Влияние архитектурных стилей на городской ансамбль. Что такое архитектурный ансамбль

1 Особенности эстетики массового жилища.

2 Требования, предъявляемые к архитектурно-планировочной структуре жилой территории.

3 Понятие об архитектурном ансамбле.

4 Ансамбль, как высшая цель, к которой направлена формообразующая деятельность архитектора.

5 Пространственная структура ансамбля.

Эстетика массового жилища обладает рядом присущих ей особенностей. В архитектуре жилища при решении художественных задач необходимо учитывать взаимодействие сложного комплекса факторов. К ним относятся: социальная необходимость, потребительские и эксплуатационные качества, природно-климатическая обусловленность, экономика, современная техника и технология производства. В полноценном объекте жилищного строительства каждый из этих факторов должен быть решен на самом высоком уровне современных знаний и требований. Прежде всего архитектура жилища – это повседневно окружающая человека среда, которая должна быть гармоничной, ненавязчивой, обеспечивающей психо-физиологический комфорт. Она должна как можно полнее учитывать природное окружение, быть адаптирована к региональным условиям, национально-бытовым традициям, а также сложившемуся масштабу и колориту города и увязана с сопутствующими ей массовыми общественными зданиями. Соблюдение этих требований – один из важнейших критериев оценки не только функциональных, но и эстетических достоинств застройки.

На основе упорядоченности градостроительных систем можно создать гармоничное, обладающее определенным уровнем эстетических качеств окружение. В современном градостроительстве архитектурно-художественный замысел подчиняет себе не отдельный объект – здание, а организованную систему из многих объектов, ансамбль .

Архитектурный ансамбль – эта система зданий, сооружений и открытых пространств, закономерно организованная в соответствии с потребностями, мировоззрением, эстетическими ценностями общества и воплощающая художественный образ. Ансамбль – высшая цель, к которой направлена формообразующая деятельность архитектора. В создании архитектурных ансамблей архитектура и градостроительство соединяются воедино, градостроительство становится градостроительным искусством.

Наиболее важное, универсальное свойство ансамбля – единство художественно-образного выражения. Форма ансамбля должна обладать не только признаками единства, но и многообразием. Таким образом, основной принцип архитектурного ансамбля – многообразие в пределах единства.

Группы сооружений, которые закономерно организованы по функциональным, технико-конструктивным и формально-эстетическим признакам, но не обладают художественной образностью, называют комплексами. Комплекс может быть целесообразно сформирован, гармоничен, однако он не несет идейного содержания, воплощенного в художественном образе.


Разница между комплексом и ансамблем не в типе организации – в качестве. Так, множество жилых микрорайонов имеет хорошую функциональную организацию и определенный уровень эстетической ценности, но не обладает художественной образностью. Их относят к категории комплексов.

Ансамбль не только объединяет группу сооружений и организованных пространств, но и распространяет свое влияние вовне, за пределы своих физических границ.

Ансамбли, закономерно размещенные на территории, могут всю ее подчинить своему художественно-образному воздействию. Тогда крупная часть города или даже весь город начинают восприниматься как целостность, обладающая признаками ансамбля. Примером может служить историческое ядро Петербурга, включающее материковую часть между Невой и рекой Фонтанкой, восточную часть Васильевского острова, южную часть Петроградской стороны.

Архитектурные ансамбли существуют не изолированно; они всегда входят составной частью в обширную пространственную систему (городского района или города в целом) и существуют как части этой системы.

Пространственную структуру ансамбля, на основе которой складывается образ, определяет функция. Выделяют семы: линейную, развернутую вдоль главного направления движения людских масс; замкнутую, создающую обрамление для концентрации людей и деятельности, своего рода зал под открытым небом; открытую, при которой пространство как бы «обтекает» свободно стоящее посредине главное сооружение или группу построек. Кроме перечисленных архитектурный ансамбль может формироваться как система взаимосвязанных пространств, как бы «переливающихся» одно в другое.

Ансамбли, имеющие линейную пространственную структуру, приобрели значение для центров современных городов, которым присуща динамичность деятельности. Линии движения, вдоль которых распространяются различные функции, становятся основой структуры; такие ансамбли, как правило, создаются открытыми для дальнейшего роста, отвечающего увеличивающимся потребностям городского организма (пр. Красноярский рабочий г. Красноярска).

