24 балла. Ваш успех в качестве руководителя не так очевиден. Быстро принимать важные решения, отстаивать свое мнение с риском нажить недоброжелателей, нести ответственность за других людей – согласитесь, нелегкий труд. Ответьте себе честно на вопрос: готовы ли вы к этому? Если без колебаний отвечаете «да», значит, у вас есть шанс попробовать реализовать себя на почетном, но беспокойном поприще.

26–40 баллов . Не обладая ярко выраженными лидерскими качествами, руководить – занятие неблагодарное. Гораздо легче вам будет осуществить ваши планы в деловом партнерстве.

Я не претендую на то, что с помощью этого теста действительно можно понять, хороший Вы психолог или плохой. Но, возможно, результат заставит задуматься над Вашим пониманием некоторых ситуаций. Прежде, чем перейти к тесту, хотел бы обратить внимание на следующее:

  • Тест не выдаст результаты, пока не будут даны ответы на ВСЕ вопросы.
  • Некоторые (подчёркиваю: НЕКОТОРЫЕ! ) правильные ответы не являются абсолютной истиной, а лишь отражают личное мнение автора теста, хотя и вполне обоснованное.
  • Для ответов на БОЛЬШИНСТВО вопросов не нужны специальные знания, достаточно просто логически поразмыслить.
  • Так что НЕ БЕРИТЕ РЕЗУЛЬТАТ БЛИЗКО К СЕРДЦУ, особенно если он для Вас неудовлетворительный.
  • Все ответы пояснены на этой странице.
  • Желательно ознакомиться с инструкцией, которая дана ниже (кликните по слову "Инструкция").

Итак, приступим!

Хороший ли Вы психолог?

Инструкция

  • Выберите один из вариантов в каждом из 23 вопросов;
  • Нажмите на кнопку "Показать результат";
  • Скрипт не покажет результат, пока Вы не ответите на все вопросы;
  • Загляните в окно рядом с номером задания. Если ответ правильный, то там (+). Если Вы ошиблись, там (-).
  • За каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
  • Оценки: менее 11.5 баллов - НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, от 11.5 но менее 17.25 - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, 17.25 и менее 23 - ХОРОШО, 23 - ОТЛИЧНО;
  • Чтобы сбросить результат тестирования, нажать кнопку "Сбросить ответы";

Определяет разновидность лидерских качеств у учащихся:

А - умение управлять собой;

Б- осознание цели (знаю, чего я хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – творческий подход;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – специфические качества личности организатора;

З – умение работать с группой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОГУ ЛИ Я БЫТЬ ЛИДЕРОМ-ОРГАНИЗАТОРОМ

Инструкция:

4- если Вы полностью согласны с приведенным утверждением;

3- если Вы скорее согласны, чем нет;

2- если Вы затрудняетесь сказать;

1- если Вы скорее не согласны;

0- если Вы полностью не согласны.

Карточка ответов :

Утверждения:

1. Я не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолеть трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

9.Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую своё время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Любой человек для меня открытая книга.

16. В любом окружении я признанный лидер.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показать это окружающим.

18. для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда все получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26.Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Решая проблемы, использую опыт других.

28. Принимая решения, перебираю различные варианты.

29. Я умею воздействовать на товарищей, если считаю это нужным.

30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я хорошо представляю, как завоевать авторитет среди людей.

35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие.

37. Нет человека, который бы устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

42. я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

43. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Я умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

Обработка результатов :

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 36, 41, 42, 43).

Эта сумма определяет разновидность лидерских качеств:

А - умение управлять собой;

Б- осознание цели (знаю, чего я хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – творческий подход;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – специфические качества личности организатора;

З – умение работать с группой.

Если сумма в столбце меньше 13, то качество развито слабо и необходимо работать над его совершенствованием, если больше – качество развито средне или сильно. Подсчет баллов и анализ результатов делают сами ребята. При этом нужно обратить их внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 29, 36, 41, 42, 43. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, это свидетельствует о том, счто отвечающий был неискренен в самооценке.

1

9

17

25

33

41

1

9

17

25

33

41

1

9

17

25

33

41

1