Главные свойства замкнутой пространственной структуры – отсутствие сквозных перспектив, целостность нерасчлененного главного пространства ансамбля, организация проездов по его сторонам. В современной практике мощные потоки транспорта делают затруднительным создание замкнутых структур. Застроенные по периметру площади иногда получаются настолько обширны, что уже не воспринимаются как замкнутые. Достичь замкнутости пространства возможно, если проезды вынесены вовне¸ и площадь сформирована как пешеходный остров, «омываемый» потоками транспорта. Подобный характер присущ для торговых и культурных центров в некоторых городах Западной Европы и США.

Третий тип структуры – открытый, при котором единое пространство «обтекает» свободно поставленные посреди него объемы. Основу эстетического эффекта замкнутых структур определяют соотношения пространства и ограничивающих его поверхностей, в открытых композициях, образованных свободно поставленными объемами, эстетический эффект определяется соотношениями объемов и их формой.

Системы взаимосвязанных пространств лежат обычно в основе композиции современных жилых комплексов. Каждая часть такого ансамбля воспринимается в зрительной связи с соседними, в единстве с ними. Однако вся система, как правило, не может быть воспринята с одной точки зрения. Представление о композиции в целом складывается постепенно, из последовательно накапливаемых впечатлений, возникающих при движении через комплекс. Связи между частями находят выражение в сквозных перспективах. Здания, ограничивающие пространство, воспринимаются в своей объемности. Организация формы должна подчиняться закономерностям восприятия пространства, объема и плоскости в их взаимодействии.

АНСАМБЛЬ

(франц. ensemble - совокупность, стройное целое) группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения.

Архитектурный словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНСАМБЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНСАМБЛЬ в Словаре музыкальных терминов:
    группа исполнителей, выступающая как единый художественный …
  • АНСАМБЛЬ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от французского ensemble - совокупность, стройное целое) в архитектуре градостроительстве - гармоничное единство пространственной композиции, включающей здания, инженерные сооружения …
  • АНСАМБЛЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. ensemble - совокупность стройное целое),..1) в сценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу...2) Группа исполнителей, выступающая …
  • АНСАМБЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ensemble) — обозначает в архитектуре главную массу здания, а иногда под А. разумеют отношение частей здания к целому или пропорциональность …
  • АНСАМБЛЬ в Современном энциклопедическом словаре:
  • АНСАМБЛЬ
    (французское ensemble - совокупность, стройное целое), 1) взаимная согласованность, гармоничное сочетание частей, образующих какое-либо целое (например, архитектурный ансамбль). 2) В …
  • АНСАМБЛЬ в Энциклопедическом словарике:
    я, м. 1. Группа музыкантов, певцов, танцоров и т.п., выступающая вместе как единый коллектив. Вокально-инструментальный а.||Ср. КАПЕЛЛА I, ОРКЕСТР, …
  • АНСАМБЛЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. Согласованность, стройность частей единого целого, а также само такое целое. Архитектурный а. 2. Исполнительский коллектив (певцов, …
  • АНСАМБЛЬ
    АНС́АМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ им. А.В. Александрова, армейский худ. коллектив, созд. в 1928 в Москве; с 1978 академич. …
  • АНСАМБЛЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНС́АМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА под рук. И.А. Моисеева, хореогр. коллектив, созд. в 1937 в Москве; с 1965 академич. Исполняет танцы народов …
  • АНСАМБЛЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНС́АМБЛЬ (франц. ensemble - совокупность, стройное целое), в сценич. иск-ве гармонич. сочетание всех компонентов спектакля, подчинённых единому замыслу. Группа исполнителей, …
  • АНСАМБЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (ensemble) ? обозначает в архитектуре главную массу здания, а иногда под А. разумеют отношение частей здания к целому или пропорциональность …
  • АНСАМБЛЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    анса"мбль, анса"мбли, анса"мбля, анса"мблей, анса"мблю, анса"мблям, анса"мбль, анса"мбли, анса"мблем, анса"мблями, анса"мбле, …
  • АНСАМБЛЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, м. 1) Согласованность, органическая взаимосвязь, стройное единство частей целого, а также само такое целое. Архитектурный ансамбль. Дворцовый ансамбль. Они …
  • АНСАМБЛЬ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. ensemble букв. вместе) 1) взаимная согласованность, органическая взаимосвязь, стройное единство частей, образующих какое-л. целое, напр, архитектурный а.; 2) …
  • АНСАМБЛЬ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. ensemble букв. вместе] 1. взаимная согласованность, органическая взаимосвязь, стройное единство частей, образующих какое-л. целое, напр, архитектурный а.; 2. художественная …
  • АНСАМБЛЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • АНСАМБЛЬ в словаре Синонимов русского языка:
    банда, бит-ансамбль, виа, гамелан, децимет, джаз-ансамбль, джаз-рок-ансамбль, диксиленд, дуэт, капелла, квартет, квинтет, компарсас, миманс, нонет, октет, оркестр, поп-ансамбль, рок-ансамбль, сазандари, …
  • АНСАМБЛЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) а) Художественная согласованность, стройность исполнения драматического, музыкального и т.п. произведения несколькими артистами. б) Музыкальное произведение или его законченная …
  • АНСАМБЛЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    анс`амбль, …
  • АНСАМБЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    ансамбль, …
  • АНСАМБЛЬ в Орфографическом словаре:
    анс`амбль, …
  • АНСАМБЛЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    исполнительский коллектив (певцов, музыкантов и т.п.), а также состав исполнителей А. песни и пляски. ансамбль! согласованность, стройность частей единого …
  • АНСАМБЛЬ в Словаре Даля:
    муж. , франц. , худож. общность, совместность, общее согласие картины, музыки; взаимное соответствие, стройная …
  • АНСАМБЛЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. ensemble - совокупность, стройное целое),..1) в сценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу…2) Группа исполнителей, выступающая …
  • АНСАМБЛЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    ансамбля, м. (фр. ensemble). 1. Стройное объединение, согласованность всех частей какого-н. целого (книжн.). Архитектурный ансамбль. 2. Художественно согласованное, дружное исполнение …
  • АНСАМБЛЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    ансамбль м. 1) а) Художественная согласованность, стройность исполнения драматического, музыкального и т.п. произведения несколькими артистами. б) Музыкальное произведение или его …
  • АНСАМБЛЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • АНСАМБЛЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Художественная согласованность, стройность исполнения драматического, музыкального и т.п. произведения несколькими артистами. отт. Музыкальное произведение или его законченная часть, …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.

Сущность ансамбля в архитектуре

Определение 1

Архитектурным ансамблем называют единство и гармонию пространственного композиционного решения комплекса зданий или сооружений.

Ансамблем может являться как общая композиция мостов или набережных, так и произведений монументального искусства, например, живописи или скульптуры, а также садово-паркового оформления.

Примечательно, что восприятие архитектурного ансамбля напрямую коррелирует со сменой освещения, времени года или присутствием людей. Одной из важнейших деталей архитектурного ансамбля можно назвать ландшафт. Зачастую с использованием рельефа местности можно добиться весьма оригинального эффекта. Например, довольно оригинальным архитектурным ансамблем можно назвать расположение церквей на высоком берегу реки Волги, ведь нередко в архитектурные ансамбли сознательно включают водоемы.

Архитектурный ансамбль возможно сформировать только при условии единого пространственного решения всего комплекса сооружений. Существует ряд архитектурных ансамблей, сформированных одним потоком, по единому плану. Как полная противоположность таким – ансамбли, складывающиеся годами или десятилетиями, при участии разных зодчих и архитекторов различных поколений. В последнем случае сочетание происходит таким образом, что складывающаяся композиция органически дополняется новыми элементами, бережно включающимися в единую концепцию. Наиболее яркими примерами таких архитектурных ансамблей можно назвать площадь святого Марка в Венеции и Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге;

В композицию архитектурного ансамбля часто включаются не только сооружения и элементы ландшафта, но и скульптуры и памятники. Примером таких ансамблей могут послужить:

  • Сенатская площадь, содержащая фигуру Медного всадника, Санкт-Петербург;
  • Исаакиевская площадь с памятником Николаю I в Санкт-Петербурге.

Дворцово-парковый ансамбль

Одним из основных разделов архитектурного ансамбля можно назвать дворцово-парковый ансамбль. В общем виде он представляет собой произведение садово-паркового искусства с элементами архитектуры. Обычно это масштабная архитектурная композиция, включающая переработку естественного рельефа какой-либо загородной резиденции, в которой все детали подчиняются единой концепции. Такое направление в архитектурном ансамбле, разумеется, может включать в себя искусственные или естественные водоемы. Примечательно, что дворцово-парковых ансамблей на сегодняшний день сохранилось мало, они, как правило, являются культурно-историческими или архитектурными памятниками.

Многие известные дворцово-парковые архитектурные ансамбли формировались на протяжении многих десятилетий или даже столетий. В таких композициях участвует несколько поколений архитекторов. В этой связи обычно в архитектуре подобных композиций отчетливо прослеживается влияние различных культурных эпох, архитектурных стилей и школ.

Наиболее известным садово-парковым ансамблем является Версаль во Франции. Подход к композиции ансамбля вызывал множество подражаний при устройстве загородных дворцов многих европейских правителей и стал переломным пунктом в истории садово-паркового искусства.

Этот дворцово-парковый ансамбль является бывшей резиденцией французских правителей в городе Версале. Данный ансамбль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года и стал своеобразным выражением идей абсолютизма. Ансамбль Версаля является крупнейшим в Европе, имеет целостный замысел и аккуратно гармонирует своими архитектурными формами с преобразованным ландшафтом. К концу XVII века Версаль стал образцом для всех парадных резиденций европейских правителей и аристократического слоя, однако прямых подражаний Версалю не наблюдается ни в одном европейском ансамбле.

Рисунок 2. Дворцовая Площадь в Санкт-Петербурге. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Городской ансамбль и природа

На композицию архитектурного ансамбля города существенное влияние может оказывать природные условия. Например, рельеф с преобладанием равнин дает возможность проектировать прямые дороги, проспекты и улицы. В то же время рельеф холмистый, высокий вынуждает проводить криволинейные участки улиц, а также конструировать виадуки и мосты для преодоления низин. Эти аспекты в значительной мере придают ансамблю живописность.

Важным значением в проектировании архитектурной концепции городских территорий является наличие водоемов и их характер. Чем больший размер имеет водоем, тем в большей мере на него будет ориентироваться архитектурный ансамбль: устраиваются набережные, парки и прибрежные скверы. Дома, расположенные в непосредственной близости от воды, обращаются к водоему. В сторону водных объектов раскрываются ансамбли и площади. Именной этой особенности в проектировании ансамблей обязано появление «фасадов городов», которые характеризуются выходом на берега рек или морей.

В строительстве парков, скверов, организации прудов и прочих архитектурных ансамблей отражается связь облика города с природой. В градостроительном проектировании сложились определенные принципы, которые являются основой для складывающихся ансамблей.

В пространственном решении архитектурных ансамблей различают наиболее распространенные построения:

  • глубинно-пространственная перспектива, раскрывающаяся вдоль вытянутой улицы или площади. Такое решение принимается благодаря господствующей композиции главного элемента, либо наоборот, приводить к нему. Возможен альтернативный вариант такой перспективы – всему пространству, принимающему участие в перспективе, присваивается главенствующее значение по отношению к окружающему пространству;
  • замкнутое пространство, ограничиваемое зданиями или массивами зелени. К такому принципу композиции может относиться парковая или городская площадь, а также внутриквартальные пространства.
  • свободное пространство, характеризующееся расположением зданий таким образом, чтобы они образовывали строго определенные линейные границы улицы или площади. В таком случае пространственную среду будет определять элемент, служащий природной границей или сооружения, располагающиеся по периметру.

Основные постройки:

    Петропавловский собор с усыпальницей императоров

    Великокняжеская усыпальница

    Монетный двор

    Гауптвахта

    Ботный дом

    Инженерный дом

    Кавальер

    Казначейство

    Каретник

    Комендантский дом

    Кронверк

    Прокурорский дом

    Тюрьма Трубецкого бастиона

    Васильевские

    Невские ворота

    Иоанновские

    Кронверкские

    Никольские

    Петровские

Бастионы:

    Государев

    Нарышкин

    Меншиков

    Трубецкой

    Головкин

Равелины:

    Алексеевский

    Иоанновский

    Екатерининская

    Кронверкская

  • Никольская

    Петровская

Инженерные сооружения:

    Невская пристань

Описание крепостных сооружений

Через Иоановские ворота мы попадаем на территорию крепости. На них дата 1740 год. Это год окончания постройки Иоановского равелина. Иоановский равелин строился в 30 годы XVII века во время во время царствования императрицы Анны Иоановны. В XVII-XIX веках территория равелина отделялась от крепости рвом, соединявшим Неву с Кронверкским проливом.

За Иоанновским равелином находится Петровская куртина – стена, соединяющая бастионы Государев и Меньшиков. Она сооружена в 1707-1708 годах. Рядом с крепостью на городском (Берёзовом) острове строится Петербург. На Троитской площади перед крепостью были построены первые здания. В них были государственные учреждения. С этой площади попасть в крепость можно было через Петровские ворота.

Петровские ворота построены в виде триумфальной арки. Это единственное дошедшее до нас триумфальное сооружение петровского времени. Они создавались в 1707-1708 года по проекту Д. Трезине и первоначально были деревянными, в 1718 году они были перестроены в каменные.

Повернув налево от Петровских ворот, можно подойти к Государеву бастиону. Государев бастион с бастионом Нарышкина соединяет Невская куртина. В ней было несколько десятков казематов.

Со стороны Невы на фоне суровых гранитных стен четко вырисовываются Невские ворота. Они сооружены в 1730-1731 годах. Современный вид приобрели в 1787 году по проекту Н. А. Львове.

Гранитная пристань была построена во второй половине XVIII в. От неё к берегу идет трех пролётный мостик. В народе эти ворота называли ”воротами смерти”, через них выводили узников приговоренных к смерти.

Бастион Нарышкина – центральный из трёх бастионов, выходящих на Неву. Он был построен в камне 1725-1729 годах. В 1731 году по проекту Д. Трезине на бастионе была построена каменная башня с флагштоком. Между бастионами Нарышкина и Трубецким протянулась Екатерининская куртина. Казематы этой куртины использовались как места заключения.

Трубецкой бастион обращен на юго-запад. Он был построен в камне в 1708-1714 годах. В Трубецком бастионе были помещения, которые использовались как места заключения. Трубецкой бастион вместе с бастионом Золотова соединяет Васильевская куртина. Она обращена на запад, в сторону Васильевского острова, чем объясняется её название. В 1709 году она перестроена в камне. Казематы северной части куртины в конце XVIII - начале XIX века были заняты архивом, южные - Монетным двором.

Через Васильевские ворота Васильевской куртины можно пройти на территорию Алексеевского равелина.

В северо-западной части Заячьего острова расположен бастион Зотова. Бастион Зотова и Головкина соединяет Николаевская куртина. Перестройка её в камне закончена в 1729 году. Ворота в куртине называются Николаевскими. Через них можно выйти к Кронверкскому проливу. Бастион Головкина обращен на север, в 1730 перестроен в камне.

Кронверкская куртина соединяет бастион Головкина и Меньшикова. В ней содержались приговорённые к смертной казни декабристы П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьёв-Апостол, П. Г. Каховский, М. П. Бестужев–Рюмин. На восточном валу Кронверка в ночь на 13 июля 1826 года были казнены декабристы.

В северо-восточной части Заячьего острова расположен бастион Меньшикова. В его казематах была размещена первая аптека в Петербурге.

По главной аллее, ведущей в центр крепости от Петровских ворот, расположены два одноэтажных здания. Справа - бывший Артиллерийский Цейх Гауз, построенный в 1801 году. Слева здание с высокой кровлей, бывший инженерный деловой двор или Инженерный дом. Он был построен в 1749 году. В инженерном доме с 1971 года открыта экспозиция “Архитектура Петербурга – Петрограда начала XX века”.

С левой стороны от главной аллеи в глубине небольшого сквера, стоит двух этажное здание с белыми колонами. Это бывшая караульная Гауптвахта. Современный облик здание приобрело после перестройки его в 1907-1908 годах. Тогда был возведен второй этаж и сооружен 4-х колонный портик. Перед Гауптвахтой на месте существующего газона в начале XVIII века была площадь, которая служила местом наказания солдат.

На площади пред собором находится двух этажное каменное здание, построенное в 40 годах восемнадцатого века. Это бывший комендантский дом. Главным фасадом он обращен на восток к зданию Гауптвахты. Комендант крепости был особо доверенным лицом царя

Единственное здание производственного характера на территории крепости и старейшее промышленное предприятие Санкт-Петербурга – это Монетный двор. В1724 году по приказу Петра I Монетный двор из Москвы переведен в Петербург. Для работы его были приспособлены помещения бастионов Трубецкого и Нарышкина. В 1800-1805г. было построено специальное здание Монетного двора. Предполагается, что проектировал его архитектор А. Н. Воронихин, однако чертежи подписаны архитектором А. Порто.

До недавнего времени только здесь производились все металлические монеты, все ордена и медали (за исключением орденов ручной работы). С конца 1990-х годов монеты начали чеканить и в Москве.

Монетный двор вместе с Петропавловским собором, Ботным домиком и Комендантским домом формирует главную площадь Петропавловской крепости.

На Монетном дворе работали выдающиеся русские медальеры С. Юдин, Т. Иванов, В. Краюхин.

На площади перед Монетным двором находится небольшой изящный павильон с белыми колоннами. Это аллегория навигации. Павильон называют Ботным домиком. В нем хранится ботик Петра I, на котором он еще в детские годы совершал плавания по реке Яузе и Переяславскому озеру. Ботный домик построен по проекту А.Ф. Вистав 1762–1766 годах. Изначально был деревянным, впоследствии переделан в каменный. Дом построен для ботика Петра I - «Дедушки русского флота». Судно было подарено царской семье английским посольством. Его нашёл Пётр в селе Преображенском, им лично отреставрирован, в детстве Пётр плавал на нём по Яузе. Бот перевезён сюда из Москвы в 1723 году, сразу по окончании Северной войны. Специально для его встречи была построенапристань (Комендантская) и ворота (Невские). Сначала для судна был выстроен простой навес. Когда же был выстроен специальный дом для него, то оказалось что двери строения слишком узки чтоб пронести внутрь ботик. Пришлось тогда разобрать часть стены. Говорят, после этого А.Ф. Виста навсегда выслали из России, помня ещё и об обвалившейся колокольнеАндреевского собораего же постройки.

В 1724 году Пётр I устроил морской парад, то есть показал «дедушке русского флота» весь имеющийся тогда русский флот. Подобное позже повторил Александр I. У Ботного домика стоял караул. Любой желающий мог под надзором офицера осмотреть ботик, таким образом, здесь был организован первый в России мемориальный музей. Караульный офицер же был обязан рассказать посетителю об экспонате.

В 1891 году на Ботном домике появилась статуя Навигации работы Д.И. Иенсена. В 1940 году бот перенесён в Военно-Морской музей, открывшийся в здании Биржи, в Ботном домике находится его копия. Копию выполнили в 1996 году на Петрозаводе, новое судно участвовало в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.

Петропавловский собор - уникальный памятник русской архитектуры и искусства первой половины XVIII века почти без изменений сохранил свой первоначальный облик. Уже во время возведения земляной крепости 29 июня 1703 года, где на месте существующего собора была заложена маленькая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла.

С 1712 года Петербург становился столицей Русского государства. Столице нужен главный кафедральный собор. И вот на месте деревянной церкви по проекту Д. Трезине начинается строительство Петровского собора. Он строится 21 год (1712-1733). Петровский собор построен в стиле раннего барокко. Строгость и простота в планировки, наружной отделки здания–наиболее характерные черты этого стиля. Собор представляет собой вытянутое прямоугольное здание, его стены оформлены пилястрами и головками херувимов на наличных окнах.

Самая интересная часть собора колокольня. Ярус за ярусом она поднимается ввысь. Ярусы соединены завитками – волютами, которые создают плавный переход от основного здания собора к высокой балине. Шпиль собора вознеся над городом как символ утверждения России на берегах Невы, как символ выхода её к просторам Балтики. Собор самое высокое здание Санкт-Петербурга. (Если не считать вышку телевизионного центра). Его высота- 122, 5 метров, высота шпиля - 1, 6 метра, высота фигуры ангела –3, 2 метра, размах крыльев –3, 8 метра. План собора не похож на традиционные планы русских церквей. Это прямоугольное сооружение “зеркального” типа. Внутреннее пространство собора разделено на три части мощными пилонами. Интерьер собора праздничный и нарядный: помещение просторное и светлое (длина 61 метр высота около 16 метров), огромные окна заливают его светом. Петровский собор на протяжении нескольких десятилетий служил усыпальницей русских императоров. Хоронить в соборе стали по указанию Петра I. Сам Петр I похоронен у южной стены собора. Он умер 27 января 1725 года рано утром. 30 могил отмечены белыми мраморными надгробиями.

Согласованное расположение группы зданий, созданное на основе функциональных требований, практич. целесообразности, определенного идейно-художественного замысла с учетом архитектурного и природного окружения, обеспечивающее единство зрительного восприятия. Композиционными принципами построения архитектурного ансамбля являются: установление главного композиционного центра, соподчинение ему остальных элементов Архитектурного ансамбля путем согласования архитектурных объемов, членений, пропорций, масштаба, ритма, цвета и т. д.

Архитектурные ансамбли складываются различными путями. Одни - в течение длит, времени на основании первоначального композиционного замысла, развиваемого последующими поколениями зодчих. При этом основное условие, к-рое обеспечивает возникновение А. при различных стилевых характеристиках зданий, состоит в соблюдении принципов объемной и масштабной согласованности: напр., Кремль в Москве (15-20 вв.), Дворцовая площадь в Ленинграде (18-19 вв.), площадь Св. Марка в Венеции (11 - 16 вв.) и т. д. Другие А. осуществляются единовременно целиком по единому замыслу и в одном архитектурном стиле. Напр., ансамбль Смольного монастыря (18 в., арх. В. В. Растрелли), улица Росси и площадь Ломоносова (1-я пол. 19 в., арх. К. И. Росси) в Ленинграде, площадь Вогезов в Париже (начало 17 в., арх. К. Шатий он).

В СССР и др. социалистич. странах отсутствие частной собственности на землю, государственное планирование строительства, передовая идеология создают широкие возможности построения А., объединяющего целые р-ны, площади и даже города.

В сложении современных А. (особенно жилых) решающее значение имеют функциональные требования, связанные с заботой о человеке. В СССР создан ряд значительных ансамблей; жилые кварталы Москвы (Песчаные улицы, Юго-западный р-н), Ленинграда (Щемил овка, Автово), площадь им. Ленина в Ереване и др.

Крупные градостроит. А. созданы после постановления партии и правительства (1955) о борьбе с излишествами в архитектуре (в гг. Ангарск, Рустави, Сумгаит и др., Центр, стадион им. В. И. Ленина и Дворец пионеров в Москве, р-н Сабуртало в Тбилиси и др.). Значительные А. созданы и в др. социалистич. странах: площадь Республики в Бухаресте, заводской поселок Альмашфюзите (Венгрия) и др.

Известны крупные Архитектурные ансамбли в капиталистич. странах: комплекс нового ун-та в Мехико (1950-е годы), жилые кварталы Сан-Пауло в Риме, центр Гавра (Франция). Однако частная собственность на землю, разнородность требований отд. заказчиков сильно ограничивают возможность создания А.

Лит.: К у л а г а Л., Национальные традиции русского градостроительства, «А», 1952, №10- И; Кириллова Л., Новое в архитектуре стран народной демократии, в сб.: Советская архитектура, № 12, М., 1960; Егоров Ю. А., Ансамбль в градостроительстве СССР, М., 1961.

Ансамбль Троицкого монастыря - это своеобразный музей архитектурных форм и стилей, в котором представлены лучшие образцы национального зодчества.

В этом случае говорят уже о синтезе искусств. В архитектурный ансамбль входят различные здания или сооружения ландшафтной архитектуры, хорошо сочетающиеся с объектами природы.

Архитектура . Строительство в 18 веке и завершение ансамбля монастыря. … С сооружением этого выдающегося произведения многовековой ансамбль архитектурных памятников Троице-Сергиева...

Архитекторы барокко включают в целостный архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы. Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными...

Эта свобода достигалась глубоким пониманием связи архитектурного образа с природой, умелым соединением ансамбля с окружающим ландшафтом.

В архитектуре и скульптуре можно выделить два … Примерно в это же время в архитектурном ансамбле храмового комплекса появляется новый элемент - реликварий.

Проектирование включает проект планировочного решения участка, разработанный на основе... и разработку единого художественно-архитектурного ансамбля

Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию. в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Архитектура» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.